Екатеринбург |
|
20 сентября 2022 г. |
Дело N А60-2559/2022 |
Арбитражный суд Уральского округа в составе судьи Кравцовой Е. А. рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Элемент-Трейд" (далее - общество "Элемент-Трейд", ответчик) на мотивированное решение Арбитражного суда Свердловской области от 29.03.2022, принятое в порядке упрощенного производства, по делу N А60-2559/2022 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.06.2022 по указанному делу.
Жалоба рассматривается в порядке, предусмотренном статьей 288.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, без извещения сторон.
Общество с ограниченной ответственностью "Компания "Рифей" (далее - компания "Рифей", региональный оператор, истец) обратилось в арбитражный суд с иском к обществу "Элемент-Трейд" о взыскании задолженности по оплате оказанных услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) за август 2021 года в размере 164 267 руб. 18 руб. основного долга, пени в размере 6 011 руб. 69 коп. за период с 11.09.2021 по 04.12.2021 с продолжением начисления пени в размере 1/130 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на день фактической оплаты, от суммы основного долга, начиная с 05.12.2021 и по день фактической оплаты долга.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 29.03.2022, оставленным без изменения постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.06.2022, исковые требования удовлетворены.
В кассационной жалобе общество "Элемент-Трейд" просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на нарушение норм материального права и на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в части.
По мнению заявителя, вывод судов о правомерности требований относительно перерасчета твердых коммунальных отходов исходя из норматива накопления сделан в противоречие согласованным в договоре условиям и действующему законодательству и практике его применения.
Ответчик настаивает на том, что на территории АПО-1 отсутствуют действующие объекты обработки и утилизации ТКО, в связи с чем выводы судов о неправомерности коммерческого учета ТКО исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО вследствие отсутствия доказательств раздельного накопления, а также отсутствия спорных площадок (мест накопления) в соответствующем реестре, является незаконным.
Законность обжалуемых судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке, установленном статьями 286 и 288.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 288.2. названного Кодекса вступившие в законную силу решения арбитражного суда первой инстанции и постановления арбитражного суда апелляционной инстанции, принятые по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, могут быть обжалованы в порядке кассационного производства по правилам, предусмотренным главой 35, с учетом особенностей, установленных названной статьей.
В соответствии с частью 3 статьи 288.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для пересмотра в порядке кассационного производства указанных в части 1 названной статьи решений и постановлений являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Как следует из материалов дела и установлено судами при рассмотрении спора, компания "Рифей" (региональный оператор) в соответствии с соглашением об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами в Северной зоне (АПО-1) Свердловской области от 18.05.2018, заключенным с Министерством энергетики и ЖКХ Свердловской области, является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами (региональный оператор) в зоне деятельности: Северное административно-производственное объединение (АПО-1) Свердловской области.
Между региональным оператором и обществом "Элемент-Трейд" (потребитель) заключены следующие договоры на оказание услуг по обращению с ТКО: от 01.06.2020 N РФ03КО0102000116 (далее - договор N 116), согласно пункту 12 которого учет объема ТКО производится исходя из нормативов накопления ТКО; от 01.06.2020 N РФ03КО0102000117 (далее - договор N 117), согласно пункту 12 которого учет объема ТКО производится исходя из количества и объема контейнеров для складирования ТКО.
Оба вышеуказанных договора в подпунктах "г" пункта 9 устанавливают право регионального оператора в случае выявления недостоверности информации, предоставленной потребителем и использованной региональным оператором для начисления стоимости услуги по обращению с ТКО, произвести перерасчет размера платы за оказанные услуги по обращению с ТКО за те периоды, по которым расчеты были произведены на основании такой недостоверной информации.
По результатам проверочных мероприятий на наличие установленных в законном порядке контейнерных площадок и контейнеров, проведенных региональных оператором в октябре 2020 года, выявлено, что контейнерные площадки, а также контейнеры, соответствующие нормативным требованиям, указанные потребителем при заключении договора N 117 по адресам: г. Нижняя Тура, ул. Скорынина, д. 2, г. Нижний Тагил, ул. Пархоменко, д. 46., в действительности отсутствуют.
В ноябре 2020 года истцом также проведены вышеупомянутые мероприятия в отношении объектов ответчика, выявлено отсутствие контейнерных площадок по адресу: -г. Краснотурьинск, ул. Ленина д. 45/1.
В декабре 2020 года региональным оператором произведен перерасчет услуги по обращению с ТКО по нормативу по следующим объектам, в связи с обращениями потребителя об исключении указанных объектов из договора N 117 и включении в договор N 116: г. Краснотурьинск, ул. Радищева, 2; г. Краснотурьинск, ул. Попова, д. 65; г. Нижний Тагил, ул. Вагоностроителей, д. 26а; г. Североуральск, ул. Ленина, д. 42.
Региональным оператором составлено дополнительное соглашение от 11.12.2020 N 005 к договору N 116 о включении вышеуказанных объектов в договор и направлено в адрес потребителя. Согласно дополнительному соглашению от 16.12.2020 N 005 к договору N 117 сторонами исключены из договора следующие объекты:
* г. Нижняя Тура, ул. Скорынина, д. 2 - с 26.10.2020;
* г. Нижний Тагил, ул. Пархоменко, д. 46 - с 30.10.2020;
* г. Краснотурьинск, ул. Ленина, д. 45/1. - с 11.11.2020;
* г. Краснотурьинск, ул. Радищева, д. 2; - с 01.12.2020;
* г. Краснотурьинск, ул. Попова, д. 65 - с 01.12.2020;
* г. Нижний Тагил, ул. Вагоностроителей, д. 26а - с 01.12.2020;
* г. Североуральск, ул. Ленина, д. 42 - с 01.12.2020.
В феврале 2021 года сторонами заключено дополнительное соглашение от 15.02.2021 N 006 к договору N 116 на включение в договор следующих объекта по адресу: г. Нижний Тагил, ул. Попова, д. 12А.
Также в марте 2021 года региональным оператором проведена проверка в отношении объектов потребителя, выявлено отсутствие контейнерных площадок:
* г. Североуральск, ул. Комсомольская, д. 13;
* г. Нижний Тагил, ул. Захарова, д. 2;
* г. Верхняя Салда, ул. Сабурова, д. 6;
* г. Верхняя Салда, ул. Карла Либкнехта, д. 18;
* г. Верхняя Салда, Воронова, 4 к. 1.
Региональным оператором составлено дополнительное соглашение от 31.03.2021 N 009 к договору N 116 о включении вышеуказанных объектов в договор и направлено в адрес потребителя.
В соответствии с дополнительным соглашением от 31.03.2021 N 010 к договору N 117 сторонами с 01.03.2021 исключены из договора следующие объекты:
* г. Североуральск, ул. Комсомольская, д. 13.
* г. Нижний Тагил, ул. Захарова, д. 2;
* г. Верхняя Салда, ул. Сабурова, д. 6;
* г. Верхняя Салда, ул. Карла Либкнехта, д. 18;
* г. Верхняя Салда, Воронова, д. 4, к. 1.
Исходя из выявленных фактов отсутствия контейнерных площадок и контейнеров, региональный оператор осуществил перерасчет задолженности потребителя по вышеуказанным объектам в соответствии с нормативом накопления ТКО, которая составила 164 267 руб.18 коп.
Неудовлетворение претензии по оплате образовавшейся задолженности послужило основанием для обращения регионального оператора в арбитражный суд.
Удовлетворяя исковые требования, суды руководствовались статьями 309, 310, 779, 781 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), а также положениями Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 (далее - Правила коммерческого учета) и исходили из доказанности факта оказания услуг по обращению с ТКО на заявленную сумму, правомерности произведенного перерасчета и наличия задолженности по оплате оказанных услуг.
Оснований для иных выводов у суда округа не имеется в силу следующего.
По договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги (пункт 1 статьи 779 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 781 ГК РФ заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
Не оспаривая факта оказания услуг по обращению с ТКО, ответчик настаивает на ошибочности произведенного региональным оператором расчета. По расчетам общества "Элемент-Трейд" задолженность по оплате услуг за спорный период составляет 32 689,29 руб.
Согласно пункту 5 Правил коммерческого учета коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется расчетным путем исходя из: - нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема; - количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов.
Как указывалось выше, по ряду объектов ответчика коммерческий учет объема ТКО производится исходя из норматива, утвержденного Постановлением Региональной энергетической комиссией от 30.08.2017 N 77-ПК, в связи с отсутствием на объектах соответствующих средств измерения, т.е. контейнеров; по остальным объектам региональным оператором определен коммерческий учет расчетным путем в соответствии с абзацем 3 подпункта "а" пункта 5 Правил коммерческого учета, исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО.
При этом пункт 10 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641" (далее - Правила N 1156) устанавливает перечень способов складирования ТКО в местах накопления ТКО, а именно в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы); в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках; в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором.
Потребителям запрещается осуществлять складирование ТКО в местах (площадках) накопления, не указанных в договоре на оказание услуг по обращению с ТКО (пункт 15 Правил N 1156).
Судам установлено, что данные о фактически вывезенном объеме ТКО подтверждены представленными в материалы дела актами приемки оказанных услуг между истцом и операторами по сбору и транспортированию ТКО в рамках соответствующих договоров, представлены также акты обследования объектов потребителя, подробный расчет стоимости оказанных услуг с учетом результатов обследования объектов.
С учетом того, что факт оказания услуг ответчику на заявленную истцом сумму подтвержден, относимых доказательств, опровергающих расчет истца, ответчиком не представлено, суды, в отсутствие документального контррасчета, а также иных доказательств, опровергающих оказание услуг, признали произведенный перерасчет стоимости оказанных услуг исходя из обнаруженного отсутствия контейнеров на объектах потребителя законным, проверив расчет задолженности, признали его верным и обоснованно удовлетворили исковые требования в заявленном объеме.
Установив нарушение потребителем сроков оплаты оказанных услуг, суды на основании статьи 330, статьи 331 ГК РФ, пункта 18 договора, проверив расчет неустойки, также признали его верным и удовлетворили требования о взыскании неустойки за соответствующий период.
Суд кассационной инстанции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций законными и обоснованными, сделанными при правильном применении норм материального и процессуального права, с установлением всех обстоятельств по делу, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора по существу.
Обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального права, а содержащиеся в них выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 288, 288.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 29.03.2022, принятое в порядке упрощенного производства, по делу N А60-2559/2022 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.06.2022 по указанному делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Элемент-Трейд" - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу со дня его принятия, обжалованию в соответствии с частью 3 статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не подлежит.
Судья |
Е.А. Кравцова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как указывалось выше, по ряду объектов ответчика коммерческий учет объема ТКО производится исходя из норматива, утвержденного Постановлением Региональной энергетической комиссией от 30.08.2017 N 77-ПК, в связи с отсутствием на объектах соответствующих средств измерения, т.е. контейнеров; по остальным объектам региональным оператором определен коммерческий учет расчетным путем в соответствии с абзацем 3 подпункта "а" пункта 5 Правил коммерческого учета, исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО.
При этом пункт 10 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641" (далее - Правила N 1156) устанавливает перечень способов складирования ТКО в местах накопления ТКО, а именно в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы); в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках; в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором.
Потребителям запрещается осуществлять складирование ТКО в местах (площадках) накопления, не указанных в договоре на оказание услуг по обращению с ТКО (пункт 15 Правил N 1156).
...
Установив нарушение потребителем сроков оплаты оказанных услуг, суды на основании статьи 330, статьи 331 ГК РФ, пункта 18 договора, проверив расчет неустойки, также признали его верным и удовлетворили требования о взыскании неустойки за соответствующий период."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 20 сентября 2022 г. N Ф09-6404/22 по делу N А60-2559/2022