Екатеринбург |
|
28 сентября 2022 г. |
Дело N А60-4278/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 сентября 2022 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 сентября 2022 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Кравцовой Е.А.,
судей Гавриленко О.Л., Черкезова Е.О.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Белокопи" (далее - общество "Белокопи", налогоплательщик, заявитель) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 31.03.2022 по делу N А60-4278/2022 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.07.2022 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 29 по Свердловской области (далее - инспекция, налоговый орган) - Чирик Е.А. (доверенность от 17.02.2022);
Общества "Белокопи" - Самарина Е.Н. (доверенность от 24.02.2022).
Общество "Белокопи" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к инспекции о признании недействительными решений инспекции от 12.10.2021 N 2569 и от 08.11.2021 N 2940 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения".
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 31.03.2022, оставленным без изменения постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.07.2022, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе общество "Белокопи" просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на неверное применение норм материального права, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
По мнению заявителя, ввиду того, что налоговый орган в качестве вида полезного ископаемого рассматривает щебень, то налоговая база по налогу на добычу полезных ископаемых подлежит определению с учетом количества добытого (произведенного) щебня, а не строительного камня; налогоплательщик также указывает на необходимость учета изменений в подпункт 10 пункта 2 статьи 337 Налогового кодекса Российской Федерации, которыми законодатель к видам добытых полезных ископаемых отнес щебень.
В отзыве на кассационную жалобу инспекция просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Проверив законность судебных актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов кассационной жалобы, суд кассационной инстанции пришел к следующим выводам.
Как установлено судами, инспекцией проведены камеральные налоговые проверки первичной налоговой декларации по налогу на добычу полезных ископаемых (далее - НДПИ) за март 2021 года и уточненной налоговой декларации по НДПИ за апрель 2021 года, представленных обществом "Белокопи", по итогам которых составлены акты от 13.08.2021 N 3038, от 14.09.2021 N 3432 и приняты решения от 12.10.2021 N 2569, от 08.11.2021 N 2940, которым обществу "Белокопи" доначислен НДПИ в сумме 905 218 руб. и 1 014 327 руб. соответственно, а также соответствующие пени и штраф, предусмотренный пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Основанием для доначисления указанных сумм послужил вывод инспекции о неправомерном применении налогоплательщиком способа оценки добытых полезных ископаемых из расчетной стоимости добытого полезного ископаемого (строительный камень) в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 340 НК РФ вместо применения способа оценки исходя из сложившихся у налогоплательщика за соответствующий налоговый период цен реализации добытого полезного ископаемого - щебня различных фракций в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 340 НК РФ, что привело к занижению налоговой базы при исчислении НДПИ за март - апрель 2021 года.
Решением УФНС России N 29 по Свердловской области (далее - управление) от 09.12.2021 N 13-06/41299@ НДПИ за март 2021 года уменьшен до 561 762 руб. и размер соответствующих пеней до 25 848 руб.45 коп., штрафные санкции снижены с учетом смягчающих обстоятельств до 56 137 руб.20 коп.
Решением управления от 29.12.2021 N 13- 06/43741@ НДПИ за апрель 2021 года уменьшен до 658 973 руб. и размер соответствующих пеней, штрафные санкции снижены с учетом смягчающих обстоятельств до 32 948 руб.65 коп.
Основанием для уменьшения произведенных инспекцией доначислений явились выводы управления о том, что показатель количества полезного ископаемого необходимо применять в расчете с коэффициентом разрыхления, так как при расчете цены единицы добытого полезного ископаемого его количество и цена реализации единицы полезного ископаемого должны быть сопоставимы, что требует использования коэффициента перевода метрических единиц в единицы объема.
Полагая, что решения налогового органа не соответствует положениям Налогового кодекса Российской Федерации, нарушают права и интересы заявителя, последний обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суды при рассмотрении дела не установили совокупности оснований для признания оспариваемого решения недействительным.
Оснований для иных выводов суд округа не усматривает в силу следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 337 НК РФ в целях исчисления НДПИ полезные ископаемые именуются добытым полезным ископаемым. При этом полезным ископаемым признается продукция горнодобывающей промышленности и разработки карьеров, содержащаяся в фактически добытом из недр минеральном сырье, первая по своему качеству соответствующая указанным в пункте 1 статьи 337 НК РФ стандартам.
Не может быть признана полезным ископаемым продукция, полученная при дальнейшей переработке (обогащении, технологическом переделе) полезного ископаемого, являющаяся продукцией обрабатывающей промышленности.
В силу пункта 7 статьи 339 НК РФ при определении количества добытого в налоговом периоде полезного ископаемого учитывается полезное ископаемое, в отношении которого в налоговом периоде завершен комплекс технологических операций (процессов) по добыче (извлечению) полезного ископаемого из недр (отходов, потерь); при разработке месторождения полезного ископаемого в соответствии с лицензией (разрешением) на добычу полезного ископаемого учитывается весь комплекс технологических операций (процессов), предусмотренных техническим проектом разработки месторождения полезного ископаемого.
По смыслу вышеуказанных норм налогового законодательства во взаимосвязи с положениями Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах", возникновение объекта обложения НДПИ в определенных случаях связывается не с моментом добычи собственно минерального сырья, а с моментом завершения технологических операций, включенных в технический проект разработки месторождения полезных (горнодобывающая промышленность) (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 11.03.2021 N 375-О).
В условиях же переработки добытого полезного ископаемого возникает продукция обрабатывающей промышленности, не признаваемая объектом обложения НДПИ в силу вышеуказанных положений статьи 337 НК РФ.
При этом основополагающим критерием разграничения технологических операций, входящих в технологический комплекс по добыче конкретного полезного ископаемого и закрепленных в техническом проекте (горнодобывающая промышленность), от технологических операций, составляющих суть перерабатывающей (обрабатывающей) промышленности, является неизменность основного характера продукта.
Результатом переработки полезного ископаемого, как комплекса сложных механических, физических и химических процессов с применением особых технологий и специального оборудования, выступает качественно новый продукт с иным минеральным, химическим составом и физико-механическими свойствами (постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.03.2005 N 12742/04, от 22.01.2008 N 4822/07, определение Верховного Суда Российской Федерации от 22.03.2021 N 309-ЭС21-1456).
Как следует из материалов дела и установлено судами, обществу "Белокопи" выдана лицензия СВЕ 18159 ТР для геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, разведки и добычи полезных ископаемых в 8 км к востоку от города Асбест на территории Асбестовского городского округа (срок действия - до 15.07.2032).
Согласно пункту 4 Заключения Комиссии по запасам общераспространенных полезных ископаемых Свердловской области N 16/14 от 19.09.2014 г. (далее - ТКЗ N 16/14) принято решение: "Утвердить для подсчета запасов строительного камня (техногенных пород) южной части Восточного отвала Баженовского месторождения следующие временные разведочные кондиции: - качество щебня из пород отвала должно отвечать требованиям ГОСТ 8267-93 "Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ" (далее - ГОСТ 8267-93) для дорожных работ.
Результатом оценочных работ в разделе 2.6 Технического проекта "Разработка Южной части Восточного отвала вмещающих пород и отходов обогащения асбестовых руд Баженовского месторождения хризотил - асбеста для добычи строительного камня в Асбестовском районе Свердловской области 1-ый этап" (Том 1. Пояснительная записка 22-09/2017-1 ПЗ), утвержденного в 2018 году (далее - Технический проект) по качественным характеристикам установлено соответствие полезного ископаемого требованиям ГОСТа 8267-93.
Судами установлено, что дробление габбро, перидотитов, серпентинитов, дунитов, диоритов до щебня соответствует ГОСТу 8267-93, входит в единую технологическую схему разработки Баженовского месторождения.
Согласно положениям "ОК 034-2014 (КПЕС 2008). Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности", утвержденного Приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст (далее - ОК 029-2014), щебень, наряду с камнем строительным, отнесен к продукции горнодобывающих производств, а виды работ, относящиеся к добыче полезных ископаемых, и работы обрабатывающих производств регламентированы разными разделами (разделы "B" и "C" соответственно).
Так, раздел "B" ОК 029-2014 "Добыча полезных ископаемых" включает добычу полезных ископаемых, встречающихся в природе в виде твердых пород, а также дополнительные виды деятельности с целью подготовки сырья к реализации: дробление, измельчение, сортировка.
Исходя из буквального толкования ОК 029-2014, дробление строительного камня относится к обрабатывающему производству в том случае, когда оно не связано с одновременной его добычей непосредственно данной организацией. В случае же, когда организация осуществляет дробление строительного камня в связи с операциями по его добыче (единый технологический процесс, предусмотренный проектом разработки месторождения), процессы дробления, измельчения и сортировки строительного камня до щебня отнесены нормативно-правовыми актами к видам добычных работ.
Соответственно, с учетом положений Методических рекомендаций, содержания лицензии на право пользования недрами, наличия операций по переработке, предусмотренных Проектной документацией, с выходом продукции, соответствующей ГОСТу8267-93, суды пришли к верному выводу, что работы по переработке щебня являются первичной переработкой полезных ископаемых, входящих в общий цикл добычных работ.
Таким образом, как до доставки на дробильно-сортировочной установку, так и после дробления и грохочения на дробильно-сортировочной установке, добытый гранит для производства строительного камня на щебень соответствует ГОСТу 8267-93, изменяется лишь его размерность (гранулометрический состав). При этом физико-механические свойства (прочность, пористость, плотность), химический и минеральный состав, кристаллическая структура, технологические свойства после обработки на дробильно-сортировочной установке остаются прежними; дробление и сортировка на дробильно-сортировочной установке входит в единый технологический процесс и не меняет качества гранодиорита.
С учетом вышеуказанного судами сделан обоснованный вывод о том, что полезным ископаемым признается продукция, первая по своему качеству соответствующая государственному стандарту ГОСТ 8267-93.
Вопреки доводам налогоплательщика расчет налога произведен инспекцией в соответствии с положениями главы 26 НК РФ.
Налоговая база определяется в отношении каждого добытого полезного ископаемого как стоимость добытых полезных ископаемых, рассчитанная в соответствии со статьей 340 НК РФ (пункты 1 и 2 статьи 338 НК РФ).
Как указано в пункте 1 статьи 340 НК РФ, оценка стоимости добытых полезных ископаемых определяется налогоплательщиком самостоятельно одним из следующих способов: исходя из сложившихся у налогоплательщика за соответствующий налоговый период цен реализации без учета субсидий (подпункт 1); исходя из сложившихся у налогоплательщика за соответствующий налоговый период цен реализации добытого полезного ископаемого (подпункт 2); исходя из расчетной стоимости добытых полезных ископаемых (подпункт 3)
Стоимость признается равной произведению количества добытого полезного ископаемого и стоимости единицы добытого полезного ископаемого. Стоимость единицы добытого полезного ископаемого рассчитывается как отношение выручки от реализации добытого полезного ископаемого к количеству реализованного добытого полезного ископаемого (абзац 7 пункта 2 статьи 340 НК РФ).
С учетом того, что добываемое полезное ископаемое соответствует требованиям и качественным характеристикам, предусмотренным ГОСТ 8267-93, принимая во внимание его последующую реализацию покупателям, суды пришли к обоснованному о том, что налоговую базу по НДПИ в отношении полезного ископаемого Баженовского месторождения следует исчислять в соответствии с положениями подпункта 2 пункта 1 статьи 340 Кодекса исходя из сложившихся у налогоплательщика за соответствующий налоговый период цен реализации щебня.
Проверив расчет УФНС России N 29 по Свердловской области, суды признали его арифметически верным, отметив, что количество добытого полезного ископаемого определено в соответствии с данными налоговой отчетности общества "Белокопи" и актами контроля маркшейдерского замера остатков строительного камня с учетом коэффициента разрыхления.
В пункте 1 статьи 339 Кодекса установлено, что количество добытого полезного ископаемого определяется налогоплательщиком самостоятельно. Согласно пункту 2 статьи 339 Кодекса количество добытого полезного ископаемого определяется прямым или косвенным методом. Приоритетным является прямой метод подсчета количества добытого полезного ископаемого, поскольку применение косвенного метода возможно только в случае, если определение количества добытых полезных ископаемых прямым методом невозможно. При этом применяемый налогоплательщиком метод определения количества добытого полезного ископаемого подлежит утверждению в учетной политике налогоплательщика для целей налогообложения и применяется налогоплательщиком в течение всей деятельности по добыче полезного ископаемого (пункт 2 статьи 339 НК РФ).
Прямой метод - это определение количества путем применения измерительных средств и устройств непосредственно к добытому полезному ископаемому. При прямом методе определения налоговой базы количество добытого полезного ископаемого определяется с учетом фактических потерь полезного ископаемого. Фактическими потерями полезного ископаемого считается разница между количеством погашенных в недрах запасов полезных ископаемых и количеством добытого полезного ископаемого, определяемого после завершения технологического процесса по добыче полезного ископаемого, предусмотренного техническим проектом разработки месторождения (пункт 3 статьи 339 Кодекса).
Количество добытого полезного ископаемого определяется по данным геолого - маркшейдерского учета, а также учета, ведущегося в соответствии с отраслевыми методическими указаниями по учету добычи полезного ископаемого.
Руководствуясь вышеуказанными положениями, учитывая при определении налоговой базы за март-апрель 2021 года количество добытого полезного ископаемого в объеме соответственно 35 550 м3 и 31 500 м3, налоговый орган исходил из сведений, отраженных налогоплательщиком в налоговой отчетности и актах контроля маркшейдерского замера остатков строительного камня.
Таким образом, отнесение налоговым органом в своем расчете к полезному ископаемому строительного камня (щебень), учет его количественного объема, и расчет по этому виду полезного ископаемого стоимости единицы и общей стоимости добытого полезного ископаемого (налоговой базы) с применением цены реализации строительного камня - щебня произведено правомерно.
Доводы налогоплательщика о неправильном исчислении НДПИ и необходимости учитывать изменения в подпункт 10 пункта 2 статьи 337 НК РФ о введении в перечень полезных ископаемых щебня отклоняются судом округа, поскольку приводимые в обоснование указанного вывода правовые нормы не действовали на момент проведения налоговой проверки.
Доводы налогоплательщика не свидетельствуют о нарушениях норм материального, процессуального права, влекущих отмену обжалуемых судебных актов, в том числе в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 31.03.2022 по делу N А60-4278/2022 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.07.2022 по тому же делу. оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Белокопи" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.А. Кравцова |
Судьи |
О.Л. Гавриленко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В пункте 1 статьи 339 Кодекса установлено, что количество добытого полезного ископаемого определяется налогоплательщиком самостоятельно. Согласно пункту 2 статьи 339 Кодекса количество добытого полезного ископаемого определяется прямым или косвенным методом. Приоритетным является прямой метод подсчета количества добытого полезного ископаемого, поскольку применение косвенного метода возможно только в случае, если определение количества добытых полезных ископаемых прямым методом невозможно. При этом применяемый налогоплательщиком метод определения количества добытого полезного ископаемого подлежит утверждению в учетной политике налогоплательщика для целей налогообложения и применяется налогоплательщиком в течение всей деятельности по добыче полезного ископаемого (пункт 2 статьи 339 НК РФ).
Прямой метод - это определение количества путем применения измерительных средств и устройств непосредственно к добытому полезному ископаемому. При прямом методе определения налоговой базы количество добытого полезного ископаемого определяется с учетом фактических потерь полезного ископаемого. Фактическими потерями полезного ископаемого считается разница между количеством погашенных в недрах запасов полезных ископаемых и количеством добытого полезного ископаемого, определяемого после завершения технологического процесса по добыче полезного ископаемого, предусмотренного техническим проектом разработки месторождения (пункт 3 статьи 339 Кодекса).
...
Доводы налогоплательщика о неправильном исчислении НДПИ и необходимости учитывать изменения в подпункт 10 пункта 2 статьи 337 НК РФ о введении в перечень полезных ископаемых щебня отклоняются судом округа, поскольку приводимые в обоснование указанного вывода правовые нормы не действовали на момент проведения налоговой проверки."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 28 сентября 2022 г. N Ф09-6067/22 по делу N А60-4278/2022