Екатеринбург |
|
30 сентября 2022 г. |
Дело N А60-57119/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 сентября 2022 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 сентября 2022 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Купреенкова В.А.,
судей Лазарева С.В., Сулейменовой Т.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу муниципального казенного учреждения "Управление капитального строительства городского округа Верхняя Пышма" на постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.07.2022 по делу N А60-57119/2021 Арбитражного суда Свердловской области.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на официальном сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью ДСК "Строймеханизация" (далее - общество, истец) - Габдулкагиров Р.М. (доверенность от 10.01.2022 N 10).
Общество обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с иском к учреждению о взыскании 1 626 465 руб. 52 коп. задолженности по плате выполненных работ по контракту N 2020.3765.
Решением суда от 28.03.2022 иск удовлетворен частично. С учреждения в пользу общества взыскано 763 518 руб. 48 коп. долга. В удовлетворении остальной части заявленных исковых требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.07.2022 решение суда изменено. Иск удовлетворен. С учреждения в пользу общества взыскано 1 626 465 руб. 52 коп. основного долга.
В кассационной жалобе учреждение просит постановление апелляционного суда отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права. Ответчик полагает, что оснований для списания неустойки в 2020, 2021 годах не имелось, поскольку условия для ее списания не соблюдены. Заявитель считает неверным вывод судов о том, что положениями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), предусмотрено обязательное предоставление обеспечения исполнения контракта на протяжении всего срока его действия, поскольку срок действия контракта в соответствии с п. 2.2. контракта до момента полного исполнения сторонами своих обязательств. Учреждение не согласно с выводами судов о том, что непредоставление банковской гарантии взамен ранее выданной банковской гарантии, срок которой истек, не является нарушением, имеющим стоимостное выражение, поскольку предусмотренное контрактом обеспечение исполнения контракта имеет стоимостное выражение и составляет 10 % от начальной (максимальной) цены контракта. Заявитель отмечает, что нарушение имело место и попадает под штраф в соответствии с п. 8.9. контракта и должен быть учтен при вынесении решения.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит судебный акт оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с ч. 1 ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции проверяет законность обжалуемого судебного акта в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе.
Как установлено судами и следует из материалов дела, между обществом (генеральный подрядчик) и учреждением (заказчик) заключен контракт от 27.01.2020 N 2020.3765 на строительство лыже-роллерной трассы (ИКЗ: 193660601895266860100100660454299000).
Согласно п. 1.1 контракта генеральный подрядчик обязуется по заданию заказчика выполнить работы по строительству лыже-роллерной трассы в соответствии с проектной документацией (шифр 25/2018), техническим заданием (приложение N 1), иными приложениями к контракту, а заказчик обязуется принять выполненные подрядные работы и оплатить их. Место выполнения работ: г. Верхняя Пышма. Существующий городской парк, располагающийся в границах: Верхотурский тракт-ул. Петрова-ул. Чкалова. Контракт предусматривает выполнение генеральным подрядчиком работ по реконструкции/строительству объекта, сдачу объекта в эксплуатацию в соответствии с действующими нормами и правилами, с выполнением функций генерального подрядчика, включая возможные работы, определенно не упомянутые, но необходимые для полного сооружения объекта, нормальной его эксплуатации и передачи в муниципальную собственность (пункт 1.2 контракта).
Согласно п. 2.1 контракта срок начала работ - со дня заключения контракта. Срок окончания работ - не позднее 01.08.2020. Сроки начала и завершения технологических этапов работ определяются графиком производства работ (приложение N 4 к контракту).
Сроки выполнения иных обязательств - в соответствии с условиями контракта. Контракт считается заключенным с момента подписания его сторонами.
Срок действия контракта до 30.09.2020, но в любом случае контракт действует до момента полного исполнения сторонами своих обязательств (п. 2.2 контракта).
В соответствии с п. 3.1 контракта цена контракта составляет 77 351 848 руб. 20 коп., в том числе НДС-20% 12 891 974 руб. 70 коп. Цена контракта указана с учетом расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей, а также включает в себя расходы на доставку документации, расходы на материалы, оборудование, товары, строительно-монтажные, пусконаладочные работы, обслуживание туалетных кабин, охрану объекта до передачи объекта заказчику, устройство площадки для мойки колес автотранспорта, все иные работы и услуги, необходимые для осуществления строительства и передачи объекта заказчику по акту приемки по форме N КС-11 и ввода объекта в эксплуатацию, а также связанные с передачей объекта в муниципальную собственность и казну. Стоимость работ определяется на основании сметного расчета стоимости строительства (приложение N 2 к контракту).
В счет цены контракта без дополнительной платы генеральный подрядчик несет также расходы на: установку web-камер на строительной площадке для мониторинга строительства с возможностью трансляции в сети "Интернет" в режиме реального времени; инструментальные и лабораторные исследования на объекте; экспертизу промышленной безопасности технической документации и энергетических установок; работы по подготовке документов о соответствии объекта техническим условиям (исполнительные съёмки существующих и вновь построенных инженерных сетей, и благоустройства); сопутствующие расходы; расходы, связанные с возможным приостановлением работ в случае неполного доведения заказчику лимитов бюджетных обязательств, уменьшения/сокращения финансирования по муниципальной программе, отсутствия финансирования в отдельных периодах исполнения контракта; другие работы и услуги, необходимые для передачи объекта заказчику по акту приемки по форме N КС-11, ввода объекта в эксплуатацию, а также связанные с передачей объекта в муниципальную собственность и казну, в том числе изготовление технических документов.
Пунктом 3.4 контракта установлено, что оплата за выполненные генеральным подрядчиком и принятые заказчиком работы по строительству объекта производится заказчиком в срок не более тридцати календарных дней с даты подписания сторонами каждого акта приемки выполненных работ по форме N КС-2, справки о стоимости выполненных работ и затрат по форме N КС-3, оформленных в соответствии с условиями контракта.
Оплата производится на основании подписанных сторонами актов приемки выполненных работ по форме N КС-2, справок о стоимости выполненных работ и затрат по форме N КС-3, и при условии предоставления генеральным подрядчиком счета на оплату и счета-фактуры.
Общество указало, что предусмотренные контрактом работы выполнены и сданы заказчику по актам выполненных работ КС-2, актом о приемке законченного строительством объекта КС-11 от 02.06.2021.
Всего работы были выполнены на сумму 71 607 883 руб. 20 коп., однако оплачены заказчиком частично в размере 69 981 417 руб. 68 коп.
Размер задолженности составил 1 626 465 руб. 52 коп.
В адрес учреждения направлена претензия от 09.09.2021 N 241 с требованием оплаты суммы задолженности в течении 10 дней с момента получения претензии, которая оставлена без ответа.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения общества в суд с рассматриваемым иском.
Удовлетворяя иск частично, суд первой инстанции руководствовался статьями 309, 310, 330, 702, 708, 711, 716, 719, 758, 768, Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), положениями Закона N 44-ФЗ, условиями заключенного между сторонами контракта, и установил факт выполнения истцом работы на общую сумму 71 607 883 руб. 20 коп., которые ответчиком оплачены частично. Вместе с тем, поскольку истцом допущена просрочка выполнения работ, суд пришел к выводу, что требования ответчика о начислении неустойки в сумме 851 039 руб. 26 коп. и 1907 руб. 78 коп. являются обоснованными. Относительно произведенного удержания суммы штрафа в размере 773 518 руб. 48 коп. по требованию от 02.12.2020 N1583, суд установил, что обязанность предоставления обеспечения гарантийных обязательств в период действия контракта прямо предусмотрено контрактом, в связи с чем ответчик правомерно начислил штраф. При этом суд пришел к выводу, что непредоставление банковской гарантии взамен ранее выданной банковской гарантии, срок которой истек, не является нарушением, имеющим стоимостное выражение, в связи с чем размер штрафа должен был быть рассчитан в соответствии с п. 8.9. контракта и составляет 10 000 руб. Таким образом, с ответчика в пользу истца взыскана задолженность в сумме 763 518 руб. 48 коп.
Изменяя решение суда, и удовлетворяя иск полностью, апелляционный суд исходил из следующего.
Правовое регулирование правоотношений, сложившихся между сторонами, определено главой 37 ГК РФ и Законом N 44.
Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами (ст. 309, 310 ГК РФ).
Согласно статье 702 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
В силу положений п. 1 ст. 720 ГК РФ заказчик обязан в сроки и в порядке, которые предусмотрены договором подряда, с участием подрядчика осмотреть и принять выполненную работу (ее результат), а при обнаружении отступлений от договора, ухудшающих результат работы, или иных недостатков в работе немедленно заявить об этом подрядчику.
В силу п. 1 ст. 708 ГК РФ в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).
В силу положений статей 711 и 746 Гражданского кодекса Российской Федерации основанием для возникновения у заказчика обязательства по оплате выполненных работ в порядке, установленном договором подряда, является сдача подрядчиком и принятие заказчиком результатов работ в установленном законом и договором порядке.
Сдача результата работ подрядчиком и приемка его заказчиком оформляются актом, подписанным обеими сторонами (статьи 720, 753 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу ст. 746 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата выполненных подрядчиком работ производится заказчиком в размере, предусмотренном сметой, в сроки и в порядке, которые установлены законом или договором строительного подряда.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии с положениями ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в их взаимосвязи и совокупности, суды установили факт выполнения подрядчиком работ на сумму 71 607 883 руб. 20 коп., при этом работы оплачены ответчиком частично, долг составляет 1626465 рублей 52 коп.
Согласно частям 6, 7 ст. 34 Закона N 44-ФЗ, в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).
Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления пени.
Статьей 96 Закона N 44-ФЗ установлено, что заказчиком, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта (часть 1).
Исполнение контракта, гарантийные обязательства могут обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств, срок действия банковской гарантии определяются в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно (часть 3).
Частью 4 ст. 34 Закона N 44-ФЗ предусмотрено, что в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Согласно частям 5, 7 ст. 34 Закона N 44-ФЗ, в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).
Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере, определенном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, но не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Статьей 330 ГК РФ установлено, что в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения, должник обязан уплатить кредитору неустойку - денежную сумму (штраф, пени), которая определенная законом или договором.
Пунктом 8.14 контракта предусмотрено, что в случае просрочки исполнения генеральным подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения генеральным подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик вправе после направления требования об уплате сумм неустойки (штрафа, пени) и получения отказа (или не получения в установленный срок ответа) генерального подрядчика об удовлетворении данных требований удержать сумму начисленных неустоек (штрафов, пени) одним из следующих способов: - из денежных средств, перечисленных генеральным подрядчиком в качестве обеспечения исполнения контракта и находящихся на счете заказчика; - из банковской гарантии, путем направления соответствующего требования гаранту; - из цены контракта, путем ее уменьшения на сумму начисленной неустойки (штрафа, пени). - взыскать неустойку (штраф, пени) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (в судебном порядке).
Согласно п. 8.6 контракта в случае просрочки исполнения генеральным подрядчиком обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения генеральным подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет генеральному подрядчику требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).
Пунктом 8.7 контракта предусмотрено, что пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения генеральным подрядчиком обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных генеральным подрядчиком, за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления пени.
В связи с нарушением подрядчиком установленного контрактом срока выполнения работ, ответчиком правомерно начислены пени на основании пунктов 2.1, 8.7 контракта (выполнение строительных работ, устройство наружного электроосвещения, устройство наружного электроснабжения, выполнение пуско-наладочных работ) на сумму 851 039 руб. 26 коп.; на основании пунктов 2.1, 8.14 контракта на сумму 1907 руб. 78 коп.
Кроме того, ответчиком на основании п 8.6, 8.8, 8.14 контракта начислен штраф в размере 773 518 руб. 48 коп.
Обязанность заказчика устанавливать требование об обеспечении исполнения практически всех государственных и муниципальных контрактов закреплена частью 1 статьи 96 Закона N 44-ФЗ.
Исключение предусмотрено только для некоторых видов государственных контрактов, заключаемых по результатам закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
В силу ч. 2 ст. 96 Закона N 44-ФЗ в этих случаях заказчик не обязан, но вправе установить требование обеспечения исполнения контракта.
На основании п. 3 ст. 96 Закона N 44-ФЗ исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 данного Закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику.
Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Таким образом, как верно указано судами, положениями Закона N 44-ФЗ предусмотрено обязательное предоставление обеспечения исполнения контракта на протяжении всего срока его действия.
Согласно п. 6.14 контракта генеральный подрядчик обязан предоставить обеспечение гарантийных обязательств вместе с документами, указанными в п. 5.5 контракта.
Обеспечение гарантийных обязательств может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям ст. 45 Закона N 44-ФЗ, или внесением денежных средств на счет, указанный в п. 11.5 контракта.
Способ обеспечения гарантийных обязательств, срок действия банковской гарантии определяются генеральным подрядчиком самостоятельно.
При этом срок действия банковской гарантии должен превышать предусмотренный контрактом срок обеспечения гарантийных обязательств, которые должны быть обеспечены такой банковской гарантией, не менее чем на один месяц, в том числе в случае его изменения в соответствии с условиями контракта (п. 6.15 контракта).
В случае если по независящим от генерального подрядчика причинам действие банковской гарантии прекратится до установленного контрактом срока, генеральный подрядчик обязан представить новое обеспечение гарантийных обязательств контракта в течение 15 дней со дня, когда генеральный подрядчик узнал или должен был узнать, что обязательство гаранта перед бенефициаром по банковской гарантии прекращено (п. 6.19 контракта).
Генеральный подрядчик вправе изменить способ обеспечения гарантийных обязательств и (или) предоставить заказчику взамен ранее предоставленного обеспечения гарантийных обязательств новое обеспечение гарантийных обязательств (п. 6.20 контракта).
Как следует из материалов дела, генеральным подрядчиком предоставлена банковская гарантия от 21.01.2020 N ЭГ-107691/20 со сроком действия до 31.10.2020 (включительно).
После окончания срока действия банковской гарантии иного обеспечения генподрядчиком не предоставлено.
Таким образом, поскольку обязанность предоставления обеспечения гарантийных обязательств в период действия контракта прямо предусмотрено контрактом начисление штрафа произведено ответчиком также правомерно.
Вместе с тем на основании ч. 4 ст. 34 Закона N 44-ФЗ в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Согласно ч. 8 ст. 34 Закона N 44-ФЗ штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом.
Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Порядок начисления штрафов, предусмотренных положениями ст.34 Закона N 44-ФЗ, установлен Правилами определения размера штрафа, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 N 1042 (далее - Правила N 1042).
Согласно п. 3 Правил N 1042 за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в порядке, установленном данным пунктом (за исключением случаев, предусмотренных п.п. 4 - 8 настоящих Правил).
За каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, которое не имеет стоимостного выражения, размер штрафа устанавливается (при наличии в контракте таких обязательств) в виде фиксированной суммы, определяемой в порядке, установленным названным пунктом (пункт 6 Правил N 1042).
Из указанных положений следует, что Правилами N 1042 установлены императивные правила определения размера штрафа в зависимости от вида нарушенных обязательств с разделением их на стоимостные и нестоимостные. Исходя из буквального толкования положений Правил N 1042, к стоимостным условиям контракта относятся те, в которых установлены обязательства, исполнение которых можно оценить в стоимостном (денежном) выражении.
С учетом положений часть 3 ст. 96 Закона N 44-ФЗ, проанализировав существо вменяемого подрядчику нарушения условий контракта, положения Правил N 1042, суд апелляционной инстанции установил, что непредоставление банковской гарантии взамен ранее выданной банковской гарантии, срок которой истек, не является нарушением, имеющим стоимостное выражение, поскольку проявляется в нарушении условия контракта о представлении подрядчиком заказчику определенных контрактом документов, что само по себе не может иметь денежного (или стоимостного) выражения.
Обязательства поставщика (подрядчика, исполнителя), не имеющие стоимостного выражения, - это все обязательства, которые поставщик (подрядчик, исполнитель) должен исполнить на основании контракта, заключенного в соответствии со статьей 34 Закона N 44-ФЗ, за исключением обязательств по поставке товара (выполнению работ, оказанию услуг) надлежащего качества и в оговоренном контрактом количестве (объеме).
Обеспечение исполнения обязательства относится к числу обязательств, не имеющих стоимостного выражения, а является акцессорным к основному обязательству исполнителя.
Согласно пункту 8.9 контракта за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, которое не имеет стоимостного выражения, размер штрафа устанавливается (при наличии в контракте таких обязательств) в 16 соответствии с постановлением N 1042-ПП РФ от 30.08.2017 в следующем порядке: а) 1000 рублей, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей; б) 5000 рублей, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно); в) 10000 рублей, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно); г) 100000 рублей, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.
Таким образом, оценив условия договора с учетом положений ст. 431 ГК РФ, суд обоснованно расценил нарушение контракта как не имеющее стоимостного выражения, в связи с чем размер штрафа должен был быть рассчитан в соответствии с п. 8.9. контракта, что составляет 10 000 руб.
В силу части 42.1 статьи 112 Закона N 44-ФЗ начисленные поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанные заказчиком суммы неустоек (штрафов, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением в 2015, 2016, 2020 и 2021 годах обязательств, предусмотренных контрактом, подлежат списанию в случаях и порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2018 N 783 утверждены Правила N 783, в пункте 3 которых установлено, что заказчик осуществляет списание начисленных и неуплаченных неустоек (штрафов, пеней), в том числе, если общая сумма начисленных и неуплаченных неустоек (штрафов, пеней) не превышает 5% от цены контракта.
Пункт 11 Правил N 783 устанавливает, что списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) в соответствии с пунктом 3 настоящих Правил распространяется на принятую к учету задолженность поставщика (подрядчика, исполнителя) независимо от срока ее возникновения и осуществляется заказчиком на основании решения о списании начисленной и неуплаченной суммы неустоек (штрафов, пеней), указанного в пункте 9 настоящих Правил, в течение 5 рабочих дней со дня принятия такого решения.
При рассмотрении исков заказчика о взыскании штрафных санкций по государственному контракту, а также исполнителя о взыскании удержанных заказчиком штрафных санкций по государственному (муниципальному) контракту, суд вправе самостоятельно устанавливать наличие оснований для применения мер государственной поддержки в виде списания неустойки, что согласуется с правовой позицией, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 24.04.2018 N 305-ЭС17-23242.
Как разъяснено в п. 40 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017, списание, рассрочка начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю) сумм неустоек (штрафов, пеней) в связи с ненадлежащим исполнением государственного (муниципального) контракта при определенных условиях является именно обязанностью государственного (муниципального) заказчика, поскольку данные действия призваны быть одной из мер поддержки исполнителей по государственным (муниципальным) контрактам. В связи с этим суд, рассматривая иск заказчика о взыскании с поставщика (подрядчика, исполнителя) указанных штрафных санкций, обязан проверить соблюдение истцом требований приведенного законодательства
В соответствии с правовой позицией Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ, изложенной в определении от 14.08.2018 N 305-ЭС18-5712, указанный порядок списания начисленных сумм неустоек направлен на установление действительного размера задолженности и урегулирование споров между сторонами.
С учетом изложенного, государственный заказчик обязан произвести списание сумм неустоек (пеней) в связи с ненадлежащим исполнением в 2015, 2016, 2020 и 2021 годах государственного контракта по контрактам, если обязательства по нему исполнены в полном объеме и если общая сумма начисленных и неуплаченных неустоек (пеней) не превышает 5% цены контракта.
Установив, что сумма начисленной ответчиком неустойки по контракту не превысила 5% от цены контракта, контракт исполнен ответчиком в 2021 году в полном объеме, суд апелляционной инстанции обоснованно пришел к выводу, что ответчик был обязан списать сумму неустойки в соответствии с положениями Постановления N 783.
Поскольку оснований для удержания штрафа и неустойки у ответчика не имелось, суд апелляционной инстанции правомерно изменил решение суда и удовлетворил иск в заявленном истцом размере.
Доводы заявителя относительно отсутствия оснований для списания сумм неустойки и штрафа, являлись предметом исследования апелляционного суда и им дана надлежащая правовая оценка, указанные доводы основаны на неправильном толковании норм материального права, по существу направлены на переоценку собранных по делу доказательств и сделанных на их основании выводов судов, что не относится к полномочиям суда кассационной инстанции (ч. 1, 3 ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При рассмотрении дела имеющиеся в материалах дела доказательства исследованы судами по правилам, предусмотренным ст. 67, 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, им дана правовая оценка согласно ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в силу требований ч. 1, 2 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющие правовое значение для дела обстоятельства определены судом с учетом существа спора, на основании доводов и возражений лиц, участвующих в деле, в соответствии с подлежащими применению нормами материального права.
Нарушений норм материального или процессуального права, влекущих отмену постановления апелляционного суда (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
Таким образом, обжалуемый судебный акт отмене не подлежит, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.07.2022 по делу N А60-57119/2021 Арбитражного суда Свердловской области оставить без изменения, кассационную жалобу муниципального казенного учреждения "Управление капитального строительства городского округа Верхняя Пышма" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.А. Купреенков |
Судьи |
С.В. Лазарев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как разъяснено в п. 40 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017, списание, рассрочка начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю) сумм неустоек (штрафов, пеней) в связи с ненадлежащим исполнением государственного (муниципального) контракта при определенных условиях является именно обязанностью государственного (муниципального) заказчика, поскольку данные действия призваны быть одной из мер поддержки исполнителей по государственным (муниципальным) контрактам. В связи с этим суд, рассматривая иск заказчика о взыскании с поставщика (подрядчика, исполнителя) указанных штрафных санкций, обязан проверить соблюдение истцом требований приведенного законодательства
В соответствии с правовой позицией Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ, изложенной в определении от 14.08.2018 N 305-ЭС18-5712, указанный порядок списания начисленных сумм неустоек направлен на установление действительного размера задолженности и урегулирование споров между сторонами.
...
Установив, что сумма начисленной ответчиком неустойки по контракту не превысила 5% от цены контракта, контракт исполнен ответчиком в 2021 году в полном объеме, суд апелляционной инстанции обоснованно пришел к выводу, что ответчик был обязан списать сумму неустойки в соответствии с положениями Постановления N 783."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 30 сентября 2022 г. N Ф09-6024/22 по делу N А60-57119/2021