Екатеринбург |
|
30 сентября 2022 г. |
Дело N А07-34499/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 сентября 2022 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 сентября 2022 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Ященок Т.П.,
судей Лукьянова В.А., Ивановой С.О.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Анощенкова Александра Александровича (далее - Анощенков А.А., заявитель) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 06.05.2022 по делу N А07-34499/2021 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.07.2022 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
От арбитражного управляющего Ларкина Александра Николаевича (далее - арбитражный управляющий, Ларкин А.Н.) поступило ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы без участия представителя. Ходатайство судом рассмотрено и удовлетворено на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Анощенков А.А. обратился в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан (далее - управление) о признании незаконным и отмене постановления от 06.12.2021 N 01200221 о прекращении производства по делу об административном правонарушении и направлении материалов дела об административном правонарушении в управление для рассмотрения (с учетом уточнений, принятых судом первой инстанции в порядке статьи 49 АПК РФ).
В качестве заинтересованного лица к участию в деле привлечён арбитражный управляющий Ларкин А.Н.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 06.05.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.07.2022 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Ссылаясь в кассационной жалобе на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, Анощенков А.А. просит названные судебные акты отменить в части отказа в удовлетворении заявления по эпизоду, связанному с не включением арбитражным управляющим в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве (далее - ЕФРСБ) сведений о подаче заявлений обществом с ограниченной ответственностью "Самаратранснефть-терминал" (далее - ООО "Самаратранснефть-терминал") о привлечении контролирующих общество с ограниченной ответственностью "Сигмастрой" (далее - ООО "Сигмастрой") лиц к ответственности, в отмененной части направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Башкортостан.
Заявитель жалобы считает противоречащим части 1 статьи 61.22 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) вывод судов об отсутствии в бездействии арбитражного управляющего по не включению в ЕФРСБ сведений о подаче в рамках дела N А07-11507/2021 о банкротстве ООО "Сигмастрой" двух заявлений о взыскании с контролирующих должника лиц убытков (10.08.2021 и 26.08.2021), а также в рамках дела N А07-11507/2021 третьего заявления о привлечении контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности, нарушений законодательства о банкротстве. Указывает, что допущенное управлением и судами расширительное толкование названной правообязывающей нормы является произвольным. Отмечает, что пункт 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21.12.2017 N 53 не содержит суждений о том, что арбитражный управляющий вправе не включать сведения в ЕФРСБ, если он считает необоснованным инициирование спора. Полагает, что апелляционный суд не имел полномочий предрешать в постановлении от 28.07.2022 выводы об отсутствии у ООО "самаратранснефть-терминал" права на обращение в суд с заявлением о привлечении к субсидиарной ответственности и невозможности рассмотрения этого заявления, поскольку это относится к прерогативе Арбитражного суда Республики Башкортостан в деле N А07-11507/2021.
В отзыве на кассационную жалобу управление указывает, что обжалуемые судебные акты являются законными и обоснованными, доводы заявителя жалобы несостоятельными, просит судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Как следует из материалов дела, в управление 11.10.2021, 08.11.2021 поступили обращения Анощенкова А.А. (от 11.10.2021 вх. N 21-ОГ-3007, от 11.10.2021 вх. N 21-ОГ-3006, от 08.11.2021 вх. N 21-ОГ-3315) о нарушениях в деятельности временного управляющего ООО "Сигмастрой" - Ларкина А.Н. в числе прочего положений пункта 4 статьи 20.3, пункта 1, пункта 6 статьи 16 пункта 4 статьи 20.3, пункта 1 статьи 61.22 Закона о банкротстве, выразившихся в недобросовестном исполнении обязанностей арбитражным управляющим по не включению в реестр требований кредиторов ООО "Сигмастрой" требований Мальцева С.А., сведений о подаче заявления о привлечении контролирующих должника лиц к ответственности в ЕФРСБ.
По результатам административного расследования, возбужденного 13.10.2021, управлением вынесено постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении от 06.12.2021 N 01200221 в связи с отсутствием состава. Прекращая производство по делу об административном правонарушении, управлением сделан вывод о том, что АУ Ларкин А.Н. заявление кредитора не получал, включил требования Мальцева С.А. в реестр после рассмотрения судом указанного заявления; у Мальцева С.А. отсутствуют претензии к арбитражному управляющему; также отсутствие вины арбитражного управляющего в не опубликовании сведений о подаче заявления лицом, не имеющим на это полномочий, отклонив доводы Анощенкова А.А. в этой части.
Несогласие Анощенкова А.А. с вынесенным постановлением послужило основанием для его обращения в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из наличия у управления оснований для прекращения производства по административному делу по частям 3 и 3.1 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Изучив доводы кассационной жалобы, проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции полагает, что оснований для их изменения или отмены не имеется.
Частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ предусмотрено, что неисполнение арбитражным управляющим, реестродержателем, организатором торгов, оператором электронной площадки либо руководителем временной администрации кредитной или иной финансовой организации обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве), если такое действие (бездействие) не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 названной статьи, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет привлечение к административной ответственности по части 3.1 статьи 14.13 КоАП РФ и дисквалификацию должностных лиц на срок от шести месяцев до трех лет.
В соответствии с пунктом 1 статьи 61.14 Закона о банкротстве правом на подачу заявления о привлечении к ответственности по основаниям, предусмотренным статьями 61.11 и 61.13 указанного Федерального закона, в ходе любой процедуры, применяемой в деле о банкротстве, от имени должника обладают арбитражный управляющий по своей инициативе либо по решению собрания кредиторов или комитета кредиторов, конкурсные кредиторы, представитель работников должника, работники или бывшие работники должника, перед которыми у должника имеется задолженность, или уполномоченные органы.
В силу пункта 2 статьи 61.14 Закона о банкротстве правом на подачу заявления о привлечении к субсидиарной ответственности по основанию, предусмотренному статьей 61.12 данного Федерального закона, в ходе любой процедуры, применяемой в, деле о банкротстве, обладают конкурсные кредиторы, представитель работников должника, работники либо бывшие работники должника или уполномоченные органы, обязательства перед которыми предусмотрены пунктом 2 статьи 61.12 этого Федерального закона, либо арбитражный управляющий по своей инициативе от имени должника в интересах указанных лиц.
Из разъяснений Верховного Суда Российской Федерации, приведенных в пункте 27 постановления Пленума от 21.12.2017 N 53 "О некоторых вопросах, связанных с привлечением контролирующих должника лиц к ответственности при банкротстве", следует, что в рамках дела о банкротстве конкурсные кредиторы, уполномоченный орган, работники должника вправе обратиться с заявлением о привлечении к ответственности по основаниям, предусмотренным статьями 61.11-61.13 Закона о банкротстве, после включения соответствующих требований в реестр требований кредиторов должника, в том числе в порядке, предусмотренном пунктом 4 статьи 142 указанного Федерального закона.
На основании пункта 4.1 статьи 28 Закона о банкротстве сведения, подлежащие включению в ЕФРСБ, включаются в него арбитражным управляющим.
В соответствии с пунктом 1 статьи 61.22 Закона о банкротстве сведения о подаче заявления о привлечении к ответственности, о судебных актах, вынесенных по результатам рассмотрения по существу такого заявления, и судебном акте о пересмотре подлежат включению в ЕФРСБ.
Судами установлено, что в определении Арбитражного суда Республики Башкортостан от 12.07.2021 по делу N А07-11507/2021 о принятии к рассмотрению заявления ООО "Самаратранснефть-терминал" не указано о наличии у заявителя статуса кредитора.
Доказательства направления ООО "Самаратранснефть-терминал" арбитражному управляющему Ларкину А.Н. заявлений о привлечении контролирующих должника лиц к ответственности судами из материалов дела не установлено и заявителем не представлены.
Судами учтено, что до настоящего времени определение суда о включении требований ООО "Самаратранснефть-терминал" в реестр требований кредиторов должника ООО "Сигмастрой" не вынесено.
Руководствуясь приведенными положениями законодательства о банкротстве, оценив установленные обстоятельства, суды обоснованно заключили, что ООО "Самаратранснефть-терминал" не обладает правом на обращение в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о привлечении контролирующих лиц должника к субсидиарной ответственности, в связи с этим поданное данным обществом заявление рассмотрению не подлежит.
Судами установлено, что по названному выше обстоятельству определением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 02.02.2022 по делу N А07-11507/2021 производство по обособленному спору по заявлению ООО "Самаратранснефть-терминал" о привлечении контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности приостановлено до вступления в законную силу судебного акта по результатам рассмотрения заявления о включении в реестр требований кредиторов должника.
С учетом позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 27 названного постановления Пленума от 21.12.2017 N 53, о том, что необоснованное инициирование процедуры привлечения к субсидиарной ответственности лицами, которые не обладают правом для обращения с заявлением о привлечении к субсидиарной ответственности, так как их требования не включены в реестр требований кредиторов должника, могут привести к нарушению прав и законных интересов, как должника, так и конкурсных кредиторов, суды правомерно заключили, что включение в ЕФРСБ арбитражным управляющим сведений о подаче заявления о привлечении контролирующих должника лиц к ответственности, возможно только в случае его подачи, лицом имеющим на это в данный момент право.
Учитывая изложенное, суды сделали обоснованный вывод об отсутствии у временного управляющего Ларкина А.Н. законных оснований для включения в ЕФРСБ сведений о подаче заявления ООО "Самаратранснефть-терминал" о привлечении контролирующих должника лиц к ответственности.
Доказательств обратного, заявителем в материалы дела, суду не представлено.
В соответствии с пунктом 1 статьи 26.1 КоАП РФ к обстоятельствам, подлежащим выяснению (доказыванию) по делу об административном правонарушении, отнесены наличие события административного правонарушения и виновность лица в совершении административного правонарушения.
В силу части 1 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении (пункт 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению, в том числе, при отсутствии события административного правонарушения.
К обстоятельствам, подлежащим выяснению (доказыванию) по делу об административном правонарушении, отнесены наличие события административного правонарушения и виновность лица в совершении административного правонарушения (пункт 1 статьи 26.1 КоАП РФ).
Судами установлено, что в части доводов о не опубликовании арбитражным управляющим на сайте ЕФРСБ сообщения о подаче ООО "Самаратранснефть-терминал" заявления о привлечении контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности административный орган пришел к выводам о том, что отсутствует вина арбитражного управляющего в не опубликовании сведений о подаче заявления лицом, не имеющим на это полномочий.
Таким образом, правильно применив указанные выше нормы права, с учетом оценки фактических обстоятельств, доказательств, представленных в материалы дела, доводов и возражений сторон в их совокупности и взаимосвязи по правилам статьи 71 АПК РФ, суды установили недоказанность в указанные действиях арбитражного управляющего состава административного правонарушения, предусмотренного частями 3, 3.1 статьи 14.13 КоАП РФ.
Доказательств, опровергающих данный вывод судов, заявителем в материалы дела, суду не представлено.
Согласно части 1.1 статьи 29.9 КоАП РФ постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении выносится в случае: 1) наличия хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ; 2) объявления устного замечания в соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ; 3) прекращения производства по делу и передачи материалов дела прокурору, в орган предварительного следствия или в орган дознания в случае, если в действиях (бездействии) содержатся признаки преступления; 4) освобождения лица от административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные статьями 6.8, 6.9, частями 2, 4 и 6 статьи 14.5, статьями 14.32, 15.11, 15.15.6, частями 1 и 2 статьи 16.2, статьями 19.7.13, 19.15.1, 19.15.2, 19.28 и частью 2 статьи 20.20 КоАП РФ, в соответствии с примечаниями к указанным статьям.
При таких обстоятельствах суды обоснованно признали законным оспариваемое постановление управления от 06.12.2021 N 01200221 о прекращении производства по делу об административном правонарушении, правомерно отказав Анощенкову А.А. в удовлетворении заявленных требований.
Оснований для переоценки выводов судов, установленных ими фактических обстоятельств и имеющихся в деле доказательств, у суда кассационной инстанции не имеется.
Все доводы заявителя жалобы судом кассационной инстанции отклоняются, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами первой и апелляционной инстанций норм права, основаны на неверном толковании норм действующего законодательства и сводятся лишь к переоценке установленных по делу обстоятельств. Между тем оценка имеющейся по делу доказательственной базы и установление на ее основании фактических обстоятельств дела - прерогатива судов первой и апелляционной инстанций и в рамках данного дела суды осуществили данные процессуальные действия в соответствии с нормами действующего процессуального законодательства (статьи 64, 65, 71 АПК РФ). Кроме того, доводы Анощенкова А.А. не содержат ссылок, которые не были бы проверены и не учтены судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение, влияли на обоснованность и законность судебных актов, либо опровергали выводы судов, в связи с чем признаются судом кассационной инстанции несостоятельными.
Нормы материального права судами применены правильно. Нарушений судами норм процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильного судебного акта, как и влекущих безусловную отмену судебных актов (часть 3, 4 статьи 288 АПК РФ), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 06.05.2022 по делу N А07-34499/2021 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.07.2022 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Анощенкова Александра Александровича - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьями 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Т.П. Ященок |
Судьи |
В.А. Лукьянов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судами установлено, что в части доводов о не опубликовании арбитражным управляющим на сайте ЕФРСБ сообщения о подаче ООО "Самаратранснефть-терминал" заявления о привлечении контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности административный орган пришел к выводам о том, что отсутствует вина арбитражного управляющего в не опубликовании сведений о подаче заявления лицом, не имеющим на это полномочий.
Таким образом, правильно применив указанные выше нормы права, с учетом оценки фактических обстоятельств, доказательств, представленных в материалы дела, доводов и возражений сторон в их совокупности и взаимосвязи по правилам статьи 71 АПК РФ, суды установили недоказанность в указанные действиях арбитражного управляющего состава административного правонарушения, предусмотренного частями 3, 3.1 статьи 14.13 КоАП РФ.
...
Согласно части 1.1 статьи 29.9 КоАП РФ постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении выносится в случае: 1) наличия хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ; 2) объявления устного замечания в соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ; 3) прекращения производства по делу и передачи материалов дела прокурору, в орган предварительного следствия или в орган дознания в случае, если в действиях (бездействии) содержатся признаки преступления; 4) освобождения лица от административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные статьями 6.8, 6.9, частями 2, 4 и 6 статьи 14.5, статьями 14.32, 15.11, 15.15.6, частями 1 и 2 статьи 16.2, статьями 19.7.13, 19.15.1, 19.15.2, 19.28 и частью 2 статьи 20.20 КоАП РФ, в соответствии с примечаниями к указанным статьям."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 30 сентября 2022 г. N Ф09-6419/22 по делу N А07-34499/2021