Екатеринбург |
|
03 октября 2022 г. |
Дело N А47-1771/2022 |
Арбитражный суд Уральского округа в составе судьи Черкезова Е.О., рассмотрел кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области (далее - Управление, административный орган) на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 16.05.2022 по делу N А47-1771/2022 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.07.2022 по тому же делу.
Жалоба рассматривается в порядке, предусмотренном статьей 288.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), судьей единолично без вызова сторон.
Управление обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о привлечении к административной ответственности арбитражного управляющего Борисенко Владимира Владимировича (далее - арбитражный управляющий, Борисенко В.В.) по части 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства.
Решением суда первой инстанции от 16.05.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.07.2022 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Управление просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить, принять по делу новый судебный акт, о привлечении Борисенко В.В. к административной ответственности по части 3 статьи 14.13 КоАП РФ. При этом Управление указывает на то, что Борисенко В.В. является субъектом профессиональной деятельности и осуществляет профессиональную деятельность в рамках Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Федеральный закон N 127-ФЗ), следовательно, им утрачен статус как конкурсного управляющего, но не утрачен статус арбитражного управляющего, и он является субъектом административного правонарушения, предусмотренного частью 3 ст. 14.13 КоАП РФ.
В отзыве на кассационную жалобу арбитражный управляющий просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу Управления - без удовлетворения.
Согласно положениям части 3 статьи 288.2 АПК РФ основаниями для пересмотра в порядке кассационного производства вступивших в законную силу решения арбитражного суда первой инстанции и постановления арбитражного суда апелляционной инстанции, принятых по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
При рассмотрении доводов жалобы и принятых по делу судебных актов оснований для удовлетворения кассационной жалобы Управления не установлено.
Как следует из судебных актов, основанием для обращения в арбитражный суд с заявлением о привлечении арбитражного управляющего явились выводы Управления о нарушении обязанностей, установленных Федеральным законом N 127-ФЗ, выразившиеся в невключении в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве (далее - ЕФРСБ) в срок до 31.10.2019, 10.08.2020 и 24.08.2020 сведений о вынесении судебных актов, которыми действия в качестве арбитражного управляющего общества с ограниченной ответственностью "Аван-Строй" признаны незаконными.
Частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неисполнение арбитражным управляющим, реестродержателем, организатором торгов, оператором электронной площадки либо руководителем временной администрации кредитной или иной финансовой организации обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве), если такое действие (бездействие) не содержит уголовно наказуемого деяния, что влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей.
Объектом данного административного правонарушения является порядок действий при банкротстве юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Объективной стороной названного административного правонарушения является невыполнение правил, применяемых в ходе осуществления процедур банкротства, предусмотренных Федеральным законом N 127-ФЗ.
На основании пункта 4 статьи 20.3 Федерального закона N 127-ФЗ при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве, арбитражный управляющий обязан действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества.
Согласно пункту 6 статьи 20.4 Федерального закона N 127-ФЗ сведения о вынесении арбитражным судом судебного акта о признании действий арбитражного управляющего незаконными, о взыскании с арбитражного управляющего убытков в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязанностей в деле о банкротстве подлежат включению в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве в порядке, предусмотренном статьей 28 настоящего Федерального закона, в течение трех рабочих дней с даты вступления соответствующего судебного акта в силу.
В соответствии с пунктами 1, 4.1 статьи 28 Федерального закона N 127-ФЗ сведения, подлежащие опубликованию в соответствии с настоящим Федеральным законом, при условии их предварительной оплаты включаются в ЕФРСБ и опубликовываются в официальном издании, определенном Правительством Российской Федерации в соответствии с федеральным законом. Сведения, подлежащие включению в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве, включаются в него арбитражным управляющим, если настоящим Федеральным законом включение соответствующих сведений не возложено на иное лицо.
В пункте 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.12.2013 N 97 разъяснено, что полномочия арбитражного управляющего возникают с даты принятия судебного акта об утверждении лица арбитражным управляющим и прекращаются с даты: 1) принятия судебного акта об освобождении или отстранении арбитражного управляющего от исполнения его обязанностей; 2) принятия судебного акта о прекращении производства по делу о банкротстве; 3) принятия судебного акта об утверждении мирового соглашения; 4) принятия судебного акта о введении следующей процедуры банкротства (за исключением случаев, когда одновременно то же лицо утверждается арбитражным управляющим в этой следующей процедуре либо на него возлагается исполнение таких обязанностей); 5) завершения конкурсного производства; 6) смерти арбитражного управляющего.
Оценив представленные доказательства, суды пришли к выводу о том, что в рассматриваемом случает арбитражный управляющий не является субъектом правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ.
При этом суды исходили из следующего.
Определением Арбитражного суда Оренбургской области от 05.07.2019 по делу N А47-8501/2017, постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.10.2019, определением Арбитражного суда Оренбургской области от 14.02.2020 по делу N А47-8501/2017, постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.08.2020, определением Арбитражного суда Оренбургской области от 24.01.2020 по делу N А47-8501/2017, постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.08.2020 действия арбитражного управляющего признаны незаконными.
Определением Арбитражного суда Оренбургской области от 01.10.2019 по делу N А47-8501/2017 Борисенко В.В. освобожден от исполнения обязанностей конкурсного управляющего общества "Аван-Строй", конкурсным управляющим утвержден Никульшин Г.Д. Сообщение об освобождении от исполнения обязанностей конкурсного управляющего общества "Аван-Строй" опубликовано Борисенко В.В. в ЕФРСБ (сообщение от 27.09.2019 N 4207802).
В связи с этим судами верно указано, что поскольку судебные акты, которыми действия Борисенко В.В. были признаны незаконными, вступили в законную силу после его освобождения от исполнения обязанностей арбитражного управляющего в деле о банкротстве общества "Аван-Строй", Борисенко В.В. на дату возникновения соответствующих обязанностей не обладал статусом конкурсного управляющего общества "Аван-Строй". Следовательно, на конкурсного управляющего не может быть возложена обязанность по опубликованию в ЕФРСБ сведений о признании его действий незаконными, которая предусмотренная пунктом 6 статьи 20.4, пунктом 4.1 статьи 28 Федерального закона N 127-ФЗ.
Таким образом, суды правильно сделали вывод о том, что в рассматриваемом случае конкурсный управляющий не является надлежащим субъектом правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ и как следствие отсутствует в поведении конкурсного управляющего состав вмененного административного правонарушения.
В силу требований статей 24.5, 28.9 КоАП РФ отсутствие состава административного правонарушения является одним из обстоятельств, исключающих производство по административному делу.
В связи с этим суды правомерно отказали в удовлетворении заявленных Управлением требований.
Обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального права, а содержащиеся в них выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Доводов, подтверждающих существенные нарушения норм материального и процессуального права, которые могли повлиять на исход дела и являются достаточным основанием для отмены или изменения обжалуемых судебных актов, в жалобе не приведено.
Судом округа таковые нарушения также не выявлены.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 288.2, 289 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от от 16.05.2022 по делу N А47-1771/2022 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.07.2022 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу со дня его принятия, обжалованию в соответствии с частью 3 статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не подлежит.
Судья |
Е.О. Черкезов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Определением Арбитражного суда Оренбургской области от 01.10.2019 по делу N А47-8501/2017 Борисенко В.В. освобожден от исполнения обязанностей конкурсного управляющего общества "Аван-Строй", конкурсным управляющим утвержден Никульшин Г.Д. Сообщение об освобождении от исполнения обязанностей конкурсного управляющего общества "Аван-Строй" опубликовано Борисенко В.В. в ЕФРСБ (сообщение от 27.09.2019 N 4207802).
В связи с этим судами верно указано, что поскольку судебные акты, которыми действия Борисенко В.В. были признаны незаконными, вступили в законную силу после его освобождения от исполнения обязанностей арбитражного управляющего в деле о банкротстве общества "Аван-Строй", Борисенко В.В. на дату возникновения соответствующих обязанностей не обладал статусом конкурсного управляющего общества "Аван-Строй". Следовательно, на конкурсного управляющего не может быть возложена обязанность по опубликованию в ЕФРСБ сведений о признании его действий незаконными, которая предусмотренная пунктом 6 статьи 20.4, пунктом 4.1 статьи 28 Федерального закона N 127-ФЗ.
Таким образом, суды правильно сделали вывод о том, что в рассматриваемом случае конкурсный управляющий не является надлежащим субъектом правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ и как следствие отсутствует в поведении конкурсного управляющего состав вмененного административного правонарушения.
В силу требований статей 24.5, 28.9 КоАП РФ отсутствие состава административного правонарушения является одним из обстоятельств, исключающих производство по административному делу."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 3 октября 2022 г. N Ф09-6396/22 по делу N А47-1771/2022