Екатеринбург |
|
05 октября 2022 г. |
Дело N А47-14543/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 сентября 2022 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 октября 2022 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Гавриленко О. Л.,
судей Кравцовой Е. А., Ященок Т. П.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Территориального фонда обязательного медицинского страхования Оренбургской области (далее - Фонд) на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 05.03.2022 по делу N А47-14543/2021 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.05.2022 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Общество с ограниченной ответственностью Медицинский многопрофильный центр Клиника "МаксиМед" (далее -общество ММЦ Клиника "МаксиМед", клиника) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Фонду о признании недействительным акта проверки от 25.10.2021 и требования от 16.11.2021 в части обязания произвести перечисление денежных средств в размере 8 673 228,74 руб.
На основании ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Страховая компания "Ингосстрах-М", общество с ограниченной ответственностью "Капитал Медицинское Страхование", акционерное общество "Медицинская акционерная страховая компания", акционерное общество "Страховая компания "СОГАЗ-Мед", Министерство здравоохранения Оренбургской области.
Решением суда от 05.03.2022 (судья Третьяков Н.А.) заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.05.2022 (судьи Скобелкин А.П., Арямов А.А., Киреев П.Н.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Фонд просит указанные судебные акты отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на нарушение норм материального права и на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела. Заявитель кассационной жалобы настаивает на нецелевом использовании обществом полученных бюджетных средств. По мнению кассатора, оказание специализированной и высокотехнологичной медицинской помощи относится к разным видам оказания медицинской помощи. На основании имеющейся лицензии клиника могла осуществлять вид деятельности только по оказанию услуг высокотехнологичной медицинской помощи в условиях дневного стационара по акушерству и гинекологии, но не специализированной.
В отзыве на кассационную жалобу общество ММЦ Клиника "МаксиМед" просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения, а доводы изложенные в кассационной жалобе считает несостоятельными.
Как следует из материалов дела, общество ММЦ Клиника "МаксиМед" в проверяемом периоде (с 01.01.2021 по 30.09.2021) осуществляло медицинскую деятельность на основании лицензии серии N ЛО-560007450 N ЛО-56-01-002788 от 28.08.2020 с бессрочным сроком действия, выданной Министерством здравоохранения Оренбургской области, и видами медицинской помощи, прошедшими лицензирование и отраженными в приложении N 1 к ней, в том числе: -при оказании первичной специализированной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по акушерству и гинекологии (за исключением использования вспомогательных репродуктивных технологий и искусственного прерывания беременности); -при оказании специализированной медицинской помощи в стационарных условиях по акушерству и гинекологии (за исключением использования вспомогательных репродуктивных технологий и искусственного прерывания беременности); - при оказании высокотехнологичной медицинской помощи в условиях дневного стационара по акушерству и гинекологии (использованию вспомогательных репродуктивных технологий и искусственного прерывания беременности); - при оказании высокотехнологичной медицинской помощи в стационарных условиях (использованию вспомогательных репродуктивных технологий и искусственного прерывания беременности).
Фондом на основании плана контрольно-ревизионной работы территориального фонда обязательного медицинского страхования проведена плановая тематическая проверка в отношении клиники за период с 01.01.2021 по 30.09.2021, по результату которой составлен акт проверки от 25.10.2021, и из которого следует, что общество ММЦ Клиника "МаксиМед" в проверяемом периоде осуществляло медицинскую деятельность на основании лицензии, в том числе при оказании высокотехнологичной медицинской помощи в условиях дневного стационара и стационарных условиях по акушерству и гинекологии (использование вспомогательных репродуктивных технологий). Комиссией по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования обществу ММЦ Клиника "МаксиМед" на 2021 год утверждены объемы предоставления помощи с применением вспомогательных репродуктивных технологий (далее - ЭКО, ВРТ) в количестве 79 случаев в сумме 7 913 525 руб. В проверяемом периоде принято и оплачено расходов по счетам общества ЭКО в сумме 7 884 753 руб. 40 коп. Между тем, заинтересованное лицо, в акте проверки делает выводы о том, что указанные денежные средства израсходованы клиникой не по целевому назначению, поскольку у последней отсутствовала лицензия на осуществление медицинской деятельности при оказании специализированной медицинской помощи по акушерству и гинекологии (использование вспомогательных репродуктивных технологий). В связи с чем, предложило возместить указанную сумму, а также начислило штраф в размере 788 475 руб. 34 коп.
Общество ММЦ Клиника "МаксиМед" представило возражения на акт проверки, в которых ссылается на то, что специализированная медицинская помощь включает в себя, в том числе высокотехнологичную медицинскую помощь, а также указывает на то, что выделенные денежные средства использованы по их целевому назначению на оказание услуг ЭКО, ВРТ.
Фонд 11.11.2021 направил в адрес клиники письмо N 6032/08, в котором отклонил возражения общества ММЦ Клиника "МаксиМед" и оставил акт проверки без изменения.
Фонд направил 16.11.2021 клинике требование об обязании произвести перечисление денежных средств в размере 8 673 228 руб. 74 коп., в том числе 7 884 753 руб. 40 коп. - денежные средства, использованные не по целевому назначению, 788 475 руб. 34 коп. - штраф.
Не согласившись с указанными актами, общество ММЦ Клиника "МаксиМед" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Суды, удовлетворяя заявленные требования, и признавая недействительными акт проверки и требование, правомерно исходили из следующего.
В силу части 1 статьи 198, статей 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительным ненормативного правового акта, решения органа, осуществляющего публичные полномочия, должностных лиц, необходимо установить наличие двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушение указанным ненормативным правовым актом, решением прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) бюджетная система Российской Федерации - основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая законодательством Российской Федерации совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
Исходя из положений статей 10, 13 БК РФ, бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов входят в структуру бюджетной системы Российской Федерации.
На основании статьи 147 БК РФ расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием для предоставления указанных средств.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного медицинского страхования, в том числе определение правового положения субъектов обязательного медицинского страхования и участников обязательного медицинского страхования, основания возникновения их прав и обязанностей, гарантии их реализации, отношения и ответственность, связанные с уплатой страховых взносов на ОМС неработающего населения регулируются Федеральным законом от 29.11.2010 N 326- ФЗ "Об обязательном медицинском страховании" (далее - Закон N 326-ФЗ).
В соответствии со статьями 20, 35, 36 Закона N 326-ФЗ медицинские организации обязаны использовать средства обязательного медицинского страхования, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами обязательного медицинского страхования, в том числе базовой программой обязательного медицинского страхования и территориальной программой обязательного медицинского страхования, являющихся составной частью программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. Указанные программы в числе прочего определяют виды медицинской помощи, оказываемой застрахованным лицам по обязательному медицинскому страхованию в Российской Федерации за счет средств обязательного медицинского страхования.
Согласно части 5 статьи 15 Закона N 326-ФЗ медицинская организация осуществляет свою деятельность в сфере ОМС на основании договора на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС и не вправе отказать застрахованным лицам в оказании медицинской помощи в соответствии с территориальной программой ОМС.
В силу части 6 статьи 14, части 2 статьи 28, части 1 статьи 38 Закона N 326-ФЗ средства, получаемые медицинскими организациями в счет оплаты оказанной медицинской помощи по договорам со страховыми медицинскими организациями, являются целевыми. Возврат (возмещение) средств, в том числе использованных не по целевому назначению, и (или) уплата штрафов, пеней осуществляется медицинской организацией на основании полученного акта в порядке, определенном Законом N 326-ФЗ.
В силу пункта 12 части 7 статьи 34 Закона N 326-ФЗ территориальный фонд обязательного медицинского страхования осуществляет контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями.
Согласно части 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования.
Фондом при проведении проверки установлено, что обществом ММЦ Клиника "МаксиМед" не по целевому назначению использованы денежные средства в сумме 7 884 753 руб. 40 коп., так как у клиники отсутствовала лицензия на осуществление медицинской деятельности при оказании специализированной медицинской помощи по акушерству и гинекологии (использование вспомогательных репродуктивных технологий).
Однако, как верно указано судами нижестоящих инстанций, Фондом при вынесении оспариваемых актов не учтено следующее.
Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ) лицензия представляет собой специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа.
Согласно пункту 46 статьи 12 Закона N 99-ФЗ медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") подлежит лицензированию.
В силу пункта 3 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 291 (который действовал в период спорных отношений) медицинскую деятельность составляют работы (услуги) по перечню согласно приложению, которые выполняются при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях.
Таким образом, на основании статьи 9 Закона N 99-ФЗ, пунктов 3, 8 Положения о лицензировании медицинской деятельности от 16.04.2012 N 291, лицо, получившее лицензию на осуществление медицинской деятельности вправе оказывать тот перечень медицинских услуг, который отражен в приложении к выданной лицензии.
Судами обеих инстанций установлено, что из имеющейся у клиники лицензии следует, что она имеет право оказывать медицинские услуги по акушерству и гинекологии (использование вспомогательных репродуктивных технологий) при оказании высокотехнологичной медицинской помощи в условиях дневного стационара.
В силу пункта 10 статьи 2 Закона N 323-ФЗ медицинской деятельностью является профессиональная деятельность по оказанию медицинской помощи, проведению медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и профессиональная деятельность, связанная с трансплантацией (пересадкой) органов и (или) тканей, обращением донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях.
Согласно пункту 3 статьи 2 Закона N 323-ФЗ медицинская помощь представляет собой комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг.
Медицинская помощь оказывается медицинскими организациями и классифицируется по видам, условиям и форме оказания такой помощи. К видам медицинской помощи относятся: 1) первичная медико-санитарная помощь; 2) специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь; 3) скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь; 4) паллиативная медицинская помощь (части 1, 2 статьи 32 Закона N 323-ФЗ).
В соответствии с частью 3 статьи 32 Закона N 323-ФЗ медицинская помощь может оказываться, в том числе в дневном стационаре (в условиях, предусматривающих медицинское наблюдение и лечение в дневное время, но не требующих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения).
Согласно частям 1, 3 статьи 34 Закона N 323-ФЗ специализированная медицинская помощь оказывается врачами-специалистами и включает в себя профилактику, диагностику и лечение заболеваний и состояний (в том числе в период беременности, родов и послеродовой период), требующих использования специальных методов и сложных медицинских технологий, а также медицинскую реабилитацию. Высокотехнологичная медицинская помощь, являющаяся частью специализированной медицинской помощи, включает в себя применение новых сложных и (или) уникальных методов лечения, а также ресурсоемких методов лечения с научно доказанной эффективностью, в том числе клеточных технологий, роботизированной техники, информационных технологий и методов генной инженерии, разработанных на основе достижений медицинской науки и смежных отраслей науки и техники.
С учетом изложенного суды заключили, что высокотехнологичная медицинская помощь входит в состав специализированной медицинской помощи.
Согласно пунктам 3, 5 Приказа Минздрава России от 31.07.2020 N 803н "О порядке использования вспомогательных репродуктивных технологий, противопоказаниях и ограничениях к их применению" медицинская помощь с использованием вспомогательных репродуктивных технологий оказывается в рамках первичной специализированной медико-санитарной помощи и специализированной медицинской помощи. Медицинская помощь с использованием ВРТ оказывается медицинскими организациями (структурными подразделениями), имеющими лицензию на осуществление медицинской деятельности, предусматривающей выполнение работ (оказание услуг) по акушерству и гинекологии (использованию вспомогательных репродуктивных технологий) в соответствии с приложениями N 1 - 3 к настоящему Порядку.
Судами нижестоящих инстанций установлено и не оспаривается сторонами, что полученные клиникой денежные средства были использованы на оказание 79 гражданам медицинской помощи ЭКО в условиях дневного стационара, то есть, оказана медицинская помощь по направлению акушерство и гинекология (использование вспомогательных репродуктивных технологий) с применением вспомогательных репродуктивных технологий (далее - ЭКО, ВРТ), предусмотренной территориальной программой ОМС обществу на 2021 год.
Доказательств того, что спорные затраты не связаны с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги), а также об их чрезмерности, Фондом в материалы дела не представлено.
Как верно указано судами, сделанные Фондом выводы основаны исключительно на формальном признаке - отсутствии у клиники лицензии на оказание первичной медико-санитарной или специализированной медицинской помощи в условиях дневного стационара по акушерству и гинекологии (использование вспомогательных репродуктивных технологий), что само по себе, без установления нарушения условий расходования бюджетных средств, не имеет правового значения при решении вопроса о целевом характере произведенных затрат.
Требование о наличии лицензии имеет правовое значение только при решении вопроса о соблюдении обществом требований лицензионного законодательства, установленных Положением о лицензировании медицинской деятельности.
Суды первой и апелляционной инстанций пришли к верному выводу о том, что в рассматриваемом случае сделанные Фондом выводы не свидетельствуют о нецелевом использовании клиникой средств обязательного медицинского страхования.
Доводы кассационной жалобы не могут служить основаниями для отмены обжалуемых судебных актов, так как они не опровергают правомерность выводов арбитражных судов и не свидетельствуют о неправильном применении норм материального и процессуального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебных актов, не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 05.03.2022 по делу N А47-14543/2021 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.05.2022 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Территориального фонда обязательного медицинского страхования Оренбургской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Л. Гавриленко |
Судьи |
Е.А. Кравцова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пункта 3 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 291 (который действовал в период спорных отношений) медицинскую деятельность составляют работы (услуги) по перечню согласно приложению, которые выполняются при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях.
Таким образом, на основании статьи 9 Закона N 99-ФЗ, пунктов 3, 8 Положения о лицензировании медицинской деятельности от 16.04.2012 N 291, лицо, получившее лицензию на осуществление медицинской деятельности вправе оказывать тот перечень медицинских услуг, который отражен в приложении к выданной лицензии.
...
Согласно пунктам 3, 5 Приказа Минздрава России от 31.07.2020 N 803н "О порядке использования вспомогательных репродуктивных технологий, противопоказаниях и ограничениях к их применению" медицинская помощь с использованием вспомогательных репродуктивных технологий оказывается в рамках первичной специализированной медико-санитарной помощи и специализированной медицинской помощи. Медицинская помощь с использованием ВРТ оказывается медицинскими организациями (структурными подразделениями), имеющими лицензию на осуществление медицинской деятельности, предусматривающей выполнение работ (оказание услуг) по акушерству и гинекологии (использованию вспомогательных репродуктивных технологий) в соответствии с приложениями N 1 - 3 к настоящему Порядку."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 5 октября 2022 г. N Ф09-5285/22 по делу N А47-14543/2021