Екатеринбург |
|
07 октября 2022 г. |
Дело N А71-4010/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 октября 2022 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 октября 2022 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Сухановой Н. Н.,
судей Гавриленко О.Л., Кравцовой Е.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Тихомировой А. А. рассмотрел в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи кассационные жалобы общества с ограниченной ответственностью "Спецавтохозяйство" (далее - общество "САХ", истец, региональный оператор) и общества с ограниченной ответственностью "Экспресс-Сервис" (далее - общество "Экспресс-Сервис", ответчик, потребитель) на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 14.03.2022 по делу N А71-4010/2021 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.06.2022 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
Судебное заседание проводилось с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Удмуртской Республики.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества "Экспресс-Сервис" - Балтачев И.В. (доверенность от 06.10.2022), Кудрина Н.Л. (по доверенности от 17.08.2022), Иванова Е.И. (по доверенности от 17.08.2022);
индивидуальный предприниматель Покрас Владимир Ильич (далее - предприниматель Покрас В.Л., третье лицо) лично по паспорту.
Общество "САХ" обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с исковым заявлением к обществу "Экспресс-Сервис", муниципальному образованию "Город Ижевск" в лице Администрации г. Ижевска (далее - МО "Город Ижевск") о взыскании 3 447 908 руб. 30 коп. долга.
В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) арбитражным судом приняты уточнения исковых требования общества "САХ", согласно которым истец просит взыскать с общества "Экспресс-Сервис" 65 284 руб. 94 коп. долга, а с МО "Город Ижевск" долг в сумме 3 039 288 руб. 10 коп.
На основании статьи 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: общество с ограниченной ответственностью "Девелопмент Парк" (далее - общество "Девелопмент Парк"), индивидуальный предприниматель Шляфер Игорь Александрович (далее - предприниматель Шляфер И.А.), предприниматель Покрас В.И., муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа N 64" (далее - МБОУ "СОШ N 64"), муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа N 28" (далее - МБОУ "СОШ N 28"), "Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Школа кадетского движения города Ижевска имени почетного гражданина города Ижевска, кавалера трех орденов мужества, полковника Матвеева Олега Дмитриевича" (далее - МБОУ "КШ"), муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа N 84 с углубленным изучением отдельных предметов" (далее - МБОУ СОШ N 84), муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа N 52 с углубленным изучением отдельных предметов" (далее - МБОУ "СОШ N 52"), муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа N 20" (далее - МБОУ "СОШ N 20"), муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа N 69 с углубленным изучением отдельных предметов" (далее - МБОУ "СОШ N 69 с углубленным изучением отдельных предметов"), муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа N 90 с углубленным изучением отдельных предметов" (далее - МБОУ "СОШ N 90"), муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Информационнотехнологический лицей N 24" (далее - МБОУ "ИТ-Лицей N 24"), муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа N 8" (далее - МБОУ "СОШ N 8"), муниципальное казенное общеобразовательное учреждение "Школа N 79 для детей с ограниченными возможностями здоровья" (далее - ГКОУ УР "Школа N 79").
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 14.03.2022 исковые требования к обществу "Экспресс-Сервис" удовлетворены в заявленном размере 65 284 руб. 94 коп. В удовлетворении исковых требований к МО "Город Ижевск" отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.06.2022 решение суда оставлено без изменения.
Общество "САХ" просит указанные судебные акты отменить в части отказа в удовлетворении требований к МО "Город Ижевск", ссылаясь на нарушение норм материального права, просит принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме, ссылаясь на то, что в рассматриваемой ситуации оба ответчика были обязаны самостоятельно заключить договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) с региональным оператором, исходя из установленного для каждого из них норматива накопления ТКО с учетом их деятельности.
Более подробно доводы приведены в кассационной жалобе.
В представленном отзыве общество "Экспресс-Сервис" просит обжалуемые судебные акты в указанной части оставить без изменения, кассационную жалобу истца - без удовлетворения.
В своей кассационной жалобе общество "Экспресс-Сервис" просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты и, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, неполное выяснение судами обстоятельств, имеющих значение для рассматриваемого спора, направить дело на новое рассмотрение в ином составе суда, настаивая на том, что достоверных доказательств фактического оказания региональным оператором услуг по вывозу ТКО в спорный период в материалы дела не представлено, по мнению кассатора им доказано, что образованные отходы с его территории вывозит общество "Контур".
Полагает, что имеющееся в материалах дело его письмо, в адрес общества "САХ" о приостановлении действия договора от 01.01.2019 N ТКО 0006080, подтверждает факт неоказания услуг.
В судебном заседании суда округа предприниматель Покрас В.И устно поддержал доводы общества "Экспресс-Сервис", изложенные в его кассационной жалобе.
Как установлено судами, с 01.01.2019 общество "САХ" является региональным оператором по обращению с ТКО в Удмуртской Республике, осуществляющим свои обязательства в порядке положений Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) и Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156), на основании соглашения с Министерством строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртии заключено соглашение от 28.04.2018.
Предложение о заключении договора размещено на официальном сайте регионального оператора (http://регоператорудмуртии.рф/) и в газете "Известия Удмуртской Республики" от 27.12.2018 N 151 (4876).
Общество "Экспресс-Сервис" оказывает услуги по предоставлению горячего питания учащимся и сотрудникам школ, ему по договорам на передачу в безвозмездное пользование имущества, являющего муниципальной собственностью, принадлежат нежилые помещения, расположенные в СОШ N N 8, 20, 24, 43, 52, 64, 69, 79, 84, 90 в г. Ижевске.
Кроме того, ответчик осуществляет деятельность в следующих кафе: "Серебряные ключи", расположенное по адресу: г. Ижевск, ул. Дружбы, 15, "Байкал", расположенное по адресу: г. Ижевск, ул. Ленина, 101, "Парк вкуса", расположенное по адресу: г. Ижевск, ул. 10 лет Октября, 80, принадлежащим МО "Город Ижевск".
Между обществом "Экспресс-Сервис" и обществом "САХ" заключен договор на оказание услуг по обращению с ТКО от 01.01.2019 N ТКО 0006080, согласно которому региональный оператор обязуется принимать ТКО в объеме и в месте, которые определены в настоящем договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а потребитель обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Указанный договор между сторонами заключен в отношении двух объектов: г. Ижевск, ул. 10 лет Октября, 60 и г. Ижевск, ул. Дружбы, 15.
Общество "САХ" предъявило обоим ответчикам для оплаты универсально-передаточные документы и акты на оказание услуг по обращению с ТКО, за период времени: апрель 2019 года - февраль 2021 года.
Согласно расчету истца задолженность общества "Экспресс-Сервис" перед обществом "САХ" составляет 65 284 руб. 94 коп., задолженность МО "Город Ижевск" - 3 039 288 руб. 10 коп.
Претензия истца от 23.12.2020 N 19268 оставлена без удовлетворения.
Указанные обстоятельства послужили истцу основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Разрешая спор, суды исходили из доказанности истцом факта оказания услуг по обращению с ТКО в спорный период обществу "Экспресс-Сервис", и отсутствие доказательств их оплаты последним. Вместе с тем не установили правовых оснований для удовлетворения исковых требований к МО "Город Ижевск".
Суд кассационной инстанции, проверив законность решения и постановления в пределах заявленных доводов, считает выводы судов соответствующими фактическим обстоятельствам дела, представленным доказательствам, нормам материального и процессуального права.
Пунктом 4 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления.
Договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации (часть 5 статьи 24.7).
Пунктом 8.18 Правил N 1156 установлено, что до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО услуга по обращению с ТКО оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора.
В случае незаключения или отказа в заключении договора оказания услуг по обращению с ТКО, региональный оператор руководствуется действующим законодательством и оказывает услуги в соответствии с типовым договором.
По договору на оказание услуг по обращению с ТКО региональный оператор обязуется принимать ТКО в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник ТКО обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора (пункт 2 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
Поскольку в материалы дела не представлен заключенный между сторонами договор в отношении школьных столовых, осуществление своей деятельности ответчиками не оспаривается, суд первой инстанции правильно указал, что правоотношения между сторонами в части оказания услуг в отношении данных объектов подлежат регулированию условиями типового договора.
Учет объема твердых коммунальных отходов в соответствии с Правилами коммерческого учета объема твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 (далее - Правила N 505) осуществляется расчетным способом исходя из:
1) количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления при наличии собственной контейнерной площадки, исключающей доступ третьих лиц;
2) нормативов накопления твердых коммунальных отходов.
Предельные тарифы на услуги регионального оператора по обращению с ТКО установлены в рассматриваемый период приказами Минстроя Удмуртской Республики от 20.12.2018 N 23/1, от 20.12.2019 N 29/94.
Возражения общества "САХ" относительно несогласия с отказом в удовлетворении требований, предъявленных к МО "Город Ижевск" как владельцу помещений школьных столовых основываются на том, что в зданиях школ осуществляется два вида деятельности: деятельность организации общественного питания (в помещениях столовых, переданных в безвозмездное пользование) и деятельность общеобразовательного учреждения, в связи с чем один источник отходообразования должен осуществлять оплату услуг по вывозу ТКО дифференцированно, исходя из различных нормативов, установленных для помещений с различными видами использования.
Вместе с тем действующее законодательство не предусматривает возможность применения нескольких нормативов накопления по одному объекту с учетом функционально различного использования его частей, либо осуществления нескольких видов хозяйственной деятельности. В отношениях сторон необходимо применять один норматив, который в большей степени соответствует осуществляемой потребителем деятельности.
Как установлено судами в комбинатах питания в СОШ образуются 2 вида отходов: ТКО и не относящиеся к ТКО. Образованные на комбинатах питания ТКО складируются в контейнерах СОШ и утилизируются в соответствии с договором на оказание услуг по вывозу ТКО, заключенным между образовательным учреждением и ООО "САХ", а отходы, не относящиеся к ТКО, ООО "Экспресс-Сервис" вывозит самостоятельно по договору с иным лицом.
С учетом изложенного, суды сделали обоснованный вывод о неоказании региональным оператором отдельно услуги по вывозу ТКО из помещений комбинатов питания, в связи с чем правомерно отказали в удовлетворении исковых требований к МО "Город Ижевск".
Оснований для иных выводов в указанной части у суда округа не имеется.
Проверяя доводы кассационной жалобы общества "Экспресс-Сервис" суд кассационной инстанции отмечает следующее.
Исходя из системного толкования положений статей 711, 781, 783, 711 Гражданского Кодекса Российской Федерации, основанием для возникновения у заказчика обязанности оплатить услуги является сам факт оказания ему предусмотренных договором услуг.
Как разъяснено в Определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 26 февраля 2016 года N 309-ЭС15-13978, образование твердых бытовых отходов является закономерным и неотъемлемым результатом процесса жизнедеятельности человека, поэтому отсутствие на территории соответствующего лица условий для сбора отходов еще не свидетельствует о не накоплении таковых.
Не имеют правового значения обстоятельства складирования твердых коммунальных отходов потребителя в свой контейнер или в контейнер, расположенный на ближайшей контейнерной площадке. Услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами оказываются региональным оператором вне зависимости от места складирования твердых коммунальных отходов, поскольку твердые коммунальные отходы вывозятся региональным оператором со всех контейнерных площадок общего доступа.
Распределяя бремя доказывания между сторонами, суды правильно исходили из специфики образования ТКО (процесс образования ТКО является закономерным и объективным процессом, связанным с деятельностью потребителей) и презумпции оказания региональным оператором услуг по вывозу отходов, которая может быть опровергнута потребителем путем представления доказательств неисполнения/ненадлежащего исполнения региональным оператором услуг.
Материалы настоящего дела не содержат доказательств того, что ТКО вывозились ответчиком собственным транспортом либо иной специализированной организацией.
Также ответчик не представил доказательств, опровергающих наличие его обязательства по оплате оказанных услуг по вывозу ТКО в спорный период, акты оказанных услуг с отметкой об отказе потребителя от подписания не оформлялись.
В свою очередь применяемый истцом расчет на основе норматива накопления ТКО соответствует пунктам 5 и 6 Правил N 505.
Контррасчет с соответствующим достоверным документальным обоснованием, обществом "Экспресс-Сервис" не представлен.
Ссылка общества "Экспресс-Сервис" на его письмо в адрес общества "САХ" о приостановлении действия рассматриваемого договора, не опровергает выводу судов и не является основанием для отмены состоявшихся по делу судебных актов.
Суды нижестоящих инстанций со ссылкой на пункт 4 статьи 13.4 Закона N 89-ФЗ, отметили, что раздельное накопление сортированных ТКО следует считать организованным в случае фактического выполнения потребителями разделения ТКО по установленным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации видам отходов и складирование сортированных ТКО в отдельных контейнерах для соответствующих видов ТКО и наличия утвержденного органом государственной власти субъекта Российской Федерации порядка раздельного накопления ТКО.
Таким актом является Постановление Правительства Удмуртской Республики от 08.11.2017 N 435 "Об утверждении Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Удмуртской Республики" (раздел V).
В рассматриваемом же случае доказательств раздельного сбора отходов для последующей их передачи перевозчику с целью их переработки, обществом "Экспресс-Сервис" не представлено, наличие на контейнерной площадке ответчика отдельных контейнеров, позволяющих вести раздельное накопление отходов по видам и группам, не подтверждено (ст. 65 АПК РФ).
Учитывая изложенное, приводимые возражения общества "Экспресс-Сервис" о возложении на него двойной обязанности по оплате оказанных услуг, правомерно отклонены судом апелляционной инстанции.
На основании совокупности представленных в материалы дела доказательств, оцененных по правилам статьи 71 АПК РФ, суды первой и апелляционной инстанций, установив применительно к рассматриваемому спору факт осуществления ответчиком деятельности, в результате которой образуются ТКО, пришел к обоснованному и верному выводу об оказании истцом услуг обществу "Экспресс-Сервис" в указанный период и удовлетворил исковые требования в соответствующей части.
Основания для переоценки доказательств и выводов судов первой и апелляционной инстанций у суда округа отсутствуют (статья 286 АПК РФ).
Таким образом, все доводы общества "САХ" и общества "Экспресс-Сервис", изложенные в кассационных жалобах, полно и всесторонне исследованы судебной коллегией, но в соответствии со статьями 286, 287 АПК РФ подлежат отклонению, поскольку основаны на ошибочном толковании закона, не опровергают обстоятельств, установленных судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении настоящего дела.
Неправильного применения норм материального права судами не допущено, нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 288 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены обжалуемого судебного акта, судом кассационной инстанции не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 14.03.2022 по делу N А71-4010/2021 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.06.2022 по тому же делу оставить без изменения, кассационные жалобы общества с ограниченной ответственностью "Спецавтохозяйство" и общества с ограниченной ответственностью "Экспресс-Сервис" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.Н. Суханова |
Судьи |
О.Л. Гавриленко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Материалы настоящего дела не содержат доказательств того, что ТКО вывозились ответчиком собственным транспортом либо иной специализированной организацией.
Также ответчик не представил доказательств, опровергающих наличие его обязательства по оплате оказанных услуг по вывозу ТКО в спорный период, акты оказанных услуг с отметкой об отказе потребителя от подписания не оформлялись.
В свою очередь применяемый истцом расчет на основе норматива накопления ТКО соответствует пунктам 5 и 6 Правил N 505.
...
Суды нижестоящих инстанций со ссылкой на пункт 4 статьи 13.4 Закона N 89-ФЗ, отметили, что раздельное накопление сортированных ТКО следует считать организованным в случае фактического выполнения потребителями разделения ТКО по установленным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации видам отходов и складирование сортированных ТКО в отдельных контейнерах для соответствующих видов ТКО и наличия утвержденного органом государственной власти субъекта Российской Федерации порядка раздельного накопления ТКО."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 7 октября 2022 г. N Ф09-6353/22 по делу N А71-4010/2021