Екатеринбург |
|
10 октября 2022 г. |
Дело N А76-48255/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 октября 2022 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 октября 2022 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Сидоровой А.В.,
судей Мындря Д.И., Черемных Л.Н.,
при ведении протокола помощником судьи Шерстовой А.Р., рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу публичного акционерного общества "Магнитогорский металлургический комбинат" на постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.04.2022 по делу N А76-48255/2020 Арбитражного суда Челябинской области.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании 03.10.2022 посредством использования системы веб-конференции информационной системы "Картотека арбитражных дел" (онлайн-заседании) принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью "Модум-Транс" - Сидоренко А.В. (доверенность от 16.11.2021 N 128/21).
В судебное заседание в Арбитражном суде Уральского округа явку обеспечил представитель публичного акционерного общества "Магнитогорский металлургический комбинат" - Якунина (доверенность от 24.12.2019 N 16-юр-441).
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса в судебном заседании суда кассационной инстанции 03.10.2022 Российской Федерации объявлен перерыв до 14 ч 15 мин. 04.10.2022.
После перерыва судебное заседание продолжено в том же составе суда без участия представителей.
Общество с ограниченной ответственностью "Модум-Транс" (ОГРН: 1106623007700, ИНН: 6623074298; далее - общество "Модум-Транс", истец) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с исковым заявлением к публичному акционерному обществу "Магнитогорский металлургический комбинат" (ОГРН: 1027402166835, ИНН: 7414003633; далее - общество "ММК", ответчик) о взыскании 392 800 руб. штрафа.
Определением суда от 20.04.2021 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены акционерное общество "Федеральная грузовая компания" (ОГРН: 1106659010600, ИНН: 6659209750; далее - общество "ФГК"), общество с ограниченной ответственностью "Транспортно-экспедиционная компания Магнитогорского металлургического комбината" (ОГРН: 1027402166461, ИНН: 7444025850; далее - общество "ТЭК ММК").
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 05.07.2021 в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.10.2021 решение суда первой инстанции отменено, исковые требования общества "Модум-Транс" к обществу "ММК" удовлетворены.
Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 28.02.2022 постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.10.2021 по делу N А76-48255/2020 отменено, дело направлено на новое рассмотрение в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в связи с не рассмотрением судами ходатайства ответчика о снижении неустойки по статье 333 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.04.2022 решение Арбитражного суда Челябинской области от 05.07.2021 отменено, исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Общество "ММК" обратилось в Арбитражный суд Уральского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить постановление суда апелляционной инстанции, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Заявитель жалобы указывает на отсутствие договорных отношений между сторонами спора, в связи с чем применение пункта 20 Обзора судебной практики по спорам, связанным с договорами перевозки груза и транспортной экспедиции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2017, полагает необоснованным, а взыскание штрафа по статье 62 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав железнодорожного транспорта) - незаконным, учитывая пропуск срока исковой давности. Общий срок исковой давности применяется к требованиям, вытекающим из договора (договорная неустойка).
Кроме того общество "ММК" указывает, что истец как оператор подвижного состава приравнен в своих правах к перевозчику, соответственно, реализует свое право на судебную защиту в течение одного года.
Кассатор также ссылается на несоразмерность взысканного штрафа последствиям нарушения обязательства, а также на нарушение судом положений статей 8, 9, 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку не осуществил переход к рассмотрению спора по правилам суда первой инстанции, не предоставив возможность для предоставления дополнительных доказательств.
Законность обжалуемых судебного акта проверена судом кассационной инстанции в порядке, установленном статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе.
Как следует из материалов дела и установлено судами при рассмотрении спора, в феврале 2018 года в адрес грузоотправителя - общества "ММК", на железнодорожную станцию Магнитогорск-Грузовой прибыли под выгрузку груженые вагоны N 62017504, N 62120829, N 62016100, N 61986667, N 60731957, N 62091467, N 61952610, N 60840832, N 62093638, находящиеся во владении общества "Модум-Транс".
Поскольку ответчик не обеспечил выгрузку вагонов в срок, предусмотренный статьями 62, 99 Устава железнодорожного транспорта, истец направил в адрес ответчика претензию от 14.04.2020 N П-0414/9, с требованием об оплате штрафа в сумме 392 800 руб.
В подтверждение использования спорных вагонов ответчиком с превышением сроков, предусмотренных Уставом железнодорожного транспорта, истец представил в материалы дела справку Главного вычислительного центра открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (далее - ГВЦ общества "РЖД").
Неисполнение ответчиком требований истца в добровольном порядке послужило основанием для обращения общества "Модум-Транс" в Арбитражный суд Челябинской области с рассматриваемым исковым заявлением.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции пришел к выводу о пропуске истцом специального годичного срока исковой давности.
Отменяя решение суда, апелляционный суд исходил из того, что специальный срок исковой давности не применяется к требованиям исполнителя к заказчику по договору о предоставлении в пользование вагонов и их обслуживании - о взыскании неустойки за простой вагонов на станции отправления (назначения), что следует из пункта 20 Обзора судебной практики по спорам, связанным с договорами перевозки груза и транспортной экспедиции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2017.
Проверив законность постановления суда апелляционной инстанции, правильность применения норм материального и процессуального права в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив доводы кассационной жалобы и возражения на них, судебная коллегия кассационной инстанции полагает судебный акт подлежащим отмене в силу следующих обстоятельств.
Судом апелляционной инстанций установлено, что истец вагоны для спорных перевозок непосредственно ответчику не предоставлял и каких-либо письменных договоров с ответчиком не заключал.
При этом суд квалифицировал спорные правоотношения сторон как фактически сложившиеся в рамках договора оказания услуг по предоставлению вагонов в пользование, следовательно, к правоотношениям сторон применим общих срок исковой давности.
Таким образом, отменяя решение суда первой инстанции, апелляционной суд исходил из того, что специальный годичный срок исковой давности не применяется в рассматриваемом случае.
Между тем суд апелляционной инстанции не учел следующие обстоятельства.
Операции по погрузке, выгрузке железнодорожных вагонов являются частью перевозочного процесса, поэтому обстоятельства, связанные с порядком и сроками их выполнения, подпадают под правовое регулирование главы 40 Гражданского кодекса Российской Федерации (перевозка) и Устава железнодорожного транспорта.
В соответствии с пунктом 2 статьи 784 Гражданского кодекса Российской Федерации общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Условия перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются соглашением сторон, если данным Кодексом, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное.
Согласно абзацу 6 статьи 62 Устава железнодорожного транспорта за задержку вагонов, контейнеров, принадлежащих перевозчику, под погрузкой, выгрузкой на местах общего и необщего пользования, в том числе на железнодорожных путях необщего пользования, более чем на двадцать четыре часа по истечении установленных договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования или договорами на подачу и уборку вагонов технологических сроков оборота вагонов, контейнеров либо по истечении тридцати шести часов с момента подачи вагонов под погрузку, выгрузку локомотивами, принадлежащими перевозчику, грузоотправители, грузополучатели, владельцы железнодорожных путей необщего пользования несут перед перевозчиком ответственность в соответствии со статьей 99 настоящего Устава.
В силу абзаца 2 статьи 99 Устава железнодорожного транспорта за задержку вагонов, контейнеров, принадлежащих перевозчикам, под погрузкой, выгрузкой грузов в местах общего и необщего пользования, включая железнодорожные пути необщего пользования, более чем на двадцать четыре часа по истечении технологических сроков оборота вагонов, контейнеров, установленных договорами на подачу и уборку вагонов или договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования, либо по истечении тридцати шести часов с момента подачи вагонов, контейнеров под погрузку, выгрузку грузов локомотивами перевозчика грузоотправители, грузополучатели, владельцы железнодорожных путей необщего пользования уплачивают перевозчику в десятикратном размере штрафы, установленные статьями 100 и 101 настоящего Устава, без внесения при этом платы за пользование вагонами, контейнерами.
Статьей 100 Устава железнодорожного транспорта (в редакции, действовавшей в рассматриваемый период) предусмотрено, что за задержку вагонов в случаях, предусмотренных статьями 47 и 99 настоящего Устава, с грузоотправителя, грузополучателя перевозчиком за каждый час простоя каждого вагона взыскивается штраф в размере 0,2 размера минимального размера оплаты труда.
В результате реформы, произошедшей после принятия Устава железнодорожного транспорта, перевозчик перестал быть единственным владельцем вагонов.
В связи с этим, приведенные выше нормы статей 62, 99, 100 Устава железнодорожного транспорта подлежат не грамматическому, а расширительному толкованию в части определения круга лиц, обладающих правом на взыскание штрафа за сверхнормативный простой вагонов под погрузкой/выгрузкой в свою пользу.
Как указано в пункте 14 Обзора судебной практики по спорам, связанным с договорами перевозки груза и транспортной экспедиции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2017, таким лицом является не только перевозчик, но и владелец вагона, являющийся оператором подвижного состава, то есть юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие вагоны, контейнеры на праве собственности или ином праве, участвующие на основе договора с перевозчиком в осуществлении перевозочного процесса с использованием указанных вагонов, контейнеров (статья 2 Закона о железнодорожном транспорте).
Общество "Модум-Транс" является оператором подвижного состава, который в спорных правоотношениях обладает правами перевозчика в части предоставления вагонов для перевозки груза и является участником отношений, возникающих при пользовании услугами железнодорожного транспорта, что прямо предусмотрено статьей 2 Устава железнодорожного транспорта и следует из разъяснений, приведенных в пункте 14 вышеназванного Обзора.
Учитывая изложенное, судом первой инстанции верно указано на то, что, поскольку исковые требования общества "Модум-Транс" заявлены исключительно в порядке статей 62, 99 Устава железнодорожного транспорта, к заявленным требованиям в силу положений статей 197, 784, пункта 3 статьи 797 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 1, 126 Устава железнодорожного транспорта применяется специальный годичный срок исковой давности.
Судом установлено и из материалов дела следует, что с момента заявленного истцом нарушения (февраль 2018 года) и до момента обращения с рассматриваемым иском (ноябрь 2020 года) годичный срок исковой давности истек, в связи с чем судом первой инстанции обоснованно отказано в иске.
На основании изложенного, поскольку исковое требование предъявлено обществом "Модум-Транс" в арбитражный суд за пределами годичного срока исковой давности, и до вынесения судом решения обществом "ММК" заявлено об истечении срока, установленного статьей 797 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении исковых требований.
Применение судом апелляционной инстанции к спорным правоотношениям пункта 20 Обзора судебной практики по спорам, связанным с договорами перевозки груза и транспортной экспедиции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2017, не соответствует фактическим обстоятельствам дела, установленным судом первой инстанции, определившим характер правоотношений сторон и применимый к возникшим из них спорам срок исковой давности в соответствии со статьей 2 Устава железнодорожного транспорта и пунктом 3 статьи 797 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Суд кассационной инстанции полагает, что суд первой инстанции оценил в полном объеме представленные сторонами доказательства и установленные на их основании обстоятельства дела, а также дал им правильную правовую оценку в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с чем у апелляционного суда отсутствовали установленные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены решения суда первой инстанции, соответствующего нормам материального и процессуального права.
Пунктом 5 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражному суду кассационной инстанции предоставлено право по результатам рассмотрения кассационной жалобы оставить в силе одно из ранее принятых по делу решений или постановлений.
При изложенных выше обстоятельствах, а также с учетом того, что судом кассационной инстанции не усматривается несоответствия выводов суда первой инстанции материалам дела, постановление суда апелляционной инстанции подлежит отмене, решение суда первой инстанции - оставлению без изменения.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы ответчика по уплате государственной пошлины по кассационной жалобе в размере 3000 руб. подлежат возмещению за счет общества "Модум-Транс".
Руководствуясь статьями 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.04.2022 по делу N А76-48255/2020 Арбитражного суда Челябинской области отменить.
Решение Арбитражного суда Челябинской области от 05.07.2021 по делу N А76-48255/2020 оставить в силе.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Модум-Транс" в пользу публичного акционерного общества "Магнитогорский металлургический комбинат" 3 000 руб. в возмещение уплаченной государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.В. Сидорова |
Судьи |
Д.И. Мындря |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судом установлено и из материалов дела следует, что с момента заявленного истцом нарушения (февраль 2018 года) и до момента обращения с рассматриваемым иском (ноябрь 2020 года) годичный срок исковой давности истек, в связи с чем судом первой инстанции обоснованно отказано в иске.
На основании изложенного, поскольку исковое требование предъявлено обществом "Модум-Транс" в арбитражный суд за пределами годичного срока исковой давности, и до вынесения судом решения обществом "ММК" заявлено об истечении срока, установленного статьей 797 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении исковых требований.
Применение судом апелляционной инстанции к спорным правоотношениям пункта 20 Обзора судебной практики по спорам, связанным с договорами перевозки груза и транспортной экспедиции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2017, не соответствует фактическим обстоятельствам дела, установленным судом первой инстанции, определившим характер правоотношений сторон и применимый к возникшим из них спорам срок исковой давности в соответствии со статьей 2 Устава железнодорожного транспорта и пунктом 3 статьи 797 Гражданского кодекса Российской Федерации."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 10 октября 2022 г. N Ф09-10648/21 по делу N А76-48255/2020
Хронология рассмотрения дела:
10.10.2022 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-10648/2021
27.04.2022 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-3527/2022
28.02.2022 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-10648/2021
13.10.2021 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-12054/2021
05.07.2021 Решение Арбитражного суда Челябинской области N А76-48255/20