Екатеринбург |
|
12 октября 2022 г. |
Дело N А60-6397/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 октября 2022 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 октября 2022 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Кравцовой Е.А.,
судей Сухановой Н.Н., Гавриленко О.Л.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Правительства Свердловской области на решение Арбитражного суда Свердловской области от 17.05.2022 по делу N А60-6397/2022 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.08.2022 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
открытого акционерного общества "Каменск-Уральский металлургический завод" (далее - общество "КУМЗ", заявитель) - Епишкина О.В. (доверенность от 13.11.2021) и Гайнутдинов В.Р.(доверенность от 11.07.2022);
Правительства Свердловской области - Кострицкий С.И. (доверенность от 05.11.2020).
Общество "КУМЗ" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Правительству Свердловской области о признании недействительным распоряжения от 16.12.2021 N 726-РП.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 17.05.2022, оставленным без изменения постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.08.2022, заявленные требования удовлетворены, распоряжение Правительства Свердловской области от 16.12.2021 N 726-РП признано незаконным.
В кассационной жалобе Правительство Свердловской области просит указанные судебные акты отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции, ссылаясь на нарушение норм материального права и на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
Кассатор настаивает на том, что в 2016 году срок реализации приоритетного инвестиционного проекта, участником которого было общество "КУМЗ", истек, соответственно, по мнению заявителя жалобы, в 2021 году завершился пятилетний налоговый период, на который предоставлялась налоговая льгота в виде освобождения от уплаты налога на имущества организаций; общество "КУМЗ" соответствующим распоряжением правомерно признано утратившим статус участника приоритетного инвестиционного проекта. В обоснование доводов заявитель также указывает, что судами не исследовался вопрос о периоде создания имущества и постановки спорного имущества на баланс.
В отзыве на кассационную жалобу общество "КУМЗ" просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Проверив законность судебных актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов кассационной жалобы, суд кассационной инстанции пришел к следующим выводам.
Как установлено судами, общество "КУМЗ" с 2011 года реализует на территории Свердловской области приоритетный инвестиционный проект "Строительства прокатного комплекса".
Распоряжением Правительства Свердловской области от 11.03.2014 N 265-РП приоритетный инвестиционный проект "Прокатный комплекс" включен в реестр приоритетных инвестиционных проектов Свердловской области по новому строительству.
Распоряжением Правительства Свердловской области от 04.06.2014 N 683-РП заявителю присвоен статус участника приоритетного инвестиционного проекта.
Распоряжением Правительства Свердловской области от 16.12.2021 N 726-РП субъект инвестиционной деятельности общество "КУМЗ" признано утратившим статус участника приоритетного инвестиционного проекта Свердловской области по новому строительству на основании подпункта 5 пункта 12 статьи 38-1 Закона Свердловской области от 30.06.2006 N 43-ОЗ "О государственной поддержке субъектов инвестиционной деятельности в Свердловской области (далее - Закон о поддержке субъектов инвестиционной деятельности).
Основанием для лишения заявителя статуса участника приоритетного инвестиционного проекта Свердловской области по новому строительству явился факт истечения в 2021 году срока реализации инвестиционного проекта.
Полагая, что распоряжение Правительства Свердловской области от 16.12.2021 N 726-РП о лишении общества "КУМЗ" статуса участника приоритетного инвестиционного проекта не соответствует требованиям действующего законодательства, нарушает права и законные интересы, общество "КУМЗ" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя требования заявителя, суд первой инстанции руководствовался положениями статей 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Налогового кодекса Российской Федерации, а также Закона Свердловской области от 27.11.2003 N 35-ОЗ "Об установлении на территории Свердловской области налога на имущество организаций" (далее - Закон N 35-ОЗ), Закона о поддержке субъектов инвестиционной деятельности и исходил из того, что поскольку объект инвестирования завершен и поставлен на баланс в 2018 году, то есть в рамках пятилетнего максимального срока для такой реализации, соответственно, право на льготу по налогу на имущество сохраняется у заявителя до 2022 года включительно, принятие оспариваемого распоряжения носило преждевременный характер.
Суд апелляционной инстанции также указал на отсутствие оснований для принятия соответствующего распоряжения.
Оснований для иных выводов суд округа не усматривает в силу следующего.
В соответствии со статьями 14, 372 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество организаций является региональным налогом; устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных главой 30 Налогового кодекса Российской Федерации, порядок и сроки уплаты налога. При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также определяться особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии с главой 30 кодекса, предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.
В силу подпункта 11 пункта 2 статьи 3 Закона N 35-ОЗ освобождаются от уплаты налога на имущество организаций: организации, имеющие статус участников приоритетного инвестиционного проекта Свердловской области по новому строительству в соответствии с законом Свердловской области, регулирующим отношения, связанные с предоставлением органами государственной власти Свердловской области государственной поддержки субъектам инвестиционной деятельности, в отношении имущества, созданного в результате реализации приоритетного инвестиционного проекта Свердловской области по новому строительству, в течение пяти последовательных налоговых периодов, считая с налогового периода, в котором это имущество поставлено на баланс в качестве основных средств.
Таким образом, право на льготу по налогу на имущество обусловлено фактом постановки лицом, имеющим статус участника приоритетного инвестиционного проекта Свердловской области по новому строительству, имущества на баланс в качестве основного средства.
Как указано в пункте 3 статьи 38-1 Закона о поддержке субъектов инвестиционной деятельности субъекту инвестиционной деятельности присваивается статус участника приоритетного инвестиционного проекта Свердловской области по новому строительству на основании декларации о реализации инвестиционного проекта по новому строительству, поданной субъектом инвестиционной деятельности в уполномоченный исполнительный орган государственной власти Свердловской области в сфере предоставления государственной поддержки субъектам инвестиционной деятельности.
Постановлением Правительства Свердловской области от 13.11.2013 N 1387-ПП "О реализации отдельных положений Закона Свердловской области от 30.06.2006 N 43-ОЗ "О государственной поддержке субъектов инвестиционной деятельности в Свердловской области" утверждена форма декларации о реализации инвестиционного проекта по новому строительству (далее - постановление N 1387-ПП).
В соответствии с подпунктом 5 пункта 12 статьи 38-1 Закона о поддержке субъектов инвестиционной деятельности решение об утрате субъектом инвестиционной деятельности статуса участника приоритетного инвестиционного проекта Свердловской области по новому строительству принимается в случае истечения срока реализации инвестиционного проекта и окончания у субъекта инвестиционной деятельности права на применение пониженных налоговых ставок, налоговых льгот и иных преференций, установленных законами Свердловской области и связанных с наличием у такого субъекта статуса участника приоритетного инвестиционного проекта Свердловской области по новому строительству.
Как следует из материалов дела, письмом от 26.12.2013 N 013-635 общество "КУМЗ" направлена Декларация об участии в реализации приоритетного инвестиционного проекта Свердловской области по новому строительству и Декларация о включении в реестр приоритетных инвестиционных проектов Свердловской области по новому строительству Стратегического инвестиционного проекта общества "КУМЗ" "Прокатный комплекс", срок реализации приоритетного инвестиционного проекта составлял период с 2013 года по 2016 год.
Постановлением N 1387-ПП установлено, что срок начала реализации проекта определяется инвестором и совпадает с началом финансирования работ в рамках инвестиционного проекта, но не ранее вступления в силу Закона Свердловской области от 15.06.2013 N 67-ОЗ "О внесении изменений в Закон Свердловской области "О государственной поддержке субъектов инвестиционной деятельности в Свердловской области".
При этом, как указано постановлении N 1387-ПП, срок окончания реализации проекта определяется инвестором и, как правило, совпадает с вводом в эксплуатацию объектов, но не более пяти лет с даты начала реализации проекта.
С учетом вышеуказанных нормативных положений суд округа соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что срок окончания реализации проекта предполагает установление минимального и максимального периода, в течение которого проект должен быть реализован, соответственно, срок окончания реализации проекта, указанный инвестором, не является пресекательным, его истечение само по себе и безусловно не влечет для субъекта таких последствий как лишение статуса участника приоритетного инвестиционного проекта и лишение права на льготу по налогу на имущество, поскольку конструкция указанного положения предусматривает максимальную продолжительность срока, в течение которого проект должен быть реализован (не более пяти лет с даты начала реализации проекта).
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что ряд объектов, созданных в результате реализации инвестиционного проекта "Прокатный комплекс", поставлены заявителем на учет в качестве основных средств 31.12.2018.
Следовательно, с учетом положений подпункта 11 пункта 2 статьи 3 Закона N 35-ОЗ, подпункта 5 пункта 12 статьи 38-1 Закона о поддержке субъектов инвестиционной деятельности общество "КУМЗ" имеет право на льготу по налогу на имущество в течение пяти последовательных налоговых периодов с периода постановки имущества на баланс, то есть до 2022 года, оснований для принятия распоряжения об утрате обществом "КУМЗ" статуса участника приоритетного инвестиционного проекта Свердловской области по новому строительству у Правительства Свердловской области не имелось.
Доводы Правительства Свердловской области о нарушении принципа баланса частных и публичных интересов, о злоупотреблении правами при исчислении и уплате налогов, приобретении налоговых льгот, вызванным тем, что создав в 2016 году имущество и поставив его на баланс только в 2018 году, инвестор необоснованно приобретает еще пять лет на реализацию приоритетного инвестиционного проекта, правомерно отклонены судами с учетом того, что вопросы правильности исчисления налога на имущество организаций, установление того, эксплуатировалось ли имущество в спорный период, возник ли объект обложения налогом на имущество организаций, выясняются налоговыми органами в рамках проведения мероприятий налогового контроля.
Доводы Правительства Свердловской области основаны на ином видении существенных обстоятельств спора, и выводы судов не опровергают, не подтверждают существенных нарушений судами норм материального и (или) процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются основанием для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом округа не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 17.05.2022 по делу N А60-6397/2022 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.08.2022 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Правительства Свердловской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.А. Кравцова |
Судьи |
Н.Н. Суханова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Удовлетворяя требования заявителя, суд первой инстанции руководствовался положениями статей 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Налогового кодекса Российской Федерации, а также Закона Свердловской области от 27.11.2003 N 35-ОЗ "Об установлении на территории Свердловской области налога на имущество организаций" (далее - Закон N 35-ОЗ), Закона о поддержке субъектов инвестиционной деятельности и исходил из того, что поскольку объект инвестирования завершен и поставлен на баланс в 2018 году, то есть в рамках пятилетнего максимального срока для такой реализации, соответственно, право на льготу по налогу на имущество сохраняется у заявителя до 2022 года включительно, принятие оспариваемого распоряжения носило преждевременный характер.
...
В соответствии со статьями 14, 372 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество организаций является региональным налогом; устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных главой 30 Налогового кодекса Российской Федерации, порядок и сроки уплаты налога. При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также определяться особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии с главой 30 кодекса, предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 12 октября 2022 г. N Ф09-6472/22 по делу N А60-6397/2022