Екатеринбург |
|
11 октября 2022 г. |
Дело N А76-21784/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 октября 2022 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 октября 2022 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Абозновой О. В.,
судей Сирота Е. Г., Гайдука А. А.,
при ведении протокола помощником судьи Пушкаревой Е.М.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу публичного акционерного общества "Орскнефтеоргсинтез" (далее - общество "ОНОС") на решение Арбитражного суда Челябинской области от 30.03.2022 по делу N А76-21784/2021 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.06.2022 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества "ОНОС" - Штемпель О.С. (доверенность от 01.01.2021),
открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (далее - общество "РЖД") - Вечер А.В. (доверенность от 17.12.2020).
Общество "ОНОС" обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с исковым заявлением к обществу "РЖД" о взыскании 187 280 руб. штрафа по договору от 18.05.2017 N 6/25 (с учетом уточнений, принятых в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 30.03.2022 в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.06.2022 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество "ОНОС" просит указанные судебные акты отменить, исковые требования удовлетворить в полном объеме. По мнению истца, суды неправомерно отклонили его довод о том, что уведомление о завершении грузовой операции является временем окончания приемосдаточных операций в соответствии с положениями Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденным Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 26 (далее - Правила N 26), договором и ЕТП.
В отзыве на кассационную жалобу общество "РЖД" указывает на необоснованность изложенных в ней доводов, просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в порядке, предусмотренном статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судами, между обществом "РЖД" (перевозчик) и обществом "ОНОС" (владелец) заключен договор от 18.05.2017 N 6/25 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования, в рамках которого, с учетом дополнительного соглашение N 1, протокола урегулирования разногласий от 07.12.2017, осуществляется эксплуатация принадлежащего владельцу железнодорожного пути необщего пользования, примыкающего к станции Никель ЮУЖД стрелочным переводом N 48 к путям Главного парка, стрелочными переводами N 28Э, 36Э, 40Э, 2 к путям Эстакадного парка станции Никель ЮУЖД, обслуживание железнодорожного пути необщего пользования производится локомотивом владельца и локомотивом перевозчика. Подача вагонов на железнодорожный путь необщего пользования производится по уведомлению перевозчиком владельца (пункт 6 договора). Уведомление передается круглосуточно по телефону не позднее, чем за 2 часа до передачи вагонов на выставочные пути владельца: приемосдаточные пути с N 33 по 35 и к местам погрузки и выгрузки на пути N 23, 24, 25, с N 27 по 29, 31, 32, 36, 37, круглосуточно, с регистрацией в книге уведомлений формы ГУ-2 ВЦ (пункт 7 договора). Сдаваемые на железнодорожный путь необщего пользования вагоны подаются локомотивом перевозчика:
- к местам погрузки-выгрузки на пути: N 23, 24, 25, с N 27 по 29, 31, 32, 36, 37 (пункт 8.1);
- на выставочные пути владельца: приемосдаточные пути N 33-35, дальнейшее продвижение вагонов производится локомотивом владельца (пункт 8.2).
В соответствии с пунктом 9 договора количество вагонов в каждой сдаваемой владельцу передаче устанавливается:
- на выставочные пути: приемосдаточные пути N 33 - 35 устанавливается: приемосдаточные пути N 33-35 устанавливается: при подаче с путей N 1-6 Эстакадного парка - не более 26 вагонов, по весу не более 2340 т; при подаче через примыкание к пути N 23 Эстакадного парка - не более 46 вагонов, по весу не более 1519 т (пункт 9.1);
- на пути погрузки и выгрузки устанавливается: на путь N 23 - не более 1 вагона, по весу не более 90 т.; на путь N 24 - не более 25 вагонов, по весу не более 2250 т.; на путь N 25 - не более 25 вагонов; по весу не более 2250 т.: на путь N 27 - не более 5 вагонов; на путь 1628 - не более 5 вагонов: на путь N 29 - не более 5 вагонов, по весу не более 450 т.: на путь N 31 - не более 20 вагонов, по весу не более 1800 т.; на путь N 32 - не более 20 вагонов, по весу не более 1800 т.; на путь N 36 - не более 40 вагонов, по весу 3600 т.; на путь N 37 - не более 40 вагонов, по весу 3600 т. на путь с N 31 по N 32 со стороны примыкания к пути N 23 не более вагонов, по весу не более 1519 т (пункт 9.2).
Сроки на уборку вагонов:
- с выставочных путей владельца: приемосдаточных путей N 33 - 35 - в течение 6 часов после окончания предусмотренных операций. При наличии в передаваемой группе не принятых перевозчиком вагонов - срок на уборку исчисляется в течение 6 часов с момента уведомления станции об отцепке не принятых перевозчиком вагонов (п. 12.1);.
- с путей N 23, N 24, N 25 с N 27 по N 29, N 31, N 32 - не позднее, чем через 4 часа после окончания приемосдаточных операций. При наличии в составе убираемой группы не принятых перевозчиком вагонов - срок на уборку исчисляется в течение 4 часов с момента повторного уведомления станции о готовности вагонов к уборке (пункт 12.2).
В пункте 12.3 договора предусмотрено, что срок на уборку вагонов (в редакции протокола урегулирования разногласий от 07.12.2017) с путей N 36, 37 не позднее, чем через 6 часов после окончания приемосдаточных операций. При наличии в составе убираемой группы не принятых перевозчиком вагонов - срок на уборку исчисляется в течение 6 часов с момента повторного уведомления станции о готовности вагонов к уборке.
Согласно пункту 11 договора (в редакции дополнительного соглашения N 2) владелец передает уведомление о завершении грузовой операции и готовности вагонов к уборке (с путей N 23, N 24, N 25, с N 27 по N 29, N 31, N 32, N 36, N 37) и о передаче вагонов на выставочный путь и готовности вагонов к уборке (с путей 33-35) формы ГУ-2бВЦ/Э в электронном виде с применением электронной подписи.
В силу пункта 13 договора осмотр и передача вагонов производится:
- в техническом отношении: при сдаче и возврате вагонов на/с железнодорожного пути необщего пользования - на выставочных путях Владельца: приемосдаточных путях N 33-35 и на местах погрузки и выгрузки N 23, N 24, N 25, с N 27 по N 29, N 31, N 32, N 36, N 37 (пункт 13.1);
- в коммерческом отношении: при сдаче и возврате вагонов на/с железнодорожного пути необщего пользования - на выставочных путях Владельца: приемосдаточных путях N 33-35 и на местах погрузки и выгрузки N 23, N 24, N 25, с N 27 по N 29, N 31, N 32, N 36, N 37 (пункт 13.2).
Истец, ссылаясь на нарушение ответчиком обязательств по своевременной уборке вагонов, обратился в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Ответчиком представлен контрасчет сроков уборки вагонов, из которого следует, что время подачи уведомлений в электронном виде отличается от заявленного в расчете истца. Уведомление о завершении грузовой операции по форме ГУ-2бВЦ/Э во всех случаях подано гораздо позднее, чем указанное в памятке приемосдатчика.
Кроме того, ответчик указал, что в соответствии с пунктами 10 и 10.2 договора (в редакции дополнительного соглашения от 26.01.2021 N 3) с железнодорожного пути необщего пользования вагоны возвращаются с путей N 23, N 24, N 25, N 27 по N 29, N 36, N 37 локомотивом перевозчика - всей одновременно поданной к местам погрузки и выгрузки группой вагонов.
Таким образом, перевозчик не может приступить к уборке группы вагонов при отсутствии заключенных договоров перевозки груза на каждый грузовой вагон и окончании приемосдаточных операций. Группа вагонов готова к уборке, когда заключен последний договор перевозки груза в группе при условии, если перевозчиком не выявлены коммерческие, либо технические неисправности при совершении приемосдаточных операций.
Суды пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований, правомерно исходя из следующего.
В силу пункта 1 статьи 793 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную названным Кодексом, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.
В соответствии с пунктом 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
Согласно части 2 статьи 100 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (Устав железнодорожного транспорта) за задержку по вине перевозчика подачи вагонов под погрузку и выгрузку грузов или на железнодорожные выставочные пути, а также за задержку уборки вагонов с мест погрузки и выгрузки грузов на железнодорожных путях необщего пользования или с железнодорожных выставочных путей в случае, если уборка вагонов осуществляется локомотивами перевозчика, либо за задержку по вине перевозчика приема вагонов с железнодорожных путей необщего пользования перевозчик уплачивает грузоотправителю, грузополучателю штраф в размере 0,2 размера минимального размера оплаты труда за каждый час задержки каждого вагона. Штраф начисляется за все время задержки с момента нарушения предусмотренных соответствующими договорами сроков подачи, уборки вагонов.
В статье 55 Устава железнодорожного транспорта установлено, что отношения между перевозчиком и владельцем железнодорожного пути необщего пользования, не принадлежащего владельцу инфраструктуры, по поводу эксплуатации такого железнодорожного пути регулируются договором на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования. При отсутствии у владельца железнодорожного пути необщего пользования локомотива подача и уборка вагонов, маневровая работа на таком железнодорожном пути осуществляются локомотивом, принадлежащим перевозчику.
Взаимоотношения между грузоотправителями, грузополучателями, владельцами железнодорожных путей необщего пользования, владельцами железнодорожного подвижного состава, перевозчиками и владельцами инфраструктур железнодорожного транспорта общего пользования при эксплуатации и обслуживании железнодорожных путей необщего пользования урегулированы также Правилами N 26.
Согласно пункту 3.7 Правил N 26 сроки на уборку вагонов с мест погрузки, выгрузки и железнодорожных выставочных путей необщего пользования устанавливаются на основании технологии работы станции примыкания и железнодорожного пути необщего пользования и предусматриваются в договорах на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования или договорах на подачу и уборку вагонов.
В статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. При этом лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или не совершения ими процессуальных действий (часть 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Таким образом, истец должен доказать факт ненадлежащего исполнения ответчиком обязательств по несвоевременной уборке с путей необщего пользования группы порожних грузовых вагонов после выгрузки из них грузов, а ответчик представить доказательства отсутствия нарушения с его стороны указанных сроков.
Порядок приема к перевозке железнодорожным транспортом грузов, а также порожних грузовых вагонов, не принадлежащих перевозчику, на местах общего и не общего пользования железнодорожных станций регулируется Правилами приема грузов, порожних грузовых вагонов к перевозке железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом Минтранса России от 07.12.2016 N 374 (далее - Правила N 374), которые разработаны в соответствии со статьями 3, 12 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации.
Согласно части 12 статьи 44 Устава железнодорожного транспорта после выгрузки груза на железнодорожных путях необщего пользования порожний грузовой вагон подается на железнодорожные пути общего пользования только при наличии составленной в соответствии с правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом транспортной железнодорожной накладной и других предусмотренных соответствующими нормативными правовыми актами документов. Порожний грузовой вагон может быть подан на железнодорожные пути общего пользования без оформленных в установленном порядке перевозочных документов только в случаях, предусмотренных Уставом и правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.
В пункте 68 Правил N 374 также предусмотрено, что после выгрузки груза на железнодорожных путях необщего пользования порожний вагон подается на железнодорожные пути общего пользования только при наличии составленной в соответствии с Правилами заполнения перевозочных документов, накладной и других предусмотренных соответствующими нормативными правовыми актами документов.
В силу части 13 статьи 44 Устава железнодорожного транспорта перевозчик освобождается от ответственности, установленной статьей 100 Устава железнодорожного транспорта, если задержка уборки порожних грузовых вагонов произошла в связи с необеспечением своевременной уборки таких вагонов по причине отсутствия составленных в установленном порядке перевозочных документов на перевозки порожних грузовых вагонов.
Суды верно указали, что из анализа положений статьи 44 Устава, пункта 68 Правил N 374, следует, что после выгрузки груза на железнодорожных путях необщего пользования порожний вагон подается на железнодорожные пути общего пользования только при наличии составленной в соответствии с Правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом транспортной железнодорожной накладной и других предусмотренных соответствующими нормативными правовыми актами документов.
Порядок предъявления к перевозке порожних вагонов и алгоритм оформления накладной на их перевозку установлен разделом IV Правил N 374.
В соответствии с Правилами N 374 отправителем порожних вагонов является владелец вагона, в том числе оператор железнодорожного подвижного состава (пункт 50); порожний вагон предъявляется к перевозке, если перевозчиком согласован запрос, а отправителем представлена оформленная накладная (заполняются оставшиеся незаполненными после согласования запроса графы бланка накладной) (пункт 64); при наличии согласованного запроса и оформленной отправителем в соответствии накладной перевозчик вправе не принимать вагон для перевозки, если при приеме для перевозки выявлены нарушения требований Устава или правил перевозок железнодорожным транспортом либо в процессе осмотра обнаружены неисправности вагона или Уставом или иными нормативными правовыми актами допускается возможность прекращения или ограничения приема к перевозке (пункт 65); накладная (оформленная в порядке, установленном правилами перевозок железнодорожным транспортом), а также выданная на основании накладной перевозчиком отправителю квитанция на порожний вагон (оформленная по форме квитанции о приеме груза к перевозке) подтверждают заключение договора перевозки (пункт 66).
В статье 25 Устава установлено, что при предъявлении груза для перевозки грузоотправитель должен предоставить перевозчику составленную в соответствии с правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом накладную.
В соответствии с пунктом 73 Правил N 374 при приеме вагонов к перевозке уполномоченными работниками перевозчика производится осмотр технического состояния таких вагонов.
В силу пункта 3.2 Правил N 26 сдача и прием вагонов с проверкой их пригодности в техническом и коммерческом отношении производятся при обслуживании локомотивом владельца железнодорожного пути необщего пользования - на выставочных железнодорожных путях. Порядок передачи и приема вагонов, контейнеров устанавливается правилами приема грузов к перевозке железнодорожным транспортом и правилами выдачи грузов на железнодорожном транспорте.
Согласно пункту 87 Правил N 374 в случае если в момент фактической передачи вагонов с грузами перевозчиком будут обнаружены обстоятельства, свидетельствующие о коммерческой неисправности вагонов или повреждения груза, вагоны с грузами к отправлению не принимаются, памятка приемосдатчика перевозчиком не подписывается и вагоны с грузами находятся на ответственности грузоотправителя.
Кроме того, в соответствии с разделами 4.1 "Порядок регистрации уведомлений грузоотправителей об окончании грузовых операций" и 4.2 "Порядок натурного осмотра вагонов (контейнеров) и проверка заполнения накладной в соответствии с требованиями правил перевозок грузов" Типовой должностной инструкции приемосдатчика груза и багажа общества "РЖД", утвержденной распоряжением общества "РЖД" от 15.02.2005 N 198р, наружный осмотр вагонов, контейнеров или груза, производится приемосдатчиком только после получения от грузополучателя, грузоотправителя уведомлений о завершении грузовой операции и при предъявлении грузоотправителем транспортной железнодорожной накладной или вагонного листа, оформленного в системе ЭТРАН при наличии договора об электронном обмене данными (пункты 4.1.1 и 4.2.1).
При таких обстоятельствах верным является вывод судов о том, что довод истца о том, что уведомление о завершении грузовой операции является временем окончания приемосдаточных операций, основан на неверном толковании норм права, поскольку время, указанное в уведомлении о завершении грузовой операции не является временем окончания приемосдаточных операций, а является временем предъявления состава к совершению приемосдаточных операции.
Поскольку в предмет доказывания по настоящему делу входят обстоятельства нарушения ответчиком предусмотренного 6-часового временного промежутка между фактическим окончанием приемосдаточных операций по всей предъявленной группе вагонов и временем уборки как основание ответственности в виде штрафа по статье 100 Устава железнодорожного транспорта, ответчиком в материалы дела представлены контррасчет, транспортные железнодорожные накладные, по которым вагоны должны быть убраны с путей необщего пользования истца, а также истории создания указанных накладных.
Контррасчет ответчика судами проверен, признан верным и соответствующим условиям заключенного договора и Правилам перевозок грузов.
Суды установили, что по памятке приемосдатчика N 18731 временем окончания приемосдаточных операций является время оформления к перевозке последнего вагона в группе по накладной ЭЦ075568 08.03.2021 в 07 часов 22 минуты, прием приемосдатчиком согласно истории создания накладной 08.03.2021 в 07 часов 22 минуты, время на уборку истекало 08.03.2021 в 13 часов 22 минуты, уборка вагонов осуществлена 08.03.2021 в 08 часов 00 минут, в связи с чем просрочка отсутствует. По 24 из 25 представленных в материалы дела памяток приемосдатчика с учетом указанных сроков окончания приемосдаточных операций, фактической уборки вагонов и создания накладных на соответствующие вагоны просрочка отсутствует по изложенным основаниям.
В соответствии с расчетом по памятке приемосдатчика N 19050, составленной на 40 вагонов имеется просрочка в уборке 2 часа. Вместе с тем, по данной памятке вагоны предъявлялись к перевозке по двум транспортным железнодорожным накладным NN ЭЧ141100, ЭЧ141209, по которым грузоотправителем являлся не истец, а иное лицо - общество с ограниченной ответственностью "Реилго".
Поскольку согласно требованиям статьи 100 Устава железнодорожного транспорта за задержку по вине перевозчика приема вагонов с железнодорожных путей необщего пользования при приеме к перевозке вагонов право требования штрафа за нарушение сроков уборки возникает у грузоотправителя, а истец таковым по двум транспортным железнодорожным накладным N N ЭЧ141100, ЭЧ141209 не является, суды правомерно заключили, что право требования штрафа у истца в данном случае не возникло.
Согласно пункту 49 Правил N 374 грузополучатель обеспечивает представление перевозчику одновременно с уведомлением о завершении грузовой операции или готовности к уборке вагонов, предъявляемых к перевозке в порожнем состоянии с ЗПУ, дополнительного листа к накладной, составленного по форме в соответствии с приложением N 2 к Правилам перевозок железнодорожным транспортом грузов, порожних грузовых вагонов группами вагонов по одной накладной, утвержденным приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 26.02.2015 N 32, в котором указывает сведения о ЗПУ по каждому вагону, контейнеру.
Как установили суды, в рассматриваемом случае материалы дела не содержат доказательств исполнения истцом обязанности представления перевозчику одновременно с уведомлением о завершении грузовой операции вагонов, предъявляемых к перевозке в порожнем состоянии с ЗПУ, дополнительного листа к накладной.
При таких обстоятельствах суды пришли к правомерному выводу о том, что требования истца о взыскании штрафа за нарушение сроков уборки вагонов с выставочных путей в общей сумме 187 280 руб. удовлетворению не подлежат.
Доводы заявителя кассационной жалобы основаны на неправильном толковании указанных норм материального права с учетом установленных по делу обстоятельств, в связи с чем подлежат отклонению, в том числе по основаниям, изложенным в мотивировочной части настоящего постановления.
Нарушений или неправильного применения судами при разрешении спора норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 30.03.2022 по делу N А76-21784/2021 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.06.2022 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу публичного акционерного общества "Орскнефтеоргсинтез" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.В. Абознова |
Судьи |
Е.Г. Сирота |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Поскольку согласно требованиям статьи 100 Устава железнодорожного транспорта за задержку по вине перевозчика приема вагонов с железнодорожных путей необщего пользования при приеме к перевозке вагонов право требования штрафа за нарушение сроков уборки возникает у грузоотправителя, а истец таковым по двум транспортным железнодорожным накладным N N ЭЧ141100, ЭЧ141209 не является, суды правомерно заключили, что право требования штрафа у истца в данном случае не возникло.
Согласно пункту 49 Правил N 374 грузополучатель обеспечивает представление перевозчику одновременно с уведомлением о завершении грузовой операции или готовности к уборке вагонов, предъявляемых к перевозке в порожнем состоянии с ЗПУ, дополнительного листа к накладной, составленного по форме в соответствии с приложением N 2 к Правилам перевозок железнодорожным транспортом грузов, порожних грузовых вагонов группами вагонов по одной накладной, утвержденным приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 26.02.2015 N 32, в котором указывает сведения о ЗПУ по каждому вагону, контейнеру."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 11 октября 2022 г. N Ф09-6855/22 по делу N А76-21784/2021
Хронология рассмотрения дела:
11.10.2022 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-6855/2022
27.06.2022 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-6025/2022
11.04.2022 Решение Арбитражного суда Челябинской области N А76-21784/2021
30.03.2022 Решение Арбитражного суда Челябинской области N А76-21784/2021