Екатеринбург |
|
17 октября 2022 г. |
Дело N А34-19141/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 октября 2022 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 октября 2022 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Кравцовой Е.А.,
судей Жаворонкова Д.В., Сухановой Н.Н.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Мухаметжановой Д.Е. рассмотрел в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Курганской области кассационную жалобу Управления Федерального казначейства по Курганской области (далее - управление, заинтересованное лицо) на решение Арбитражного суда Курганской области от 04.05.2022 по делу N А34-19141/2021 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.07.2022 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи приняли участие представители:
управления - Бодрягин В.И.(доверенность от 28.12.2021);
Департамента строительства, госэкспертизы и жилищно-коммунального хозяйства Курганской области (далее - Департамент строительства, заявитель) - Пушкарев М.А. (доверенность от 28.12.2021);
Правительства Курганской области - Ларионова М.С. (доверенность от 10.03.2022).
Департамент строительства обратился в Арбитражный суд Курганской области к управлению с заявлением о признании незаконным представления от 27.09.2021 N 43-45- 14/45-83.
В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Правительство Курганской области, Департамент образования и науки Курганской области (далее - Департамент образования и науки).
Решением Арбитражного суда Курганской области от 04.05.2022, оставленным без изменения постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.07.2022, заявленные требования удовлетворены, представление от 27.09.2021 N 43-45-14/45-83 признано недействительным.
В кассационной жалобе управление просит указанные судебные акты отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на нарушение норм материального права.
По мнению кассатора, признав неисполнимым представление, суды не учли, что в оспариваемом ненормативном правовом акте отражены конкретные нарушения и требование принять меры по устранению причин и условий бюджетного нарушения, что свидетельствует о соответствии оспариваемого представления требованиям подпункта 2 пункта 2 статьи 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, его исполнимости и определенности. В силу своих полномочий управление выявляет нарушения нормативно-правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, способ принятия мер по устранению причин и условий нарушений определяется объектом контроля. Заключение дополнительного соглашения от 24.05.2021, которым был уменьшен общий размер субсидии, не отменяет факта того, что кассовое исполнение по состоянию на 01.04.2021 не осуществлялось.
Заявитель жалобы не согласен с выводами судов о том, что представление внесено ненадлежащему объекту контроля, поскольку, по его мнению, неисполнение функции главного распорядителя бюджетных средств с учетом того, что заключенным между Министерством просвещения Российской Федерации и Правительством Курганской области соглашением на Департамент строительства также возложена обязанность по достижению показателей результативности, не отменяет нарушений, допущенных Департаментом строительства как объектом контроля, исполнителем обязательств по соответствующему соглашению.
Департамент строительства, Департамент образования и науки, а также Правительство Курганской области представили отзывы на кассационную жалобу, в которых просят судебные акты оставить без изменения, в удовлетворении жалобы отказать, отмечая, что обстоятельства дела установлены судами полно и всесторонне, спор разрешен при полном исследовании имеющихся в материалах дела доказательств и с правильным применением норм материального и процессуального права.
Проверив законность судебных актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов кассационной жалобы, суд кассационной инстанции пришел к следующим выводам.
Как установлено судами, управлением в отношении Департамента по строительству проведена выездная проверка, предметом которой являлась проверка соблюдения целей, порядка и условий предоставления из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий на софинансирование расходов, возникающих при реализации государственных программ субъектов Российской Федерации, на реализацию мероприятий по содействию созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях в рамках федерального проекта "Современная школа" подпрограммы "Развитие дошкольного и общего образования" государственной программы Российской Федерации "Развитие образования", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 N 1642" за период 2020 года.
По итогам проверки управлением составлен акт от 27.08.2021, вынесено оспариваемое представление от 27.09.2021 N 43-45-14/45-83, которым заявителю вменяется нарушение пункта 3 статьи 132 Бюджетного кодекса Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, пункта 4.3.3 Соглашения о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету Курганской области на софинансирование расходов, возникающих при реализации государственных программ субъектов Российской Федерации, на реализацию мероприятий по содействию созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в образовательных организациях в рамках государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" от 23.12.2019 N 073-09-2020-933, заключенного между Министерством просвещения Российской Федерации и Правительством Курганской области (далее - Соглашение), выразившееся в недостижении по состоянию на 31.12.2020 результатов использования субсидии, а именно: в 2020 году не осуществлено приобретение объекта "Школа на 1100 мест по адресу: Курганская область, Кетовский район, с. Кетово, ул. Космонавтов, 49А".
Полагая, что указанное представление управления не соответствует требованиям закона и нарушает права и законные интересы, Департамент строительства обратился в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суды обеих инстанций исходили из того, что оспариваемое представление внесено ненадлежащему объекту контроля, кроме того, недостижение показателей использования субсидии обусловлено отказом общества с ограниченной ответственностью "Эверест" (далее - общество "Эверест") от продажи здания школы, в настоящее время размер субсидии уменьшен на сумму, которая предусматривалась для выкупа здания школы, до 0,00 рублей, в связи с чем оспариваемое представление является неисполнимым.
Оснований для иных выводов чем те, к которым пришли нижестоящие инстанции, суд округа не находит в связи со следующим.
В соответствии с пунктом 3 статьи 265, пунктом 1 статьи 266.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации Федеральное казначейство является одним из органов внутреннего государственного финансового контроля, а главные распорядители (распорядители, получатели) бюджетных средств - объектами государственного (муниципального) финансового контроля.
Согласно статье 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств обладает, в том числе бюджетными полномочиями по обеспечению результативности, адресности и целевого характера использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств.
В силу пункта 2 статьи 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации представление - это документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, направляемого объекту контроля и содержащий информацию о выявленных в пределах компетенции органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля нарушениях и одно из следующих обязательных для исполнения в установленные в представлении сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан, требований по каждому указанному в представлении нарушению: 1) требование об устранении нарушения и о принятии мер по устранению его причин и условий; 2) требование о принятии мер по устранению причин и условий нарушения в случае невозможности его устранения.
Как следует из материалов дела, управлением проведена плановая выездная проверка Департамента строительства за период 2020 года, по результатам которой указанному органу внесено представление от 27.09.2021 N 43-45-14/45-83 с требованием об устранении нарушения, выразившегося в неприобретении в 2020 году объекта "Школа на 1100 мест по адресу Курганская область, Кетовский район, с. Кетово, ул. Космонавтов, 49А" (далее - школа), что явилось следствием недостижения результатов использования выделенной бюджету Курганской области субсидии.
Законом Курганской области от 12.12.2019 N 169 "Об областном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов" определены главные распорядители средств областного бюджета, предусмотренных на строительство и приобретение 2 объектов, указанных в приложении 1 к Соглашению, в том числе школы:
- Департамент строительства (в отношении объекта "Общеобразовательная организация на 1500 мест, г. Курган, 12 микрорайон");
- Департамент образования и науки (в отношении школы).
При этом пунктом 6.1.1 Соглашения Департамент строительства определен, в том числе как координатор исполнения Соглашения, ответственный за предоставление отчетности.
Учитывая, что Соглашением не установлен запрет на достижение целей предоставления субсидии совместными действиями нескольких органов государственной власти Курганской области, принимая также во внимание, что субъектом заключения соглашения о предоставлении субсидии из бюджета Курганской области на указанные цели от 14.10.2020 с Администрацией Кетовского района Курганской области выступал Департамент образования и науки, суды пришли к обоснованному выводу о том, что в отношении спорной школы Департамент строительства осуществлял функции координации исполнения и предоставления отчетности по исполнению Соглашения, а Департамент образования и науки являлся главным распорядителем средств областного бюджета, ответственным за достижения показателей Соглашения в части выкупа здания школы в с. Кетово.
Кроме того, управлением в ходе проведения плановой выездной проверки указывалось, что в 2020 году Департамент строительства не исполнял бюджетные полномочия главного распорядителя средств бюджета Курганской области по использованию средств субсидии.
Таким образом, оспариваемое представление внесено ненадлежащему объекту контроля, так как Департамент строительства в 2020 году не был наделен бюджетными полномочиями главного распорядителя средств бюджета Курганской области в отношении здания школы в с. Кетово, следовательно, не мог быть объектом финансового контроля по вопросу исполнения Соглашения в данной части.
Согласно пункту 14 Федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля "Реализация результатов проверок, ревизий и обследований", утвержденного постановлением Правительства Российской федерации от 23.07.2020 N 1095, представление считается исполненным в случае, когда представленные объектом контроля документы, материалы и информация подтверждают устранение нарушения и (или) принятие указанных в представлении мер по устранению причин и условий нарушения, а также в случае наличия указанной информации в государственных (муниципальных) информационных системах.
Разрешая спор, суды отметили, что недостижение показателей использования субсидии обусловлено отказом общества "Эверест" от продажи здания школы за 738 млн. рублей, размер субсидии в соответствии с дополнительным соглашением от 24.05.2021 N 073-2020-933/5 уменьшен на сумму, которая предусматривалась для выкупа здания школы, до 0,00 рублей, в связи с чем реальная возможность принятия мер по устранению причин и условий нарушения отсутствует, оспариваемый ненормативный правовой акт является неисполнимым.
Кроме того, признание оспариваемого представления законным и обоснованным не повлияет на волеизъявление общества "Эверест" по вопросу продажи здания школы, на эффективность и результативность использования бюджетных средств, следовательно, целесообразность вынесения оспариваемого представления также отсутствует.
Таким образом, исследовав и оценив в порядке главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в материалах дела доказательства, принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, суды пришли к верному выводу об отсутствии оснований для направления заявителю по результатам проверки оспариваемого представления, в связи с чем требования заявителя были правомерно удовлетворены.
Доводы управления об исполнимости представления и его внесении в адрес надлежащего объекта контроля являлись предметом проверки судов первой и апелляционной инстанций и сводятся к несогласию с выводами судов, основанными на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, в связи с чем подлежат отклонению, в том числе по основаниям, изложенным в мотивировочной части данного постановления.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом округа не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Курганской области от 04.05.2022 по делу N А34-19141/2021 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.07.2022 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федерального казначейства по Курганской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.А. Кравцова |
Судьи |
Д.В. Жаворонков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пункта 2 статьи 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации представление - это документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, направляемого объекту контроля и содержащий информацию о выявленных в пределах компетенции органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля нарушениях и одно из следующих обязательных для исполнения в установленные в представлении сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан, требований по каждому указанному в представлении нарушению: 1) требование об устранении нарушения и о принятии мер по устранению его причин и условий; 2) требование о принятии мер по устранению причин и условий нарушения в случае невозможности его устранения.
...
Согласно пункту 14 Федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля "Реализация результатов проверок, ревизий и обследований", утвержденного постановлением Правительства Российской федерации от 23.07.2020 N 1095, представление считается исполненным в случае, когда представленные объектом контроля документы, материалы и информация подтверждают устранение нарушения и (или) принятие указанных в представлении мер по устранению причин и условий нарушения, а также в случае наличия указанной информации в государственных (муниципальных) информационных системах."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 17 октября 2022 г. N Ф09-7252/22 по делу N А34-19141/2021
Хронология рассмотрения дела:
17.10.2022 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-7252/2022
14.07.2022 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-7143/2022
04.05.2022 Решение Арбитражного суда Курганской области N А34-19141/2021
03.03.2022 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-1023/2022