Екатеринбург |
|
19 октября 2022 г. |
Дело N А34-3096/2022 |
Арбитражный суд Уральского округа в составе судьи Черкезова Е.О., рассмотрел кассационную жалобу Административной комиссии города Кургана в лице Департамента развития городского хозяйства Администрации города Кургана (далее - Административная комиссия, административный орган) на решение Арбитражного суда Курганской области от 18.05.2022 по делу N А34-3096/2022 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.07.2022 по тому же делу.
Жалоба рассматривается в порядке, предусмотренном статьей 288.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), судьей единолично без вызова сторон.
Общество с ограниченной ответственностью "Новая Волна Курган" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением к Административной комиссии о признании незаконным и отмене постановления от 15.02.2022 N 95266 о привлечении к административной ответственности по пункту 2 статьи 4 Закона Курганской области от 20.11.1995 N 25 "Об административных правонарушениях на территории Курганской области" (далее - Закон N 25), в виде штрафа в размере 50 000 руб.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства.
Решением суда первой инстанции от 18.05.2022 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.07.2022 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Административная комиссия просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить, направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Курганской области, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, неправильное применение судами норм материального права.
Заявитель кассационной жалобы указывает, что поскольку дело рассмотрено в порядке упрощенного производства Административная комиссия не могла представить дополнительные доказательства. В связи с этим Административная комиссия просит приобщить к материалам дела ответ Курганского центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды от 23.08.2022 N 311-01/05.02-33-277/540, в котором содержатся сведения о погодных условиях, в том числе осадках, на территории города Кургана с 01.02.2022 по 15.02.2022.
Административная комиссия также ссылается на то, что в отношении общества 07.02.2022 не проводилось проверок ни в рамках муниципального жилищного контроля в соответствии с Федеральным законом от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ), ни в рамках контроля деятельности юридического лица в соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ). Правонарушения установлены по итогам проведенного визуального осмотра в рамках осуществления сотрудником Департамента жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Кургана в пределах своих полномочий мониторинга содержания общедомового имущества многоквартирного дома.
Кроме того, административный орган настаивает на том, что событие вмененного административного правонарушения подтверждено фотоматериалами. При этом Административная комиссия отмечает, что действующим законодательством не установлены какие либо требования к форме и порядку оформления фотоматериалов.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу административного органа - без удовлетворения.
Согласно положениям части 3 статьи 288.2 АПК РФ основаниями для пересмотра в порядке кассационного производства вступивших в законную силу решения арбитражного суда первой инстанции и постановления арбитражного суда апелляционной инстанции, принятых по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
При рассмотрении доводов жалобы и принятых по делу судебных актов оснований для удовлетворения кассационной жалобы административного органа не установлено.
Как следует из судебных актов, основанием для привлечения к административной ответственности послужили выводы Административной комиссии о нарушении обществом статьи 12 Правил благоустройства территории г. Кургана, утвержденных решением Курганской городской Думы от 27.03.2019 N 52 (далее - Правила благоустройства).
Согласно статье 4 Закона N 25, непроведение работ по уборке объектов благоустройства (территорий общего пользования, прилегающих территорий) (в том числе мойка, полив, подметание, очистка от мусора, опавшей листвы, веток, порубочных остатков, кошение травы, очистка от снега, устранение зимней скользкости) либо нарушение установленных сроков и порядка проведения указанных работ, не повлекшее нарушения экологических и санитарно-эпидемиологических требований, требований технической эксплуатации жилищного фонда, установленных федеральным законодательством, а также в случае, если данное правонарушение не образует состав административного правонарушения, предусмотренного Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от 2000 до 4000 рублей; на должностных лиц - в размере от 10000 до 30000 рублей; на юридических лиц - в размере от 40000 до 70000 рублей (пункт 1). Те же действия, указанные в пункте 1 настоящей статьи, совершенные лицом, которое в течение года было подвергнуто административному наказанию за правонарушение, предусмотренное пунктом 1 настоящей статьи, влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от 2500 до 5000 рублей; на должностных лиц - в размере от 15000 до 40000 рублей; на юридических лиц - в размере от 50000 до 100000 рублей (пункт 2).
Субъектом указанных административных правонарушений являются лица, ответственные за проведение работ по уборке объектов благоустройства (территорий общего пользования, прилегающих территорий).
Объективную сторону правонарушения, предусмотренного пунктом 2 статьи 4 Закона N 25 образуют совершенные повторно (лицом, которое в течение года было подвергнуто административному наказанию за аналогичное правонарушение) действия (бездействие) субъекта, по непроведению работ по уборке объектов благоустройства (территорий общего пользования, прилегающих территорий) (в том числе мойка, полив, подметание, очистка от мусора, опавшей листвы, веток, порубочных остатков, кошение травы, очистка от снега, устранение зимней скользкости) либо совершенные с нарушением установленных сроков и порядка проведения указанных работ, не повлекшие нарушения экологических и санитарно-эпидемиологических требований, требований технической эксплуатации жилищного фонда, установленных федеральным законодательством, если правонарушение не образует состав административного правонарушения, предусмотренного Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии со статьей 12 Правил благоустройства к осуществлению мероприятий по уборке на территории города Кургана привлекаются физические и юридические лица, индивидуальные предприниматели, являющиеся собственниками зданий (помещений в них), сооружений, включая временные сооружения, а также владеющие земельными участками на праве собственности, ином вещном праве, праве аренды, ином законном праве, путем включения в договор аренды требования об уборке прилегающей территории и определения ее границ, а также через соглашения с собственниками земельных участков (пункт 1). Осенне-зимняя уборка должна осуществляться в период с 15 октября до 15 апреля и предусматривает уборку и вывоз мусора, снега и льда, грязи, посыпку улиц песчано-щебеночной смесью или песком без хлоридов (далее - противогололедных препаратов (пункт 4.1). Вывоз убранного снега, скола льда разрешается только на специально отведенные места складирования снега (снежные свалки), которые должны быть обеспечены удобными подъездами, необходимыми механизмами для складирования снега (пункт 4.9). Эксплуатация и содержание объектов жилищного фонда, в том числе в зимний период, должны осуществляться в соответствии с Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Госстроя РФ (пункт 4.17).
На основании пункта 1.30 статьи 2 Закона N 25 под площадкой для складирования снега понимается земельный участок, временно предназначенный для складирования снега в зимний период, ежегодно определяемый постановлением Администрации города Кургана.
Пунктом 1 постановления Администрации города Кургана от 22.10.2021 N 7486 "Об организации временных площадок по складированию снега в зимний период 2021-2022 гг. в городе Кургане" предусмотрено, что временная площадка для складирования снега в зимний период 2021-2022 гг. размещена в микрорайоне Зайково - севернее городского кладбища.
В силу пункта 3.6.19 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170) работы по укладке снега в валы и кучи должны быть закончены на тротуарах I и II классов не позднее 6 ч. с момента окончания снегопада, а на остальных территориях - не позднее 12 ч.
Положениями статьи 8.3 Федерального закона N 294-ФЗ плановые (рейдовые) осмотры (обследования территорий и мероприятия социально-гигиенического мониторинга) отнесены к мероприятиям по контролю без взаимодействия с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, проводимым на основании соответствующих заданий.
Оценив представленные доказательства, суд первой инстанции, сделав вывод об отсутствии доказательств, подтверждающих событие вмененного в вину обществу административного правонарушения, удовлетворил заявленные требования. Суд апелляционной инстанции поддержал выводы суда первой инстанции.
При этом суды исходили из того, что в рассматриваемой ситуации обществу вменено в вину неосуществление работ по очистке от снега и устранению зимней скользкости территории находящегося в его управлении жилого дома N 146 по ул. Куйбышева в г. Кургане. При этом административный орган указывает на повторность допущенного нарушения, поскольку ранее общество привлекалось к административной ответственности за совершение аналогичного правонарушения постановлением от 29.04.2021 N 90454.
Общество, являющееся управляющей организацией, осуществляющей содержание общего имущества названного многоквартирного дома, несет обязанность по уборке придомовой территории от снега и наледи, по вывозу с придомовой территории убранного снега и льда на специально отведенное для складирования место.
При этом нарушение выявлено должностным лицом Департамента жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Кургана при осуществлении визуального осмотра в рамках мониторинга содержания общедомового имущества многоквартирного дома.
Однако, как верно указано судами, сведений о наличии такого задания в соответствии со статьей 8.3 Федерального закона N 294-ФЗ в настоящем случае суду не представлено. Акт проверки не составлялся, а представленные фотоматериалы с пояснительными надписями не подписаны (на фотоматериалах нанесена рукописная надпись о дате их составления - 14.02.2022, заверенная подписью без какой-либо расшифровки).
Кроме того, указанная на фотоматериалах дата их составления не совпадает с датой совершения правонарушения (07.02.2022), что не позволяет признать такие фотоматериалы составленными в день выявления нарушения и надлежащим образом фиксирующими нарушение.
Судами также установлено, что представленные фотоматериалы фиксируют лишь факт наличия снега и наледи в определенный период времени (без указания на продолжительность нахождения снега и наледи на придомовой территории, даты и времени выпадения снега, даты проведения уборки этой территории, предшествующей проведению контрольного мероприятия). В связи с этим из представленных доказательств невозможно сделать вывод о противоправном поведении общества.
Повторный осмотр территории через промежуток времени, необходимый для проведения работ по очистке территории от снега, в целях подтверждения события административного правонарушения, административным органом не проводился.
Названные обстоятельства правомерно расценены судами как свидетельствующие отсутствие доказательств, подтверждающих событие вмененного обществу административного правонарушения и как следствие состава административного правонарушения.
Недоказанность события правонарушения в силу пункта 1 части 1 статьи 24.5, пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является основанием для отмены оспоренного постановления о привлечении к административной ответственности.
Представленные Административной комиссией дополнительные документы судом округа не рассматриваются и не могут быть положены в основу постановления суда кассационной инстанции, поскольку в силу статей 286 и 287 АПК РФ сбор доказательств, их исследование и оценка на стадии кассационного производства не допускаются.
Доводов, подтверждающих существенные нарушения норм материального и процессуального права, которые могли повлиять на исход дела и являются достаточным основанием для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке, в жалобе не приведено.
Судом округа таковые нарушения также не выявлены.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 288.2, 289 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Курганской области от 18.05.2022 по делу N А34-3096/2022 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.07.2022 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Административной комиссии города Кургана в лице Департамента развития городского хозяйства Администрации города Кургана - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу со дня его принятия, обжалованию в соответствии с частью 3 статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не подлежит.
Судья |
Е.О. Черкезов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Положениями статьи 8.3 Федерального закона N 294-ФЗ плановые (рейдовые) осмотры (обследования территорий и мероприятия социально-гигиенического мониторинга) отнесены к мероприятиям по контролю без взаимодействия с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, проводимым на основании соответствующих заданий.
...
Общество, являющееся управляющей организацией, осуществляющей содержание общего имущества названного многоквартирного дома, несет обязанность по уборке придомовой территории от снега и наледи, по вывозу с придомовой территории убранного снега и льда на специально отведенное для складирования место.
При этом нарушение выявлено должностным лицом Департамента жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Кургана при осуществлении визуального осмотра в рамках мониторинга содержания общедомового имущества многоквартирного дома.
Однако, как верно указано судами, сведений о наличии такого задания в соответствии со статьей 8.3 Федерального закона N 294-ФЗ в настоящем случае суду не представлено. Акт проверки не составлялся, а представленные фотоматериалы с пояснительными надписями не подписаны (на фотоматериалах нанесена рукописная надпись о дате их составления - 14.02.2022, заверенная подписью без какой-либо расшифровки)."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 19 октября 2022 г. N Ф09-6893/22 по делу N А34-3096/2022