Екатеринбург |
|
20 октября 2022 г. |
Дело N А34-16079/2021 |
Арбитражный суд Уральского округа в составе судьи Вдовина Ю. В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную публичного акционерного общества "Курганская генерирующая компания" на решение Арбитражного суда Курганской области от 25.04.2022 по делу N А34-16079/2021 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.06.2022 по указанному делу.
Кассационная жалоба рассматривается в суде кассационной инстанции в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом особенностей, установленных статьей 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судьей единолично без вызова сторон.
Публичное акционерное общество "Курганская генерирующая компания" (далее - общество "КГК", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции Курганской области (далее - административный орган, инспекция) от 15.09.2021 N 00148 о привлечении к административной ответственности в соответствии со статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде административного штрафа в размере 5000 руб.
Решением суда первой инстанции от 25.04.2022 в удовлетворении заявленных требований оказано
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.06.2022 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на нарушение норм материального права и на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
Заявитель указывает на то, что СанПиН 2.1.4.2496-09 "Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения", утвержденный постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 07.04.2009 N 20 (далее - СанПиН 2.1.4.2496-09), предусматривающий в пункте 3.1.11, что в период ежегодных профилактических ремонтов отключение систем горячего водоснабжения не должно превышать 14 суток, с 01.03.2021 признаны утратившими силу. В связи с этим считает, в силу положений Федерального закона от 31.07.2020 N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" (далее - Закон N 247-ФЗ), указанные обязательные требования СанПиН 2.1.4.2496-09 не подлежат применению к рассматриваемым правоотношениям, а выводы судов, основанные на положениях данного правовою акта, являются незаконными.
В обоснование доводов кассационной жалобы заявитель указывает, что общество подтвердило то обстоятельство, что ввиду необходимости проведения ремонтно-восстановительных мероприятий для устранения выявленных дефектов и повторных гидравлических испытаниях, обеспечить подачу коммунального ресурса потребителям в указанном многоквартирном жилом доме не представлялось возможным.
Проверив законность и обоснованность принятых по делу судебных актов, суд кассационной инстанции не нашел оснований для их отмены или изменения.
Согласно части 5.1 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, если за совершение административного правонарушения законом установлено административное наказание только в виде предупреждения и (или) в виде административного штрафа и размер назначенного административного штрафа не превышает для юридических лиц сто тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей пять тысяч рублей, может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции. Такое решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в арбитражный суд кассационной инстанции по правилам, предусмотренным главой 35 настоящего Кодекса, и рассматриваются им с учетом особенностей, установленных статьей 288.2 настоящего Кодекса.
В рассматриваемом случае штраф, назначенный административным органом юридическому лицу, составляет сумму менее 100 000 руб. (а именно - 5000 руб.), иные виды административного наказания в санкции статьи 7.23 КоАП РФ не предусмотрены, соответственно дело в суде кассационной инстанции рассматривается в порядке, предусмотренном статьей 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судами при рассмотрении спора, общество "КГК" зарегистрировано за основным государственным регистрационным номером 1064501172416, на основании постановления Администрации города Кургана от 17.09.2013 N 6917 является единой теплоснабжающей организацией на территории Курганского городского округа и осуществляет поставку теплоносителя для осуществления горячего водоснабжения в том числе в отношении многоквартирного дома по адресу: г. Курган, ул. Ястржембского, д. 40А.
На основании приказа о проведении внеплановой документарной и выездной проверки от 24.08.2021 N 02853, вынесенного в связи с поступившим обращением граждан, инспекцией проведено внеплановое мероприятие контроля в отношении общества, объектом проверки является жилой дом по адресу: г. Курган, ул. Ястржембского, д. 40А.
Инспекцией по результатам контрольных мероприятий составлен акт проверки от 03.09.2021 N 02853, из которого следует, что проверкой выявлены нарушения пункта 31, пункта 4 Приложения N 1 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), а именно - фактическая продолжительность перерыва в горячем водоснабжении жилого дома по адресу: г. Курган, ул. Ястржембского, д. 40А, составила 42 дня (услуга горячего водоснабжения отключена 20.07.2021, по состоянию на 30.08.2021 услуга не восстановлена).
Уведомлением от 02.09.2021 N 2853-1 представитель общества "КГК" приглашен в административный орган 03.09.2021 для участия в составлении протокола об административном правонарушении. Уведомление передано по электронной почте и получено адресатом 02.09.2021.
Инспекцией 03.09.2021 по факту совершения административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ, в отношении общества "КГК" составлен протокол об административном правонарушении N 00474.
Рассмотрев материалы административного расследования, инспекция без участия представителя общества вынесла постановление по делу об административном правонарушении от 15.09.2021 N 00148, которым общество "КГК" привлечено к административной ответственности по статье 7.23 КоАП РФ в виде административного штрафа в сумме 5000 руб.
Полагая, что обжалуемое постановление нарушает права и законные интересы общества "КГК", последнее обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды исходили из доказанности в действиях общества состава вменяемого ему административного правонарушения.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их изменения или отмены.
На основании статьи 7.23 КоАП РФ нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Объектом правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ, являются права потребителей (граждан), а непосредственным предметом посягательства - утвержденные нормативы и режим обеспечения населения коммунальными услугами.
Субъектами правонарушения в данной статье признаются лица, непосредственно обслуживающие жилищный фонд, обязанные обеспечивать нормативный уровень или режим обеспечения населения коммунальными услугами.
Объективная сторона рассматриваемого правонарушения выражается в совершении действия (бездействия), повлекшего нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами.
В целях защиты прав потребителей коммунальных услуг и в соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации Правительством Российской Федерации постановлением от 06.05.2011 N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, которыми регулируются отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливаются их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии.
Согласно Правилам N 354, исполнителем коммунальной услуги является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги, а потребителем - лицо, пользующееся на праве собственности или ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги (пункт 2); одним из видов коммунальных услуг является горячее водоснабжение, то есть снабжение горячей водой, подаваемой по централизованным сетям горячего водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, а также в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме (подпункт "б" пункта 4).
В соответствии с подпунктом "в" пункта 3 Правил N 354, одним из условий предоставления коммунальных услуг потребителю в многоквартирном доме или в жилом доме (домовладении) является то, что предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно, то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложении N 1.
Согласно пункту 4 раздела II приложения N 1 к Правилам N 354, допустимая продолжительность перерыва подачи воды при бесперебойном круглосуточном горячем водоснабжении составляет 8 часов (суммарно) в течение одного месяца, 4 часа единовременно, при аварии на тупиковой магистрали - 24 часа подряд.
Подпунктом "а" пункта 31 Правил N 354 предусмотрено, что исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
В силу пункта 27 Правил горячего водоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 642, организация, осуществляющая горячее водоснабжение, обязана обеспечивать бесперебойный режим подачи горячей воды, установленный договором горячего водоснабжения, кроме случаев временного прекращения или ограничения горячего водоснабжения, предусмотренных Федеральным законом.
Согласно пункту 6.2 ГОСТ Р 51617-2014 "Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Коммунальные услуги. Общие требования", коммунальная услуга горячего водоснабжения потребителей в многоквартирном доме осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и должна обеспечивать круглосуточное, бесперебойное горячее водоснабжение в течение года, то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, установленную в соответствии с приложением N 1 (согласно Правилам N 354).
В соответствии с пунктом 3.1.11 СанПиН 2.1.4.2496-09, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 07.04.2009 N 20, в период ежегодных профилактических ремонтов отключение систем горячего водоснабжения не должно превышать 14 суток.
Согласно пункту 5.1.5 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N170), рекомендуемый срок ремонта, связанный с прекращением горячего водоснабжения, составляет 14 дней. В каждом конкретном случае продолжительность ремонта устанавливается органами местного самоуправления.
Таким образом, из толкования совокупности условий пункта 5.1.5 Правил N 170 и пункта 3.1.11 СанПиН 2.1.4.2496-09 следует, что продолжительность ремонта, связанного с прекращением горячего водоснабжения не может превышать 14 дней.
Судами установлено, что общество "КГК" является ресурсоснабжающей организацией, поставляющей жильцам дома по адресу: г. Курган, ул. Ястржембского, д. 40А, коммунальный ресурс - тепловую энергию для подогрева на тепловом пункте горячей воды.
Материалами дела подтверждено и обществом не оспаривается, что система горячего водоснабжения указанного дома была отключена 20.07.2021 (согласно акту от 21.07.2021) и по состоянию на 30.08.2021 не была возобновлена, то есть указанное отключение превышало 14 суток.
С учетом установленного суды обоснованно пришли к выводу о том, что длительное прекращение подачи горячей воды потребителям со стороны ресурсоснабжающей организацией не соответствует нормативным требованиям к поставке коммунальных ресурсов и предоставлению коммунальных услуг, в связи с чем действия общества по прекращению предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в длительный период являются неправомерными, нарушающими права и законные интересы потребителей на круглосуточное, то есть бесперебойное либо с перерывами, не превышающими допустимую продолжительность, получение коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Оценив представленные доказательства, суды пришли к выводу о факте нарушения обществом установленного допустимого 14-дневного срока отключения горячей воды в вышеуказанном многоквартирном жилом доме, что подтверждает наличие в действиях заявителя события административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ.
Признавая доказанной вину общества в совершенном правонарушении доказанной, суды в соответствии с положениями статей 1.5, 2.1 КоАП РФ исходили из того, что заявителем не приняты все зависящие от него меры по недопущению нарушения режима предоставляемой коммунальной услуги по горячему водоснабжению, а также не доказанности наличия обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии для этого объективной возможности, в том числе доказательств проведения ремонтных работ в пределах 14-дневного срока с момента отключения.
При таких обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу о доказанности материалами дела наличия в действиях общества состава вменяемого административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.23 КоАП РФ.
Оснований для переоценки выводов судов у суда кассационной инстанции не имеется.
Привлечение общества к административной ответственности осуществлено в пределах установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.
Существенных нарушений процедуры производства по делу и привлечения общества к административной ответственности не установлено.
Назначенное судом первой инстанции наказание в виде штрафа в размере 5000 руб. соответствует санкции статьи 7.23 КоАП РФ, согласуется с характером совершенного правонарушения, отвечает целям административного наказания, установленным статьей 3.1 КоАП РФ, а равно принципам справедливости и соразмерности наказания совершенному деянию.
С учетом конкретных обстоятельств дела, характера и степени общественной опасности совершенного обществом правонарушения, создающего угрозу охраняемым общественным отношениям, посягающие на государственный порядок правоотношений в сфере содержания жилого фонда, направленный на защиту прав граждан на комфортные услуги проживания, обеспечения безопасности и здоровья населения, суды не усмотрели оснований для признания его малозначительными и освобождения его от административной ответственности в соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ, как и иных исключительных обстоятельств.
Таким образом, при установленных обстоятельствах, оцененных в совокупности, суды правомерно отказали в удовлетворении заявленных обществом "КГК" требований.
Доводы общества, приведенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судов и им дана надлежащая правовая оценка, при этом иная оценка обстоятельств рассматриваемого дела не свидетельствуют о нарушении судами норм права, а потому не опровергают правильность выводов судов первой и апелляционной инстанций.
Обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального права, а содержащиеся в них выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 288.2, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Курганской области от 25.04.2022 по делу N А34-16079/2021 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.06.2022 по указанному делу оставить без изменения, кассационную жалобу публичного акционерного общества "Курганская генерирующая компания" - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу со дня его принятия, обжалованию в соответствии с частью 3 статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не подлежит.
Судья |
Ю.В. Вдовин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Привлечение общества к административной ответственности осуществлено в пределах установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.
...
Назначенное судом первой инстанции наказание в виде штрафа в размере 5000 руб. соответствует санкции статьи 7.23 КоАП РФ, согласуется с характером совершенного правонарушения, отвечает целям административного наказания, установленным статьей 3.1 КоАП РФ, а равно принципам справедливости и соразмерности наказания совершенному деянию.
С учетом конкретных обстоятельств дела, характера и степени общественной опасности совершенного обществом правонарушения, создающего угрозу охраняемым общественным отношениям, посягающие на государственный порядок правоотношений в сфере содержания жилого фонда, направленный на защиту прав граждан на комфортные услуги проживания, обеспечения безопасности и здоровья населения, суды не усмотрели оснований для признания его малозначительными и освобождения его от административной ответственности в соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ, как и иных исключительных обстоятельств."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 20 октября 2022 г. N Ф09-6948/22 по делу N А34-16079/2021