Екатеринбург |
|
26 октября 2022 г. |
Дело N А60-1179/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 октября 2022 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 октября 2022 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Гайдука А. А.,
судей Сирота Е.Г., Тимофеевой А.Д.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Управляющая компания "Академический" на решение Арбитражного суда Свердловской области от 18.03.2022 по делу N А60-1179/2022 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.07.2022 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
акционерного общества "Управляющая компания "Академический" - Коваль А.В. (доверенность от 10.01.2022);
публичного акционерного общества "Т Плюс" - Шалыгина К.А. (доверенность от 05.09.2022).
Акционерное общество "Управляющая компания "Академический" (далее - общество "Управляющая компания "Академический", истец, заявитель жалобы) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с иском к публичному акционерному обществу "Т Плюс" (далее - общество "Т Плюс", ответчик) о понуждении произвести перерасчет платы за тепловую энергию, поставленную на нужды отопления в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Екатеринбург, проспект Академика Сахарова, 37, с 01.10.2021 по 31.10.2021 на сумму 9 788 руб. 31 коп., и за тепловую энергию, поставленную в указанный дом на нужды горячего водоснабжения за тот же период на сумму 6867 руб. 81 коп.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 18.03.2022 в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.07.2022 решение суда оставлено без изменения.
Общество "Управляющая компания "Академический", не согласившись с судебными актами, обратилось с кассационной жалобой, в которой просит указанные решение и постановление отменить, ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
В обоснование доводов жалобы заявитель указывает, что выводы нижестоящих судов о том, что в рассматриваемом споре отсутствуют основания для проведения перерасчета, являются необоснованными.
По мнению заявителя жалобы, Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) предусмотрена мера ответственности перед потребителями за превышение перерыва в подаче коммунальных ресурсов.
Заявитель жалобы полагает, что наличие в многоквартирном доме прибора учета коммунального ресурса не свидетельствует о том, что ресурсоснабжающая компания и исполнитель коммунальной услуги освобождаются от ответственности, предусмотренной Правилами N 354, в виде перерасчета потребителям.
В отзыве на кассационную жалобу общество "Т Плюс" просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения. При этом указывает, что доводы заявителя жалобы о необходимости проведения перерасчета платы в связи с перерывами, превышающими установленную продолжительность подачи коммунальных ресурсов, несмотря на наличие общедомового прибора учета в спорном доме, рассмотрены судами нижестоящих инстанций и обоснованно отклонены, поскольку Правилами N 354 предусмотрено проведение перерасчета платы только при отсутствии коллективного (общедомового), индивидуального или общего (квартирного) прибора учета соответствующего вида коммунального ресурса.
По мнению общества "Т Плюс" перерасчет платы потребителю с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также при перерывах в предоставлении коммунальной услуги для проведения ремонтных и профилактических работ производится при отсутствии коллективного (общедомового), индивидуального или общего (квартирного) прибора учета соответствующего вида коммунального ресурса; наличие приборов учета само по себе исключает оплату коммунальной услуги за период ее временного отсутствия, поскольку начисление платы за этот период не производится.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке, предусмотренном статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судами, общество "Управляющая компания "Академический" осуществляет управление многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Екатеринбург, проспект Академика Сахарова, 37, на основании решения общего собрания собственников помещений, оформленного протоколом от 17.12.2018 N 1.
Между обществом "Управляющая компания "Академический" и обществом "ТеплоСетевая Компания" был заключен договор теплоснабжения от 03.12.2018 N ТСК-18-37821.
Общество "ЭнергосбыТ Плюс", действующее в рамках агентского договора с обществом "Т Плюс" письмом от 06.10.2021 N 71303-09/14080 уведомило общество "Управляющая компания "Академический" об отключении с 08.00 часов 07.10.2021 до 08.00 часов 08.10.2021 подающего и обратного трубопровода на участке тепломагистрали М-43 от ТК1 до ТК 43-06 в связи с проведением ремонтных работ и сообщило об отсутствии отопления и горячего водоснабжения, а также необходимости надежного отключения головной запорной арматуры в узлах управления зданий на время производства ремонтных работ.
Письмом от 08.10.2021 N 71303-09-02/14147 общество "ЭнергосбыТ Плюс" уведомило общество "Управляющая компания "Академический" о продлении отключения до 18.00 часов 08.10.2021.
Возобновление теплоснабжения произведено обществом "Т Плюс" только в 18.20 часов 09.10.2021, о чем свидетельствует, в том числе, письмо общества "ЭнергосбыТ Плюс" от 11.10.2021 N 71303-09/14203.
В результате проведения обществом "Т Плюс" ремонтных работ общество "Управляющая компания "Академический" вынуждено было прекратить оказание коммунальных услуг по горячему водоснабжению и отоплению многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Екатеринбург, проспект Академика Сахарова, 37.
Ссылаясь на положения пунктов 4 и 14 приложения N 1 к Правилам N 354, а также на произведение перерасчета своим потребителям за тот же период, истец обратился в суд с рассматриваемым иском.
Суд первой инстанции, установив факт превышения допустимой продолжительности перерыва подачи тепловой энергии на отопление и горячей воды, руководствуясь пунктом 99 Правил N 354, исходя из наличия общедомовых приборов учета, которыми зафиксирован фактически объем поставленного ресурса, принимая во внимание, что начисления за теплоэнергоресуры произведены на основании принятых карточек регистрации параметров на узлах учета тепловой энергии, пришел к выводу о том, что оснований обязать ответчика произвести перерасчет не имеется.
В связи с этим отказал в удовлетворении исковых требований.
Суд апелляционной инстанции, оставляя решение без изменения, с выводами суда первой инстанции согласился, признал их правильными, соответствующими имеющимся в материалах дела доказательствам и требованиям закона. При этом указал, что выводы суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований являются обоснованными, поскольку управляющая организация и ресурсоснабжающая организация количество горячей воды определяют по прибору учета, который не учитывал объем не предоставленной услуги, в связи с этим оснований для расчета объема (количества) не предоставленной коммунальной услуги отопления не имеется, так как дом оборудован как общедомовым, так и индивидуальными приборами учета тепловой энергии на отопление.
Между тем судами при рассмотрении спора не учтено следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации правила, предусмотренные статьями 539 - 547 данного Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
По договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, абонент обязуется оплачивать принятую энергию (пункт 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно нормам статьи 542 Гражданского кодекса Российской Федерации качество подаваемой энергии должно соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе с обязательными правилами или предусмотренным договором энергоснабжения. В случае нарушения энергоснабжающей организацией требований, предъявляемых к качеству энергии, абонент вправе отказаться от оплаты такой энергии. При этом энергоснабжающая организация вправе требовать возмещения абонентом стоимости того, что абонент неосновательно сберег вследствие использования этой энергии.
Правилами N 354 регулируются отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах.
В силу пункта 31 Правил N 354 исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
В соответствии с пунктом 33 Правил N 354, потребитель имеет право получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества.
Пунктами 4 - 6 Приложения 1 к Правилам N 354 предусмотрено бесперебойное круглосуточное горячее водоснабжение в течение года; соответствие температуры горячей воды в точке водоразбора требованиям законодательства Российской Федерации и техническом регулировании.
Из содержания приведенных норм права прямо следует обязанность организации, деятельность которой связана с осуществлением горячего водоснабжения, исполнять требования законодательства в области санитарно-эпидемиологических норм и правил к качеству воды.
Порядок предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах установлены Правилами N 354.
Согласно подпункту "в" пункта 3 Правил N 354 одним из условий предоставления коммунальных услуг потребителю в многоквартирном доме или в жилом доме является осуществление их предоставления круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению - круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложении N 1.
В соответствии с пунктом 98 Правил N 354 при предоставлении в расчетном периоде потребителю в жилом или нежилом помещении или на общедомовые нужды в многоквартирном доме коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также при перерывах в предоставлении коммунальной услуги для проведения ремонтных и профилактических работ в пределах установленной продолжительности перерывов, размер платы за такую коммунальную услугу за расчетный период подлежит уменьшению вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги.
Требования к качеству коммунальных услуг, допустимые отступления от этих требований и допустимая продолжительность перерывов предоставления коммунальных услуг, а также условия и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, приведены в приложении N 1 к Правилам N 354.
В пункте 4 приложения N 1 данных Правил предусмотрено, что за каждый час превышения допустимой продолжительности перерыва подачи горячей воды, исчисленной суммарно за расчетный период, в котором произошло указанное превышение, размер платы за коммунальную услугу за такой расчетный период снижается на 0,15 процента размера платы, определенного за такой расчетный период в соответствии с приложением N 2 к Правилам, с учетом положений раздела IX Правил.
Пункт 98 Правил N 354 не разграничивает порядок уменьшения платы за коммунальную услугу в случае превышения установленной продолжительности перерыва ее предоставления в зависимости от оборудования квартиры индивидуальными приборами учета.
В рассматриваемом случае размер платы за коммунальный ресурс соответствующего вида за расчетный период определяется на основании показаний индивидуального прибора учета, что следует из отсылки к приложению N 2 к Правилам N 354.
Затем определенный таким образом объем потребленного ресурса подлежит уменьшению на 0,15 процента на основании пункта 4 приложения N 1 к Правилам N 354.
При отсутствии индивидуального прибора учета соответствующего вида коммунального ресурса, снижается на размер платы за объем не предоставленного в течение расчетного периода коммунального ресурса (пункты 99, 100 Правил N 354).
Затем определенный таким образом объем потребленного ресурса подлежит уменьшению на 0,15 процента на основании пункта 4 приложения N 1 к Правилам N 354.
Такое уменьшение размера платы рассматривается как санкция за нарушение принципа бесперебойности поставки коммунального ресурса, поэтому уменьшение платы на основании пункта 4 приложения N 1 к Правилам N 354 должно производиться вне зависимости от того, установлен индивидуальный прибор учета или нет.
В пункте 99 Правил N 354 предусмотрено, что при перерывах в предоставлении коммунальной услуги, превышающих установленную продолжительность, а также при перерывах в предоставлении коммунальной услуги для проведения ремонтных и профилактических работ в пределах установленной продолжительности перерывов размер платы за такую коммунальную услугу, рассчитываемый при отсутствии коллективного (общедомового), индивидуального или общего (квартирного) прибора учета соответствующего вида коммунального ресурса, снижается на размер платы за объем не предоставленной коммунальной услуги.
Однако при отключении коммунального ресурса соответствующего вида расчет такой услуги должен производиться либо исходя из показаний приборов учета либо исходя из норматива, но при этом, при расчете по нормативу, стоимость ресурса должна уменьшаться на стоимость не предоставленного ресурса.
Одновременно с этим, в случае если такое отключение ресурса было сверх допустимого норматива отключения, то размер ежемесячной платы снижается на 0,15 процента размера платы, определенной исходя из показаний приборов учета или исходя из нормативов потребления коммунальных услуг с учетом положений Правил N 354.
Таким образом, снижение платы на 0,15% должно производиться в обязательном порядке и независимо от того, оборудован данный дом прибором учета или нет, а потребители имеют право на снижение платы в случае сверхнормативного отключения независимо от того, каким способом определен размер платы: исходя из норматива, либо исходя из показаний приборов учета.
При указанных обстоятельствах, суд кассационной инстанции полагает, что судами первой и апелляционной инстанций не принято во внимание, что из совокупного толкования положений пункта 98 Правил N 354, приложении N 1 к Правилам N 354 следует, что размер платы за коммунальную услугу горячего водоснабжения за расчетный период определяется на основании показаний индивидуального прибора учета, и затем он уменьшается на 0,15 процента, при этом уменьшение платы должно производиться вне зависимости от того, установлен индивидуальный прибор учета или нет.
При этом судами не учтено, что положения пункта 99 Правил N 354 подлежат применению только для определения объема предоставленного ресурса.
Факт превышения продолжительности перерыва подачи коммунального ресурса соответствующего вида (всего 34 часа 20 минут) судами установлен и признан доказанным.
Общество "Управляющая компания "Академический" в связи с прекращением оказания коммунальных услуг по горячему водоснабжению и отоплению многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Екатеринбург, проспект Академика Сахарова, 37, в связи с превышением продолжительности перерыва подачи коммунального ресурса руководствуясь положениями пунктов 4 и 14 приложения N 1 к Правилам N 354, произвело перерасчет своим потребителям за период отсутствии
При таких обстоятельствах, суды первой и апелляционной инстанций не приняли во внимание, что соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 2 постановления Пленума от 05.10.2007 N 57 и в постановлении Президиума от 15.07.2010 N 2380/10, объем обязательств управляющей компании за поставленные в многоквартирные дома коммунальные ресурсы перед ресурсоснабжающей организацией не может быть больше объема обязательств граждан.
Из обжалуемых судебных актов следует, что выводы судов об отсутствии оснований для снижения платы за коммунальные услуги противоречат положениям пункта 98 Правил N 354, а также положениям пунктов 4 и 14 приложения N 1 к Правилам N 354, поэтому судебные акты об отказе в удовлетворении исковых требований не могут быть признаны законными и обоснованными.
Суд кассационной инстанции в силу требований нормы статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не наделен полномочиями по установлению фактических обстоятельств дела посредством исследования и оценки представленных сторонами доказательств, принимая во внимание неправильное применение положений пункта 99 Правил N 354, и неприменение положений пункта 98 Правил N 354, приложении N 1 к Правилам N 354, для правильного рассмотрения спора необходимо исследовать и устанавливать фактический объем потребленного коммунального ресурса соответствующего вида за расчетный период, размер снижения платы за коммунальную услугу.
На основании изложенного, обжалуемые судебные акты согласно пункту 3 части 1 статьи 287, части 1 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении суду необходимо устранить отмеченные недостатки, дать правовую оценку доказательствам и доводам сторон, после чего принять по делу судебный акт в соответствии с установленными обстоятельствами.
Вопрос о распределении расходов по оплате государственной пошлины за подачу кассационной жалобы судом кассационной инстанции не рассматривается.
В силу абзаца второго части 3 статьи 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при отмене судебного акта с передачей дела на новое рассмотрение вопрос о распределении судебных расходов разрешается судом, вновь рассматривающим дело.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 18.03.2022 по делу N А60-1179/2022 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.07.2022 по тому же делу отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Свердловской области.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.А. Гайдук |
Судьи |
Е.Г. Сирота |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Из обжалуемых судебных актов следует, что выводы судов об отсутствии оснований для снижения платы за коммунальные услуги противоречат положениям пункта 98 Правил N 354, а также положениям пунктов 4 и 14 приложения N 1 к Правилам N 354, поэтому судебные акты об отказе в удовлетворении исковых требований не могут быть признаны законными и обоснованными.
Суд кассационной инстанции в силу требований нормы статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не наделен полномочиями по установлению фактических обстоятельств дела посредством исследования и оценки представленных сторонами доказательств, принимая во внимание неправильное применение положений пункта 99 Правил N 354, и неприменение положений пункта 98 Правил N 354, приложении N 1 к Правилам N 354, для правильного рассмотрения спора необходимо исследовать и устанавливать фактический объем потребленного коммунального ресурса соответствующего вида за расчетный период, размер снижения платы за коммунальную услугу."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 26 октября 2022 г. N Ф09-6834/22 по делу N А60-1179/2022
Хронология рассмотрения дела:
30.03.2023 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-5913/2022
25.01.2023 Решение Арбитражного суда Свердловской области N А60-1179/2022
26.10.2022 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-6834/2022
01.07.2022 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-5913/2022
18.03.2022 Решение Арбитражного суда Свердловской области N А60-1179/2022