Екатеринбург |
|
26 октября 2022 г. |
Дело N А71-18330/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 октября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 октября 2022 года.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Ивановой С. О.,
судей Ященок Т.П., Поротниковой Е.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Увинская управляющая компания жилищно-коммунальным хозяйством" (далее - общество, заявитель ) на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 24.03.2022 по делу N А71-18330/2021 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.07.2022 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
От Администрации муниципального образования "Увинский район" (далее - администрация) поступило ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя. Заявленное ходатайство подлежит удовлетворению на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Общество обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением к администрации о признании незаконным и отмене предписания от 18.11.2021 N 20.
Решением суда от 24.03.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.07.2022 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.
Заявитель кассационной жалобы полагает, что общество произвело не перерасчет за коммунальные услуги, а доначисление платы в связи допущенной технической ошибкой, выразившейся в неверно примененном тарифе.
Указывает, что Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) не предусмотрен порядок перерасчета в связи с неверно примененным тарифом, а также не предусмотрена обязанность исполнителя коммунальных услуг уведомлять потребителей о перерасчете платы за коммунальные услуги до его осуществления.
Кроме того, общество отмечает, что его права были нарушены, поскольку оно длительное время не получало денежные средства в связи с допущенной технической ошибкой, выразившейся в неправильном применении тарифа.
В отзыве на кассационную жалобу администрация просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Проверив законность судебных актов в порядке статьи 286 АПК РФ в пределах доводов кассационной жалобы, суд кассационной инстанций пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, в связи с поступившим обращением на основании распоряжения администрации от 14.10.2021 N 551-р в отношении общества проведена внеплановая документарная проверка соблюдения обязательных требований определения размера и внесения платы за коммунальные услуги "холодное водоснабжение" и "водоотведение" пользователям жилых помещений, расположенных по адресу: Удмуртская Республика, Увинский район, поселок Ува, улица Рождественская, дома NN 1, 3, 27, 35, 33, 31, 32, 49-1, 46, 47, 44, 40, 41, 42, 30, 27, 26, 15, 16,18, 17,14, 20, 34.
В ходе проведения проверки были установлены нарушения требований, предусмотренных статьей 31 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Федеральный закон N416-ФЗ), Жилищного Кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), Правил N 354.
По результатам проверки составлен акт от 18.11.2021 N 62, на основании которого обществу выдано предписание от 18.11.2021 N 20 с требованием произвести в срок до 14.01.2022 перерасчет за коммунальные услуги "холодное водоснабжение" и "водоотведение" с июня 2018 года по июль 2021 год в соответствии с действующими тарифами.
Не согласившись с указанным предписанием, общество обратилось в арбитражный суд.
Суды, отказывая в удовлетворении требований, пришли к выводу об отсутствии оснований для признания недействительным оспариваемого предписания.
Проверив законность судебных актов в порядке статьи 286 АПК РФ в пределах доводов кассационной жалобы, суд кассационной инстанций пришел к следующим выводам.
Из системного толкования части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 АПК РФ следует, что для признания недействительными ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту, и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Согласно положениям пункта 16 статьи 12, статьи 20 ЖК РФ, пунктам 4, 8 части 1 статьи 1 Закона Удмуртской Республики от 30.06.2014 N 40-РЗ "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Удмуртской Республики по государственному жилищному надзору и лицензионному контролю и внесении изменения в статью 35 Закона Удмуртской Республики "Об установлении административной ответственности за отдельные виды правонарушений", оспоренное предписание выдано администрацией в пределах предоставленных ей полномочий.
Проверка проведена с соблюдением требований, предусмотренных Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ), существенных нарушений, влекущих недействительность результатов проверки, администрацией не допущено.
В соответствии со статьями 153, 154 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.
Пунктом 1 части 2 статьи 155 ЖК РФ предусмотрено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится в частности на основании платежных документов, в том числе платежных документов в электронной форме, размещенных в системе.
Собственники жилых домов оплачивают услуги и работы по их содержанию и ремонту, а также вносят плату за коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности (часть 9 статьи 155 ЖК РФ).
На основании статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 1).
Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации. В случаях, установленных законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения, размер платы за коммунальную услугу по отоплению рассчитывается по ценам, определяемым в рамках предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность) (часть 2).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Федерального закона N 416-ФЗ установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения.
Согласно пункту 6 статьи 14 Закона N 416-ФЗ оплата услуг по договору водоотведения осуществляется в соответствии с тарифами на водоотведение, утвержденным в установленном порядке.
Тарифы в сфере водоотведения, используемые для расчета размера платы за коммунальную услугу по водоотведению для населения и приравненных к нему категорий потребителей, применяются для расчетов за услугу водоотведения, предоставляемую организациям, предоставляющим внаем жилые помещения в наемных домах в соответствии с жилищным законодательством (пункт 6.1 вышеуказанной статьи Закона N 416-ФЗ).
Регулируемые виды деятельности в сфере холодного водоснабжения, а также перечень подлежащих регулированию тарифов и платы в сфере водоснабжения и водоотведения закреплены статьей 31 Закона N 416-ФЗ.
При этом согласно части 10 статьи 31 данного закона перечень подлежащих регулированию тарифов и платы в сфере водоснабжения и водоотведения, указанных в частях 2, 5, 6, 8 и 9 указанной статьи, является исчерпывающим. Цены на иные виды товаров, работ и услуг в этой сфере определяются по соглашению сторон и регулированию не подлежат.
С учетом положений вышеуказанных правовых норм суды правомерно заключили, что субъекты, осуществляющие регулируемые виды деятельности, не вправе игнорировать принятые в отношении них уполномоченными органами государственной власти тарифные решения и исчислять стоимость передаваемых ресурсов иным образом, нежели в соответствии с такими решениями.
Основания и порядок перерасчета платы за жилищно-коммунальные услуги предусмотрены положениями ЖК РФ и Правилами N 354.
Пунктом 37 Правил N 354 установлено, что расчетный период для оплаты коммунальных услуг устанавливается равным календарному месяцу.
В силу пункта 67 Правил N 354 плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представляемых потребителям исполнителем не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом не установлен иной срок представления платежных документов.
Информация об изменении тарифов и нормативов потребления коммунальных услуг доводится исполнителем до потребителя в письменной форме не позднее, чем за 30 дней до даты выставления платежных документов, если иной срок не установлен договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг (пункт 68 Правил N 354).
Кроме того, Правилами N 354 определены основания доначисления платы за предоставленные потребителю коммунальные услуги.
Так, пунктами 61, 62 Правил N 354 предусмотрены основания для доначисления платы за коммунальные услуги, которые возможны лишь в случаях, если имеются расхождения между показаниям проверяемого прибора учета и объемом коммунального ресурса, который был предъявлен потребителем исполнителю и использован исполнителем при расчете размера платы за коммунальную услугу за предшествующий проверке расчетный период, а также в случае выявления исполнителем коммунальной услуги несанкционированного подключения внутриквартирного оборудования потребителя к внутридомовым инженерным системам.
Иных оснований для проведения доначислений платы за коммунальные услуги, в том числе, отопление, действующим законодательством не предусмотрено.
Судами установлено, что тарифы, применяемые на территории Увинского района Удмуртской Республики, утверждены приказами Министерства энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики (далее - министерство) от 27.11.2015 N 22/75 "О долгосрочных параметрах регулирования и тарифах на питьевую воду (питьевое водоснабжение), отпускаемую обществом, на 2016-2018 годы (в редакции от 12.12.2017); от 04.12.2018 N 19/73 "О долгосрочных параметрах регулирования и тарифах на питьевую воду (питьевое водоснабжение) отпускаемую обществом, на 2019-2023 годы (в редакции от 01.12.2020); от 30.10.2015 N 20/51 "О долгосрочных параметрах регулирования и тарифах на водоотведение для общества, на 2016-2018 годы (в редакции от 12.12.2017); 04.12.2018 N 19/74 "О долгосрочных параметрах регулирования и тарифах на водоотведение для общества на 2019-2023 годы (в редакции от 01.12.2020).
В приложении к приказам, утвержденным министерством от 04.12.2018 N 19/73 и N 19/74, предусмотрен адресный список домов в микрорайоне "Южный" поселка Ува, в котором дома расположенные на улице Рождественская NN 1, 3, 27, 35, 33, 31, 32, 49-1, 46, 47, 44, 40, 41, 42, 30, 27, 26, 15, 16,18, 17,14, 20, 34, не относятся к микрорайону "Южный".
По результатам проведенного в июне 2021 года мониторинга корректности начислений, производимых на условиях и в порядке, предусмотренном агентским договором от 01.11.2015 с открытым акционерным обществом "ЭнергосбыТ Плюс" (далее общество "ЭнергосбыТ Плюс"), обществом были выявлены технические ошибки, а именно некорректное применение тарифа, подлежащего применению только для домов из адресного списка, установленного приказами министерства от 04.12.2018 N 19/73, N 19/74 на дома, которые не находятся в данном списке.
В связи с чем обществом в 2021 году жителям некоторых домов улице Рождественская поселка Ува в микрорайоне "Южный" поселка Ува был произведен перерасчет размера платы за коммунальные услуги "холодное водоснабжение и водоотведение" за 2018 год по тарифу, применяемому для потребителей микрорайона "Южный". Аналогично были изменены тарифы и произведены перерасчеты за 2019, за 2020 годы и за половину 2021 года.
Однако судами установлено, что в приказах министерства от 12.12.2017 N 23/52 и N 23/53, тарифы микрорайона "Южный" на 2018 год были указаны без выделения улиц.
Кроме того, судами установлено, что на основании сведений предоставленных обществом "ЭнергосбыТ Плюс", являющимся агентом по начислению коммунальных услуг, поставляемых обществом абонентам, и осуществляющим начисления в соответствии с предоставленными сведениями, в квитанции за август 2021 года отражен расчет размера платы за коммунальные услуги "ХВС и водоотведение" по адресу: поселок Ува, улица Рождественская, дом 27 с применением тарифов для населения "кроме микрорайона "Южный", в соответствии с ежегодными действующими тарифами в определенный период времени.
Вместе с тем, как верно указали суды, информация о смене тарифов по улице Рождественской и другим улицам в микрорайоне "Южный" до потребителей не доводилась.
Как следует из платежного документа за август 2018 года по дому N 1 по улице Рождественская, задолженность по коммунальной услуге "холодное водоснабжение" и "водоотведение" в размере 1 118,89 руб. и 1 111,12 руб., соответственно, возникла в результате перерасчета платы за 2018 - 2020 годы и половину 2021 года.
С учетом установленных обстоятельств судами верно заключено, что потребитель оплачивал коммунальную услугу "холодное водоснабжение" и "водоотведение" в соответствии с платежными документами, задолженность отсутствовала, следовательно, потребитель, как слабая сторона в рассматриваемых правоотношений, правомерно полагался на то, что ранее выставленные платежные документы в полном объеме отражают его обязанность перед ресурсоснабжающей организацией по размеру платы за "холодное водоснабжение" и "водоотведение".
Таким образом, учитывая, что в данной ситуации нарушения со стороны потребителя отсутствовали, и именно заявителем на протяжении длительного периода повторялась ошибка (некорректное начисление) в применении размера норматива потребления коммунальной услуги по "холодному водоснабжению" и "водоотведению", суды пришли к верному выводу о том, что общество не имело законных оснований для корректировки и увеличения размера платы за "холодное водоснабжение" и "водоотведение".
Отклоняя доводы общества о том, что рассматриваемом случае, им произведено доначисление платы за жилищно-коммунальные услуги в связи с допущенной технической ошибкой, а Правилами N 354 не предусмотрен порядок перерасчета в связи с неверным примененным тарифа и не предусмотрена обязанность исполнителя коммунальных услуг уведомлять потребителей о перерасчете платы за коммунальные услуги до его осуществления, со ссылкой на пункт "д" Правил N 354 суды правомерно указали, что нарушение порядка расчета платы за коммунальные услуги явилось следствием собственных недобросовестных действий общества по исполнению своих обязательств. При этом действующим законодательством не предусмотрено в качестве основания для перерасчета за жилищно-коммунальные услуги за предыдущий период нарушение исполнителем порядка расчета платы за коммунальные услуги (технические и счетные ошибки, применение не того тарифа, норматива потребления и т.д.).
Доводы кассатора в изложенной части сводятся к переоценке выводов, сделанных судами по результатам рассмотрения спора.
Вместе с тем суд округа приходит к выводу о незаконности предписания от 18.11.2021 N 20 в части требования произвести перерасчет за коммунальные услуги "холодное водоснабжение" и "водоотведение" за период за пределами трехлетнего срока исковой давности.
Как следует из материалов дела, предписание содержит требование к заявителю о перерасчете за коммунальные услуги "холодное водоснабжение" и "водоотведение" за период с июня 2018 года по июль 2021 года.
В соответствии с пунктом 41 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2017 N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности", к спорам, связанным с оплатой гражданами жилого помещения и коммунальных услуг, применяется общий трехлетний срок исковой давности, исчисляемый со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права (статьи 196, 200 ГК РФ).
Поскольку предписание, по сути, направлено на защиту прав собственников помещений многоквартирного дома, вносящих плату за коммунальные услуги, оно в части проведения мероприятий, которые необходимо выполнить для устранения выявленных нарушений, а именно: перерасчете соответствующей платы, не могло выходить за пределы общего трехлетнего срока, установленного для защиты права, которое нарушено.
В результате выполнения предписания и перерасчета, связанного с излишним начислением платы за коммунальные услуги, происходит ее возврат, при этом управляющая компания лишается возможности использовать меры защиты, предоставленные гражданским законодательством, что может свидетельствовать о нарушении ее прав и законных интересов.
В соответствии с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 26.02.2015 N 305-КГ14-2126 по делу N А40-49533/2013, гражданско-правовое требование к исполнителю договора, касающееся возврата полученных им денежных средств за выполненные по договору работы, не может быть обличено в форму предписания государственного органа, носящего обязательный характер, неисполнение которого влечет публично-правовые санкции для исполнителя.
Оспариваемое предписание содержит требование о перерасчете за весь период необоснованного начисления платы за коммунальные услуги "холодное водоснабжение" и "водоотведение" с июня 2018 года по июль 2021 года, в связи с чем является незаконным в части требования, касающегося периода до 18.11.2018.
Указанный правовой подход нашел свое отражение в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 19.05.2021 N 308-ЭС21-5986, от 25.08.2022 N 309-ЭС22-8243, N 309-ЭС22-8246.
С учетом изложенного, суд кассационной инстанции полагает необходимым признать недействительным предписание от 18.11.2021 года N 20 в части требований произвести перерасчет за коммунальные услуги "холодное водоснабжение" и "водоотведение" за период до 18.11.2018.
Судебные акты в данной части подлежат отмене, как принятые с нарушением норм материального права.
Руководствуясь ст. 286 - 289 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 24.03.2022 по делу N А71-18330/2021 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.07.2022 по тому же делу отменить в части отказа в признании незаконным и отмене предписания Администрации муниципального образования "Увинский район" от 18.11.2021 N 20 в части требования произвести перерасчет за коммунальные услуги "холодное водоснабжение" и "водоотведение" за период до 18.11.2018.
В отмененной части заявленные требования удовлетворить.
Признать недействительным предписание от 18.11.2021 года N 20 в части требований произвести перерасчет за коммунальные услуги "холодное водоснабжение" и "водоотведение" за период до 18.11.2018.
В остальной части судебные акты оставить без изменения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.О. Иванова |
Судьи |
Т.П. Ященок |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Оспариваемое предписание содержит требование о перерасчете за весь период необоснованного начисления платы за коммунальные услуги "холодное водоснабжение" и "водоотведение" с июня 2018 года по июль 2021 года, в связи с чем является незаконным в части требования, касающегося периода до 18.11.2018.
Указанный правовой подход нашел свое отражение в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 19.05.2021 N 308-ЭС21-5986, от 25.08.2022 N 309-ЭС22-8243, N 309-ЭС22-8246.
...
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 24.03.2022 по делу N А71-18330/2021 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.07.2022 по тому же делу отменить в части отказа в признании незаконным и отмене предписания Администрации муниципального образования "Увинский район" от 18.11.2021 N 20 в части требования произвести перерасчет за коммунальные услуги "холодное водоснабжение" и "водоотведение" за период до 18.11.2018."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 26 октября 2022 г. N Ф09-6778/22 по делу N А71-18330/2021