Екатеринбург |
|
26 октября 2022 г. |
Дело N А34-3113/2022 |
Арбитражный суд Уральского округа в составе судьи Ивановой С.О.
рассмотрел кассационную жалобу Административной комиссии города Кургана в лице Департамента развития городского хозяйства Администрации города Кургана (далее - административная комиссия) на решение Арбитражного суда Курганской области от 19.05.2022 по делу N А34-3113/2022 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.07.2022 по указанному делу.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), с учетом особенностей, установленных статьей 288.2 АПК РФ, судьей единолично без вызова сторон.
Общество с ограниченной ответственностью "Новая Волна Курган" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления от 15.02.2022 N 95080 по делу об административном правонарушении, которым общество привлечено к ответственности на основании пункта 3 статьи 4 Закона Курганской области от 20.11.1995 N 25 "Об административных правонарушениях на территории Курганской области" (далее - Закон Курганской области N 25) в виде наложения административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Курганской области от 19.05.2022 по делу N А34-3113/2022, рассмотренному в порядке упрощенного производства, заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.07.2022 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе административная комиссия просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить, направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Курганской области, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, неправильное применение судами норм материального права.
Заявитель кассационной жалобы указывает, что поскольку дело рассмотрено в порядке упрощенного производства административная комиссия не могла представить дополнительные доказательства. В связи с этим просит приобщить к материалам дела ответ Курганского центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды от 23.08.2022 N 311-01/05.02-33-277/540, в котором содержатся сведения о погодных условиях, в том числе осадках, на территории города Кургана с 01.02.2022 по 15.02.2022.Также, просит приобщить судебные акты Курганского городского суда Курганской области.
Кроме того, по мнению заявителя, судами не дана надлежащая оценка доводам о том, что в отношении общества не проводилось проверок ни в рамках муниципального жилищного контроля в соответствии с Федеральным законом от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ), ни в рамках контроля деятельности юридического лица в соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ). Правонарушения были установлены по итогам проведенного визуального осмотра в рамках осуществления сотрудником Департамента жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Кургана (далее департамент) в пределах своих полномочий.
Кроме того, административная комиссия настаивает на том, что событие вмененного административного правонарушения подтверждено фотоматериалами. При этом отмечает, что действующим законодательством не установлены какие либо требования к форме и порядку оформления фотоматериалов.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу административного органа - без удовлетворения.
Согласно положениям части 3 статьи 288.2 АПК РФ основаниями для пересмотра в порядке кассационного производства вступивших в законную силу решения арбитражного суда первой инстанции и постановления арбитражного суда апелляционной инстанции, принятых по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Проверив законность и обоснованность принятых по делу судебных актов, суд кассационной инстанции не нашел оснований для их отмены или изменения.
Как следует из судебных актов, по на основании поступивших из департамента сведений о складировании снега, собранного при очистке объектов благоустройства, вне специальных мест, отведенных органом местного самоуправления, а именно в районе жилого дома N 6 по улице Половинская в городе Кургане, находящегося в управлении общества, административной комиссией в отношении общества 09.02.2022 составлен протокол N 16670-АП об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена пунктом 3 статьи 4 Закона Курганской области N 25 и вынесено постановление от 15.02.2022 N 95080 по делу об административном правонарушении, которым общество привлечено к административной ответственности по пункту 3 статьи 4 Закона Курганской области N 25 в виде штрафа в размере 40 000 руб.
Основанием для привлечения к административной ответственности послужили выводы административной комиссии о нарушении обществом статьи 12 Правил благоустройства территории города Кургана, утвержденных решением Курганской городской Думы от 27.03.2019 N 52 (далее - Правила благоустройства).
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд.
Арбитражный суд Курганской области, удовлетворяя заявленные требования, исходил из недоказанности события административно правонарушения.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и оставил решение без изменения.
Выводы судов соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам, материалам дела и действующему законодательству Российской Федерации на основании следующего.
Согласно статье 4 Закона Курганской области N 25, непроведение работ по уборке объектов благоустройства (территорий общего пользования, прилегающих территорий) (в том числе мойка, полив, подметание, очистка от мусора, опавшей листвы, веток, порубочных остатков, кошение травы, очистка от снега, устранение зимней скользкости) либо нарушение установленных сроков и порядка проведения указанных работ, не повлекшее нарушения экологических и санитарно-эпидемиологических требований, требований технической эксплуатации жилищного фонда, установленных федеральным законодательством, а также в случае, если данное правонарушение не образует состав административного правонарушения, предусмотренного Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от 2000 до 4000 рублей; на должностных лиц - в размере от 10000 до 30000 рублей; на юридических лиц - в размере от 40000 до 70000 рублей (пункт 1).
Те же действия, указанные в пункте 1 настоящей статьи, совершенные лицом, которое в течение года было подвергнуто административному наказанию за правонарушение, предусмотренное пунктом 1 настоящей статьи, влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от 2500 до 5000 рублей; на должностных лиц - в размере от 15000 до 40000 рублей; на юридических лиц - в размере от 50000 до 100000 рублей (пункт 2).
Складирование снега, собранного при очистке объектов благоустройства, вне специальных мест, отведенных органом местного самоуправления муниципального образования Курганской области, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от 2000 до 4000 рублей; на должностных лиц - в размере от 10000 до 30000 рублей; на юридических лиц - в размере от 40000 до 70000 рублей (пункт 3).
Субъектом указанных административных правонарушений являются лица, ответственные за проведение работ по уборке объектов благоустройства (территорий общего пользования, прилегающих территорий).
Объективную сторону правонарушения, предусмотренного пунктом 3 статьи 4 Закона Курганской области N 25, образуют совершенные действия (бездействие) субъекта по складированию снега, собранного при очистке объектов благоустройства (территорий общего пользования, прилегающих территорий) вне специальных мест, отведенных органом местного самоуправления муниципального образования Курганской области.
В соответствии со статьей 12 Правил благоустройства к осуществлению мероприятий по уборке на территории города Кургана привлекаются физические и юридические лица, индивидуальные предприниматели, являющиеся собственниками зданий (помещений в них), сооружений, включая временные сооружения, а также владеющие земельными участками на праве собственности, ином вещном праве, праве аренды, ином законном праве, путем включения в договор аренды требования об уборке прилегающей территории и определения ее границ, а также через соглашения с собственниками земельных участков (пункт 1).
Осенне-зимняя уборка должна осуществляться в период с 15 октября до 15 апреля и предусматривает уборку и вывоз мусора, снега и льда, грязи, посыпку улиц песчано-щебеночной смесью или песком без хлоридов (далее - противогололедных препаратов пункт 4.1). Вывоз убранного снега, скола льда разрешается только на специально отведенные места складирования снега (снежные свалки), которые должны быть обеспечены удобными подъездами, необходимыми механизмами для складирования снега (пункт 4.9). Эксплуатация и содержание объектов жилищного фонда, в том числе в зимний период, должны осуществляться в соответствии с Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Госстроя РФ (пункт 4.17).
Согласно пункту 1.30 статьи 2 Правил благоустройства площадка для складирования снега - земельный участок, временно предназначенный для складирования снега в зимний период, ежегодно определяемый постановлением Администрации города Кургана.
Пунктом 1 постановления Администрации города Кургана от 22.10.2021 N 7486 "Об организации временных площадок по складированию снега в зимний период 2021-2022 гг. в городе Кургане" предусмотрено, что временная площадка для складирования снега в зимний период 2021-2022 годы размещена в микрорайоне Зайково - севернее городского кладбища.
В соответствии с пунктом 3.6 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), уборка придомовой территории, в том числе уборка площадок, садов, дворов, дорог, тротуаров, дворовых и внутриквартальных проездов территорий должна производиться организациями по обслуживанию жилищного фонда.
В соответствии с пунктом 3.6.19 Правил N 170, работы по укладке снега в валы и кучи должны быть закончены на тротуарах I и II классов не позднее 6 ч. с момента окончания снегопада, а на остальных территориях - не позднее 12 ч. Снег, собираемый во дворах, на внутриквартальных проездах и с учетом местных условий на отдельных улицах, допускается складировать на газонах и на свободных территориях при обеспечении сохранения зеленых насаждений (пункт 3.6.20).
Исходя из указанных правовых норм и обстоятельств дела суды верно пришли к выводу о том, что общество, являющееся управляющей организацией, осуществляющей содержание общего имущества многоквартирного дома N 6 по ул. Половинская в г. Кургане, несет обязанность по уборке придомовой территории от снега и наледи, по вывозу с придомовой территории убранного снега и льда на специально отведенное для складирования место.
Между тем, судами установлено что нарушение выявлено должностным лицом департамента при осуществлении визуального осмотра в рамках мониторинга содержания общедомового имущества многоквартирного дома.
При этом, как верно указали суды, положениями статьи 8.3 Федерального закона N 294-ФЗ плановые (рейдовые) осмотры (обследования территорий и мероприятия социально-гигиенического мониторинга) отнесены к мероприятиям по контролю без взаимодействия с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, проводимым на основании соответствующих заданий.
Однако, сведений о наличии такого задания в соответствии со статьей 8.3 указанного закона административной комиссией суду не представлено. Акт проверки не составлялся, а представленные фотоматериалы с пояснительными надписями не подписаны (на фотоматериалах нанесена рукописная надпись о дате их составления - 09.02.2022, заверенная подписью без какой-либо расшифровки).
Кроме того, указанная на фотоматериалах дата их составления не совпадает с датой совершения правонарушения (01.02.2022), что не позволяет признать такие фотоматериалы составленными в день выявления нарушения и надлежащим образом фиксирующими нарушение.
Судами также установлено, что представленные фотоматериалы фиксируют лишь факт наличия снега и наледи в определенный период времени (без указания на продолжительность нахождения снега и наледи на придомовой территории, даты и времени выпадения снега, даты проведения уборки этой территории, предшествующей проведению контрольного мероприятия). В связи с этим из представленных доказательств невозможно сделать вывод о противоправном поведении общества.
Повторный осмотр территории через промежуток времени, необходимый для проведения работ по очистке территории от снега, в целях подтверждения события административного правонарушения, административным органом не проводился.
Указанные обстоятельства правомерно оценены судами как не подтверждающие наличие в действиях общества события, а следовательно, и состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена пунктом 3 статьи 4 Закона Курганской области N 25.
Недоказанность события правонарушения в силу пункта 1 части 1 статьи 24.5, пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является основанием для отмены оспоренного постановления о привлечении к административной ответственности.
Представленные административной комиссией вместе с кассационной жалобой дополнительные документы судом кассационной инстанции не принимаются во внимание, поскольку согласно статье 286 АПК РФ суд кассационной инстанции осуществляет проверку законности судебных актов с учетом тех документов, которые имелись у судов первой и апелляционной инстанций на момент принятия решения и постановления.
Согласно абзацу 2 пункта 30 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции" новые и (или) дополнительные доказательства, имеющие отношение к установлению обстоятельств по делу, судом кассационной инстанции не принимаются; если лицо, участвующее в деле, представило в суд кассационной инстанции дополнительные доказательства, не представленные им в суд первой, апелляционной инстанции, то такие доказательства судом кассационной инстанции к материалам дела не приобщаются и при необходимости возвращаются.
Все доводы, приведенные в кассационной жалобе, не подтверждают неправильного применения судами норм материального и процессуального права, являлись предметом рассмотрения судами, и сводятся к несогласию с оценкой имеющихся в деле на момент рассмотрения спора доказательств, в связи с чем, не принимаются судом кассационной инстанции в силу полномочий, установленных статьей 286, частью 2 ст.287 АПК РФ.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 288, 288.2 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Курганской области от 19.05.2022 по делу N А34-3113/2022 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.07.2022 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Административной комиссии Департамента развития городского хозяйства Администрации города Кургана - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу со дня его принятия, обжалованию в соответствии с частью 3 статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не подлежит.
Судья |
С.О. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 3.6.19 Правил N 170, работы по укладке снега в валы и кучи должны быть закончены на тротуарах I и II классов не позднее 6 ч. с момента окончания снегопада, а на остальных территориях - не позднее 12 ч. Снег, собираемый во дворах, на внутриквартальных проездах и с учетом местных условий на отдельных улицах, допускается складировать на газонах и на свободных территориях при обеспечении сохранения зеленых насаждений (пункт 3.6.20).
Исходя из указанных правовых норм и обстоятельств дела суды верно пришли к выводу о том, что общество, являющееся управляющей организацией, осуществляющей содержание общего имущества многоквартирного дома N 6 по ул. Половинская в г. Кургане, несет обязанность по уборке придомовой территории от снега и наледи, по вывозу с придомовой территории убранного снега и льда на специально отведенное для складирования место.
Между тем, судами установлено что нарушение выявлено должностным лицом департамента при осуществлении визуального осмотра в рамках мониторинга содержания общедомового имущества многоквартирного дома.
При этом, как верно указали суды, положениями статьи 8.3 Федерального закона N 294-ФЗ плановые (рейдовые) осмотры (обследования территорий и мероприятия социально-гигиенического мониторинга) отнесены к мероприятиям по контролю без взаимодействия с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, проводимым на основании соответствующих заданий.
...
Согласно абзацу 2 пункта 30 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции" новые и (или) дополнительные доказательства, имеющие отношение к установлению обстоятельств по делу, судом кассационной инстанции не принимаются; если лицо, участвующее в деле, представило в суд кассационной инстанции дополнительные доказательства, не представленные им в суд первой, апелляционной инстанции, то такие доказательства судом кассационной инстанции к материалам дела не приобщаются и при необходимости возвращаются."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 26 октября 2022 г. N Ф09-7277/22 по делу N А34-3113/2022