Екатеринбург |
|
26 октября 2022 г. |
Дело N А60-43541/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 октября 2022 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 октября 2022 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Жаворонкова Д.В.,
судей Сухановой Н.Н., Кравцовой Е.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства социальной политики Свердловской области на постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.08.2022 по делу А60-43541/2021 Арбитражного суда Свердловской области по заявлению Министерства социальной политики Свердловской области к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Свердловской области о признании недействительным представления.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не прибыли.
Министерство социальной политики Свердловской области (далее - заявитель, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным представления N 1230 от 30.06.2021, вынесенного начальником управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Свердловской области (далее - заинтересованное лицо, Управление).
Решением суда первой инстанции от 11.04.2022 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.08.2022 решение суда отменено, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе заявитель просит отменить постановление апелляционного суда и оставить в силе решение суда первой инстанции. Указывает на то, что в материалах дела об административном правонарушении не содержится доказательств, подтверждающих связь между действиями (бездействием) Министерства, выразившимся в недостаточности финансирования учреждения, и совершением учреждением административного правонарушения.
Проверка в отношении Министерства, финансовых документов учреждения, а также анализ произведенного Министерством финансирования учреждения не проводились, что подтверждается пунктом 11 акта выездной проверки от 28.07.2021 N 928. В Министерстве какая-либо информация о финансировании учреждения также не запрашивалась. Доказательств обратного начальником управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Свердловской области не представлено. В нарушение статьи 29.13 КоАП, представление N 1230 содержит указание на недоказанные и необоснованные причины и условия, способствующие совершению административного правонарушения, которые также не подтверждаются материалами дела об административном правонарушении. Бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств были выделены Министерством в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Свердловской области на основании заявки учреждения, а не на основании представления N 1230, которое Министерство считает незаконным.
В представленном отзыве Управление просит постановление суда оставить в силе.
Изучив доводы заявителя жалобы, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены постановления апелляционного суда.
Как следует из материалов дела, в период с 22.07.2021 по 28.07.2021 на основании решения от 20.07.2021 N 928 отделом надзорной деятельности и профилактической работы муниципального образования "город Екатеринбург" управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Свердловской области проведена плановая выездная проверка объекта защиты, расположенного по адресу: г. Екатеринбург ул. Ползунова, 51, в отношении ГКУ "СРЦН Орджоникидзевского района города Екатеринбурга", в ходе которой выявлены нарушения обязательных требований пожарной безопасности.
По результатам проверки составлен акт от 28.07.2021 N 928, которым установлены факты нарушения заявителем требований пожарной безопасности.
На основании акта вынесено предписание об устранении нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара от 28.07.2021 N 928/1/1.
В отношении учреждения и директора учреждения Васяниной Лидии Николаевны составлены протоколы об административном правонарушении от 29.07.2021 N 1230 и от 29.07.2021 N 1229 соответственно.
Постановлениями о назначении административного наказания за нарушение требований пожарной безопасности от 30.07.2021 N 1230 и от 30.07.2021 N 1229 учреждению назначено административное наказание в виде предупреждения, директору учреждения назначено административное наказание в виде штрафа.
В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении в отношении ГКУ "СРЦН Орджоникидзевского района города Екатеринбурга" выявлены причины и условия, способствовавшие его совершению, выразившиеся в следующем: недостаточном финансировании учредителем денежных средств на обеспечение пожарной безопасности объекта защиты.
В связи с этим, заинтересованным лицом Министерству социальной политики Свердловской области (учредителю проверяемого лица) выдано представление N 1230 от 30.07.2021 о принятии мер к устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 20.4 КоАП.
Не согласившись с вынесенным представлением Министерство социальной политики Свердловской области, обратилось в Арбитражный суд Свердловской области.
Арбитражный суд первой инстанции пришел к выводу, что материалами дела не подтверждается нарушение заявителем состава вмененного правонарушения. При этом, из материалов дела об административном правонарушении, а также из акта плановой проверки от 28.07.2021 N 928 не следует, что при рассмотрении дела об административном правонарушении в отношении учреждения и директора учреждения были установлены причины и условия, способствовавшие совершению учреждением административного правонарушения и такой причиной являлся факт недостаточности финансирования Министерством учреждения.
Апелляционным судом по результатам рассмотрения апелляционной жалобы принято постановление об отказе в удовлетворении требований заявителя.
Суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены постановления апелляционной инстанции в силу следующего.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, постановлением о назначении административного наказания от 30.07.2021 N 1230 и от 30.07.2021 N 1229 ГКУ "СРЦН Орджоникидзевского района города Екатеринбурга" и директор учреждения признаны виновными в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Министерство социальной политики Свердловской области в сфере государственного управления осуществляет полномочия учредителя в отношении подведомственных учреждений социального обслуживания, координирует их деятельность.
Административный орган пришел к выводу, что имеющиеся нарушения требований пожарной безопасности в помещениях ГКУ "СРЦН Орджоникидзевского района города Екатеринбурга" стали возможными вследствие отсутствия надлежащего контроля со стороны учредителя, отсутствия финансирования.
В связи с чем, в отношении Министерства социальной политики Свердловской области выдано представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
В соответствии с пунктом 20.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 г. N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" судам необходимо выделять в числе представлений, обязательных для рассмотрения лицами, которым они адресованы: 1) представления административных органов (должностных лиц), осуществляющих государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства; 2) представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения (ст. 29.13 КоАП РФ).
Предусмотренные статьей 29.13 КоАП РФ представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения (ответственность за невыполнение которых установлена статьей 19.6 КоАП РФ), в случае, если они вынесены на основании обстоятельств, отраженных в постановлении по делу об административном правонарушении, могут быть обжалованы вместе с таким постановлением по правилам, определенным параграфом 2 главы 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Отдельное обжалование представлений об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, осуществляется в случаях и в порядке, определенных главой 24 АПК РФ.
Статьей 29.13 КоАП РФ предусмотрено право административного органа, рассматривающего дело об административном правонарушении, при установлении причин правонарушения и условий, способствовавших его совершению, на вынесение в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представления о принятии мер по устранению указанных причин и условий.
В силу части 2 статьи 29.13 КоАП РФ организации и должностные лица обязаны рассмотреть представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в течение месяца со дня его получения и сообщить о принятых мерах судье, в орган, должностному лицу, вынесшему представление.
За неисполнение представления предусмотрена административная ответственность на основании статьи 19.6 КоАП РФ.
Из содержания вышеприведенных норм следует, что выводы административного органа о наличии причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, должны подтверждаться доказательствами, основываться на материалах дела. В представлении должны быть приведены конкретные обстоятельства, установленные административным органом, которые создали условия для совершения правонарушения.
Отсутствие в представлении конкретных мероприятий по устранению допущенных нарушений исключает возможность установления соответствия изложенных в нем требований положениям действующего законодательства и не отвечает критерию исполнимости.
Оспариваемое представление вынесено в адрес Министерства по результатам рассмотрения дела о привлечении ГКУ "СРЦН Орджоникидзевского района города Екатеринбурга" и директора учреждения к административной ответственности по части 1 статьи 20.4 КоАП РФ.
Указанный факт заявителем не оспаривается.
Событие и состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ, установлены в ходе рассмотрения административного дела и указаны в постановлениях о назначении административного наказания от 29.07.2021 N 1229 и N 1230.
Постановления о назначении административного наказания и представление основаны на одном и том же факте совершения административного правонарушения, неразрывно связаны между собой.
Представлением об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения от 30.07.2021 N 1230 на Министра социальной политики Свердловской области А.В. Злоказова обязанности непосредственно по устранению нарушений не возложены.
Средства на укрепление материально-технической базы казенных учреждений, в том числе на исполнение предписаний надзорных органов, выделяются Министерством по заявкам государственных казенных учреждений.
Как указал Заявитель, всего на текущую деятельность учреждения и укрепление материально-технической базы (включая монтаж автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре) по заявкам учреждения в 2021 году выделены бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств в размере 36 283 100 руб., включающие денежные средства для проведения расчета величин пожарного риска в размере 75 000 руб., выделенных по заявке учреждения на изменение лимитов бюджетных обязательств на 2021 год от 04.08.2021 N 212 в целях обеспечения исполнения предписание N 928/1/1, выданного учреждению.
Министерством приняты меры по устранению причин и условий, способствовавших совершению подчиненным учреждением административного правонарушения и выделено дополнительное финансирование на обеспечение пожарной безопасности объекта защиты.
Таким образом, доводы заявителя о незаконности представления Управления судом кассационной инстанции не принимаются.
В представлении указаны нормы действующего законодательства, нарушенные заявителем, а также предписано устранить указанные нарушения. Каких-либо неясностей или неточностей оспариваемое представление не содержит.
Оснований для признания его недействительным у суда первой инстанции не имелось.
Остальные приведенные в кассационной жалобе доводы свидетельствуют не о нарушении или неправильном применении апелляционным судом норм материального права, а о несогласии Министерства с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены в полном объеме на основе доказательств, оцененных апелляционным судом в соответствии с правилами, определенными статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений и неправильного применения норм материального и процессуального права, являющихся основаниями для отмены обжалуемого судебного акта (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного и исходя из конкретных фактических обстоятельств дела, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены постановления суда и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.08.2022 по делу А60-43541/2021 Арбитражного суда Свердловской области оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства социальной политики Свердловской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Д.В. Жаворонков |
Судьи |
Н.Н. Суханова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Статьей 29.13 КоАП РФ предусмотрено право административного органа, рассматривающего дело об административном правонарушении, при установлении причин правонарушения и условий, способствовавших его совершению, на вынесение в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представления о принятии мер по устранению указанных причин и условий.
В силу части 2 статьи 29.13 КоАП РФ организации и должностные лица обязаны рассмотреть представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в течение месяца со дня его получения и сообщить о принятых мерах судье, в орган, должностному лицу, вынесшему представление.
За неисполнение представления предусмотрена административная ответственность на основании статьи 19.6 КоАП РФ.
...
Оспариваемое представление вынесено в адрес Министерства по результатам рассмотрения дела о привлечении ГКУ "СРЦН Орджоникидзевского района города Екатеринбурга" и директора учреждения к административной ответственности по части 1 статьи 20.4 КоАП РФ.
...
Событие и состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ, установлены в ходе рассмотрения административного дела и указаны в постановлениях о назначении административного наказания от 29.07.2021 N 1229 и N 1230."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 26 октября 2022 г. N Ф09-7381/22 по делу N А60-43541/2021
Хронология рассмотрения дела:
26.10.2022 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-7381/2022
01.08.2022 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-17845/2021
11.04.2022 Решение Арбитражного суда Свердловской области N А60-43541/2021
17.01.2022 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-17845/2021