Екатеринбург |
|
28 октября 2022 г. |
Дело N А71-14840/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 октября 2022 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 октября 2022 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Черкезова Е. О.,
судей Вдовина Ю.В., Ивановой С.О.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Вест-Снаб" (далее - общество) на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 12.04.2022 по делу N А71-14840/2021 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.07.2022 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель общества - Альмухамедова И.Ш. (доверенность от 15.12.2022).
Общество обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконным предписания Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Ижевска (далее - Управление) от 27.09.2021 N 2560/06-02.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 12.04.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.07.2022 решение суда оставлено без изменений.
В кассационной жалобе общество просит названные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
Заявитель кассационной жалобы полагает, что суды неверно дали оценку разовому доначислению платы за выполненные неотложные работы, возникновение которых при всей степени осмотрительности общество не могло предвидеть и такие работы должны быть дополнительно компенсированы собственниками помещений в доме. При этом, по мнению общества, судами не учтено отсутствие утвержденного решением общего собрания собственников помещений в спорном многоквартирном доме (далее - МКД) решения о введении такой статьи расходов, как "текущий ремонт". Кроме того, общество отмечает, что в период выполнения неотложных работ, указанных в приложении N 2 к финансовому отчету за 2020 год, сбор на "текущий ремонт" не осуществлялся.
Общество также считает, что Управлением при проведении проверки допущены грубые нарушения Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Проверив законность и обоснованность принятых по делу судебных актов, суд кассационной инстанции не нашел оснований для их отмены или изменения.
Как следует из материалов дела, в связи с поступившими обращениями гражданина, от 06.08.2021, 16.08.2021 о фактах необоснованного начисления размера платы за содержание жилого помещения, на основании приказа Управления от 01.09.2021 N 2560/06-02 в отношении общества проведена внеплановая документарная проверка.
В ходе проведения проверки установлено, что общество осуществляет предпринимательскую деятельность по управлению МКД, расположенным по адресу: г. Ижевск, ул. Удмуртская, д. 294 на основании лицензии от 29.04.2015 N 018-000040 и договора управления МКД от 01.07.2007 N 29-07/07.
Согласно пунктам 4.2, 4.4 названного договора, плата за жилое помещение и коммунальные услуги состоит из платежей за коммунальные услуги, платы за содержание жилья и ремонт жилого помещения, в том числе, целевые перечисления на содержание управляющей компании, комиссионное вознаграждение, уплачиваемое Банкам и почте, платы за пользование жилым помещением (платы за наем) для нанимателей жилых помещений по договорам с собственником. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в сумме, утвержденной или рекомендованной Администрацией города Ижевска либо в размере, утвержденном общим собранием собственников общего имущества многоквартирного дома, в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации (далее - ЖК РФ).
Пунктом 2.2.15 договора также предусмотрено, что в случае недостатка денежных средств, собранных собственниками многоквартирного дома, собственники обязуются возместить управляющей организации понесенные расходы на проведение ремонтных работ общего имущества, связанных с ликвидацией аварийной ситуации, а также за проведение текущего и капитального ремонтов, выполненных за счет средств управляющей компании, которая подтверждает фактически понесенные расходы на основании сметной документации и актов выполненных работ.
Решением общего собрания собственников помещений МКД, оформленного протоколом от 06.08.2021 утвержден размер платы за "текущий ремонт" в размере 3 руб./кв. м площади жилого (нежилого) помещения ежемесячно для финансирования работ по ремонту общедомового имущества и иных нужд многоквартирного дома. Также было принято решение о наделении Совета дома полномочиями на принятии решений о проведении текущего ремонта общедомового имущества (в пределах годового сбора).
В соответствии с приложением N 2 к финансовому отчету о выполнении договора управления МКД (расшифровка статьи за 2020 г.) предусмотрены следующие виды работ: замена электродвигателей вентиляторов (подъезд N 3); замена электродвигателей вентиляторов (подъезд N 5); монтаж почтового ящика (подъезд N 4); замена водосчетчика ХВС (ввод N 2); отключение ввода водопровода; замена аварийного радиатора (в 4 квартирах); замена труб канализации; промывка ливневой сети машиной высокого давления; замена отсекающих кранов ГВС; замена стояка канализации; ремонт козырьков; замена труб ХВС (ввод N 1); ремонт межпанельных швов. Общая стоимость работ составляет 197 947 руб. 58 коп.
По факту выполненных работ составлены акты обследования технического состояния и акты о приемке названных выполненных работ. Общая стоимость выполненных работ составила 197 947 руб. 58 коп.
В платежном документе за март 2021 г. жителям МКД обществом предъявлен перерасчет (доначисление) платы по статье "содержание жилого помещения" в размере 2 348 руб. 44 коп. Перерасчет произведен в связи с выполнением работ и услуг, которые управляющая компания (общество) не могла предвидеть и предотвратить при обычной степени заботливости и осмотрительности, и за возникновение которых она не отвечает.
При этом протокол с принятым собственниками МКД решением о доначислении платы по статье "содержание жилого помещения" отсутствует и обществом не представлен.
В связи с этим, по результатам проверки Управление пришло к выводу о том, что доначисление потребителям МКД по статье "содержание жилого помещения" перерасчета противоречит действующему законодательству, поскольку выполненные работы не относятся к работам, которые управляющая компания не могла предвидеть и предотвратить при обычной степени заботливости и осмотрительности и за возникновение которых она не отвечает.
По результатам проверки Управлением составлен акт проверки и выдано предписание от 27.09.2021 N 2560-06-02, согласно которому обществу необходимо в срок до 26.11.2021 привести размер платы за содержание жилого помещения в соответствие с установленными требованиями действующего законодательства Российской Федерации, снизить размер платы за содержание жилья на величину, излишне предъявленной суммы с 01.03.2021, выполнить перерасчет всему МКД N 294 по ул. Удмуртская г. Ижевска.
Полагая, что названное предписание недействительно, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суды, сделав вывод об отсутствии совокупности оснований для признания оспариваемого предписания недействительным, отказали в удовлетворении заявленных требований.
Выводы судов являются правильными, соответствуют действующему законодательству, материалам дела.
Из системного толкования части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания недействительными ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту, и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Согласно пунктам 1, 7 статьи 156 ЖК РФ плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 настоящего Кодекса, за исключением размера расходов, который определяется в соответствии с частью 9.2 настоящей статьи. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
В соответствии с частью 1 статьи 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходы на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения.
На основании пунктов 16, 30 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), содержание общего имущества обеспечивается собственниками помещений - за счет собственных средств. Надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией - в соответствии с частью 5 статьи 161, статьи 162 ЖК РФ.
Плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается одинаковой для всех собственников помещений в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (пункты 29 - 36 Правил N 491).
При определении размера платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, решение общего собрания собственников помещений в таком доме принимается на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации (пункт 31 Правил N 491).
В силу части 4 статьи 158 ЖК РФ если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления.
Состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 1.2 пункта 1.1. части 1 статьи 161 ЖК РФ).
Согласно части 2.3 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 ЖК РФ.
На основании пункта 5 части 2 статьи 44 ЖК РФ перечень конкретных работ и услуг, выполняемых за счет платы за содержание жилого помещения, условия их оказания и выполнения, а также размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме.
В соответствии с положениями пунктов 17, 18 Правил N 491 собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования; текущий ремонт общего имущества проводится по решению общего собрания собственников помещений для предупреждения преждевременного износа и поддержания эксплуатационных показателей и работоспособности, устранения повреждений и неисправностей общего имущества или его отдельных элементов (без замены ограждающих несущих конструкций, лифтов).
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что в платежном документе за март 2021 г. жителям спорного МКД обществом предъявлена сумма перерасчета (доначисление) платы по статье "содержание жилого помещения" в размере 2 348 руб. 44 коп. Перерасчет произведен в связи с выполнением работ и услуг, которые управляющая компания не могла предвидеть и предотвратить при обычной степени заботливости и осмотрительности и за возникновение которых она не отвечает.
Общая стоимость работ составляет 197 947 руб. 58 коп. Списание названных денежных средств со статьи "текущий ремонт" подтверждается отчетом общества о финансовых доходах и расходах за 2020 г. и заявителем не оспаривается.
Суд, проанализировав материалы дела, с учетом положений Правил N 491, Постановления Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения" пришел к выводу о том, что такие виды работ как замена радиаторов
выполнены во избежание аварийной ситуации - затопления помещений МКД и являются неотложными.
В отношении работ по замене электродвигателей вентиляторов (подъезд N 3, 5); монтажу почтового ящика (подъезд N 4); замене водосчетчика ХВС (ввод N 2); отключения ввода водопровода; замене аварийного радиатора (в одной квартире); замене труб канализации; промывке ливневой сети машиной высокого давления; замене отсекающих кранов ГВС; замене стояка канализации; ремонту козырьков; замене труб ХВС (ввод N 1); ремонту межпанельных швов, судами сделан вывод о том, что такие работы, не к таким, которые общество не могла предвидеть и предотвратить при обычной степени заботливости и осмотрительности и за возникновение которых оно не отвечает.
Судами указано, что названные работы не относятся к категории аварийных работ. Управляющая компания должна производить указанные работы по мере накопления денежных средств по статье "текущий ремонт".
Указанные выводы сделаны судами в том числе на основании приложения к договору управления многоквартирным домом от 01.07.2007 N 29-07/07 "Перечень услуг и работ, связанных с текущим ремонтом общего имущества жилых домов", актов обследования технического состояния от 28.08.2020, 14.05.2020, 28.08.2020 (труб ХВС, водосчетчика ХВС, отсекающих кранов ГВС), от 11.03.2020, 02.09.2020 (труб канализации), 29.01.2020 (козырьков лоджии), 06.10.2020 (межпанельных швов), коммерческого предложения на промывку ливневой канализации на сумму 180 000 руб., акта о приемке выполненных работ от 27.03.2020 за март 2020 г. на сумму 8867 руб. (замена радиатора).
Судами верно указано, что текущий ремонт электродвигателей вентиляторов, монтаж почтового ящика, замена водосчетчика ХВС, отключение ввода водопровода, замена труб канализации, промывка ливневой сети машиной высокого давления, замена отсекающих кранов ГВС, замена стояка канализации, ремонт козырьков, замена труб ХВС, ремонт межпанельных швов, не носят аварийного характера и охватываются исполнением обязанности по обеспечению надлежащего функционирования системы МКД.
Протокол общего собрания собственников с решением о доначислении по статье "содержание жилого помещения" суду не представлен.
Решением общего собрания собственников помещений в МКД, оформленным протоколом от 06.08.2021 N 1 утвержден размер платы за "текущий ремонт" в размере 3 руб./кв. м площади жилого (нежилого) помещения ежемесячно для финансирования работ по ремонту общедомового имущества и иных нужд многоквартирного дома. Также было принято решение о наделении Совета дома полномочиями на принятии решений о проведении текущего ремонта общедомового имущества (в пределах годового сбора). Иные решения об утверждении иного размера платы за содержание жилого помещения и текущий ремонт общим собранием собственников не принимались.
Следовательно, судами верно сделан вывод о том, что у общества не имелось оснований для применения иного, не утвержденного решением общего собрания собственников помещения в МКД платы за содержание жилья и текущий ремонт за спорные работы.
При таких обстоятельствах, оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) представленные в материалы дела доказательства в их взаимосвязи и совокупности, суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии совокупности оснований для признания оспариваемого предписания Управления недействительным.
Таким образом, суды правомерно отказали в удовлетворении заявленных обществом требований.
Суд округа полагает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судами установлены, все доказательства исследованы и оценены в соответствии с требованиями главы 7 АПК РФ, доводы общества, изложенные в кассационной жалобе, получили надлежащую правовую оценку в ходе рассмотрения материалов дела судами первой и апелляционной инстанций. Оснований для переоценки доказательств и сделанных на их основании выводов у суда округа не имеется (статья 286 АПК РФ).
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 12.04.2022 по делу N А71-14840/2021 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.07.2022 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Вест-Снаб" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.О. Черкезов |
Судьи |
Ю.В. Вдовин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с положениями пунктов 17, 18 Правил N 491 собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования; текущий ремонт общего имущества проводится по решению общего собрания собственников помещений для предупреждения преждевременного износа и поддержания эксплуатационных показателей и работоспособности, устранения повреждений и неисправностей общего имущества или его отдельных элементов (без замены ограждающих несущих конструкций, лифтов).
...
Суд, проанализировав материалы дела, с учетом положений Правил N 491, Постановления Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения" пришел к выводу о том, что такие виды работ как замена радиаторов"
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 28 октября 2022 г. N Ф09-7529/22 по делу N А71-14840/2021