Екатеринбург |
|
03 ноября 2022 г. |
Дело N А76-35755/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 ноября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 ноября 2022 года.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Ивановой С.О.,
судей Поротниковой Е.А., Черкезова Е.О.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Миассводоканал" (далее - общество, заявитель) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 03.05.2022 по делу N А76-35755/2021 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.07.2022 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании путем использования системы веб-конференции принял участие представитель общества - Чураков А.В. (доверенность от 07.07.2022 N 40, диплом).
Общество обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением Главному управлению "Государственная жилищная инспекция Челябинской области" (далее - инспекция) о признании недействительным предостережения от 21.04.2021 N 11984.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Князев Станислав Константинович (далее - Князев С.К., третье лицо).
Решением суда первой инстанции от 03.05.2022, оставленным без изменения постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.07.2022, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе заявитель просит обжалуемые судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
По мнению заявителя, оспоренное предостережение создает препятствия в осуществлении им экономической деятельности и порождает для него негативные последствия, поскольку его наличие и неисполнение послужило основанием для принятия Миасским городским судом апелляционного решения об отказе в удовлетворении иска заявителя к физическим лицам о взыскании задолженности за бездоговорное пользование услугами водоснабжения. Также, заявитель указал, что поскольку в рассматриваемой ситуации имело место самовольное подключение к централизованной системе водоотведения, применению подлежали положения пунктов 22 и 24 Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденных Постановлением правительства Российской Федерации от 04.09.2013 N 776 (далее - Правила N 776), которыми предусмотрен расчетный способ коммерческого учета объема коммунальной услуги.
В отзыве на кассационную жалобу Князев С.К. просит судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу инспекции - без удовлетворения.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела и установлено судами, общество осуществляет в том числе деятельность по оказанию коммунальной услуги по водоотведению в муниципальном образовании "Миасский городской округ".
На основании поступившего обращения собственника земельного участка, расположенного по адресу: город Миасс, улица Мечникова, 37, содержащее просьбу проверить общество на предмет соблюдения требований жилищного законодательства при начислении платы за услугу водоотведения, инспекцией проведено мероприятие по контролю в отношении общества по соблюдению обязательных требований действующего законодательства при оказании услуг водоотведения.
В ходе контрольного мероприятия установлено, что расчет платы за водоотведение собственнику указанного объекта недвижимости произведен обществом не в соответствии с подлежавшей применению формулой 22 Приложения 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила).
По результатам проверки 21.04.2021 инспекцией в адрес общества вынесено предостережение N 11984 о недопустимости нарушения закона, которым предложено принять меры по пересчету платы за коммунальную услугу водоотведения в период 05.06.2020 - 01.10.2020 и направить в срок до 19.06.2021 уведомление об исполнении предостережения в инспекцию.
Не согласившись с предостережением, заявитель обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суды, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришли к выводу о том, что предостережение вынесено полномочным органом, соответствует закону, носит профилактический характер, не нарушает права общества.
Оснований для иных выводов у суда округа не имеется исходя из следующего.
В силу положений части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 АПК РФ для удовлетворения требований о признании недействительными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходима совокупность двух условий: несоответствие закону или иному нормативному правовому акту оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отсутствие хотя бы одного из указанных условий исключает удовлетворение заявленных требований.
Согласно положениям статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации осуществляется государственный жилищный надзор (часть 2 статьи 20 ЖК РФ), под которым понимается деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, включающая в себя, в том числе, предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами установленных в соответствии с жилищным законодательством требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в частности требований к использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, деятельности юридических лиц, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений.
Частью 3 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что к отношениям, связанным с осуществлением государственного жилищного надзора, муниципального контроля, организацией и проведением проверок юридических лиц (за исключением региональных операторов), индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ) с учетом особенностей организации и проведения плановых и внеплановых проверок, установленных частями 4.1 и 4.2 настоящей статьи.
Согласно статье 8.2 Закона N 294-ФЗ, в целях предупреждения нарушений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований, устранения причин, факторов и условий, способствующих нарушениям обязательных требований, органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля осуществляют мероприятия по профилактике нарушений обязательных требований в соответствии с ежегодно утверждаемыми ими программами профилактики нарушений.
В силу частей 5 - 7 статьи 8.2 Закона N 294-ФЗ при условии, что иное не установлено федеральным законом, при наличии у органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля сведений о готовящихся нарушениях или о признаках нарушений обязательных требований, полученных в ходе реализации мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, либо содержащихся в поступивших обращениях и заявлениях (за исключением обращений и заявлений, авторство которых не подтверждено), информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации в случаях, если отсутствуют подтвержденные данные о том, что нарушение обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, причинило вред жизни, здоровью граждан, вред животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также привело к возникновению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера либо создало непосредственную угрозу указанных последствий, и если юридическое лицо, индивидуальный предприниматель ранее не привлекались к ответственности за нарушение соответствующих требований, орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля объявляют юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований и предлагают юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, и уведомить об этом в установленный в таком предостережении срок орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля.
Предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований должно содержать указания на соответствующие обязательные требования, требования, установленные муниципальными правовыми актами, нормативный правовой акт, их предусматривающий, а также информацию о том, какие конкретно действия (бездействие) юридического лица, индивидуального предпринимателя могут привести или приводят к нарушению этих требований.
Правила составления и направления предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, подачи юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем возражений на такое предостережение и их рассмотрения, уведомления об исполнении такого предостережения утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.02.2017 N 166 (далее - Правила N 166).
Судами установлено, что оспариваемое предостережение вынесено инспекцией как компетентным органом, осуществляющим государственный жилищный надзор в Челябинской области в соответствии с нормативными положениями Правил N 166. Нарушения порядка составления и направления предостережения, установленного Правилами N 166, не выявлено.
При этом судами верно заключено, что по своему содержанию предостережение носит профилактический характер, поскольку не предусматривает ответственность или наступление правовых последствий за его неисполнение. Таким актом не могут быть нарушены права и законные интересы заявителя ввиду отсутствия у него признака обязательности, что само по себе исключает возможность удовлетворения требования о признании этого акта недействительным.
Оснований не согласиться с указанными выводами у суда округа не имеется.
Кроме того, оценив оспоренное предостережение по существу, и отклоняя доводы общества о правомерном применении им предусмотренного пунктом 24 Правил N 776 порядка определения объема отведенных сточных вод с использованием метода учета пропускной способности канализационных сетей при установленном факте несанкционированного подключения к централизованной системе водоотведения, суды, согласившись с позицией инспекции, сделали вывод о правомерности предостережения и о необходимости перерасчета платы за коммунальную услугу водоотведения в соответствии с Правилами N354.
При этом суды правомерно исходили из следующего.
Как установлено судами, 05.06.2020 сотрудниками общества при проведении обследования инженерных сетей жилого дома по адресу: город Миасс, улица Мечникова, 37 зафиксирован факт несанкционированного подключения к централизованной системе водоотведения, о чем составлен акт от 05.06.2020. В этой связи собственникам помещений было предложено обратиться в общество с необходимыми документами для оформления подключения дома к централизованной системе водоотведения.
В связи с поступлением в общество заявления собственников указанного жилого дома от 08.09.2020 о подключении к централизованной системе водоотведения, актом от 01.10.2020 произведено соответствующее подключение дома. При этом общество произвело начисление платы за бездоговорное потребление коммунальной услуги собственникам помещений указанного выше жилого дома за период с 29.07.2020 по 27.08.2020 в размере 47738 руб. с определением объема отведенных сточных вод в соответствии с пунктом 24 Правил N 776 расчетным способом.
Между тем пунктом 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых 5 коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг регулируются Правилами N 354, подпунктом "а" пункта 31 которых установлена обязанность исполнителя коммунальной услуги предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и этими Правилами.
Согласно пункту 42 Правил N 354, размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, за исключением платы за коммунальную услугу по отоплению, определяется в соответствии с формулой 1 приложения N 2 к Правилам исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период.
Размер платы за коммунальную услугу по водоотведению, предоставленную за расчетный период в жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета сточных вод, рассчитывается исходя из суммы объемов холодной и горячей воды, предоставленных в таком жилом помещении и определенных по показаниям индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета холодной и (или) горячей воды за расчетный период, а при отсутствии приборов учета холодной и (или) горячей воды - в соответствии с формулой 4 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива водоотведения.
Пунктом 49 Правил N 354 установлено, что если домовладение не оборудовано индивидуальным прибором учета соответствующего вида коммунального ресурса, то потребитель дополнительно к рассчитанной в соответствии с пунктом 42 настоящих Правил плате за коммунальную услугу, предоставленную в жилом помещении, оплачивает коммунальную услугу, предоставленную ему при использовании земельного участка и расположенных на нем надворных построек. Размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю при использовании земельного участка и расположенных на нем надворных построек, рассчитывается в соответствии с формулой 22 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из нормативов потребления коммунальной услуги при использовании земельного участка и расположенных на нем надворных построек. Расчет размера платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю при использовании земельного участка и расположенных на нем надворных построек, осуществляется начиная: с даты, указанной в договоре, содержащем положения о предоставлении коммунальных услуг, или в заявлении потребителя, поданном исполнителю в соответствии с подпунктом "к" пункта 34 настоящих Правил, о начале потребления предоставляемой исполнителем коммунальной услуги при использовании земельного участка и расположенных на нем надворных построек в случае отсутствия у потребителя индивидуального прибора учета; с даты, указанной в акте о выявлении факта отсутствия у потребителя индивидуального прибора учета и о потреблении им предоставляемой исполнителем коммунальной услуги при использовании земельного участка и расположенных на нем надворных построек.
В силу пункта 82 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644, определение количества поданной (полученной) холодной воды, принятых (отведенных) сточных вод осуществляется путем проведения коммерческого учета воды, сточных вод в соответствии с Правилами N 776.
Вместе с тем, как указали суды, положения пунктов 22,24 Правил N 776, на которые ссылается общество, устанавливают порядок определения объема сточных при самовольном подключении к централизованной системе водоотведения расчетным способом в соответствии с методическими указаниями по расчету объема принятых (отведенных) сточных вод с использованием метода учета пропускной способности канализационных сетей.
При этом в силу пункта 1 Правил N 776 эти Правила распространяются на отношения, возникающие при предоставлении коммунальных услуг, в той части, в которой такие отношения не урегулированы жилищным законодательством Российской Федерации, в том числе Правилами N 354.
Соответственно, судами верно заключено, что положения Правил N 776 применительно к правовому регулированию оказания коммунальных услуг имеют относительно Правил N 354 субсидиарный характер, а потому могут восполнять пробелы в правовом регулировании, но не могут изменять существо и смысл правового регулирования, предусмотренного Правилами N 354.
Так, пунктами 42, 49 Правил N 354 прямо урегулирован порядок определения размера платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю при использовании домовладения, не оборудованного индивидуальным прибором учета соответствующего вида коммунального ресурса, земельного участка и расположенных на нем надворных построек, предусмотренный формулой 22 приложения N 2 к Правилам, исходя из нормативов потребления коммунальной услуги.
Указанный порядок определения размера платы охватывает все случаи предоставления коммунальной услуги потребителю при использовании домовладения, не оборудованного индивидуальным прибором учета соответствующего вида коммунального ресурса, земельного участка и расположенных на нем надворных построек. Оснований для исключения из указанного порядка случаев самовольного подключения к централизованным сетям водоотведения судами не установлено.
Таким образом, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке, предусмотренном статьей 71 АПК РФ, учитывая положения вышеприведенных норм, суды в рассматриваемой ситуации верно пришли к выводу о законности оспоренного ненормативного правового акта, что является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Доводы общества, изложенные в кассационной жалобе, основаны на ошибочном толковании положений законодательства, регулирующих спорные правоотношения, а потому не опровергают правильность выводов судов первой и апелляционной инстанций.
Само по себе несогласие заявителя с позицией судов, не может служить основанием для отмены законных судебных актов.
Судами правильно применены нормы материального права. Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов (статья 288 АПК РФ), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 03.05.2022 по делу N А76-35755/2021 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.07.2022 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Миассводоканал" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.О. Иванова |
Судьи |
Е.А. Поротникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пункта 82 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644, определение количества поданной (полученной) холодной воды, принятых (отведенных) сточных вод осуществляется путем проведения коммерческого учета воды, сточных вод в соответствии с Правилами N 776.
Вместе с тем, как указали суды, положения пунктов 22,24 Правил N 776, на которые ссылается общество, устанавливают порядок определения объема сточных при самовольном подключении к централизованной системе водоотведения расчетным способом в соответствии с методическими указаниями по расчету объема принятых (отведенных) сточных вод с использованием метода учета пропускной способности канализационных сетей.
При этом в силу пункта 1 Правил N 776 эти Правила распространяются на отношения, возникающие при предоставлении коммунальных услуг, в той части, в которой такие отношения не урегулированы жилищным законодательством Российской Федерации, в том числе Правилами N 354.
Соответственно, судами верно заключено, что положения Правил N 776 применительно к правовому регулированию оказания коммунальных услуг имеют относительно Правил N 354 субсидиарный характер, а потому могут восполнять пробелы в правовом регулировании, но не могут изменять существо и смысл правового регулирования, предусмотренного Правилами N 354.
Так, пунктами 42, 49 Правил N 354 прямо урегулирован порядок определения размера платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю при использовании домовладения, не оборудованного индивидуальным прибором учета соответствующего вида коммунального ресурса, земельного участка и расположенных на нем надворных построек, предусмотренный формулой 22 приложения N 2 к Правилам, исходя из нормативов потребления коммунальной услуги."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 3 ноября 2022 г. N Ф09-7568/22 по делу N А76-35755/2021