Екатеринбург |
|
03 ноября 2022 г. |
Дело N А60-9883/2022 |
Арбитражный суд Уральского округа в составе судьи Вдовина Ю. В.
рассмотрел кассационную жалобу публичного акционерное общества "Т Плюс" на решение Арбитражного суда Свердловской области от 05.05.2022 по делу N А60-9883/2022 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.08.2022 по указанному делу.
Жалоба рассматривается в порядке, предусмотренном статьей 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судьей единолично, без вызова сторон.
Публичное акционерное общество "Т Плюс" (далее - заявитель, общество, общество "Т Плюс") обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Департаменту государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области (далее - заинтересованное лицо, Департамент) о признании незаконными и отмене постановлений от 16.02.2022 N 29-05-49-32, N 29-05-49-34, N 29-05-49-36, N 29-05-49-37, N 29-05-49-38, N 29-05-49-39 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 05.05.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.08.2022 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество "Т Плюс" просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на нарушение норм материального права и на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
По мнению заявителя, в материалах дела отсутствуют доказательства того, что в даты совершения административных правонарушений, общество "Т Плюс" не обеспечило необходимый температурный режим на границе эксплуатационной ответственности с многоквартирным домом. Кроме того общество указывает, что Департаментом в протоколах об административных правонарушениях и в оспариваемом постановлении указаны неверный адрес места совершения административного правонарушения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке, установленном статьями 286 и 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу решения арбитражного суда первой инстанции и постановления арбитражного суда апелляционной инстанции, принятые по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, могут быть обжалованы в порядке кассационного производства по правилам, предусмотренным главой 35, с учетом особенностей, установленных названной статьей.
В соответствии с частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для пересмотра в порядке кассационного производства указанных в части 1 названной статьи решений и постановлений являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Как следует из материалов дела и установлено судами при рассмотрении спора, на основании поступивших обращений Департаментом проведены проверки в отношении общества "Т Плюс", в ходе которых установлено, что в период с 27.09.2021 по 01.10.2021, с 18.10.2021 по 22.10.2021, с 29.11.2021 по 03.12.2021, с 22.11.2021 по 26.11.2021, с 15.11.2021 по 19.11.2021, с 06.12.2021 по 10.12.2021 общество не обеспечило соответствие температуры горячей воды в точке водоразбора не ниже + 60°C и не выше + 75°C.
Указанные обстоятельства послужили основанием для возбуждения в отношении общества дел об административных правонарушениях, предусмотренном статьей 7.23 КоАП РФ, о чем составлены протоколы от 26.01.2021 об административном правонарушении.
По результатам рассмотрения протоколов об административном правонарушении Департаментом в отношении общества вынесены постановления от 16.02.2022 N 29-05-49-32, N 29-05-49-34, N 29-05-49-36, N 29-05-49-37, N 29-05-49-38, N 29-05-49-39, которыми общество "Т Плюс" привлечено к ответственности по статье 7.23 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 5000 руб. по каждому постановлению.
Полагая, что указанными постановлениями нарушены его права и законные интересы, общество обратилось в суд с рассматриваемым заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу о наличии в действиях (бездействии) общества состава административного правонарушения.
Суд апелляционной инстанции, повторно исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе и в отзыве на апелляционную жалобу, пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их изменения или отмены.
На основании статьи 7.23 КоАП РФ нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Объектом правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ, являются права потребителей (граждан), а непосредственным предметом посягательства - утвержденные нормативы и режим обеспечения населения коммунальными услугами.
Субъектами правонарушения в данной статье признаются лица, непосредственно обслуживающие жилищный фонд, обязанные обеспечивать нормативный уровень или режим обеспечения населения коммунальными услугами.
Объективная сторона рассматриваемого правонарушения выражается в совершении действия (бездействия), повлекшего нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами.
На основании части 4 статьи 3 Жилищного кодекса Российской Федерации, детализирующей положения части 1 статьи 40, части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации применительно к сфере регулируемым этим Кодексом общественных отношений, никто не может быть ограничен в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Организация, осуществляющая поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, отвечает за поставки указанных ресурсов надлежащего качества до границ общего имущества в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома, если иное не установлено договором с такой организацией (пункт 15 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, регулируют Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
В соответствии с пунктом 2 Правил N 354 под исполнителем понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги; коммунальными услугами признается осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений).
Пунктом 4 Правил N 354 установлено, что к коммунальным услугам относится и горячее водоснабжение, то есть снабжение горячей водой, подаваемой по централизованным сетям горячего водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, а также в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме. При отсутствии централизованного горячего водоснабжения снабжение горячей водой потребителей в многоквартирном доме осуществляется исполнителем путем производства и предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению с использованием внутридомовых инженерных систем, включающих оборудование, входящее в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (при наличии такого оборудования).
Из изложенного следует, что требования по предоставлению коммунальных услуг надлежащего качества распространяется на любую организацию, производящую или приобретающую коммунальные ресурсы, в связи с чем субъектом ответственности за нарушение требований Правил N 354 может быть и ресурсоснабжающая организация.
В соответствии с пунктом 50 Приказа Госстроя Российской Федерации от 21.04.2000 N 92 "Об утверждении организационно-методических рекомендаций по пользованию системами коммунального теплоснабжения в городах и других населенных пунктах Российской Федерации" теплоснабжающая организация обязана поддерживать на границе эксплуатационной ответственности давление и температуру пара в соответствии с договором, с отклонениями не более чем обусловлено договором; поддерживать температуру сетевой воды на границе эксплуатационной ответственности в соответствии с приложенным к договору температурным графиком, не допуская отклонения среднесуточной температуры более чем обусловлено договором; в периоды снижения температуры наружного воздуха ниже расчетных значений температура сетевой воды должна поддерживаться на уровне не ниже ее значения для расчетной температуры наружного воздуха.
Требования к качеству коммунальных услуг закреплены в Приложении N 1 к Правилам N 354.
В Разделе II Приложения N 1 к Правилам N 354 установлены требования к нормативному уровню (допустимые отклонения качества коммунальной услуги) и режиму (допустимая продолжительность перерывов предоставления коммунальной услуги) обеспечения населения коммунальной услугой по горячему водоснабжению.
Согласно пункту 5 Раздела II Приложения N 1 к Правилам N 354 установлено требование к обеспечению соответствия температуры горячей воды в точке водоразбора требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 N 3 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 утверждены "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" (вместе с "СанПиН 2.1.3684-21. Санитарные правила и нормы...").
Согласно пункту 84 СанПиН 2.1.3684-21. Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению населения, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, температура горячей воды в местах водоразбора централизованной системы горячего водоснабжения должна быть не ниже плюс 60 °C и не выше плюс 75 °C.
Судами установлено, что общество "Т Плюс" является ресурсоснабжающей организацией и на нее распространяются требования по предоставлению коммунальных услуг надлежащего качества.
Из материалов дела следует, что нарушение нормативов обеспечения населения коммунальными услугами зафиксировано на вводе в жилой дом, следовательно нарушение совершено в зоне ответственности ресурсоснабжающей организации.
Материалами дела подтверждено и обществом не оспаривается, что тепловые сети до ввода в дом являются участком эксплуатационной ответственности общества "Т Плюс".
Факт нарушения заявителем требований нормативных актов в сфере жилищно-коммунального законодательства подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами, обществом не опровергнут, что свидетельствует о наличии события административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ.
Судами обоснованно отклонены доводы общества об отсутствии в материалах дела доказательств совершения административных правонарушений, а именно об указании в протоколах неверного адреса мест совершения административных правонарушений, при том, что действия общества, выразившиеся в оказании услуг ненадлежащего качества, выразившиеся в несоблюдение температурного режима теплоносителя (горячей воды) на границе балансовой ответственности общества, могло быть совершено только по месту осуществления проверок качества поставляемой горячей воды по температурному режиму - на вводе в многоквартирных домах находящихся в управлении ООО "УК "РЭМП Железнодорожного района".
Суды указали, что горячая вода ненадлежащего качества производится обществом не в самих многоквартирных домах, а за их пределами и в следующем транспортируется в такие многоквартирные дома, соответственно, местом совершения правонарушения в протоколах об административных правонарушениях обоснованно обозначен адрес места нахождения (юридический адрес) общества "Т Плюс". Местом совершения административного правонарушения является место совершения противоправного действия независимо от места наступления его последствий (Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").
Также суды отклоняя доводы общества о том, что в протоколах не указано время совершенных вмененных правонарушений, указали, что время совершения административного правонарушения в протоколах об административных правонарушениях соответствуют дате обнаружения административного правонарушения.
Доводы общества о том, что замеры должны быть произведены специальным техническим средством, имеющим сертификат и прошедшим метрологическую поверку, с указанием интервала времени проведения замеров, отклоняются, поскольку факт несоответствия температуры горячей воды в точке водоразбора установлен согласно показателям, интегрируемым в ИТП.
Доказательств, опровергающих проведенные замеры, обществом не представлено. Отсутствие указаний в процессуальных документах на наличие соответствующих сертификатов и сведений о прохождении метрологической поверки не является существенным нарушением, влекущим ничтожность доказательства.
Таким образом, установленные Департаментом обстоятельства в ходе проведения замеров являются достаточными доказательствами, свидетельствующими о невыполнении обществом обязанности по поставке теплового ресурса надлежащего качества.
При таких обстоятельствах, суды пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ.
Руководствуясь статьями 1.5, 2.1 КоАП РФ суды посчитали доказанной материалами дела вины общества во вменяемом ему административном правонарушении.
Существенных процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении судами не установлено.
В соответствии со статьей 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ, составляет один год со дня совершения (обнаружения) правонарушения.
Постановление вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности (статья 4.5 КоАП РФ).
Наказание назначено административным органом в пределах санкции статьи 7.23 КоАП РФ.
Таким образом, оснований для признания незаконным и отмены оспариваемых постановлений от 16.02.2022 N 29-05-49-32, N 29-05-49-34, N 29-05-49-36, N 29-05-49-37, N 29-05-49-38, N 29-05-49-39 по делу об административном правонарушении не имеется.
Таким образом, при установленных обстоятельствах, оцененных в совокупности, суды правомерно отказали в удовлетворении заявленных обществом требований.
Доводы общества, приведенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судов и им дана надлежащая правовая оценка, при этом иная оценка обстоятельств рассматриваемого дела не свидетельствуют о нарушении судами норм права, а потому не опровергают правильность выводов судов первой и апелляционной инстанций.
Иное толкование положений законодательства, а также иная оценка обстоятельств дела, доказательств, представленных в материалы дела, не свидетельствуют о незаконности принятых по делу законных судебных актов. Оснований для переоценки выводов судов у суда кассационной инстанции не имеется (статья 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нормы материального права применены судами правильно. Нарушение норм процессуального права, являющихся основанием для изменения или отмены судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 05.05.2022 по делу N А60-9883/2022 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.08.2022 по указанному делу оставить без изменения, кассационную жалобу публичного акционерное общества "Т Плюс" - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу со дня его принятия, обжалованию в соответствии с частью 3 статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не подлежит.
Судья |
Ю.В. Вдовин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Доказательств, опровергающих проведенные замеры, обществом не представлено. Отсутствие указаний в процессуальных документах на наличие соответствующих сертификатов и сведений о прохождении метрологической поверки не является существенным нарушением, влекущим ничтожность доказательства.
Таким образом, установленные Департаментом обстоятельства в ходе проведения замеров являются достаточными доказательствами, свидетельствующими о невыполнении обществом обязанности по поставке теплового ресурса надлежащего качества.
При таких обстоятельствах, суды пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ.
...
В соответствии со статьей 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ, составляет один год со дня совершения (обнаружения) правонарушения.
Постановление вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности (статья 4.5 КоАП РФ).
Наказание назначено административным органом в пределах санкции статьи 7.23 КоАП РФ."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 3 ноября 2022 г. N Ф09-7407/22 по делу N А60-9883/2022