Екатеринбург |
|
08 ноября 2022 г. |
Дело N А76-45178/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 ноября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 ноября 2022 года.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Ивановой С.О.,
судей Поротниковой Е.А., Черкезова Е.О.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью Частное охранное предприятие "Протект" (далее - общество, заявитель) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 20.06.2022 по делу N А76-45178/2021 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.08.2022 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании в Арбитражном суде Уральского округа принял участие представитель общества - Мартюшов П.В.(доверенность от 15.12.2021, диплом).
Общество обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Управлению Федеральной службы войск национальной гвардии по Челябинской области (далее - управление) о признании недействительным уведомления от 09.12.2021 N 632/9-1941 об отказе в продлении срока действия лицензии на осуществление частной охранной деятельности, об обязании продлить срок действия лицензии.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 20.06.2022 и Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.08.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе общество просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, а также на не соответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
Заявитель кассационной жалобы ссылается на нарушение судом апелляционной инстанции пункта 12 части 2 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в части доводов заявителя в связи с не указанием мотивов, по которым он отклонил те или иные доказательства, не применил законы и иные нормативные правовые акты, на которые ссылались лица, участвующие в деле, а только ограничился указанием на законность и обоснованность решения суда первой инстанции.
Также, заявитель кассационной жалобы полагает, что наличие двух лицензий у общества не противоречит требованиям действующего законодательства и лицензионным требованиям.
В отзыве на кассационную жалобу управление просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Проверив законность судебных актов в порядке статьи 286 АПК РФ в пределах доводов кассационной жалобы, суд кассационной инстанций пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судами, общество осуществляет частную охранную деятельность на основании лицензии ЧО N 034609 от 10.12.2016 N 116, выданной управлением, со сроком действия до 10.12.2021.
Через Единый портал государственных услуг 06.10.2021 общество обратилось в управление с заявлением о продлении срока действия лицензии на осуществление частной охранной деятельности.
В связи с несоответствием учредителя лицензиата общества лицензионным требованиям управлением принято решение от 20.10.2021
N 632/9-1628 об отказе в продлении срока действия лицензии на осуществление частной охранной деятельности.
Общество 09.11.2021 вновь обратилось в управление с заявлением о продлении срока действия лицензии на осуществление частной охранной деятельности.
По результатам рассмотрения заявления управлением направленно уведомление от 09.12.2021 N 632/9-194 об отказе в продлении срока действия лицензии на осуществление частной охранной деятельности.
Основанием для отказа в продлении срока лицензии явился факт наличия у заявителя лицензии на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений N 74-Б/00032, выданной Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС), согласно которой общество имеет право оказывать услуги по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту систем оповещения и эвакуации при пожаре и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ; монтажу техническому обслуживанию и ремонту систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ, что не соответствует требованиям, установленным частью 1 статьи 15.1 Закона Российской Федерации от 11.03.1992 N2487 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" (далее Закон N 2487-1).
Не согласившись с указанным уведомлением, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суды, отказывая в удовлетворении требований, пришли к выводу о правомерности оспариваемого уведомления и отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Выводы судов соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам, материалам дела и действующему законодательству Российской Федерации на основании следующего.
Из системного толкования части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 АПК РФ следует, что для признания недействительными ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту, и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Согласно пункту 32 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ) частная охранная деятельность подлежит лицензированию.
Статьей 11.4 Закона N 2487-1 предусмотрено, что лицензия на осуществление частной охранной деятельности подлежит переоформлению в случае продления срока действия лицензии. Переоформление лицензии на осуществление частной охранной деятельности производится в порядке, предусмотренном для предоставления лицензии.
Одним из оснований для отказа в предоставлении лицензии является несоответствие соискателя лицензии лицензионным требованиям (статья 11.3 Закона РФ N 2487-1).
Частью 1 статьи 8 Закона N 99-ФЗ предусмотрено, что лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Статьей 11.2 Закона N 2487-1 установлено, что Правительством Российской Федерации утверждается положение о лицензировании частной охранной деятельности, в котором устанавливаются порядок лицензирования данного вида деятельности и перечень лицензионных требований и условий по каждому виду охранных услуг, предусмотренных частью третьей статьи 3 настоящего Закона.
В силу пункта 3 Положения о лицензировании частной охранной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.06.2011 N 498 (далее - Положение) лицензионным требованием является соответствие соискателя лицензии (лицензиата) и его учредителей (участников) требованиям статьи 15.1 Закона N 2487-1 (подпункт "б").
Согласно части 1 статьи 15.1 Закона N 2487-1 частная охранная организация может быть создана только в форме общества с ограниченной ответственностью и не может осуществлять иную деятельность, кроме охранной.
С учетом приведенных правовых норм суды правомерно заключили, что занятие частной охранной организацией другой деятельностью, не связанной с оказанием охранных услуг, не допускается.
Между тем, как установлено судами и следует из материалов дела, заявитель имеет лицензию на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений N 74-Б/00032, выданную МЧС.
При этом на основании указанной лицензии общество имеет право оказывать услуги по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту систем оповещения и эвакуации при пожаре и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ; монтажу техническому обслуживанию и ремонту систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ. Указанные услуги согласно общероссийскому классификатору видов экономической деятельности относятся к виду деятельности 84.25.1 "Деятельность по обеспечению пожарной безопасности".
Оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства в их взаимосвязи и совокупности, установив, что заявитель осуществляет деятельность, не связанную с оказанием охранных услуг, что противоречит части 1 статьи 15.1 Закона N 2487-1, а следовательно, как соискатель лицензии на осуществление частной охранной деятельности, не соответствует лицензионным требованиям, суды пришли к верному выводу об отсутствии оснований для признания оспариваемого ненормативного акта управления недействительным.
Доводы общества о том, что осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений не лишает его права на осуществление частной охранной деятельности, рассмотрены и обоснованно отклонены нижестоящими судами.
Иные, приведенные в жалобе доводы общества не содержат ссылок, которые не были бы проверены и не учтены судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение, влияли на обоснованность и законность судебных актов, либо опровергали выводы судов, в связи с чем, признаются судом кассационной инстанции несостоятельными.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судебными инстанциями положений законодательства Российской Федерации, подлежащих применению в настоящем деле, не свидетельствует о том, что судами допущены существенные нарушения норм названного законодательства, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Нормы материального права применены судами правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 20.06.2022 по делу N А76-45178/2021 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.08.2022 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью Частное охранное предприятие "Протект" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.О. Иванова |
Судьи |
Е.А. Поротникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пункта 3 Положения о лицензировании частной охранной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.06.2011 N 498 (далее - Положение) лицензионным требованием является соответствие соискателя лицензии (лицензиата) и его учредителей (участников) требованиям статьи 15.1 Закона N 2487-1 (подпункт "б").
Согласно части 1 статьи 15.1 Закона N 2487-1 частная охранная организация может быть создана только в форме общества с ограниченной ответственностью и не может осуществлять иную деятельность, кроме охранной.
...
Оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства в их взаимосвязи и совокупности, установив, что заявитель осуществляет деятельность, не связанную с оказанием охранных услуг, что противоречит части 1 статьи 15.1 Закона N 2487-1, а следовательно, как соискатель лицензии на осуществление частной охранной деятельности, не соответствует лицензионным требованиям, суды пришли к верному выводу об отсутствии оснований для признания оспариваемого ненормативного акта управления недействительным."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 8 ноября 2022 г. N Ф09-7489/22 по делу N А76-45178/2021