Екатеринбург |
|
09 ноября 2022 г. |
Дело N А07-5430/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 ноября 2022 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 ноября 2022 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Татариновой И. А.,
судей Краснобаевой И.А., Лазарева С.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу автономной некоммерческой дошкольной образовательной организации "Счастливое детство" на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 05.05.2022 по делу N А07-5430/2021 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.07.2022 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель автономной некоммерческой дошкольной образовательной организации "Счастливое детство" (посредством онлайн-присутствия) - Шайхулова Ф.С. (доверенность от 10.11.2021).
Частное дошкольное образовательное учреждение "Центр развития ребенка - детский сад "Счастливое детство" обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с иском к муниципальному казенному учреждению "Отдел образования Администрации городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан" (далее - казенное учреждение) о взыскании недополученного бюджетного целевого финансирования за детей, посещавших частный детский сад по выданным сертификатам за период с января по май 2020 г. в сумме 247 411 руб. 43 коп.
Определением суда от 29.11.2021 произведена замена истца - частного дошкольного образовательного учреждения "Центр развития ребенка - детский сад "Счастливое детство" на автономную некоммерческую дошкольную образовательную организацию "Счастливое детство" (далее - образовательное учреждение) в порядке процессуального правопреемства.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Министерство образования и науки Республики Башкортостан, Администрация городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан.
Решением суда первой инстанции от 05.05.2022 в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 20.07.2022 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе образовательное учреждение просит указанные судебные акты отменить, направить дело на новое рассмотрение, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам. Ссылаясь на содержание договора N 1, письмо Министерства образования Республики Башкортостан от 28.11.2019 N 19-13/308, постановление Правительства Республики Башкортостан от 30.09.2019 N 593, постановление Администрации городского округа город Стерлитамак от 10.10.2019 N 2213, письмо Министерства образования и науки России от 21.10.2020 N МН-5/20371 "О направлении информации", постановление Правительства Российской Федерации от 24.11.2020 N 1915 "Об утверждении общих требований к форме и содержанию социального сертификата на получение государственной (муниципальной) услуги в социальной сфере", заявитель настаивает на том, что расчетная величина в размере 6000 руб. является фиксированной, независимой от фактического посещения ребенком частной дошкольной организации, так как расходы на ребенка данных организаций являются постоянными (арендная плата, содержание имущества и т.д.). Заявитель отмечает, что фактически казенное учреждение было обеспечено субсидированием из федерального бюджета, поскольку имело возможность выдавать сертификаты. Вместе с тем ответчик не исполнил в полном объеме взятые на себя обязательства по договору на предоставление субсидии. Также ответчик не компенсировал затраты истца, превышающие сумму субсидии. Заявитель отмечает, что истцом в материалы дела был предоставлен подробный аналитический учет по каждому ребенку, а также расчет суммы недополученного целевого финансирования, однако указанному расчету надлежащая правовая оценка судами не дана.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
В соответствии с абзацами 2 и 3 пункта 2 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в законе субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, в решении представительного органа муниципального образования о местном бюджете могут предусматриваться субсидии иным некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями.
Порядок определения объема и предоставления указанных субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации устанавливается нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Указанный порядок должен содержать положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставившим субсидию, и органами государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий иными некоммерческими организациями, не являющимися государственными (муниципальными) учреждениями.
На основании пункта 1 статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления, а также заключения муниципальным образованием (от имени муниципального образования) договоров (соглашений) по данным вопросам или принятия муниципальных правовых актов при осуществлении органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий.
Согласно пункту 1 статьи 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнение бюджета по расходам осуществляется в порядке, установленном соответствующим финансовым органом (органом управления государственным внебюджетным фондом), с соблюдением требований Кодекса.
Исполнение бюджета по расходам предусматривает: принятие и учет бюджетных и денежных обязательств; подтверждение денежных обязательств; санкционирование оплаты денежных обязательств; подтверждение исполнения денежных обязательств (пункт 2 статьи 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 3 статьи 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств. Получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением.
В соответствии с письмом Министерства образования и науки России от 21.10.2020 N МН-5/20371 "О направлении информации" (вместе с письмом Минфина России от 19.06.2020 N 12-11-17/53528 "О предоставлении разъяснений") под социальным сертификатом понимается именной документ, удостоверяющий право потребителя услуг (либо его законного представителя) выбрать исполнителя (исполнителей) услуг для получения государственной (муниципальной) услуги в социальной сфере в определенном объеме и на определенных условиях, а также в установленных нормативными правовыми актами случаях определенного качества, и право исполнителя (исполнителей) услуг получить из соответствующего бюджета бюджетной системы средства на финансовое обеспечение (возмещение) затрат, связанных с оказанием соответствующей государственной (муниципальной) услуги в социальной сфере.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2020 N 1915 "Об утверждении общих требований к форме и содержанию социального сертификата на получение государственной (муниципальной) услуги в социальной сфере" определены требования к форме и содержанию социального сертификата на получение государственной (муниципальной) услуги в социальной сфере. Социальный сертификат формируется уполномоченным органом в электронном виде, а также на бумажном носителе, если федеральными законами предусмотрена возможность получения социального сертификата на бумажном носителе, на основании информации, включенной в реестр получателей социального сертификата, о получателе социального сертификата. Социальный сертификат включает следующие разделы: раздел I "Общие сведения о социальном сертификате" (в частности, идентификационный номер сертификата, номер реестровой записи о получателе социального сертификата, сведения об уполномоченном органе, выдавшем сертификат, статус социального сертификата); раздел II "Сведения о государственных (муниципальных) услугах в социальной сфере и исполнителях услуг" (в том числе, сведения о государственной (муниципальной) услуге в социальной сфере, на оказание которой выдан социальный сертификат, сведения о выбранном получателем сертификата исполнителе услуг, в случае отбора получателем социального сертификата 2 и более исполнителей одной государственной (муниципальной) услуги в социальной сфере, сведения о заявлении получателя социального сертификата на оказание государственной (муниципальной) услуги); раздел III "Сведения о заключенном между исполнителем услуг и потребителем услуг договоре или акте исполнителя услуг об оказании государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере получателю социального сертификата и об итогах оказания государственной (муниципальной) услуги в социальной сфере" (включая номер и дату заключения договора, сведения о наличии в заключенном договоре приложения, включающего в себя размер оплаты, осуществляемой получателем социального сертификата, а также о цели заключения договора).
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 8 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относятся, в том числе обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации
В силу пункта 6 части 1 статьи 8 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования также отнесено финансовое обеспечение получения дошкольного образования в частных дошкольных образовательных организациях, дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в частных общеобразовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам, посредством предоставления указанным образовательным организациям субсидий на возмещение затрат, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, указанными в пункте 3 части 1 статьи 8 данной статьи.
Указанные нормативы установлены постановлением Правительства Республики Башкортостан от 30.09.2019 N 593.
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 30.09.2019 N 593 утвержден порядок предоставления сертификатов, удостоверяющих право на получение места в частных дошкольных образовательных организациях, в организациях и у индивидуальных предпринимателей, осуществляющих присмотр и уход за детьми дошкольного возраста в Республике Башкортостан, а также порядок предоставления иных межбюджетных трансфертов на софинансирование расходов, возникающих при предоставлении сертификатов.
Постановлением установлено, что предоставление сертификатов производится в городском округе город Стерлитамак с 01.09.2019.
Согласно пункту 15 постановления N 593 размер сертификата составляет 6000 руб. в месяц на одного ребенка.
Постановлением Администрации городского округа город Стерлитамак N 2213 утвержден порядок предоставления сертификатов, удостоверяющих право на получение места в частных дошкольных образовательных организациях, в организациях и у индивидуальных предпринимателей, осуществляющих присмотр и уход за детьми дошкольного возраста в городском округе город Стерлитамак Республики Башкортостан.
Указанным постановлением предусмотрено, что финансирование расходов, возникающих при предоставлении сертификата, осуществляется за счет средств бюджета Республики Башкортостан и бюджета городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан.
Финансирование расходов осуществляется путем заключения договора между МКУ "Отделом образования Администрации ГО г. Стерлитамак Республики Башкортостан" и организацией (пункты 6, 7 постановления).
В соответствии с пунктом 5 постановления N 2213 право на получение сертификата имеют родители детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет, зарегистрированные в городском округе город Стерлитамак и не обеспеченные местом в дошкольных образовательных организациях.
В силу пункта 14 постановления N 2213 размер сертификата составляет 6000 руб. в месяц на одного ребенка.
Постановлением N 593 утвержден порядок предоставления иных межбюджетных трансфертов из бюджета Республики Башкортостан бюджетам муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан на софинансирование расходов, возникающих при предоставлении сертификатов (далее - Порядок).
Одним из условий предоставления иных межбюджетных трансфертов на софинансирование вышеуказанных расходов муниципальным образованиям, соответствующим критерии отбора, является заключение соглашения о предоставлении иных межбюджетных трансфертов.
На основании пункта 13 Порядка предоставления иных межбюджетных трансфертов для заключения соглашения органы местного самоуправления предоставляют в министерство в сроки и по форме, которые установлены Министерством, заявку на предоставление иных межбюджетных трансфертов с приложением документов, указанных в пунктах 5 и 6 настоящего Порядка.
Природа стимулирующих субсидий определена в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2(2019), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 17.07.2019.
Природа стимулирующих субсидий как финансовой поддержки, предоставляемой в силу усмотрения публичной власти, а не ее обязанностей, означает, что участники хозяйственного оборота, по общему правилу, не вправе требовать от публично-правового образования (его уполномоченных органов) принятия решения о предоставлении субсидии, равно как не вправе требовать выплаты стимулирующей субсидии при фактическом отсутствии в бюджете денежных средств на эти бюджетные ассигнования либо при исчерпании выделенных средств.
В отличие от субсидии стимулирующего характера в случаях, когда обязательность компенсации затрат (неполученных доходов) отдельными категориями хозяйствующих субъектов в форме предоставления субсидий установлена законодательством и обусловлена ограничением свободы предпринимательской деятельности таких субъектов, решение вопроса о предоставлении субсидии не является предметом усмотрения публично-правового образования, и право на получение субсидии в случае его нарушения подлежит судебной защите.
Взаимосвязанные положения статей 69 и 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусматривают возможность государства оказывать финансовую поддержку хозяйствующим субъектам в виде предоставления денежных средств на безвозмездной и безвозвратной основе в тех случаях, когда это необходимо для решения публичных задач.
Таким образом, право на получение стимулирующей субсидии не является абсолютным, поскольку субсидии выделяются строго на определенные цели, лицо, претендующее на получение субсидии, обязано использовать эту субсидию строго по целевому назначению, а в случае нарушения условий, целей и порядка, установленных для предоставления субсидии, эти денежные средства подлежат возврату.
При исследовании обстоятельств настоящего дела судами установлено, что 20.05.2019 Министерство просвещения Российской Федерации направило руководителям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, письмо N АН-623/09, в котором объявило о реализации мероприятий по созданию в рамках федерального проекта "Содействие занятости женщин - создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет" групп дошкольного образования и присмотра и ухода за детьми в возрасте от полутора до трех лет в негосударственном секторе дошкольного образования за счет субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации.
В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, постановлением правительства Республики Башкортостан от 30.09.2019 N 593 "О Порядке предоставления сертификатов, удостоверяющих право на получение места в частных дошкольных образовательных организациях и у индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, в организациях и у индивидуальных предпринимателей, осуществляющих присмотр и уход за детьми дошкольного возраста, а также иных межбюджетных трансфертов из бюджета Республики Башкортостан бюджетам муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан на софинансирование расходов, возникающих при предоставлении сертификатов, удостоверяющих право на получение места в частных дошкольных образовательных организациях и у индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, в организациях и у индивидуальных предпринимателей, осуществляющих присмотр и уход за детьми дошкольного возраста в Республике Башкортостан" (далее - постановление N 593), постановлением Администрации городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан от 10.10.2019 N 2213 "О порядке предоставления сертификатов, удостоверяющих право на получение места в частных дошкольных образовательных учреждениях, в организациях и у индивидуальных предпринимателей, осуществляющих присмотр и уход за детьми дошкольного возраста" (далее - постановление N 2213), между казенным учреждением и образовательным учреждением заключен договор от 21.02.2020 N 1.
Предметом указанного договора явилось предоставление из бюджета Республики Башкортостан, бюджета городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан в 2020 г. субсидии организации на расходы, возникающие при предоставлении сертификатов, удостоверяющих право на получение места в частных дошкольных образовательных организациях, в организациях и у индивидуальных предпринимателей, осуществляющих присмотр и уход за детьми дошкольного возраста в городском округе город Стерлитамак Республике Башкортостан.
В соответствии с пунктом 2.1 договора субсидия предоставляется в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенными казенному учреждению как получателю средств бюджета Республики Башкортостан, бюджета городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан на цели, указанные в разделе 1 настоящего договора, в следующем размере: на расходы, возникающие при предоставлении сертификатов, удостоверяющих право на получение места в частных дошкольных образовательных организациях, в организациях и у индивидуальных предпринимателей, осуществляющих присмотр и уход за детьми дошкольного возраста в городском округе город Стерлитамак Республики Башкортостан в сумме 684 000 руб. республиканский бюджет, 36 000 руб. бюджет городского округа город Стерлитамак; итого сумма субсидии, предоставляемой организации до мая 2020 г., составляет 720 000 руб.
На основании пункта 3.3 договора перечисление субсидии осуществляется ежемесячно на основании предоставленных списков детей с копией сертификатов и табелей учета посещаемости детей. Копии сертификатов и табели учета посещаемости детей предоставляются организацией в казенное учреждение до 3 числа месяца, следующего за отчетным периодом.
В силу пункта 4.3.6 договора образовательное учреждение ежеквартально, не позднее 7 числа месяца, следующего за отчетным периодом, предоставляет казенному учреждению отчет об использовании субсидии на бумажном и электронном носителях по формам согласно приложению N 1 к настоящему договору.
Как пояснил истец, в период с января по май 2020 г. образовательное учреждение по сертификату посещало 35 детей, родители которых в качестве исполнителя услуги выбрали указанное образовательное учреждение. По мнению истца, заключение указанного договора на субсидирование сертификатов на 24 человека не является основанием для отказа ответчика от возмещения затрат, которые истец понес в результате посещения частного детского сада детьми по сертификатам в количестве более 24-х, а именно 35 сертификатов.
Истцом 23.06.2020 в адрес казенного учреждения направлено письмо исх. N 49, в котором последнее проинформировано о том, что в период с января по май 2020 г. количество детей, фактически посещавших образовательное учреждение по сертификатам увеличилось с 24 до 32 человек, количество дней фактического посещения по сертификатам составило 2685 дней, что предполагает предоставление субсидии в сумме 858 737 руб. 85 коп.
Образовательному учреждению выплачена субсидия в сумме 618 000 руб.
Сумма невыплаченной субсидии составила 240 737 руб. 85 коп.
Истец обратился в казенное учреждение с требованием перечислить невыплаченную часть субсидии, а также оформить пролонгацию договора, так как образовательное учреждение продолжали посещать 27 детей по сертификатам.
Письмом от 19.08.2020 исх. N 1801 учреждение проинформировало ответчика о том, что последнему предоставлено 24 сертификата, субсидия предоставлена в размере 618 000 руб., исходя из следующего расчета: январь, февраль, март 2020 года - субсидия 144 000 руб. в месяц на 24 ребенка; апрель 2020 г. - субсидия 72 000 руб. за 12 детей; май 2020 г. - 114 000 руб. за 19 детей.
Субсидия в сумме 618 000 руб. перечислена истцу, что подтверждено платежными поручениями от 21.02.2020 N 101863 на сумму 136 800 руб., от 21.02.2020 N 101864 на сумму 7 200 руб., от 23.03.2020 N 103483 на сумму 136 800 руб., от 30.03.2020 N 103658 на сумму 136 800 руб., от 30.03.2020 N 103659 на сумму 7200 руб., от 19.03.2020 N 103221 на сумму 7200 руб., от 06.05.2020 N 105934 на сумму 3600 руб., от 06.05.2020 N 105936 на сумму 68 400 руб.
Истец пояснил, что в связи с тем, что срок действия договора на предоставление субсидии от 21.02.2020 N 1 закончился 31.05.2020, прекратилось финансирование посещения по сертификатам.
Подробный расчет суммы, подлежащей, по мнению истца, возмещению ответчиком за посещение учреждения детьми по сертификатам в количестве, превышающем 24 шт., представлен в заключении аудитора.
По результатам ревизии аудитор пришел к выводам о том, что: сумма недополученного бюджетного целевого финансирования от учреждения за детей, посещавших частный детский сад по выданным сертификатам, за период с января по май 2020 г. составила 247 411 руб. 43 коп.
Разница в расчете аудитора и расчете казенного учреждения заключается в разных подходах к определению суммы, причитающейся ежемесячно за ребенка, а именно: 1. Аудитор, исходя из профессионального суждения и логического подхода, считает сумму, положенную на ребенка по сертификату, пропорционально дате зачисления и отчисления ребенка из детского сада. Отдел образования не делает поправки на вышеуказанные даты и считает сумму равную стоимости сертификата вне зависимости от времени заключения и расторжения договоров с родителями.
2. Аудитор, исходя из изученных документов, считает сумму субсидии по табелю, исходя из количества детей, зачисленных в детское учреждение по сертификатам, выданным отделом образования. Отдел образования считает сумму субсидии только на 24 ребенка, несмотря на то, что детей, зачисленных по выданным сертификатам в детское учреждение, было больше (письмо казенного учреждения от 19.08.2020 исх. N 1801).
3. Аудитор, исходя из письма Министерства образования Республики Башкортостан от 28.11.2019 N 19-13/38, считает сумму, положенную на ребенка по сертификату, вне зависимости от времени фактического посещения между периодами зачисления и отчисления ребенком детского учреждения. Отдел образования в период пандемии (апрель - май 2020 г.) считает субсидию, положенную детскому учреждению, только на тех детей, которые хотя бы один день в месяц посетили детский сад (письмо казенного учреждения от 19.08.2020 исх. N 1801).
Аналитический учет по каждому ребенку, а также расчет суммы недополученного целевого финансирования представлены в виде таблицы в заключении аудитора.
Полагая, что у отдела образования перед образовательным учреждением имеется задолженность по выплате субсидии в сумме 247 411 руб. 43 коп., истец обратился в арбитражный суд.
При исследовании фактических обстоятельств настоящего дела суды установили, что в соответствии с заявкой образовательного учреждения на предоставление иных межбюджетных трансфертов из республиканского бюджета на софинансирование расходных обязательств, возникающих при осуществлении присмотра и ухода за детьми, содержания имущества и арендную плату за пользование помещений, 24.01.2020 казенное учреждение в адрес Министерства образования и науки Республики Башкортостан направило заявку из расчета 209 сертификатов, в том числе 24 сертификата на софинансирование расходов истца.
В 2020 г. субсидия по договору от 21.02.2020 N 1 предоставлена образовательному учреждению на 24 ребенка в соответствии с условиями заключенного договора, исходя из следующего расчета: 720 000 руб. / 5 месяцев = 144 000 руб. в месяц, 144 000 руб. / 6 000 руб. = 24 ребенка.
Согласно расчетам истца за период с января по май 2020 г. количество детей, фактически посещавших образовательное учреждение, увеличилось с 24 до 32 человек, что предполагает предоставление субсидии в размере 858 737 руб. 85 коп., сумма невыплаченной субсидии составляет 240 737 руб. 85 коп.
Исходя из представленных истцом в отдел образования списков детей с копиями сертификатов и табелей учета посещаемости детей, ответчиком был произведен расчет.
В результате произведенного расчета объем финансирования составил 618 000 руб., в частности за январь, февраль и март 2020 г. выделена на максимальное количество детей, предусмотренное условиями договора - 24 ребенка, сумма 144 000 руб., субсидия за апрель и май 2020 года выделена за фактическое количество посещений детьми частного детского сада, в частности за 12 детей в апреле на сумму 72 000 руб. и за 19 детей в мае на сумму 114 000 руб.
Из содержания искового заявления суды установили, что требования истца основаны на неисполнении ответчиком обязательства по выплате субсидии применительно к фактическому количеству детей, посещавших детский сад по сертификатам.
Вместе с тем, суды приняли во внимание, что договор N 1 содержит исчерпывающий перечень обязательств сторон.
В силу пункта 2.1 договора субсидия предоставляется в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенными отделу образования на цели, указанные в пункте 2.2 договора, в размере 720 000 руб.
Приняв во внимание, что договором определен предел предоставляемой образовательному учреждению субсидии, договором предусмотрено количество сертификатов, подлежащих компенсации за счет субсидирования, а именно 24 шт., руководствуясь названными положениями законодательства, суды заключили, что само по себе превышение расходов образовательного учреждения над суммой субсидии, фактически являющееся несовпадением предполагаемых и фактических затрат истца в сторону превышения последних, является следствием риска предпринимательской деятельности образовательного учреждения и не может быть признано основанием возникновения обязанности ответчика по их компенсации.
При таких обстоятельствах, учитывая, что расходы возмещаются посредством предоставления субсидии не по фактическим затратам, а в соответствии с нормами законодательства, при этом обязательства, предусмотренные договором N 1 о предоставлении субсидии на возмещение затрат, были исполнены ответчиком в полном объеме, субсидия перечислена истцу полностью и в срок, установленный порядком и договором, финансовые последствия, связанные с получением субсидии не в том размере, на который рассчитывал истец, не могут квалифицироваться как недополученное бюджетное целевое финансирование, суды обоснованно отказали в удовлетворении исковых требований образовательного учреждения.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, не свидетельствуют о неправильном применении судами норм материального права, являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, основания для ее непринятия у суда кассационной инстанции отсутствуют. Кроме того, указанные доводы направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых доказательств, что недопустимо в силу требований, предусмотренных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом округа не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 05.05.2022 по делу N А07-5430/2021 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.07.2022 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу автономной некоммерческой дошкольной образовательной организации "Счастливое детство" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.А. Татаринова |
Судьи |
И.А. Краснобаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, постановлением правительства Республики Башкортостан от 30.09.2019 N 593 "О Порядке предоставления сертификатов, удостоверяющих право на получение места в частных дошкольных образовательных организациях и у индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, в организациях и у индивидуальных предпринимателей, осуществляющих присмотр и уход за детьми дошкольного возраста, а также иных межбюджетных трансфертов из бюджета Республики Башкортостан бюджетам муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан на софинансирование расходов, возникающих при предоставлении сертификатов, удостоверяющих право на получение места в частных дошкольных образовательных организациях и у индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, в организациях и у индивидуальных предпринимателей, осуществляющих присмотр и уход за детьми дошкольного возраста в Республике Башкортостан" (далее - постановление N 593), постановлением Администрации городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан от 10.10.2019 N 2213 "О порядке предоставления сертификатов, удостоверяющих право на получение места в частных дошкольных образовательных учреждениях, в организациях и у индивидуальных предпринимателей, осуществляющих присмотр и уход за детьми дошкольного возраста" (далее - постановление N 2213), между казенным учреждением и образовательным учреждением заключен договор от 21.02.2020 N 1."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 9 ноября 2022 г. N Ф09-7130/22 по делу N А07-5430/2021