Екатеринбург |
|
14 ноября 2022 г. |
Дело N А60-66538/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 ноября 2022 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 ноября 2022 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Поротниковой Е. А.,
судей Лукьянова В.А., Вдовина Ю.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Администрации города Нижний Тагил (далее также - заявитель, администрация) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 30.05.2022 по делу N А60-66538/2021 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.08.2022 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
администрации - Буйнов А.О. (доверенность от 13.09.2022 N 01- 01/5855);
Управления муниципального имущества Администрации города Нижний Тагил - Любарь В.В. (доверенность от 10.01.2022 N 1);
Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области (далее - УФАС по Свердловской области, антимонопольный орган).
Администрация обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения УФАС по Свердловской области от 15.11.2021 по жалобе N 066/01/18.1-3902/2021.
На основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Керамик" (далее - ООО "Керамик"), общество с ограниченной ответственностью "Стройарсенал" (далее - ООО "Стройарсенал"), Управление муниципального имущества Администрации города Нижний Тагил (далее также - Управление).
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 30.05.2022, оставленным без изменения постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.08.2022, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Администрация в кассационной жалобе просит названные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на то, что из положений Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс), а также из положений нормативных актов, регулирующих порядок ведения Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) и постановки земельных участков на кадастровый учет, следует, что при наличии утвержденной документации по планировке территории земельный участок учитывается в ЕГРН с видом разрешенного использования, предусмотренным документацией по планировке территории. Соответственно, именно с данным видом разрешенного использования земельный участок указывается и в аукционной документации в случае проведения торгов на право заключения договора аренды.
В рассматриваемом случае, как указывает заявитель, в извещении о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером 66:56:0601006:169 вид разрешенного использования земельного участка указан в соответствии с документацией по планировке территории и сведениями ЕГРН.
В отзыве на кассационную жалобу антимонопольный орган просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, решением УФАС по Свердловской области от 15.11.2021 N 066/01/18.1-3902/2021 признана необоснованной жалоба ООО "Керамик", при этом организатор торгов в лице администрации в рамках деятельности Управления признан нарушившим подпункт 4 пункта 21 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс), что выразилось в не размещении в извещении о проведении аукциона сведений обо всех видах разрешенного использований земельного участка с кадастровым номером 66:56:0601006:169.
Полагая, что названное решение является недействительным, администрация обратилась в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Придя к выводу об отсутствии совокупности оснований для признания оспариваемого ненормативного акта недействительным, суды отказали в удовлетворении заявленных требований.
Выводы судов являются правильными, соответствуют действующему законодательству, материалам дела.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 АПК РФ следует, что для признания недействительными ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту, и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Порядок организации и проведения аукционов по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, регламентирован статьями 39.11 и 39.12 Земельного кодекса.
Продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, согласно пункту 1 статьи 39.3 Земельного кодекса осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов; договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона.
В силу статьи 39.2 Земельного кодекса предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 данного Кодекса (далее - уполномоченный орган).
На основании пункта 1 статьи 39.11 Земельного кодекса решение о проведении аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности (далее - аукцион), принимается уполномоченным органом, в том числе по заявлениям граждан или юридических лиц.
На основании подпункта 4 пункта 21 статьи 39.11 Земельного кодекса извещение о проведении аукциона должно содержать сведения о разрешенном использовании и принадлежности земельного участка к определенной категории земель.
Разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства в соответствии с частью 1 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее -Градостроительный кодекс) может быть следующих видов: 1) основные виды разрешенного использования; 2) условно разрешенные виды использования; 3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.
Пунктом 3 статьи 11.2 Земельного кодекса предусмотрено, что разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки.
Не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования (пункт 4 статьи 11.9 Земельного кодекса).
В силу частей 2 и 2.1 статьи 37 Градостроительного кодекса применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, что является обязательным применительно к каждой территориальной зоне, в отношении которой устанавливается градостроительный регламент, который в соответствии с пунктом 9 статьи 1 Градостроительного кодекса есть устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, а также применительно к территориям, в границах которых предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности соответствующей территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности указанных объектов для населения.
В градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, в соответствии с частью 6 статьи 30 Градостроительного кодекса указываются: 1) виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства; 2) предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства; 3) ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации; 4) расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности указанных объектов для населения в случае, если в границах территориальной зоны, применительно к которой устанавливается градостроительный регламент, предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории.
В силу пункта 6 статьи 1 Градостроительного кодекса градостроительное зонирование - зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов.
Правила землепользования и застройки - документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений (пункт 8 статьи 1 Градостроительного кодекса).
В соответствии с частью 2 статьи 30 Градостроительного кодекса правила землепользования и застройки включают в себя карту градостроительного зонирования; градостроительные регламенты. При этом на карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается. Территориальные зоны, как правило, не устанавливаются применительно к одному земельному участку (часть 4 статьи 30 Градостроительного кодекса).
В силу части 3 статьи 37 Градостроительного кодекса изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
Пунктом 17 статьи 39.8 Земельного кодекса установлено, что внесение изменений в заключенный по результатам аукциона или в случае признания аукциона несостоявшимся договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в части изменения видов разрешенного использования такого земельного участка не допускается.
Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются в соответствии с частью 3 статьи 37 Градостроительного кодекса самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.
В соответствии с частью 6 статьи 37 Градостроительного кодекса предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 39 этого Кодекса.
В силу пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса, что земли, указанные в пункте 1 данной статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования (абзац 2 пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса).
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Правил землепользования и застройки города Нижний Тагил (утв. Решением Нижнетагильской городской Думы от 27.12.2012 N 61 (далее - ПЗЗ) виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства - виды деятельности, осуществлять которые на земельных участках и в расположенных на них объектах недвижимости разрешено в силу поименования этих видов в настоящих Правилах при соблюдении требований, установленных настоящим и иными нормативными правовыми актами, техническими нормативными документами.
Судами установлено, что согласно представленным организатором торгов сведениям земельный участок с кадастровым номером 66:56:0601006:169 расположен в территориальной зоне Ц-2 - Зона общественных центров и деловой активности районного значения.
Согласно ПЗЗ зона общественных центров и деловой активности районного значения установлена для обеспечения правовых условий формирования локальных центров городских районов и центров вдоль улиц с широким спектром коммерческих и обслуживающих функций, ориентированных на удовлетворение повседневных и периодических потребностей населения.
Градостроительный план земельного участка (далее - ГПЗУ) согласно пункту 1 статьи 57.3 Градостроительного кодекса выдается в целях обеспечения субъектов градостроительной деятельности информацией, необходимой для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства в границах земельного участка.
В ГПЗУ в соответствии с подпунктом 5 пункта 3 статьи 57.3 Градостроительного кодекса содержится информация об основных, условно разрешенных и вспомогательных видах разрешенного использования земельного участка, установленных градостроительным регламентом для территориальной зоны, в которой расположен земельный участок. Источниками информации для подготовки ГПЗУ являются документы территориального планирования и градостроительного зонирования, нормативы градостроительного проектирования, документация по планировке территории, сведения, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости, федеральной государственной информационной системе территориального планирования, информационной системе обеспечения градостроительной деятельности (пункт 2 статьи 57.3 Градостроительного кодекса).
Приказом Минстроя России от 25.04.2017 N 741/пр утвержден Порядок заполнения формы ГПЗУ (далее - Порядок N 741/пр), в соответствии с пунктом 37 которого ГПЗУ должен включать информацию о видах разрешенного использования земельного участка, а именно основные, условно разрешенные и вспомогательные виды разрешенного использования земельного участка.
Пунктами 38 и 39 Порядка N 741/пр предусмотрено, что в ГПЗУ указываются все установленные основные и условно разрешенные виды использования земельного участка в соответствии с правилами землепользования и застройки, а при наличии утвержденной документации по планировке территории, один или несколько основных и условно разрешенных видов использования земельного участка, предусмотренных правилами землепользования и застройки, соответствующих назначению зон планируемого размещения объектов капитального строительства, установленных проектом планировки территории.
В извещении о проведении торгов необходимо указывать все виды разрешенного использования земельного участка, которые установлены Правилами землепользования и застройки, а также кадастровым паспортом такого участка.
Суды из материалов дела установили, что в извещении о проведении аукциона указана "категория земель" - "земли населенных пунктов", при этом разрешенное использование - исключительно один вид такого использования - "магазины", сделав обоснованный вывод, что организатором торгов в извещении о проведении торгов не указаны все виды разрешенного использования земельного участка.
Доказательств, опровергающий данный вывод судов, администрацией в материалы дела, суду не представлено.
С учетом указанных выше норм права, регулирующих спорные правоотношения, суды верно заключили, что для принятия решения о проведении аукциона либо об отказе в его проведении уполномоченным органом в соответствии с подпунктом 9 пункта 4 статьи 39.11 Земельного кодекса осуществляется проверка именно на наличие или отсутствие оснований, предусмотренных пунктом 8 указанной статьи, согласно подпункту 5 которого земельный участок не может быть предметом аукциона, если разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования земельного участка, указанным в заявлении о проведении аукциона.
Учитывая изложенное, установив, что в заявлении указана цель использования - в соответствии с видами разрешенного использования для данной территориальной зоны, установленными ПЗЗ, суды, поддержали позицию антимонопольного органа, обоснованно сделав вывод о том, что любая и каждая цель использования земельного участка, указанная таким способом в заявлении о проведении аукциона, заведомо соответствует разрешенному использованию земельного участка.
Видами документации по планировке территории согласно части 4 статьи 41 Градостроительного кодекса являются: 1) проект планировки территории; 2) проект межевания территории.
Подготовка и организация аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, регулируется статьей 39.11 Земельного кодекса, которая не предусматривает подготовку проекта планировки территории, как и в предусмотренных частью 3 статьи 41 Градостроительного кодекса случаях обязательности подготовки документации по планировке территории не значится подготовка и организация такого аукциона.
В целях образования земельного участка для его предоставления в аренду путем проведения аукциона согласно подпунктам 1, 2 пунктам 3, подпунктам 1, 4 пункта 4 статьи 39.11 Земельного кодекса осуществляется подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если такой земельный участок предстоит образовать и отсутствует утвержденный проект межевания территории, в границах которой предусмотрено образование земельного участка, а также обеспечение выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с утвержденным проектом межевания территории или утвержденной схемой расположения земельного участка.
Разрешенным использованием образуемых земельных участков согласно пункту 3 статьи 11.2 Земельного кодекса признается разрешенное использование земельных участков, из которых образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Результатом кадастровых работ согласно статье 37 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" является межевой план.
Согласно пункту 51 Требований к подготовке межевого плана (утв. Приказом Минэкономразвития России от 08.12.2015 N 921) вид (виды) разрешенного использования образуемых земельных участков должен (должны) соответствовать сведениям ЕГРН, о виде (видах) разрешенного использования исходного земельного участка, за исключением случаев, установленных законодательством РФ. В таких случаях сведения о выбранных или установленных видах (виде) разрешенного использования указываются в межевом плане на основании градостроительного регламента и сведений о территориальной зоне, в границах которой расположен земельный участок (с указанием реестрового номера границ территориальной зоны, при этом в разделе "Заключение кадастрового инженера" приводится обоснование указания в данном реквизите такого (основного и при наличии вспомогательного) вида (видов) разрешенного использования.
Судами принято во внимание, что согласно письму Минэкономразвития России от 26.10.2018 N Д23и-5764 вид разрешенного использования образуемого земельного участка и категория земель, к которой он отнесен, могут отличаться от вида разрешенного использования и категории земель исходного земельного участка только в случае, если федеральным законом предусмотрен порядок определения указанных характеристик земельного участка, отличный от предусмотренного пунктом 3 статьи 11.2 Земельного кодекса. К исключениям из установленного правила относится, в частности, случай, предусмотренный частью 14 статьи 26 Федерального закона от 31.12.2014 N 499-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
По общему правилу вид разрешенного использования образуемых земельных участков должен соответствовать виду разрешенного использования земельных участков, из которых образуются земельные участки, в том числе в случае, если образуемые земельные участки располагаются в границах территории, для которой установлен градостроительный регламент.
Вид разрешенного использования образуемого земельного участка согласно подпункту 4 пункта 14 статьи 11.10 Земельного кодекса указывается в решении об утверждении схемы расположения земельного участка в случае, если на образуемый земельный участок действие градостроительного регламента не распространяется или для образуемого земельного участка не устанавливается градостроительный регламент.
Пунктом 14 статьи 11.10 ЗК РФ установлено, что в решении об утверждении схемы расположения земельного участка в отношении каждого из земельных участков, подлежащих образованию в соответствии со схемой расположения земельного участка, указываются в том числе территориальная зона, в границах которой образуется земельный участок, или в случае, если на образуемый земельный участок действие градостроительного регламента не распространяется или для образуемого земельного участка не устанавливается градостроительный регламент, вид разрешенного использования образуемого земельного участка. Указание вида разрешенного использования образуемых земельных участков в решении об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в иных случаях не основано на законе и не позволяет указывать его в межевом плане (Письмо Росреестра от 09.10.2020 N 13-00290/20).
Реализация документов территориального планирования согласно пункту 1 части 1 статьи 26 Градостроительного кодекса осуществляется путем подготовки и утверждения документации по планировке территории в соответствии с документами территориального планирования.
При этом подготовка документации по планировке территории согласно пунктам 1, 7 части 3 статьи 41, части 1 статьи 41.1, пунктам 3, 34 статьи 1 и пункту 1 статьи 2 Градостроительного кодекса осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий и составляет деятельность по комплексному её развитию (далее - КРТ), одним из видов которой в силу пункта 4 части 1 и части 11 статьи 65, части 3 статьи 70, части 3 и пункта 5 части 4 статьи 68, пункта 1 части 1.1 статьи 45 Градостроительного кодекса является КРТ, осуществляемое по инициативе правообладателей земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости.
Как установлено судами и следует из Постановления Администрации города Нижний Тагил от 14.01.2021 N 54-ПА подготовка документации по планировке территории осуществлялась по инициативе ИП Филиппова С.И., одновременно являющегося единственным участником ООО "Стройарсенал" - победителя рассматриваемого аукциона.
Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для проведения аукциона согласно пункту 5 статьи 11.10 Земельного кодекса не может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом, в случае образования земельного участка из земель или земельных участков, расположенных в границах населенных пунктов.
Согласно части 4 статьи 57.3 Градостроительного кодекса в случае, если в соответствии с настоящим Кодексом, иными федеральными законами размещение объекта капитального строительства (далее - ОКС) не допускается при отсутствии документации по планировке территории, выдача ГПЗУ для архитектурно-строительного проектирования, получения разрешения на строительство такого ОКС допускается только после утверждения такой документации по планировке территории.
При подготовке проекта межевания территории определение местоположения границ образуемых и (или) изменяемых земельных участков согласно части 9 статьи 43 Градостроительного кодекса осуществляется в соответствии с градостроительными регламентами и нормами отвода земельных участков для конкретных видов деятельности, иными требованиями к образуемым и (или) изменяемым земельным участкам, установленными федеральными законами и законами субъектов РФ, техническими регламентами, сводами правил.
В случае планирования осуществления деятельности по КРТ на карте градостроительного зонирования правил землепользования и застройки согласно части 5.1 статьи 30 Градостроительного кодекса в обязательном порядке устанавливаются территории, в границах которых предусматривается осуществление КРТ. Границы таких территорий устанавливаются по границам одной или нескольких территориальных зон и могут отображаться на отдельной карте. В отношении таких территорий заключается один или несколько договоров о КРТ, которые согласно части 1 статьи 69 Градостроительного кодекса заключаются по результатам торгов, за исключением случаев заключения договора о КРТ нежилой застройки с правообладателями.
При этом образование земельных участков, расположенных в границах территории, в отношении которой заключен договор о КРТ, согласно пункту 1 статьи 11.2, подпункту 1 пункта 1 и подпункту 1 пункта 3 статьи 11.3 и пункта 5 статьи 11.4 ЗК РФ осуществляется путем раздела такого земельного участка исключительно в соответствии с проектом межевания территории. Такие участки согласно подпункту 13 пункта 8 статьи 39.11 Земельного кодекса не могут быть предметом аукциона и согласно подпунктам 5, 13 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса предоставляются лицу, с которым заключен договор о КРТ, без проведения торгов.
Также, обязательства по подготовке и утверждению проекта планировки территории согласно пункту 8 и пункту 9 части 11 статьи 12 и части 1 статьи 19 Федерального закона от 13.07.2015 N 224-ФЗ "О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" включаются в условия соответствующих соглашений, заключаемых по итогам проведения конкурса. При этом договор аренды земельного участка, необходимого для осуществления соответствующей деятельности, согласно подпункту 23 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса заключается без проведения торгов с лицом, с которым заключены эти соглашения.
Применительно к территории, в границах которой не предусматривается осуществление КРТ, согласно части 5 статьи 41 и части 2 статьи 43 Градостроительного кодекса допускается подготовка проекта межевания территории без подготовки проекта планировки территории в целях: 1) определения местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков; 2) установления, изменения, отмены красных линий для застроенных территорий, в границах которых не планируется размещение новых объектов капитального строительства, а также для установления, изменения, отмены красных линий в связи с образованием и (или) изменением земельного участка, расположенного в границах территории, применительно к которой не предусматривается осуществление КРТ, при условии, что такие установление, изменение, отмена влекут за собой исключительно изменение границ территории общего пользования.
Вид разрешенного использования образуемых земельных участков в соответствии с проектом планировки территории согласно пункту 3 части 5 статьи 43 Градостроительного кодекса включается в текстовую часть проекта межевания территории в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Документация по планировке территории согласно частям 10, 12 и 12.1 статьи 45 Градостроительного кодекса подлежит проверке на предмет соответствия ПЗЗ, а не наоборот, а потому довод о том, что источником информации для ГПЗУ согласно части 2 статьи 57.3 Градостроительного кодекса является документация по планировке территории отклонен судами, поскольку ПЗЗ относится к документам градостроительного зонирования, также являющимися источником информации для ГПЗУ.
Решением Нижнетагильской городской Думы от 27.12.2012 N 61 ПЗЗ утверждены, а в связи с утверждением Постановления Администрации города Нижний Тагил от 01.06.2021 N 978-ПА проекта планировки территории какие-либо изменения в ПЗЗ не вносились. Если иное не предусмотрено нормативным правовым актом субъекта РФ, решение о КРТ согласно части 5.2 статьи 30 Градостроительного кодекса может быть принято в отношении территории, которая в соответствии с ПЗЗ на дату принятия указанного решения не определена в качестве такой территории, либо в отношении территории, границы которой не совпадают с границами территории, указанной в ПЗЗ в качестве территории, в отношении которой допускается осуществление деятельности по КРТ.
В отношении земельного участка, расположенного в границах территории, в отношении которой принято решение о КРТ, выдача ГПЗУ согласно части 4 статьи 57.3 Градостроительного кодекса допускается только при наличии документации по планировке территории, утвержденной в соответствии с договором о КРТ (за исключением случаев самостоятельной реализации муниципальным образованием решения о КРТ). Со дня принятия решения о КРТ и до дня утверждения документации по планировке территории, в отношении которой принято решение о ее комплексном развитии, согласно части 4.1 статьи 37 Градостроительного кодекса не допускается изменение вида разрешенного использования земельных участков и (или) ОКС, расположенных в границах такой территории.
При этом в случае, если для реализации решения о КРТ требуется внесение изменений в ПЗЗ, подготовка указанной документации по планировке территории согласно частям 10, 10.2 статьи 45, пункту 6 части 2, пункту 7 части 3 и части 3.4 статьи 33 Градостроительного кодекса осуществляется одновременно с подготовкой изменений в ПЗЗ. Утверждение указанной документации по планировке территории допускается до утверждения этих изменений в ПЗЗ с последующим внесения изменений в ПЗЗ.
Таким образом, исключение из принципа соответствия градостроительной документации разного уровня предусмотрено для случаев принятия решений о КРТ, доказательств принятия которых в порядке, установленном статьей 66 Градостроительного кодекса не представлено.
Более того, судами установлено, что в утвержденном Постановлением Администрации г. Нижний Тагил от 01.06.2021 г. проекте планировки и проекте межевания территории (стр.12) из 6-ти образуемых земельных участков виды разрешенного использования неполно указаны только у одного выставленного на аукцион земельного участка, а у остальных 5-ти определены как в соответствии с градостроительным регламентом.
Таким образом, суды пришли к обоснованному выводу о том, что спорная документация по планировке территории подготавливалась и утверждалась не в целях обеспечения устойчивого развития территорий, а в целях усечения видов разрешенного использования выставляемого на аукцион земельного участка и ограничения конкуренции среди инвесторов в интересах конкретного лица (группы лиц).
Исходя из вышеизложенного, правильно применив указанные выше нормы права, оценив фактические обстоятельства, доказательства, представленные в материалы дела в порядке, предусмотренном статьей 71 АПК РФ, суды правомерно заключили о нарушении заявителем положений подпункта 4 пункта 21 статьи 39.11 Земельного кодекса, выразившихся в не указании в извещении о проведении аукциона сведений обо всех видах разрешенного использования земельного участка с кадастровым N 66:56:0601006:169, обоснованно признав законным оспариваемое решение антимонопольного органа как соответствующее нормам действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения.
С учетом изложенного судами правомерно отказано администрации в удовлетворении заявленных требований.
Все доводы, приведенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судов и им дана надлежащая правовая оценка, при этом иное толкование заявителем жалобы положений законодательства, а также иная оценка обстоятельств рассматриваемого дела не свидетельствуют о нарушении судами норм права, потому не опровергают правильность выводов судов первой и апелляционной инстанций. Кроме того, доводы не содержат ссылок, которые не были бы проверены и не учтены судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение, влияли на обоснованность и законность судебных актов, либо опровергали выводы судов, в связи с чем признаются судом кассационной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены законных судебных актов. По существу доводы направлены на переоценку положенных в их основу доказательств, в связи с чем не могут быть приняты во внимание судом кассационной инстанции (статья 286 АПК РФ).
Нормы материального права применены судами по отношению к установленным ими обстоятельствам правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 30.05.2022 по делу N А60-66538/2021 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.08.2022 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации города Нижний Тагил - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.А. Поротникова |
Судьи |
В.А. Лукьянов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В отношении земельного участка, расположенного в границах территории, в отношении которой принято решение о КРТ, выдача ГПЗУ согласно части 4 статьи 57.3 Градостроительного кодекса допускается только при наличии документации по планировке территории, утвержденной в соответствии с договором о КРТ (за исключением случаев самостоятельной реализации муниципальным образованием решения о КРТ). Со дня принятия решения о КРТ и до дня утверждения документации по планировке территории, в отношении которой принято решение о ее комплексном развитии, согласно части 4.1 статьи 37 Градостроительного кодекса не допускается изменение вида разрешенного использования земельных участков и (или) ОКС, расположенных в границах такой территории.
При этом в случае, если для реализации решения о КРТ требуется внесение изменений в ПЗЗ, подготовка указанной документации по планировке территории согласно частям 10, 10.2 статьи 45, пункту 6 части 2, пункту 7 части 3 и части 3.4 статьи 33 Градостроительного кодекса осуществляется одновременно с подготовкой изменений в ПЗЗ. Утверждение указанной документации по планировке территории допускается до утверждения этих изменений в ПЗЗ с последующим внесения изменений в ПЗЗ.
Таким образом, исключение из принципа соответствия градостроительной документации разного уровня предусмотрено для случаев принятия решений о КРТ, доказательств принятия которых в порядке, установленном статьей 66 Градостроительного кодекса не представлено.
Более того, судами установлено, что в утвержденном Постановлением Администрации г. Нижний Тагил от 01.06.2021 г. проекте планировки и проекте межевания территории (стр.12) из 6-ти образуемых земельных участков виды разрешенного использования неполно указаны только у одного выставленного на аукцион земельного участка, а у остальных 5-ти определены как в соответствии с градостроительным регламентом.
Таким образом, суды пришли к обоснованному выводу о том, что спорная документация по планировке территории подготавливалась и утверждалась не в целях обеспечения устойчивого развития территорий, а в целях усечения видов разрешенного использования выставляемого на аукцион земельного участка и ограничения конкуренции среди инвесторов в интересах конкретного лица (группы лиц).
Исходя из вышеизложенного, правильно применив указанные выше нормы права, оценив фактические обстоятельства, доказательства, представленные в материалы дела в порядке, предусмотренном статьей 71 АПК РФ, суды правомерно заключили о нарушении заявителем положений подпункта 4 пункта 21 статьи 39.11 Земельного кодекса, выразившихся в не указании в извещении о проведении аукциона сведений обо всех видах разрешенного использования земельного участка с кадастровым N 66:56:0601006:169, обоснованно признав законным оспариваемое решение антимонопольного органа как соответствующее нормам действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 14 ноября 2022 г. N Ф09-6663/22 по делу N А60-66538/2021