Екатеринбург |
|
15 ноября 2022 г. |
Дело N А60-1/2022 |
Арбитражный суд Уральского округа в составе судьи Поротниковой Е. А. рассмотрел кассационную жалобу акционерного общества "Группа страховых компаний "Югория" (далее - заявитель, АО "ГСК "Югория") на решение Арбитражного суда Свердловской области, принятое в порядке упрощенного производства, по делу N А60-1/2022 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.06.2022 по тому же делу.
Кассационная жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), с учетом особенностей, установленных статьей 288.2 названного Кодекса, без проведения судебного заседания, без вызова лиц, участвующих в деле, после истечения установленного определением суда о принятии жалобы к производству срока для представления отзыва на нее.
АО "ГСК "Югория" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконными и отмене решения Управления Федеральной налоговой службы по Свердловской области (далее - УФНС России по Свердловской области, Управление) от 20.12.2021 N 13-06/42537 и постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Свердловской области (далее - МИФНС России N 16 по Свердловской области, Инспекция, административный орган) по делу об административном правонарушении от 01.12.2021 N 595 о привлечении АО "ГСК "Югория" к административной ответственности за совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Свердловской области, принятым в порядке упрощенного производства (резолютивная часть решения вынесена 10.03.2022, мотивированное решение изготовлено 21.03.2022), в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.06.2022 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе АО "ГСК "Югория" просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права, а также на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела. Заявитель настаивает на отсутствие состава вменяемого административного правонарушения, указывая на соблюдение требования пункта 11 статьи 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа" (далее - Закон N 54-ФЗ). Полагает, что административным органом допущены процессуальные нарушения при привлечении к административной ответственности, а именно: поручение на исполнение государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением требований к контрольно-кассовой технике, порядком и условиям ее регистрации и применения от 04.10.2021 N 319 АО "ГСК "Югория" не предъявлялось; акт проверки представителем страховщика не подписан, отметки об уклонении от подписания акта проверки - не содержит, в адрес страховщика по почте заказным письмом по месту нахождения не поступал; протокол об административном правонарушении составлен в нарушение статьи 28.2 КоАП РФ (не содержит сведений о разъяснении лицу прав и обязанностей)
В представленных отзывах на кассационную жалобу заинтересованные лица просят оставить оспариваемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке, установленном статьями 286 и 288.2 АПК РФ.
Согласно части 1 статьи 288.2 названного Кодекса вступившие в законную силу решения арбитражного суда первой инстанции и постановления арбитражного суда апелляционной инстанции, принятые по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, могут быть обжалованы в порядке кассационного производства по правилам, предусмотренным главой 35, с учетом особенностей, установленных названной статьей.
В соответствии с частью 3 статьи 288.2 АПК РФ основаниями для пересмотра в порядке кассационного производства указанных в части 1 названной статьи решений и постановлений являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Как следует из материалов дела и установлено судами при рассмотрении спора, Межрайонной ИФНС России N 16 по Свердловской области при исполнении государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением требований к контрольно-кассовой технике, порядком и условиями её регистрации и применения, на основании поручения заместителя начальника инспекции от 04.10.2021 N 319, обнаружено, что 04.10.2021 в Нижнетагильском филиале АО "ГСК "Югория", расположенном по адресу: Свердловская область, г. Нижний Тагил, проспект Мира, д. 12, при осуществлении наличного расчёта с клиентом за оказанную услугу страхования от клеща "антиклещ" (стоимостью 250 руб.), страховым агентом Бушиной Г.В. был выдан документ, подтверждающий приём денежных средств за оказанную услугу, не являющийся кассовым чеком. Контрольно-кассовая техника Эвотор СТ5Ф зав. N 00308300472438, рег. N0003 5302 5602 7854 при осуществлении расчёта не применялась, о чем составлен акт проверки от 07.10.2021 N 005544.
В связи с выявленным нарушением, 08.10.2021 Инспекцией в отношении АО "ГСК "Югория" составлен протокол об административном правонарушении по части 2 статьи 14.5 КоАП РФ.
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении вынесено постановление от 01.12.2021 N 595 о привлечении АО "ГСК "Югория" к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.5 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 30 000 руб.
Не согласившись с постановлением, заявитель обратился с жалобой на указанное постановление в УФНС России по Свердловской области.
Решением УФНС России по Свердловской области от 20.12.2021 N 13- 06/42537 постановление от 01.12.2021 N 595 оставлено без изменения, жалоба АО "ГСК "Югория" - без удовлетворения.
Полагая, что указанные решение Управления и постановление Инспекции не соответствуют закону, АО "ГСК "Югория" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Разрешая спор по существу, суды пришли к выводу о доказанности материалами дела наличия в действиях заявителя состава вменяемого правонарушения.
Выводы судов являются правильными, соответствуют действующему законодательству, материалам дела в связи со следующим.
Согласно части 2 статьи 14.5 КоАП РФ неприменение контрольно-кассовой техники в установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники случаях влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от трех четвертых до одного размера суммы расчета, осуществленного без применения контрольно-кассовой техники, но не менее тридцати тысяч рублей.
Объективная сторона данного правонарушения выражается в действии, состоящем в продаже товаров, выполнении работ либо оказании услуг без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1.2 Закона N 54-ФЗ контрольно-кассовая техника, включенная в реестр контрольно-кассовой техники, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных данным законом.
Пунктом 2 статьи 1.2 Закона N 54-ФЗ установлено, что при осуществлении расчета пользователь обязан выдать кассовый чек или бланк строгой отчетности на бумажном носителе и (или) в случае предоставления покупателем (клиентом) пользователю до момента расчета абонентского номера либо адреса электронной почты направить кассовый чек или бланк строгой отчетности в электронной форме покупателю (клиенту) на предоставленные абонентский номер либо адрес электронной почты (при наличии технической возможности для передачи информации покупателю (клиенту) в электронной форме на адрес электронной почты), если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
В соответствии с пунктом 11 статьи 2 Закона N 54-ФЗ при осуществлении страховщиком расчетов со страхователями с участием страховых агентов, не являющихся организациями или индивидуальными предпринимателями и действующих от имени и за счет страховщика, в рамках деятельности по страхованию, осуществляемой в соответствии с Законом Российской Федерации от 27.11.1992 N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации", страховщик применяет контрольно-кассовую технику при получении этим страховщиком денежных средств от такого страхового агента с направлением кассового чека (бланка строгой отчетности) в электронной форме страхователю.
Согласно пункту 12 статьи 3 Федерального закона от 27.06.2011 N 161-ФЗ "О национальной платежной системе" (далее - Закон N 161-ФЗ) перевод денежных средств - действия оператора по переводу денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов по предоставлению получателю средств денежных средств плательщика.
В соответствии с пунктом 5 статьи 5 Федерального закона N 161-ФЗ перевод денежных средств, за исключением перевода электронных денежных средств, осуществляется в срок не более трех рабочих дней начиная со дня списания денежных средств с банковского счета плательщика или со дня предоставления плательщиком наличных денежных средств в целях перевода денежных средств без открытия банковского счета.
Таким образом, как верно указали суды, в случае осуществления расчетов со страхователем с участием страхового агента - физического лица, которое не является индивидуальным предпринимателем, контрольно-кассовая техника применяется страховщиком в соответствии с требованиями пункта 11 статьи 2 Закона N 54-ФЗ, в том числе в части направления кассового чека (бланка строгой отчетности) в электронной форме страхователю.
При этом, в соответствии с пунктом 5 статьи 5 Закона N 161-ФЗ направление данного документа осуществляется в срок не более трех рабочих дней начиная со дня списания денежных средств с банковского счета страхователя.
Исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства (акт проверки от 07.10.2021 N 005544, протокол об административном правонарушении от 08.10.2021 N 450), суды установили факт нарушения заявителем вышеприведенных требований Закона N 54-ФЗ, выразившийся в осуществлении денежных расчетов за оказанную услугу страхования от клеща "антиклещ" стоимостью 250 руб. без применения контрольно-кассовой техники.
Как установлено судами, 04.10.2021, после приема наличных денежных средств от страхователя в размере 250 руб. страховым агентом Бушиной Г.В., не являющейся индивидуальным предпринимателем и действующей от имени страховщика АО "ГСК "Югория" на основании агентского договора от 27.01.2016, был осуществлен денежный перевод страховой премии в размере 250 руб. на счет АО "ГСК "Югория" с помощью Сбербанк Онлайн, что подтверждается соответствующим чеком.
Следовательно, АО "ГСК "Югория" обязано было применить контрольно-кассовую технику по совершенному спорному платежу не позднее 06.10.2021.
Между тем, материалами дела подтверждается и заявителем не опровергнуто, что в нарушение пункта 11 статьи 2 Закона N 54-ФЗ данная обязанность страховщиком не исполнена; кассовый чек N 516 был сформирован и направлен в электронной форме страхователю 12.10.2021, уже после проведения инспекцией проверки применения контрольно-кассовой техники и составления протокола об административном правонарушении в отношении АО ГСК "Югория".
Указанные обстоятельства правомерно расценены судами как свидетельствующие о наличии в деянии АО "ГСК "Югория" события административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.5 КоАП РФ.
Поскольку установленные факты правонарушения свидетельствуют о том, что заявителем не были приняты все зависящие от него меры по обеспечению соблюдения требований действующего законодательства, суды пришли к верному выводу о том, что вина заявителя в совершении вмененного правонарушения доказана административным органом.
Таким образом, суды обоснованно признали доказанным наличие в действиях АО "ГСК "Югория" состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.5 КоАП РФ.
Привлечение общества к административной ответственности осуществлено инспекцией в пределах установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.
Судами установлено, что порядок привлечения АО ГСК "Югория" к административной ответственности соблюден. Существенных процессуальных нарушений, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административно правонарушении, Инспекцией не допущено. Представленными административным органом материалами достоверно подтверждается выполнение должностными лицами административного органа требований части 2 статьи 25.1 КоАП РФ.
Доводы заявителя об обратном являлись предметом рассмотрения судов и обоснованно ими отклонены. При этом суды установили, что страховой агент АО ГСК "Югория" Бушина Г.В. ознакомлена с поручением на исполнение государственной функции, о чём свидетельствует её подпись в поручении. Протокол об административном правонарушении от 08.10.2021 соответствует требованиям статьи 28.2 КоАП РФ, а акт проверки вручен представителю АО ГСК "Югория" Доронину И.В. 08.10.2021, о чём свидетельствует подпись данного лица в акте.
Правовых оснований для замены назначенного административного штрафа предупреждением в порядке статьи 3.4, части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ, как и оснований для применения положений статьи 4.1.2 КоАП РФ судами не установлено, поскольку согласно сведениям из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, АО ГСК "Югория" не является субъектом малого (среднего) предпринимательства.
Суды также не усмотрели возможности применения положений статьи 2.9 КоАП РФ.
Выводы судов кассационным судом не переоцениваются; право установления обстоятельств по делу и оценки представленных сторонами доказательств принадлежит суду, рассматривающему спор по существу.
При установленных обстоятельствах судами обеих инстанций обоснованно отказано обществу в удовлетворении заявленных требований.
Доводы заявителя кассационной жалобы были предметом исследования судов, мотивировано отклонены, выводов судов по существу спора не опровергают.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 288.2, 289 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области, принятое в порядке упрощенного производства, по делу N А60-1/2022 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.06.2022 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу акционерного общества "Группа страховых компаний "Югория" - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу со дня его принятия, обжалованию в соответствии с частью 3 статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не подлежит.
Судья |
Е.А. Поротникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Доводы заявителя об обратном являлись предметом рассмотрения судов и обоснованно ими отклонены. При этом суды установили, что страховой агент АО ГСК "Югория" Бушина Г.В. ознакомлена с поручением на исполнение государственной функции, о чём свидетельствует её подпись в поручении. Протокол об административном правонарушении от 08.10.2021 соответствует требованиям статьи 28.2 КоАП РФ, а акт проверки вручен представителю АО ГСК "Югория" Доронину И.В. 08.10.2021, о чём свидетельствует подпись данного лица в акте.
Правовых оснований для замены назначенного административного штрафа предупреждением в порядке статьи 3.4, части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ, как и оснований для применения положений статьи 4.1.2 КоАП РФ судами не установлено, поскольку согласно сведениям из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, АО ГСК "Югория" не является субъектом малого (среднего) предпринимательства.
Суды также не усмотрели возможности применения положений статьи 2.9 КоАП РФ."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 15 ноября 2022 г. N Ф09-6755/22 по делу N А60-1/2022