Екатеринбург |
|
16 ноября 2022 г. |
Дело N А60-3780/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 ноября 2022 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 ноября 2022 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Жаворонкова Д.В.,
судей Сухановой Н.Н., Поротниковой Е.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федерального казначейства по Свердловской области (далее - УФК по Свердловской области, управление) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 03.06.2022 по делу N А60-3780/2022 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.09.2022 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители: Управления Федерального казначейства по Свердловской области - Коваленко А.Н. (доверенность от 03.09.2020, диплом); Министерства здравоохранения Свердловской области - Белошевич С.О. (доверенность от 10.01.2022, диплом); Министерство цифрового развития и связи Свердловской области - Щербинина И.В. (доверенность от 22.02.2022, диплом).
Государственное автономное учреждение Свердловской области "Центр цифровой трансформации здравоохранения" (далее - ГАУЗ СО "МИАЦ", учреждение) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к УФК по Свердловской области о признании незаконным требования N 1 представления от 24.12.2021 N 62-63-10/1/15820.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство здравоохранения Свердловской области (далее - Минздрав Свердловской области, министерство), Министерство цифрового развития и связи Свердловской области, Министерство финансов Свердловской области.
Решением суда от 03.06.2022 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.09.2022 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе управление просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований учреждения, ссылаясь на неполное выяснение судами обстоятельств, имеющих значение для дела, а также неприменение закона подлежащего применению
В обоснование жалобы УФК по Свердловской области указывает следующее.
Заявителем не представлено доказательств нарушения его прав оспариваемым представлением, следовательно, оснований, предусмотренных статьями 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения заявленных требований у суда не имелось.
Вывод суда о том, что учреждением в установленном законодательством порядке было получено решение учредителя о возможности направления не использованных в текущем финансовом году остатков средств субсидии на достижение целей, установленных при предоставлении субсидии, является несостоятельным.
ГАУЗ СО "МИАЦ" не представлял учредителю - Минздраву Свердловской области информацию о наличии у учреждения неисполненных обязательств и соответствующие документы (копии документов), подтверждающие наличие и объем указанных обязательств, в связи с чем основания для принятия учредителем решения о наличии потребности в направлении не использованных в текущем финансовом году остатков средств субсидии на достижение целей, установленных при предоставлении субсидии не имелось.
Заявитель жалобы обращает внимание суда кассационной инстанции на отсутствие потребности в использовании остатков субсидии на том основании, что на 01.10.2021 (на начало проведения контрольных мероприятий УФК по Свердловской области) у ГАУЗ СО "МИАЦ" имелся неиспользованный остаток субсидии (более 700 000 000 рублей), потребности в них целый год не было и только после проведения УФК по Свердловской области проверки, учреждение преступило к закупочной деятельности, освоив при этом всю сумму в кратчайшие сроки.
В нарушение абзаца 4 пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 3.17 статьи 2 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях", пункта 8 Общих требований к нормативным правовым актам и муниципальным правовым актам, устанавливающим порядок определения объема и условия предоставления бюджетным и автономным учреждениям субсидий на иные цели, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.01.2020 N 203, пункта 18 Порядка определения объема и условий предоставления государственным бюджетным и автономным учреждениям Свердловской области, в отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляются Минздравом Свердловской области, субсидии на мероприятия по реализации регионального проекта "Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы здравоохранения (ЕГИСЗ), утвержденного приказом Минздравом Свердловской области от 21.04.2021 N 836-п, пункта 4.3.6. Соглашения от 16.04.2020 N 20-2020-01612 о предоставлении из бюджета Свердловской области субсидии на мероприятия по реализации регионального проекта "Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы здравоохранения (ЕГИСЗ)", предусматривающих возврат в бюджет остатков денежных средств прошлого года при отсутствии у учреждения неисполненных обязательств по виду деятельности - иные субсидии, ГАУЗ СО "МИАЦ" в 2021 году не осуществлен возврат остатков субсидии на иные цели в сумме 441 020 279,39 рублей в связи с отсутствием у учреждения по состоянию на 01.01.2021 неисполненных обязательств, подтвержденных документально, т.е. при отсутствии обоснования потребности и решения учредителя.
В отзыве на кассационную жалобу учреждение просит оставить обжалуемые решение и постановление без изменения, жалобу - без удовлетворения.
В силу части 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено названным Кодексом.
Как установлено судами и следует из материалов дела, УФК по Свердловской области в отношении ГАУЗ СО "МИАЦ" была проведена внеплановая выездная проверка предоставления и использования субсидий, предоставленных из бюджета Российской Федерации бюджетным (автономным) учреждениям, источником которых являются межбюджетные трансферты из федерального бюджета, имеющих целевое назначение за 2020 - истекший период 2021 года.
В ходе проверки управлением в том числе выявлено, что в нарушение абзаца 4 пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 3.17 статьи 2 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях", пункта 8 Общих требований к нормативным правовым актам и муниципальным правовым актам, устанавливающим порядок определения объема и условия предоставления бюджетным и автономным учреждениям субсидий на иные цели, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.02.2020 N 203, пункта 18 Порядка определения объема и условий предоставления государственным бюджетным и автономным учреждениям Свердловской области, в отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляются Министерством здравоохранения Свердловской области, субсидии на мероприятия по реализации регионального проекта "Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы здравоохранения (ЕГИСЗ), утвержденного приказом Министерства здравоохранения Свердловской области от 21.04.2021 N 836-п, пункта 4.3.6 Соглашения от 16.04.2020 N 20-2020-01612 о предоставлении из бюджета Свердловской области субсидии на мероприятия по реализации регионального проекта "Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы здравоохранения (ЕГИСЗ)", ГАУЗ СО "МИАЦ" в 2021 году не осуществлен возврат остатков субсидии на иные цели в сумме 441 020 279,39 рублей в связи с отсутствием у ГАУЗ СО "МИАЦ" по состоянию на 01.01.2021 неисполненных обязательств, подтвержденных документально, источником финансового обеспечения которых являются не использованные на 1 января 2021 года остатки субсидий на мероприятия по реализации регионального проекта "Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы здравоохранения (ЕГИСЗ).
По итогам проверки управлением составлен акт выездной проверки от 15.11.2021 и в адрес ГАУЗ СО "МИАЦ" внесено представление от 24.12.2021 N 62-63-10/1/15820 (далее - представление), в соответствии с которым на заявителя возложена обязанность устранить нарушение, указанное в пункте 2 представления, путем возврата неиспользованного на 01 января 2021 года остатка субсидии на мероприятия по реализации регионального проекта "Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы здравоохранения (ЕГИСЗ) в сумме 441 020 279 (четыреста сорок один миллион двадцать тысяч двести семьдесят девять) рублей 39 копеек в бюджет Свердловской области в срок до 01 февраля 2022 года включительно, а также принять меры по устранению его причин и условий в срок до 01 февраля 2022 года включительно.
ГАУЗ СО "МИАЦ", полагая, что в указанной части представление УФК по Свердловской области не соответствует закону, нарушает его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суды, удовлетворяя заявленные требования, руководствовались следующим.
Исходя из положений статей 198, 200 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие двух условий: несоответствие закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью Федерального казначейства (пункт 3 статьи 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Суды пришли к выводу, что оспариваемое представление вынесено УФК по Свердловской области в рамках предоставленных ему полномочий.
Согласно статье 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.
В соответствии с пунктом 1 статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации получатель бюджетных средств обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
В силу пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации порядок определения объема и условий предоставления субсидий из бюджетов субъектов Российской Федерации устанавливается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
В случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации (пункт 3.1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Установленная Бюджетным кодексом Российской Федерации необходимость возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении, является мерой бюджетного принуждения и направлена, прежде всего, на стимулирование добросовестного исполнения получателями субсидий условий предоставления средств из бюджета, а также на обеспечение восстановления средств бюджета в случае выявления нарушения использования средств субсидий.
Согласно части 3.18 статьи 2 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" остатки средств, предоставленных автономному учреждению из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации, не использованные в текущем финансовом году, могут использоваться автономными учреждениями в очередном финансовом году при наличии потребности в направлении их на те же цели в соответствии с решением соответствующего органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя автономного учреждения.
До 1 января 2021 года вопросы регулирования правоотношений по предоставлению субсидий из областного бюджета государственным бюджетным и автономным учреждениям Свердловской области на иные цели регулировались Постановлением Правительства Свердловской области от 08.02.2011 N 74-ПП "Об утверждении Порядка определения объема и условий предоставления субсидий из областного бюджета государственным бюджетным и автономным учреждениям Свердловской области на иные цели и примерной формы соглашения о порядке и условиях предоставления субсидии государственным бюджетным и автономным учреждениям Свердловской области на иные цели".
В соответствии с пунктом 7 данного Порядка не использованные в текущем финансовом году остатки средств целевых субсидий, предоставленных бюджетному и автономному учреждению из областного бюджета в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, подлежат перечислению бюджетными и автономными учреждениями в областной бюджет в срок до 15 марта очередного финансового года. Остатки средств целевых субсидий, не использованные в текущем финансовом году, могут использоваться бюджетными и автономными учреждениями в очередном финансовом году при наличии потребности в направлении их на те же цели в соответствии с решением государственного органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя.
По состоянию на 01.01.2021 государственным органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя для заявителя, являлся Минздрав Свердловской области.
Судом установлено, что между Минздравом Свердловской области и ГАУЗ СО "МИАЦ" заключено соглашение от 16.04.2020 N 20-2020-01612 о предоставлении из бюджета Свердловской области в 2020 году субсидии на мероприятия по реализации регионального проекта "Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы здравоохранения (ЕГИСЗ)" в рамках софинансирования из федерального бюджета (далее - соглашение).
Цель соглашения - реализация регионального проекта "Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы здравоохранения (ЕГИСЗ)".
Указанное соглашение заключено в рамках исполнения соглашения от 13.02.2019 N 056-08-2019-369 между Министерством здравоохранения Российской Федерации и Министерством о федеральном софинансировании мероприятий по реализации регионального проекта "Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы здравоохранения (ЕГИСЗ)" на 2019-2024 годы, то есть имеет длящийся характер.
На основании пунктов 4.3.2, 4.3.6 соглашения ГАУЗ СО "МИАЦ" приняло на себя обязательства использовать субсидию для достижения целей, указанных в пункте 1.1 соглашения, в соответствии с условиями предоставления субсидии, установленными правилами предоставления субсидии (а именно - приказом Министерства от 07.05.2013 N 603-п "Об утверждении порядка расчета объема субсидий из областного бюджета государственным и автономным учреждениям, подведомственным Минздраву Свердловской области"); возвращать неиспользованный остаток субсидии в доход бюджета Свердловской области в случае отсутствия решения учредителя (Министерства) о наличии потребности в направлении не использованного в 2020 году остатка субсидии на цели, указанные в пункте 1.1 соглашения.
Согласно пункту 4.4.3 соглашения ГАУЗ СО "МИАЦ" вправе направлять в 2021 году не использованный остаток субсидии в соответствии с целями, указанными в пункте 1.1 соглашения на основании решения учредителя (Министерства), указанного в пункте 4.2.3 соглашения.
В пункте 4.2.3 соглашения предусмотрено право учредителя (Министерства) в установленном бюджетным законодательством Российской Федерации порядке принимать решение о наличии или отсутствии потребности в направлении в 2021 году остатка субсидии, не использованного в 2020 году, на цель, указанную в пункте 1.1 соглашения.
По состоянию на 01.01.2021 остаток целевой субсидии по соглашению от 16.04.2020 N 20-2020-01612 составил 441,0 млн. руб.
В целях согласования расходования остатка субсидии ГАУЗ СО "МИАЦ" направило в адрес Минздрава Свердловской области с письмом от 17.02.2021 N 01-04/98 пакет документов о согласовании расходования остатка субсидии на иные цели 2020 года с приложением Сведений об операциях с целевыми субсидиями, предоставленным на 2021 год, и планируемого распределения остатка субсидии.
Проанализировав представленные учреждением документы и сведения, установив, что на конец 2020 года мероприятия, предусмотренные региональным проектом, не были завершены, потребность в достижении цели создания единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы здравоохранения (ЕГИСЗ) имеется, Министерство приняло решение о наличии потребности в направлении на те же цели не использованных по состоянию на 1 января очередного финансового года остатков средств целевых субсидий в форме утверждения Министерством 25.02.2021 сведений об операциях с целевыми субсидиями, предоставленными организации на 2021 год.
В отсутствие в действовавших в спорный период нормативно правовых актах, регулирующих порядок и условия предоставления бюджетным и автономным учреждениям субсидий на иные цели, прямой нормы, предусматривающей, что решение учредителя учреждения (главного распорядителя бюджетных средств) о возможности направления не использованных по состоянию на 1 января текущего финансового года остатков целевых субсидий оформляется исключительно в виде приказа (решения), суд первой инстанции пришел к выводу о том, что такое решение может быть выражено в любой форме, позволяющей достоверно определить его содержательную часть.
Поддерживая указанные выводы апелляционный суд отметил, что представление учреждениями сведений об операциях с целевыми субсидиями для утверждения планов финансово-хозяйственной деятельности согласно Порядку составления, утверждения и ведения плана финансово-хозяйственной деятельности государственных бюджетных и автономных учреждений, подведомственных Минздраву Свердловской области, и представлении планов финансово-хозяйственной деятельности в Министерство, утвержденному приказом Минздрава Свердловской области от 26.12.2020 N 2452-п, не означает, что решение Министерства о наличии потребности в направлении на те же цели не использованных по состоянию на 1 января очередного финансового года остатков средств целевых субсидий не может быть выражено в утверждении указанных сведений.
При таких обстоятельствах суды заключили, что утверждение Министерством 25.02.2021 сведений об операциях с целевыми субсидиями, предоставленными учреждению на 2021 год, является ничем иным, как решением Минздрава Свердловской области о возможности направления не использованных по состоянию на 1 января текущего финансового года остатков целевых субсидий.
Судами принято во внимание, что в письме от 29.10.2021 N 03-01-82/19471 в ответ на запрос управления от 21.10.2021 N 62-64-10/12743 Министерство сообщило, что не принимало решения о возможности направления неиспользованных по состоянию на 01.01.2021 остатков субсидии, предоставленной ГАУЗ СО "МИАЦ" в 2020 году, на те же цели в 2021 году, при отсутствии неисполненных обязательств, что соответствует фактическим обстоятельствам, поскольку в данном случае 25.02.2021 Министерством было принято решение о возможности направления неиспользованных остатков субсидии в связи с наличием неисполненных обязательств в рамках соглашения от 16.04.2020 N 20-2020-01612.Также в материалах дела имеется письмо заместителя министра здравоохранения Свердловской области Прямоносовой Е.В. от 14.05.2021 N 03-01-82/7820, которым ГАУЗ СО "МИАЦ" уведомлено о праве расходования остатка целевых субсидий в размере 441 020 279,39 руб. в 2021 году.
Судами учтены пояснения Министерства финансов Свердловской области, изложенные в отзыве на заявление ГАУЗ СО "МИАЦ", согласно которым учреждением 25.02.2021 в Министерство финансов Свердловской области предоставлены "Сведения об операциях с целевыми субсидиями, предоставленными организации на соответствующий финансовый год". Министерством финансов Свердловской области показатели "Сведений об операциях с целевыми субсидиями, предоставленными организации на соответствующий финансовый год" 25.02.2021 отражены на лицевом счете учреждения для осуществления санкционирования оплаты денежных обязательств организаций, источником финансового обеспечения которых являются целевые субсидии.
Судами установлено, что согласно отчету о ходе реализации регионального проекта на 2020 год (N 7-65) "Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы здравоохранения (ЕГИСЗ)", на который ссылается УФК по Свердловской области, процент достижения показателя "Доля медицинских организаций государственной и муниципальной систем здравоохранения, обеспечивающих доступ граждан к электронным медицинским документам в Личном кабинете пациента "Мое здоровье" на Едином портале государственных услуг и функций" за 2020 год составил 56,36%, т.е. показатель не достигнут; Минздрав Свердловской области письмо от 22.03.2021 N 18-5/И/2-4248 уведомил Губернатора Свердловской области о не достижении показателей регионального проекта; реализация указанного регионального проекта предусмотрена до 2024 года.
Таким образом, суды констатировали, что потребность в использовании остатка субсидии, предоставленной учреждению в рамках соглашения от 16.04.2020 N 20-2020-01612, в 2021 году имелась.
С учетом изложенного, руководствуясь вышеприведенными нормами права, оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, учитывая, что в данном случае нецелевого или неэффективного расходования бюджетных средств не выявлено, принимая во внимание, что согласование использования остатка средств субсидии на реализацию регионального проекта "Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы здравоохранения (ЕГИСЗ)" осуществлено ГАУЗ СО "МИАЦ" в соответствии с действующими в период рассматриваемых правоотношений нормативными правовыми актами, суды пришли к правомерному выводу о том, что законность представления от 24.12.2021 N 62-63-10/1/15820 в оспариваемой учреждением части управлением не доказана, в связи с чем заявленные требования заявителя удовлетворены судами правомерно.
Доводы заявителя кассационной жалобы не подтверждают неправильного применения судами норм материального права.
Выводы судов соответствуют имеющимся в деле доказательствам, исследованным согласно статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и основаны на правильном применении норм права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, не выявлено.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 03.06.2022 по делу N А60-3780/2022 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.09.2022 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федерального казначейства по Свердловской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Д.В. Жаворонков |
Судьи |
Н.Н. Суханова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно части 3.18 статьи 2 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" остатки средств, предоставленных автономному учреждению из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации, не использованные в текущем финансовом году, могут использоваться автономными учреждениями в очередном финансовом году при наличии потребности в направлении их на те же цели в соответствии с решением соответствующего органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя автономного учреждения.
...
В соответствии с пунктом 7 данного Порядка не использованные в текущем финансовом году остатки средств целевых субсидий, предоставленных бюджетному и автономному учреждению из областного бюджета в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, подлежат перечислению бюджетными и автономными учреждениями в областной бюджет в срок до 15 марта очередного финансового года. Остатки средств целевых субсидий, не использованные в текущем финансовом году, могут использоваться бюджетными и автономными учреждениями в очередном финансовом году при наличии потребности в направлении их на те же цели в соответствии с решением государственного органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 16 ноября 2022 г. N Ф09-7574/22 по делу N А60-3780/2022