Екатеринбург |
|
16 ноября 2022 г. |
Дело N А71-12446/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 ноября 2022 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 ноября 2022 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Вдовина Ю. В.,
судей Черкезова Е.О., Ященок Т.П.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Вест-Снаб" на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 08.04.2022 по делу N А71-12446/2021 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.07.2022 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
От Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации г. Ижевска поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя. Ходатайство судом рассмотрено и удовлетворено в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Общество с ограниченной ответственностью "УК "Вест-Снаб" (далее - общество "УК "Вест-Снаб", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконным предписания Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации г. Ижевска (далее - Управление) от 04.06.2021 N 1258/06-02 по результатам проведения мероприятия по государственному контролю.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 08.04.2022 в удовлетворении требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.07.2022 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество "УК "Вест-Снаб" просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
Заявитель указывает, что факт изменения размера платы за содержание жилого помещения в одностороннем порядке материалами дела не подтвержден, применяемый тариф не был изменен в марте 2021 года или в последующие периоды, что следует из платежных документов, представленных при проведении проверки и в материалы дела. Кроме того общество считает, что судами дана неверная оценка разовому доначислению платы за выполнение неотложных работ, возникновение которых при всей степени заботливости управляющая организация не могла предвидеть и понесенные расходы должны быть дополнительно компенсированы собственниками помещений в доме.
В отзыве на кассационную жалобу Управление просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
При рассмотрении спора судами установлено, что в связи с поступившими обращением гражданина, проживающего по адресу: г. Ижевск, ул. Холмогорова, д.16, кв.143 (от 15.04.2021 N 2303) о фактах необоснованного начисления платы за содержание жилого помещения, на основании приказа Управления от 12.05.2021 в отношении общества УК "ВестСнаб" проведена внеплановая документарная проверка.
В ходе проверки установлено, что общество "УК "Вест-Снаб" осуществляет предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирным домом на основании лицензии от 29.04.2015 N 018-000040, выданной Государственной жилищной инспекцией при Министерстве энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики, а также договора управления МКД от 01.01.2017 N 22-01/17, заключенного между собственниками помещений многоквартирного дома и обществом.
Согласно пункту 4.2.1 договора размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации на общем собрании собственников помещений, которое проводится в порядке, предусмотренном статьями 45-48 Жилищного кодекса Российской Федерации, и устанавливается на срок не менее чем 1 год.
Пунктом 2.2.15 договора предусмотрено, что в случае недостатка денежных средств, собранных собственниками МКД, собственники обязуются возместить управляющей организации понесенные расходы на проведение ремонтных работ общего имущества, связанных с ликвидацией аварийной ситуации, а также за проведение текущего и капитального ремонтов, выполненных за счет средств управляющей компании, которая подтверждает фактически понесенные расходы на основании сметной документации и актов выполненных работ.
Решением общего собрании собственников помещений многоквартирного дома, оформленного протоколом от 08.06.2018 N 1 (пункт 5), принято решение о поручении обществу "УК "Вест-Снаб" за счет средств, собираемых по статье "текущий ремонт" выполнить следующие работы: ремонт отмостки, замена труб ливневых канализаций, укрепление блоков фундамента, ремонт ступенек подъездов; работы выполняются при наличии денежных средств по статье "текущий ремонт".
Согласно приложению N 2 к финансовому отчету о выполнении договора управления многоквартирным домом, предусмотрены следующие виды работ: замена кранов на системе отопления (подъезды N 1,2,3,4, подвал), замена шкива ограничителя скорости лифта (подъезд N 2), изготовление бланков, замена труб ливневой канализации (подъезд N 5, 9 этаж), замена арматуры (кв. 49), оценка соответствия лифтов отработавших срок службы (1,2,3,4,5), замена аварийных радиаторов (кв. 88,25,85,65,70), установка дверей, ремонт подъездов (1,2,3,4,5), арматуры отопления в подвале, замена американки на стояке ГВС (кв. 80), установка балансировочного крана на циркуляции ГВС, замена тяговых канатов. Общая стоимость работ составляет 482 368 руб.
По факту выполненных работ общество "УК "Вест-Снаб" составлены акты обследования технического состояния, а также акты о приемке выполненных работ. Общая стоимость выполненных работ составила 482 368 руб. В платежном документе за март 2021 жителям МКД предъявлен перерасчет (доначисление) платы по статье "содержание жилого помещения (в том числе текущий ремонт), в частности, владельцу квартиры N 143 - в сумме 2890 руб. 73 коп.
Управление в ходе проверки пришло к выводу о том, что доначисление потребителям многоквартирного дома по статье "содержание жилого помещения" перерасчета противоречит действующему законодательству, поскольку выполненные работы не относятся к работам, которые управляющая компания не могла предвидеть и предотвратить при обычной степени заботливости и осмотрительности и за возникновение которых она не отвечает.
По результатам проверки Управлением составлен акт проверки и выдано предписание от 04.06.2021 N 1258/06-02, согласно которому обществу необходимо в срок до 04.08.2021 привести порядок определения размера платы за "содержание жилого помещения, в том числе "текущий ремонт" в соответствие с установленными требованиями действующего законодательства Российской Федерации, выполнить перерасчет всему МКД по адресу: г. Ижевск, ул. Холмогорова, д. 16.
Полагая предписание незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Суд первой инстанции правовых оснований для признания оспариваемого предписания недействительным не усмотрел и оставил заявленные требования без удовлетворения.
Изучив материалы дела, исследовав представленные доказательства в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции оснований для отмены решения суда не установил.
Выводы судов являются правильными, соответствуют действующему законодательству, материалам дела.
Статьей 4 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что жилищное законодательство регулирует отношения по предоставлению коммунальных услуг, внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
В соответствии со статьями 153, 154 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.
Согласно статье 156 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства (пункт 1). Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45-48 настоящего Кодекса, за исключением размера расходов, который определяется в соответствии с частью 9.2 настоящей статьи. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год (часть 7).
В силу части 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
Уплата дополнительных взносов, предназначенных для финансирования расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, осуществляется собственниками помещений в многоквартирном доме в случае, предусмотренном частью 1.1 настоящей статьи.
Согласно части 1 статьи 45 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны ежегодно проводить годовое общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме. Сроки и порядок проведения годового общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, а также порядок уведомления о принятых им решениях устанавливается исключительно общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с положениями пунктов 16, 30 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N491), содержание общего имущества обеспечивается собственниками помещений - за счет собственных средств (пункт 16); надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией - в соответствии с частью 5 статьи 161, статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (пункт 30).
Плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается одинаковой для всех собственников помещений в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (пункты 29-36 Правил N 491).
При определении размера платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, решение общего собрания собственников помещений в таком доме принимается на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации (пункт 31 Правил N 491).
Следовательно, основным способом установления и изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников (всех ее составных частей) на законодательном уровне определен только способ в виде волеизъявления собственников помещений в многоквартирном доме посредством принятия решения об этом на общем собрании, а в случае непринятия такого решения собственниками, размер платы устанавливается органом местного самоуправления.
Если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления (часть 4 статьи 158 ЖК РФ).
Установление платы за содержание и ремонт жилья в многоквартирном доме в ином порядке действующим законодательством не предусмотрено. Нормы жилищного законодательства, предусматривающие установление (изменение) размера платы за жилое помещение посредством принятия об этом решения на общем собрании собственников помещений в МКД, призваны обеспечить прозрачность определения такой платы и гарантировать права и интересы собственников жилых помещений как наиболее слабой стороны во взаимоотношениях с управляющей организацией.
Жилищный кодекс Российской Федерации и иные нормативные правовые акты, регулирующие жилищные отношения, не предусматривают возможность одностороннего изменения управляющей организацией платы за содержание жилого помещения. Соблюдение указанных норм направлено на защиту прав и законных интересов таких лиц, а также пресечения со стороны управляющей организации в одностороннем порядке необоснованно по своему собственному усмотрению изменять плату.
В силу части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом. Если управлением многоквартирного дома занимается управляющая организация, она несет ответственность перед собственниками помещений в доме за оказание всех услуг и выполнение работ, обеспечивающих надлежащее содержание общего имущества, качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и правил содержания общего имущества многоквартирного дома (части 2 и 3 статьи 161 Жилищного кодекса).
Согласно пункту 42 Правил N 491 управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за ненадлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором управления.
Судами установлено и обществом не оспаривается предъявление в платежном документе за март 2021 каждому жителю МКД дополнительной (помимо установленной общим собранием и ежемесячно предъявляемой) платы по статье "содержание жилого помещения, в том числе текущий ремонт" в сумме 2890 руб. 73 коп.
Между тем решением общего собрания собственников помещений в МКД, оформленным протоколом от 08.06.2018 N 1 (пункт 2), утвержден размер платы за "текущий ремонт" в размере 3 руб./кв.м.
Из материалов дела установлено, что иных решений (о начислении дополнительной платы за содержание жилого помещения) общим собранием собственников жилья не принималось.
Решением общего собрания собственников помещений в МКД, оформленным протоколом от 07.04.2021 N 1 (пункт 3, 4), собственники решили поручить управляющей организации выполнить работы по ремонту подъездов, но за счет средств, собираемых по статье "текущий ремонт".
При этом по вопросу о произведении разового целевого сбора по статье "текущий ремонт" в размере 51,21 руб. за кв.м площади помещения для финансирования работ по ремонту общедомового имущества, большинство собственников проголосовало против.
Общество в обоснование начисления спорной доплаты ссылается на выполнение работ, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при обычной степени заботливости и осмотрительности и за возникновение которых она не отвечает.
Вместе с тем обстоятельство не может являться основанием для неприменения норм Жилищного кодекса Российской Федерации об установлении размера платы за содержание жилого помещения исключительно на общем собрании собственников помещений.
Пункт 2.2.15 договора об управлении МКД от 01.01.2017 N 22-01/17 должен применяться в части, не противоречащей Жилищному кодексу Российской Федерации.
Также судами верно установлено, что работы по замене арматуры отопления, аварийных радиаторов, установке дверей, ремонту подъездов и другие аналогичные работы не относятся к работам, которые управляющая компания не могла предвидеть и предотвратить при обычной степени заботливости и осмотрительности и за возникновение которых она не отвечает.
Кроме того указанный перечень работ прямо предусмотрен Минимальным перечнем услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290.
С учетом изложенного, суды, оценив конкретные фактические обстоятельства и представленные в дело доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пришли к обоснованному выводу, что у общества не имелось оснований для применения иной, не утвержденной решением общего собрания собственников помещения в многоквартирном доме платы за содержание жилья и текущий ремонт за указанные работы.
Таким образом, оспариваемое предписание является законным и обоснованным и не нарушает права и законные интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности, правомерно возлагая на общество обязанность устранить допущенные нарушения требований закона.
С учетом изложенных обстоятельств суды пришли к правомерному выводу, что общество не имело правовых оснований для начисления жителям МКД спорной доплаты, а также самостоятельного определения размера платы за данную услугу.
Следовательно, судами сделан обоснованный вывод об отсутствии совокупности оснований для признания оспариваемого предписания недействительным.
Таким образом, суды правомерно отказали в удовлетворении заявленных обществом требований.
Поскольку доводы, изложенные в кассационной жалобе, не содержат ссылок, которые не были бы проверены и не учтены судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение, влияли на обоснованность и законность судебных актов, либо опровергали выводы судов, то признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, в связи с этим не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 08.04.2022 по делу N А71-12446/2021 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.07.2022 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Вест-Снаб" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Ю.В. Вдовин |
Судьи |
Е.О. Черкезов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Общество в обоснование начисления спорной доплаты ссылается на выполнение работ, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при обычной степени заботливости и осмотрительности и за возникновение которых она не отвечает.
Вместе с тем обстоятельство не может являться основанием для неприменения норм Жилищного кодекса Российской Федерации об установлении размера платы за содержание жилого помещения исключительно на общем собрании собственников помещений.
Пункт 2.2.15 договора об управлении МКД от 01.01.2017 N 22-01/17 должен применяться в части, не противоречащей Жилищному кодексу Российской Федерации.
Также судами верно установлено, что работы по замене арматуры отопления, аварийных радиаторов, установке дверей, ремонту подъездов и другие аналогичные работы не относятся к работам, которые управляющая компания не могла предвидеть и предотвратить при обычной степени заботливости и осмотрительности и за возникновение которых она не отвечает.
Кроме того указанный перечень работ прямо предусмотрен Минимальным перечнем услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 16 ноября 2022 г. N Ф09-7558/22 по делу N А71-12446/2021