Екатеринбург |
|
18 ноября 2022 г. |
Дело N А50-32490/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 ноября 2022 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 ноября 2022 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Тороповой М.В.,
судей Столярова А.А., Суспициной Л.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу администрации Ильинского сельского поселения Слободского района Кировской области на решение Арбитражного суда Пермского края от 25.04.2022 по делу N А50-32490/2021 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.07.2022 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие с использованием системы веб-конференции информационной системы "Картотека арбитражных дел" (онлайн-заседание):
Глава администрации Ильинского сельского поселения Слободского района Кировской области (далее - администрации) - Якимова Т.А. (паспорт, решение об избрании),
представитель администрации - Северинов А.Н. (доверенность от 18.01.2022 N 17).
Определением Арбитражного суда Уральского округа от 16.11.2022 произведена замена председательствующего судьи Полуяктова А.С. на судью Торопову М.В.
Администрация обратилась в Арбитражный суд Пермского края с заявлением к Федеральному казенному учреждению "Управление федеральных автомобильных дорог "Прикамье" Федерального дорожного агентства" (далее - учреждение УПРДОР "Прикамье") о признании незаконными решений: от 01.11.2021 N 7/6116 об отказе в выдаче согласования на реконструкцию, ремонт примыкания к участку автомобильной дороги Р-243 Кострома-Шарья-Киров-Пермь 668+380 слева, от 25.11.2021 N 07/6696 об отказе в выдаче согласования на работы по строительству сооружений примыкания (пересечения) к участку автомобильной дороги Р-243 Кострома-Шарья-Киров-Пермь 668+380 слева.
Решением суда от 25.04.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.07.2022 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе администрация просит указанные судебные акты отменить, дело направить на новое рассмотрение, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального права. Заявитель жалобы настаивает на том, что в рассматриваемом случае не подлежит применению ГОСТ Р 52398-2005, который является недействующим и подлежал применению до 01.09.2016 к дорогам, расположенным вне пределов населенных пунктов. По мнению администрации, при рассмотрении спора должен применяться ГОСТ 33382-2015 "Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Техническая классификация", утвержденный Приказом Госстандарта от 31.08.2016 N 998-ст. Заявитель отмечает, что СП 396.1325800.2018 является тем нормативным документом, которым нужно руководствоваться при проектировании улично-дорожной сети при прохождении дорог через населенный пункт. Администрация обращает внимание на то, что судами не определено и не устанавливалось в отношении какого примыкания к дороге расстояние менее 600 м и где данное примыкание расположено, на территории населенного пункта или вне его, что, по мнению заявителя, имеет существенное значение для рассмотрения дела, поскольку в зависимости от месторасположения должны применяться различные нормативные документы. Администрация также отмечает, что судами не установлено нахождение на земельном участке с кадастровым номером 43:30:430301:218 объектов дорожного или придорожного сервиса, вид разрешенного использования земельного участка не является достоверным доказательством нахождения на нем каких-либо объектов.
Законность судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 274, 284, 286 АПК РФ, в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе.
Как следует из материалов дела, 09.06.2020 Главой администрации издано постановление N 53 о подготовке проекта межевания территории части кадастрового квартала 43:30:430301 в д. Слободка Ильинского сельского поселения Слободского района Кировской области.
В период с 21.07.2020 по 21.08.2020 проведены публичные слушания по проекту межевания территории части кадастрового квартала 43:30:430301 в д. Слободка Ильинского сельского поселения Слободского района Кировской области, по результатам публичных слушаний составлено заключение от 21.08.2020.
Постановлением Главы администрации от 31.08.2020 N 71 утвержден проект межевания части кадастрового квартала 43:30:430301 в д. Слободка Ильинского сельского поселения Слободского района Кировской области.
Администрация 01.10.2021 обратилась в учреждение УПРДОР "Прикамье" с заявлением N 388 о согласовании капитального ремонта примыкания с автомобильной дорогой федерального значения Р-243 Кострома-Шарья-Киров-Пермь, расположенной в кадастровом квартале 43:30:430301, на участке 668+380 слева.
В ответ на обращение администрации учреждение УПРДОР "Прикамье" направило письмо от 01.11.2021 N 07/6116, в котором содержится решение об отказе в выдаче согласия в письменной форме на строительство примыкания на участке 668+380 слева автомобильной дороги. В письме указано, что в соответствии с Проектом организации дорожного движения на 668+380 слева отсутствует примыкание к автомобильной дороге, следовательно, требуется новое строительство, а не реконструкция, капитальный ремонт или ремонт примыкания; участок автомобильной дороги км 668+340 - 895+630 относится к III технической категории и в соответствии с требованиями пункта 3.1.3 ГОСТ Р 52398-2005 доступ к данной автомобильной дороге допускается организовывать через пересечения и примыкания в разных и (или) одном уровне не чаще, чем через 600 м.
Администрация 15.11.2021 обратилась с заявлением N 418 о согласовании строительства примыкания (пересечения) с автомобильной дорогой федерального значения Р-243 Кострома-Шарья-Киров-Пермь, расположенной в кадастровом квартале 43:30:430301, на участке 668+380 слева.
Рассмотрев заявление, учреждение УПРДОР "Прикамье" направило в адрес администрации письмо от 25.11.2021 N 07/6696, в котором сослалось на ранее выданные мотивированные отказы в строительстве примыкания на участке автомобильной дороги км 668+380 слева. Дополнительно учреждение УПРДОР "Прикамье" сообщило в письме, что при сравнении проекта межевания со сведениями публичной кадастровой карты установлено: планируемая к строительству автомобильная дорога (улица) муниципального значения в месте примыкания км 668+38 проходит через земельный участок с кадастровым номером 43:30:430301:218 с разрешенным видом использования под кафе и автостоянку, в соответствии с пунктом 13.6 ГОСТ Р 58653-2019 примыкание автомобильных дорог и улиц населенных пунктов через объекты дорожного или придорожного сервиса не допускается.
Не согласившись с указанными решениями, администрация обратилась в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходили из следующего.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) - незаконными.
Таким образом, для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными, необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 257-ФЗ) под автомобильной дорогой понимается объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Согласно пункту 1 статьи 20 Закона N 257-ФЗ строительство, реконструкция являющихся сооружениями пересечения автомобильной дороги с другими автомобильными дорогами (далее также - пересечение) и примыкания автомобильной дороги к другой автомобильной дороге (далее также - примыкание) допускаются при наличии разрешения на строительство, выдаваемого в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом, и согласия в письменной форме владельцев автомобильных дорог.
Капитальный ремонт, ремонт пересечений и примыканий в отношении автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения допускаются при наличии согласия в письменной форме владельцев таких автомобильных дорог. При этом с владельцами таких автомобильных дорог должны быть согласованы порядок осуществления работ по ремонту указанных пересечений и примыканий и объем таких работ (пункт 4 статьи 20 Закона N 257-ФЗ).
В пункте 5.3 статьи 20 Закона N 257-ФЗ указано, что порядок выдачи указанного в частях 1 и 4 настоящей статьи согласия в письменной форме владельца автомобильной дороги и перечень документов, необходимых для его выдачи, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства, - в отношении автомобильных дорог федерального значения.
Приказом Минтранса России от 09.07.2018 N 261 утвержден Порядок выдачи согласия в письменной форме владельцем автомобильной дороги федерального значения в целях строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта являющихся сооружениями пересечения автомобильной дороги федерального значения с другими автомобильными дорогами и примыкания автомобильной дороги федерального значения к другой автомобильной дороге, а также перечень документов, необходимых для выдачи такого согласия (далее - Порядок).
Согласно пункту 6 Порядка в целях получения согласия заявитель направляет владельцу автомобильной дороги федерального значения письменное заявление о предоставлении согласия.
Судами установлено, что участок автомобильной дороги общего пользования федерального значения Р-243 Кострома-Шарья-Киров-Пермь расположен на земельном участке с кадастровым номером 43:30:430305:14, правообладателем которого является КОГУ "Управтодор", что подтверждается выпиской из ЕГРН.
Администрация 01.10.2021 и 15.11.2021 обращалась к владельцу автомобильной дороги в лице учреждения УПРДОР "Прикамье" с заявлениями о согласовании капитального ремонта и строительства примыкания с автомобильной дорогой федерального значения Р-243 Кострома-Шарья-Киров-Пермь на участке 668+380 слева.
Отказы в выдаче согласия на строительство примыкания на участке автомобильной дороги 668+380 слева учреждение УПРДОР "Прикамье" мотивировало тем, что участок автомобильной дороги км 668+340 - 895+630 относится к III технической категории и в соответствии с требованиями пункта 3.1.3 ГОСТ Р 52398-2005 к данной автомобильной дороге допускается организовывать через пересечения и примыкания в разных и (или) одном уровне не чаще, чем через 600 м., в обоснование чего представило технический паспорт автомобильной дороги общего пользования федерального значения Р-243 Кострома-Шарья-Киров-Пермь и Проект организации дорожного движения, на котором отражено примыкание к автомобильной дороге на участке 668+190.
Кроме того, в письме от 25.11.2021 N 07/6696 учреждение УПРДОР "Прикамье" указало, что планируемая к строительству автомобильная дорога (улица) муниципального значения в месте примыкания км 668+38 проходит через земельный участок с кадастровым номером 43:30:430301:218 с разрешенным видом использования под кафе и автостоянку, что подтверждается скриншотом из публичной кадастровой карты.
В силу подпункта 2 пункта 15 Порядка владелец автомобильной дороги федерального значения принимает решение об отказе в выдаче согласия в случае, если расстояние между пересечением и (или) примыканием противоречит требованиям к расстоянию между пересечениями и (или) примыканиями для соответствующей категории автомобильной дороги.
В соответствии с пунктом 18 статьи 5 Закона N 257-ФЗ классификация автомобильных дорог и их отнесение к категориям автомобильных дорог (первой, второй, третьей, четвертой, пятой категориям) осуществляются в зависимости от транспортно-эксплуатационных характеристик и потребительских свойств автомобильных дорог в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Основные технические характеристики классификационных признаков автомобильных дорог приведены в таблице 1 ГОСТ Р 52398-2005. Национальный стандарт Российской Федерации. Классификация автомобильных дорог. Основные параметры и требования (далее - ГОСТ Р 52398-2005).
В соответствии с пунктом 3.1.3. ГОСТ Р 52398-2005 к классу "дороги обычного типа" относят автомобильные дороги, не отнесенные к классам "автомагистраль" и "скоростная дорога":
- имеющие единую проезжую часть или с центральной разделительной полосой;
- доступ на которые возможен через пересечения и примыкания в разных и одном уровне, расположенные для дорог категорий IB, II, III не чаще, чем через 600 м, для дорог категории IV не чаще, чем через 100 м, категории V - 50 м друг от друга.
В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 29.12.2017 N 443-ФЗ "Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 443-ФЗ) проекты организации дорожного движения разрабатываются в целях реализации комплексных схем организации дорожного движения и (или) корректировки отдельных их предложений либо в качестве самостоятельного документа без предварительной разработки комплексной схемы организации дорожного движения.
В силу действия подпункта 1 пункта 2, подпунктов 1, 2 пункта 3 статьи 18 Закона N 443-ФЗ проекты организации дорожного движения разрабатываются на период эксплуатации дорог или их участков. Проекты организации дорожного движения на период эксплуатации дорог или их участков разрабатываются в целях определения постоянных схем движения транспортных средств и (или) пешеходов: 1) в отношении существующих, реконструируемых или строящихся дорог или их участков; 2) при строительстве или реконструкции объектов капитального строительства в отношении сети дорог и (или) их участков, прилегающих к указанным объектам капитального строительства.
Проекты организации дорожного движения, разрабатываемые для автомобильных дорог федерального значения либо их участков, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, или подведомственными ему федеральными государственными учреждениями либо в случаях, если автомобильные дороги переданы в доверительное управление Государственной компании "Российские автомобильные дороги", этой компанией (пункт 7 статьи 18 Закона N 443-ФЗ).
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что спорный участок автомобильной дороги общего пользования федерального значения Р-243 Кострома-Шарья-Киров-Пермь относится к III категории и в отношении него подлежит применению требование пункта 3.1.3. ГОСТ Р 52398-2005 о том, что пересечения и примыкания в разных и одном уровне должны быть расположены не чаще, чем через 600 м., принимая во внимание, что в Проекте организации дорожного движения отражено примыкание к автомобильной дороге на участке автомобильной 668+190, в связи с чем строительство нового примыкания на участке 668+380 приведет к нарушению указанного выше требования ГОСТ Р 52398-2005, суды признали правомерным отказ учреждения УПРДОР "Прикамье" в согласовании строительства нового примыкания на участке 668+380.
Кроме того, представленным в материалы дела скриншотом из публичной кадастровой карты подтверждается, что планируемая к строительству автомобильная дорога (улица) муниципального значения в месте примыкания км 668+38 проходит через земельный участок с кадастровым номером 43:30:430301:218 с разрешенным видом использования под кафе и автостоянку.
Между тем ГОСТ Р 58653-2019 "Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Пересечения и примыкания. Технические требования" в пункте 13.6 содержит прямой запрет на строительство примыкание автомобильных дорог и улиц населенных пунктов через объекты дорожного или придорожного сервиса.
Вопреки доводам администрации суды первой и апелляционной инстанций правомерно отметили, что к спорным правоотношениям подлежит применению ГОСТ Р 52398-2005, который является действующим, настоящий стандарт распространяется на существующие и проектируемые автомобильные дороги общего пользования и устанавливает их техническую классификацию.
Ссылки администрации на Своды правил СП 42.13330.2016 и СП 396.1325800.2018 судами отклонены, поскольку они имеют иную область применения и не предусматривают иных правил регулирования устройства примыканий для автомобильных дорог федерального значения.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, не опровергают правомерность выводов судов о признании обоснованным отказа учреждения УПРДОР "Прикамье" в согласовании, подлежат отклонению судом кассационной инстанции по основаниям, указанным в мотивировочной части постановления, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права, с учетом установленных по делу обстоятельств, кроме того, указанные доводы по существу направлены на переоценку доказательств и сделанных на их основании выводов судов о фактических обстоятельствах, полномочий для которой у суда кассационной инстанции не имеется (статья 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушений норм процессуального и материального права, которые могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемого судебного акта в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пермского края от 25.04.2022 по делу N А50-32490/2021 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.07.2022 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Ильинского сельского поселения Слободского района Кировской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.В. Торопова |
Судьи |
А.А. Столяров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что спорный участок автомобильной дороги общего пользования федерального значения Р-243 Кострома-Шарья-Киров-Пермь относится к III категории и в отношении него подлежит применению требование пункта 3.1.3. ГОСТ Р 52398-2005 о том, что пересечения и примыкания в разных и одном уровне должны быть расположены не чаще, чем через 600 м., принимая во внимание, что в Проекте организации дорожного движения отражено примыкание к автомобильной дороге на участке автомобильной 668+190, в связи с чем строительство нового примыкания на участке 668+380 приведет к нарушению указанного выше требования ГОСТ Р 52398-2005, суды признали правомерным отказ учреждения УПРДОР "Прикамье" в согласовании строительства нового примыкания на участке 668+380.
Кроме того, представленным в материалы дела скриншотом из публичной кадастровой карты подтверждается, что планируемая к строительству автомобильная дорога (улица) муниципального значения в месте примыкания км 668+38 проходит через земельный участок с кадастровым номером 43:30:430301:218 с разрешенным видом использования под кафе и автостоянку.
Между тем ГОСТ Р 58653-2019 "Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Пересечения и примыкания. Технические требования" в пункте 13.6 содержит прямой запрет на строительство примыкание автомобильных дорог и улиц населенных пунктов через объекты дорожного или придорожного сервиса.
Вопреки доводам администрации суды первой и апелляционной инстанций правомерно отметили, что к спорным правоотношениям подлежит применению ГОСТ Р 52398-2005, который является действующим, настоящий стандарт распространяется на существующие и проектируемые автомобильные дороги общего пользования и устанавливает их техническую классификацию.
Ссылки администрации на Своды правил СП 42.13330.2016 и СП 396.1325800.2018 судами отклонены, поскольку они имеют иную область применения и не предусматривают иных правил регулирования устройства примыканий для автомобильных дорог федерального значения."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 18 ноября 2022 г. N Ф09-7520/22 по делу N А50-32490/2021