Екатеринбург |
|
17 ноября 2022 г. |
Дело N А76-45550/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 ноября 2022 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 ноября 2022 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Поротниковой Е. А.,
судей Черкезова Е. О., Ященок Т. П.
при ведении протокола помощником судьи Бычковской А.С. рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Администрации города Челябинска на решение Арбитражного суда Челябинской области от 25.05.2022 по делу N А76-45550/2021 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.08.2022 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Челябинской области приняли участие представители:
Прокуратуры Челябинской области - Дроженко И.Н. (служебное удостоверение);
Администрации города Челябинска - Раткевич Т.А. (паспорт, доверенность от 05.07.2022, диплом).
Прокуратура Челябинской области (далее - заявитель, Прокуратура) обратилась в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Администрации города Челябинска (далее - заинтересованное лицо, Администрация) о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по разработке и утверждению правового акта, регламентирующего предоставление муниципальной услуги по согласованию вывода источников тепловой энергии, тепловых сетей в ремонт и из эксплуатации, предусмотренной статьей 6 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Федеральный закон N 190-ФЗ); об обязании Администрации в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу решения суда разработать и утвердить правовой акт, регламентирующий предоставление муниципальной услуги по согласованию вывода источников тепловой энергии, тепловых сетей в ремонт и из эксплуатации, предусмотренной статьей 6 Федерального закона N 190-ФЗ.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 25.05.2022 заявленные требования удовлетворены. Бездействие Администрации, выразившееся в непринятии мер по разработке и утверждению правового акта, регламентирующего предоставление муниципальной услуги по согласованию вывода источников тепловой энергии, тепловых сетей в ремонт и из эксплуатации, признано незаконным; суд обязал Администрацию в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу решения суда разработать и утвердить правовой акт, регламентирующий предоставление муниципальной услуги по согласованию вывода источников тепловой энергии, тепловых сетей в ремонт и из эксплуатации.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.08.2022 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Администрация просит судебные акты отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать, полагая, что рассмотрение уведомлений о выводе источников тепловой энергии, тепловых сетей в ремонт и из эксплуатации не является муниципальной услугой и не требует разработки правового акта, регламентирующего ее предоставление.
Прокуратура с жалобой не согласна по основаниям, изложенным в отзыве. Судебные акты считает законными и обоснованными, просит оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Проверив законность и обоснованность принятых по делу судебных актов, суд кассационной инстанции не нашел оснований для их отмены или изменения.
Как следует из материалов дела, Прокуратурой проведена проверка исполнения Администрацией требований законодательства в сфере теплоснабжения в части организации предоставления муниципальных услуг, по результатам которой установлен факт бездействия Администрации, выразившегося в непринятии мер по разработке и утверждению правового акта, регламентирующего предоставление муниципальной услуги по согласованию вывода источников тепловой энергии, тепловых сетей в ремонт и из эксплуатации.
Прокурором в адрес Администрации вынесено представление от 13.09.2021 N 586ж-2021 об устранении нарушений закона.
Письмом от 15.11.2021, адресованным прокурору города Челябинска Администрация сообщила, что принятие административного регламента для согласования вывода из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей имеет в себе признаки избыточного правового регулирования и дублирования вышестоящих ненормативных правовых актов. По мнению Администрации, основания для привлечения к дисциплинарной ответственности должностных лиц Администрации отсутствуют.
Неисполнение Администрацией вышеуказанного представления явилось основанием обращения Прокуратуры в Арбитражный суд Челябинской области с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о доказанности материалами дела факта неправомерного бездействия администрации, выразившегося в непринятии мер по разработке и утверждению правового акта, регламентирующего предоставление муниципальной услуги по согласованию вывода источников тепловой энергии, тепловых сетей в ремонт и из эксплуатации, предусмотренной статьей 6 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении".
Суд апелляционной инстанции, оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, пришел к выводу, что оснований для изменения (отмены) обжалуемого судебного акта не имеется,
Выводы судов являются правильными, соответствуют действующему законодательству, материалам дела.
Из системного толкования части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 АПК РФ следует, что для признания недействительными ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту, и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В силу статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - Закон N 210-ФЗ) государственная услуга, предоставляемая федеральным органом исполнительной власти, органом государственного внебюджетного фонда, исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органом местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее - государственная услуга), - деятельность по реализации функций соответственно федерального органа исполнительной власти, государственного внебюджетного фонда, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органа местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий органов, предоставляющих государственные услуги (пункт 1).
Муниципальная услуга, предоставляемая органом местного самоуправления (далее - муниципальная услуга), - деятельность по реализации функций органа местного самоуправления (далее - орган, предоставляющий муниципальные услуги), которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Законом N 131-ФЗ и уставами муниципальных образований, а также в пределах предусмотренных указанным Федеральным законом прав органов местного самоуправления на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения, прав органов местного самоуправления на участие в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со статьей 19 указанного Федерального закона), если это участие предусмотрено федеральными законами, прав органов местного самоуправления на решение иных вопросов, не отнесенных к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенных из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, в случае принятия муниципальных правовых актов о реализации таких прав (пункт 2 статьи 2 Закона N 210-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 12 Закона N 210-ФЗ, предоставление государственных и муниципальных услуг осуществляется в соответствии с административными регламентами.
При этом под административным регламентом понимается нормативный правовой акт, устанавливающий порядок и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги (пункт 4 статьи 2 Закона N 210-ФЗ).
В силу статьи 16 Федерального закона N 131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится, в том числе организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 6 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Федеральный закон N 190-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относится, в том числе в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, согласование вывода источников тепловой энергии, тепловых сетей в ремонт и из эксплуатации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2012 N 889 "О выводе в ремонт и из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей" установлен Порядок вывода из эксплуатации объектов теплоснабжения.
В соответствии с подпунктами 14, 17 Постановления N 889 вывод из эксплуатации тепловых сетей, с использованием которых осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии, теплопотребляющие установки которых подключены к этим тепловым сетям, осуществляется по согласованию с указанными потребителями. К уведомлению о выводе из эксплуатации тепловых сетей прилагаются письменные согласования вывода тепловых сетей из эксплуатации, полученные от всех потребителей тепловой энергии, указанных в уведомлении.
Согласно части 1 статьи 36 Устава города Челябинска Администрация является исполнительно-распорядительным органом г. Челябинска, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения г. Челябинска и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Челябинской области.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Администрацией не принят правовой акт, регламентирующий предоставление муниципальной по согласованию вывода источников тепловой энергии, тепловых сетей в ремонт и из эксплуатации.
Кроме того, судами установлено, что сведения о предоставлении данной услуги отсутствуют в Перечне муниципальных и государственных услуг, предоставляемых Администрацией города Челябинска, утвержденном распоряжением Администрации города Челябинска от 28.07.2015 N 8199.
При таких обстоятельствах, оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 АПК РФ, представленные в материалы дела доказательства, суды правомерно признали незаконным бездействие Администрации по факту непринятия мер по разработке и утверждению административного регламента, регламентирующего предоставление соответствующей муниципальной услуги, отсутствие которого в рассматриваемом случае влечет неопределенность в деятельности органа местного самоуправления по организации теплоснабжения на соответствующей территории, нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц в т. ч. хозяйствующих субъектов, возложив на Администрацию обязанность по разработке и утверждению соответствующего правового акта.
С учетом изложенного, заявленные требования обоснованно удовлетворены судами.
Доводы Администрации о том, что вывод источников тепловой энергии, тепловых сетей в ремонт не является муниципальной услугой и у Администрации отсутствии у нее полномочий по разработке и утверждению правового акта, отклоняется судом кассационной инстанции как основанные на ошибочном толковании норм материального права, поскольку в силу пункта 5 статьи 6 Федерального закона N 190-ФЗ вопрос согласования вывода источников тепловой энергии, тепловых сетей в ремонт и из эксплуатации непосредственно отнесен к полномочиям органов местного самоуправления на соответствующих территориях.
При вынесении обжалуемых судебных актов арбитражные суды первой и апелляционной инстанций всесторонне, полно и объективно исследовали все представленные сторонами по делу доказательства (статья 71 АПК РФ) и дали правовую оценку доводам заявителя, вновь приведенным в кассационной жалобе, иная оценка обстоятельств дела не свидетельствует о неправильном применении судами норм материального и процессуального права.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в соответствии со статьей 288 АПК РФ основанием для отмены судебных актов судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 25.05.2022 по делу N А76-45550/2021 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.08.2022 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации города Челябинска на решение Арбитражного суда Челябинской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.А. Поротникова |
Судьи |
Е.О. Черкезов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с подпунктами 14, 17 Постановления N 889 вывод из эксплуатации тепловых сетей, с использованием которых осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии, теплопотребляющие установки которых подключены к этим тепловым сетям, осуществляется по согласованию с указанными потребителями. К уведомлению о выводе из эксплуатации тепловых сетей прилагаются письменные согласования вывода тепловых сетей из эксплуатации, полученные от всех потребителей тепловой энергии, указанных в уведомлении.
...
Доводы Администрации о том, что вывод источников тепловой энергии, тепловых сетей в ремонт не является муниципальной услугой и у Администрации отсутствии у нее полномочий по разработке и утверждению правового акта, отклоняется судом кассационной инстанции как основанные на ошибочном толковании норм материального права, поскольку в силу пункта 5 статьи 6 Федерального закона N 190-ФЗ вопрос согласования вывода источников тепловой энергии, тепловых сетей в ремонт и из эксплуатации непосредственно отнесен к полномочиям органов местного самоуправления на соответствующих территориях."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 17 ноября 2022 г. N Ф09-7562/22 по делу N А76-45550/2021