Екатеринбург |
|
21 ноября 2022 г. |
Дело N А07-5340/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 ноября 2022 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 ноября 2022 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе судьи Поротниковой Е. А. рассмотрел кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Башкирская концессионная компания" на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 20.05.2022 по делу N А07-5340/2022, рассмотренному в порядке упрощенного производства, и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.07.2022 по указанному делу.
Дело рассмотрено в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Определением от 18.10.2022 рассмотрение кассационной жалобы назначено с проведением судебного заседания.
В судебном заседании принял участие представитель общества с ограниченной отчетностью "Башкирская концессионная компания" (далее - общество "БКК", общество, застройщик, заявитель) - Ромашкина А.А. (доверенность от 10.01.2022 N 10, диплом, паспорт).
Общество "БКК" обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Управлению государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Приволжскому федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - административный орган, Ространснадзор, Управление) о признании незаконным и отмене постановления от 16.02.2022 N УФ-03ДХ/22 о назначении административного наказания, которым заявитель привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Мотивированным решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 20.05.2022 (резолютивная часть объявлена 25.04.2022) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.07.2022 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество "БКК" просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
В обоснование доводов жалобы заявитель указывает на отсутствие состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 11.15.1 КоАП РФ, поскольку полагает, что в рассматриваемом случае нет объекта транспортной инфраструктуры, в отношении которого необходимо соблюдать требования транспортной безопасности в соответствии с Федеральным законом от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" (далее - Федеральный закон N 16-ФЗ). По мнению заявителя, законодатель разделяет понятия субъекта транспортной инфраструктуры и застройщика объекта транспортной инфраструктуры. Соответственно, объем требований к данным субъектам различный. Общество "БКК" является застройщиком спорного объекта, однако не является субъектом транспортной инфраструктуры, и, следовательно, не является субъектом вменяемого административного правонарушения.
Как следует из судебных актов, в Управление 10.01.2022 поступило письмо Руководителя государственного казенного учреждения Транспортной дирекции Республики Башкортостан от 27.12.2021 N 02/907 с Планом обеспечения транспортной безопасности строящегося объекта транспортной инфраструктуры "Автомобильная дорога общего пользования регионального значения Республики Башкортостан - новый выезд из города Уфы на автомобильную дорогу федерального значения М-5 "Урал" (Восточный выезд)", застройщик - общество "БКК" (разрешение на строительство от 29.12.2018 N 02-000-11-2018).
При изучения вышеуказанного Плана обеспечения транспортной безопасности (далее - План ОТБ) на строящемся объекте транспортной инфраструктуры (далее - ОТИ) должностными лицами Ространснадзора выявлено несоответствие Требованиям по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры по видам транспорта на этапе их проектирования и строительства, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 N 2418 (далее - Требования N 2418), так как в нем отсутствуют сведения:
- об аттестации в порядке, предусмотренном частью 2 статьи 12.1 Закона N 16-ФЗ, лица, назначенного ответственным за обеспечение транспортной безопасности на период строительства;
- об образовании (привлечении) подразделения транспортной безопасности.
Административным органом установлено, что на ОТИ существует угроза совершения акта незаконного вмешательства в деятельность транспортного комплекса, имеются нарушения застройщиком ОТИ требований по обеспечению транспортной безопасности, а также угроза причинения вреда жизни, здоровью граждан, окружающей среде, безопасности государства, а также угроза возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера.
По результатам изучения и анализа представленных обществом "БКК" документов и пояснении также установлено, что на ОТИ "Автомобильная дорога общего пользования регионального значения Республики Башкортостан - новый выезд из города Уфы на автомобильную дорогу федерального значения М-5 "Урал" (Восточный выезд) отсутствуют сотрудники сил обеспечения транспортной безопасности подготовленные и аттестованные в установленном законом порядке, так же не образовано (не привлечено) подразделение транспортной безопасности.
В связи с указанными обстоятельствами административным органом 11.02.2022 в отношении общества "БКК" составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 11.15.1 КоАП РФ.
Постановлением Ространснадзора от 16.02.2022 общество привлечено к административной ответственности в соответствии с частью 1 статьи 11.15.1 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Считая указанное постановление незаконным, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением о его отмене.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях общества "БКК" состава вменяемого административного правонарушения, соблюдения административным органом порядка привлечения к административной ответственности.
Суд апелляционной инстанции с выводами, изложенными в решении, согласился.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам, материалам дела и действующему законодательству Российской Федерации в сфере транспортной безопасности на основании следующего.
Частью 1 статьи 11.15.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Объективной стороной административного правонарушения является неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.
Субъектами административного правонарушения являются должностные и юридические лица.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона N 16-ФЗ обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено Федеральным законом N 16-ФЗ.
Согласно пункту 9 статьи 1 Федерального закона N 16-ФЗ субъекты транспортной инфраструктуры - юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками ОТИ и (или) ТС или использующие их на ином законном основании.
В силу пункта "з" части 5 статьи 1 Федерального закона N 16-ФЗ объектом транспортной инфраструктуры является технологический комплекс, включающий в себя участки автомобильных дорог, железнодорожных и внутренних водных путей, вертодромы, посадочные площадки, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружении, устройства и оборудование, определяемые Правительством Российской Федерации.
Пунктами 10, 4 статьи 1 Федерального закона N 16-ФЗ установлено, что транспортная безопасность - это состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства, а обеспечение транспортной безопасности - это реализация определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере транспортного комплекса, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства.
В соответствии с частью 6 статьи 4 Федерального закона N 16-ФЗ обеспечение защиты от актов незаконного вмешательства, в том числе террористических актов, зданий, строений, сооружений, не отнесенных в соответствии с настоящим Федеральным законом к объектам транспортной инфраструктуры, и объектов, строительство которых не завершено и которые расположены в границах (на территории) объектов транспортной инфраструктуры, осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом с учетом категории соответствующего объекта транспортной инфраструктуры. Порядок обеспечения защиты таких объектов от актов незаконного вмешательства, в том числе террористических актов, определяется планом обеспечения транспортной безопасности соответствующего объекта транспортной инфраструктуры.
Как установлено судами, строящаяся автомобильная дорога относится к объекту транспортной инфраструктуры и подлежит защите от незаконного вмешательства, при этом мероприятия определяются Планом обеспечения транспортной безопасности.
В соответствии с пунктом 16 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) застройщик - физическое или юридическое лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему земельном участке или на земельном участке иного правообладателя строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства, реконструкции, капитального ремонта.
Согласно пункту 3 Требований N 2418, понятия "реконструкция" и "застройщик" используются в настоящем документе в значениях, установленных законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
Из материалов дела следует, установлено судами и сторонами не оспаривается, что общество "БКК" является застройщиком объекта "Автомобильная дорога общего пользования регионального значения Республики Башкортостан - новый выезд из города Уфы на автомобильную дорогу федерального значения М-5 "Урал" (Восточный выезд)", является субъектом транспортной безопасности, следовательно, на него возложены обязанности по обеспечению транспортной безопасности строящегося ОТИ в силу вышеприведенных норм.
Подразделения транспортной безопасности - осуществляющие защиту объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства (в том числе на основании договора с субъектом транспортной инфраструктуры) подразделения ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти в области транспорта и (или) аккредитованные для этой цели в установленном порядке юридические лица (пункт 7.1 статьи 1 Федерального закона N 16-ФЗ).
Силы обеспечения транспортной безопасности - это лица, ответственные за обеспечение транспортной безопасности в субъекте транспортной инфраструктуры, на объекте транспортной инфраструктуры, транспортном средстве, включая персонал субъекта транспортной инфраструктуры или подразделения транспортной безопасности, непосредственно связанный с обеспечением транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры или транспортных средств (пункт 7.2 статьи 1 Федерального закона N 16-ФЗ).
В соответствии с частью 9 статьи 12.2 Федерального закона N 16-ФЗ, досмотр, дополнительный досмотр, повторный досмотр, наблюдение и (или) собеседование в целях обеспечения транспортной безопасности проводятся уполномоченными лицами из числа работников подразделений транспортной безопасности.
Требования N 2418 разработаны в соответствии со статьей 8 Федерального закона N 16-ФЗ, в соответствии с частью 1 статьи 8 настоящего Закона, являются обязательными для исполнения застройщиками объектов транспортной инфраструктуры.
Материалами дела подтверждается и административным органом в ходе проверки поступивших документов установлено, что обществом "БКК" в нарушение части 1, части 2 статьи 12.1 Федерального закона N 16-ФЗ сотрудники сил обеспечения транспортной безопасности не подготовлены и не аттестованы; в нарушение части 9 статьи 12.2 Федерального закона N 16-ФЗ, пункта 8 Требований N 2418 обществом не организованы на ОТИ следующие мероприятия: досмотр в целях обеспечения транспортной безопасности; пропускной и внутриобъектовый режимы (образованным) привлеченным подразделением транспортной безопасности.
Факт нарушений заявителем вышеприведенных требований нормативно-правовых актов, как они отражены в оспариваемом постановлении, установлен судом первой инстанции, подтвержден представленными в материалы дела доказательствами (в том числе протоколом об административном правонарушении от 11.02.2022) и обществом документально не опровергнут, что свидетельствует о наличии события вменяемого административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 11.15.1 КоАП РФ.
Доказательств, свидетельствующих о том, что обществом предпринимались соответствующие меры, направленные на исполнение требований действующего законодательства, в материалы дела, суду не представлено.
Таким образом, правильно применив указанные выше нормы права, оценив по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании фактические обстоятельства, доказательства, представленные в материалы дела, в их совокупности и взаимосвязи в порядке, предусмотренном статьями 65, 66, 67, 68, 70, 71 АПК РФ, судами сделан обоснованный вывод о наличии в действиях общества "БКК" состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 11.15.1 КоАП РФ.
Существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности административным органом не допущено. Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ, соблюден.
Оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ суды не усмотрели.
Назначенное административным органом административное наказание (штраф в размере 50 000 рублей) соответствует минимальному размеру санкции части 1 статьи 11.15.1 КоАП РФ.
Таким образом, суды обоснованно отказали в удовлетворении заявленных обществом "БКК" требований.
Доводы заявителя о том, что до момента сдачи строящегося объекта в эксплуатацию он не может быть отнесен к объекту транспортной инфраструктуры, подлежит отклонению как ошибочный по основаниям, изложенным в мотивировочной части настоящего постановления.
Ссылки общества на тот факт, что оно является застройщиком, а все работы на объекте выполняются иным лицом, генподрядчиком, с которым у общества "БКК" имеются договорные отношения и именно лицо, непосредственно проводящее строительные работы обязано отвечать за обеспечение на объекте транспортной безопасности и спецрежим, не свидетельствуют о незаконности оспариваемого постановления административного органа, о чем верно указал суд апелляционной инстанции.
Поскольку доводы, изложенные в кассационной жалобе, не содержат ссылок, которые не были бы проверены и не учтены судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение, влияли на обоснованность и законность судебных актов, либо опровергали выводы судов, то такие доводы признаются судом кассационной инстанции основанными на неправильном толковании заявителем норм материального права применительно к обстоятельствам настоящего дела и, в связи с этим не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов.
Нормы материального права судами применены правильно. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену обжалуемых судебных актов в соответствии с частью 4 статьи 288 АПК РФ, судом кассационной инстанции не установлено.
В части прекращения апелляционным судом производства по апелляционной жалобе лица, не участвующего в деле (ООО "Лимакмаращавтодороги") постановление апелляционного суда не обжалуется.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 288.2, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 20.05.2022 по делу N А07-5340/2022, и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.07.2022 в части отказа в удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью "Башкирская концессионная компания" по указанному делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Башкирская концессионная компания" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Е.А. Поротникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Доказательств, свидетельствующих о том, что обществом предпринимались соответствующие меры, направленные на исполнение требований действующего законодательства, в материалы дела, суду не представлено.
Таким образом, правильно применив указанные выше нормы права, оценив по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании фактические обстоятельства, доказательства, представленные в материалы дела, в их совокупности и взаимосвязи в порядке, предусмотренном статьями 65, 66, 67, 68, 70, 71 АПК РФ, судами сделан обоснованный вывод о наличии в действиях общества "БКК" состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 11.15.1 КоАП РФ.
Существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности административным органом не допущено. Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ, соблюден.
Оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ суды не усмотрели.
Назначенное административным органом административное наказание (штраф в размере 50 000 рублей) соответствует минимальному размеру санкции части 1 статьи 11.15.1 КоАП РФ."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 21 ноября 2022 г. N Ф09-7564/22 по делу N А07-5340/2022