Екатеринбург |
|
23 ноября 2022 г. |
Дело N А07-11311/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 ноября 2022 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 ноября 2022 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Сидоровой А.В.,
судей Сафроновой А.А., Рябовой С.Э.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Молодежное" на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 20.04.2022 по делу N А07-11311/2021 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.07.2022 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представитель общества с ограниченной ответственностью "Башкирские распределительные тепловые сети" - Акбашев Ф.Ф.(доверенность от 31.12.2021 N 119/1).
Определением Арбитражного суда Уральского округа от 02.11.2022 судебное разбирательство по кассационной жалобе отложено в порядке, предусмотренном статьей 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Общество с ограниченной ответственностью "Башкирские распределительные тепловые сети" (ОГРН: 1050204518396, ИНН: 0277072661; далее - общество "БашРТС", истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Молодежное" (ОГРН: 1070268002540, ИНН: 0268045823; далее - общество "УК "Молодежное", ответчик) о взыскании основного долга за потребленное горячее водоснабжение на общедомовые нужды по договору от 01.06.2019 N 5556/СОИ за период с июня по август 2019 года (корректировочные счета-фактуры), сентябрь 2019 года, февраль 2020 года, сентябрь 2020 года - январь 2021 года в сумме 247 831 руб. 94 коп., пени в сумме 12 429 руб. 58 коп.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 20.04.2022, оставленным без изменения постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.07.2022, исковые требования удовлетворены.
Общество "УК "Молодежное" обратилось в Арбитражный суд Уральского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда и апелляционное постановление, дело направить на новое рассмотрение.
Заявитель жалобы указывает, что им в суд первой инстанции представлен контррасчет, из которого следует, что требования истца о взыскании задолженности по тепловой энергии ГВС на СОИ предъявлены обществом "БашРТС" сверх объема поставленного ресурса, зафиксированного ОДПУ. Между тем суды не дали надлежащей правовой оценки данному контррасчету. Расчет платы за СОИ истец произвел, используя норматив для домов с центральным теплоснабжением именно за горячую воду, в то время как обслуживаемые ответчиком дома не подключены к централизованным системам горячего водоснабжения, оборудованы индивидуальными тепловыми пунктами (ИТП).
Кроме того, общество "УК "Молодежное" ссылается на то, что договор N 556/СОИ не содержит формулы (порядок расчета) СОИ для домов с ИТП; расчет СОИ должен производиться расчетным методом, как разница между объемом потребленного ресурса согласно ОДПУ и объемом тепла, потребленного собственниками помещений МКД с учетом показаний приборов учета по холодной воде, горячей воде, тепловой энергии.
Кассатор полагает неправомерным включение в состав задолженности подпитки теплоносителя, поскольку в заключенном сторонами договоре не предусмотрен порядок ее расчета и предъявления ее к оплате.
Ответчик также указывает, что суд первой инстанции в нарушение статьи 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации удовлетворил требования, предъявленные истцом ранее и рассмотренные Арбитражным судом Республики Башкортостан в рамках дела N А07-8882/2020; необоснованно признал правомерным начислением истцом СОИ по нормативу за горячую воду.
Общество "БашРТС" представило письменный мотивированный отзыв на кассационную жалобу, в котором просит отказать в ее удовлетворении, ссылаясь на необоснованность доводов "УК "Молодежное". По мнению истца, обжалуемые судебные акты являются законными и отмене не подлежат.
Во исполнение определения суда округа от 02.11.2022 от истца поступили пояснения и расчет объема и суммы долга и пени, предъявленных в октябре 2020 года в части "подпитки" теплоносителя, поставленного в МКД.
Законность обжалуемых судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке, установленном статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе.
Как следует из материалов дела и установлено судами при рассмотрении спора, между обществом "БашРТС" и обществом "УК "Молодежное" заключен договор от 01.06.2019 N 5556/СОИ (далее - договор).
Согласно пункту 2.1 договора ресурсоснабжающая организация (далее - РСО) обязуется подавать исполнителю коммунальный ресурс в целях содержания общедомового имущества (далее - СОИ) в МКД, а исполнитель обязуется принять и оплатить объем коммунального ресурса, потребленный в целях СОИ.
В соответствии с пунктом 5.2.1 исполнитель обязуется принимать коммунальный ресурс, производить его оплату в порядке и сроки определенный договором.
Согласно пункту 6.5 исполнитель оплачивает потребленный коммунальный ресурс в расчетном периоде до 15 числа месяца, следующего за расчетным периодом.
Истец просит взыскать с ответчика задолженность за потребленную в период июнь 2019 года - январь 2021года тепловую энергию на содержание общедомового имущества по многоквартирным домам с децентрализованными сетями горячего водоснабжения (ГВС), оборудованным ИТП на ГВС, а также подпитку (теплоноситель) по многоквартирным домам N 3, 6, 8, 12, 10, 18, ул. Строителей, N 108, 112, 114 по ул. Артема, г. Стерлитамак, Республики Башкортостан, находящихся в управлении общества "УК Молодежное", в размере 247 831 руб. 94 коп.
Факт поставки истцом тепловой энергии (с теплоносителем) на содержание общедомового имущества подтверждается представленными в материалы дела накладными и счетами-фактурами: корректировочный счет-фактура от 30.12.2019 N 05/05-30122019-0000006219, за июнь 2019 года на сумму 1261 руб. 22 коп., корректировочный счет-фактура от 20.12.2019 N 05/05-20122019-0000000107, за июль 2019 года на сумму 10 872 руб. 02 коп., корректировочный счет-фактура от 20.12.2019 N 05/05-20122019-0000000122 за август 2019 года на сумму 10 872 руб. 44 коп., счет-фактура от 20.12.2019 N 05/05-20122019- 0000000125 за сентябрь 2019 года на сумму 23 494 руб. 09 коп., счет-фактура от 29.02.2020 N 05/05-29022020-0000012620 за февраль 2020 года на сумму 26 591 руб. 91 коп., корректировочный счет-фактура от 29.11.2020 N 05/05-29112020- 0000000028 за февраль 2020 года на сумму (5 441 руб. 21 коп.), счет-фактура от 30.09.2020 N 05/05-30092020-0000002836 за сентябрь 2020 года, на сумму 47 525 руб. 36 коп., счет-фактура от 31.10.2020 N 05/05-31102020-0000002136 за октябрь 2020 года на сумму 54 958 руб. 92 коп., счет-фактура от 30.11.2020 N 05/05-30112020- 0000009113 за ноябрь 2020 года на сумму 25 880 руб. 36 коп., счет-фактура от 31.12.2020 N 05/05-31122020-0000011079 за декабрь 2020 года на сумму 25 889 руб. 49 коп., счет-фактура от 31.12.2020 N 05/05-31122020-0000011079 за декабрь 2020 года на сумму 25 929 руб. 70 коп., ответчиком не оспаривается.
В порядке досудебного урегулирования спора истцом в адрес ответчика направлены предарбитражные претензии, которые оставлены без удовлетворения.
Ссылаясь на неисполнение ответчиком обязанности оплачивать поставленный коммунальный ресурс, истец обратился в суд с рассматриваемым иском.
Суд первой инстанции исковые требования общества "БашРТС" удовлетворил, признав их законными и обоснованными.
Суд апелляционной инстанции, оставляя решение без изменения, с выводами суда первой инстанции согласился, признал их правильными, соответствующими имеющимся в материалах дела доказательствам и требованиям закона.
Рассмотрев доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, проверив в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судами, общество "УК Молодежное" выступает в качестве управляющей организации для собственников помещений многоквартирных домов N 6, 8, 12, 10, 18, ул. Строителей, N 108, 112, 114 по ул. Артема, N 33, пр-кт Октября, г. Стерлитамак, Республики Башкортостан, оборудованных индивидуальными тепловыми пунктами на производство горячего водоснабжения, не имеющих централизованного подключения к сетям ГВС.
Факт поставки тепловой энергии (с теплоносителем) в МКД, находящиеся в управлении общества "УК Молодежное", подтверждается материалами дела и ответчиком не оспорен.
Разногласия сторон касаются способа расчета поставленной тепловой энергии на содержание общедомового имущества на нужды ГВС.
На основании статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией, газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами через присоединенную сеть применяются правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547 Гражданского кодекса Российской Федерации), если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
В силу пункта статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Согласно статье 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Правоотношения сторон регулируются положениями Жилищного кодекса Российской Федерации, а также Правилами, обязательными при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124), Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
Обязанность ответчика как исполнителя коммунальной услуги в целях содержания общего имущества по оплате коммунального ресурса, поставленного в отношении многоквартирных домов, возникла на основании статей 161, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктов 13, 14 Правил N 354.
В соответствии с пунктом 40 Правил N 354 потребитель коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению, произведенной и предоставленной исполнителем потребителю при отсутствии централизованных систем теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, вносит плату, рассчитанную в соответствии с пунктом 54 настоящих Правил.
При этом согласно пункту 54 Правил N 354 в случае самостоятельного производства исполнителем коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения) с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, расчет размера платы для потребителей за такую коммунальную услугу осуществляется исполнителем исходя из объема коммунального ресурса (или ресурсов), использованного в течение расчетного периода при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению.
Поскольку применительно к случаю, когда коммунальный ресурс приготавливается с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в МКД, жилищное законодательство не содержит прямого указания на возложение на управляющую организацию - исполнителя коммунальных услуг в отношениях с ресурсоснабжающей организацией обязанности по оплате коммунальных ресурсов в большем объеме, чем аналогичные коммунальные ресурсы подлежали бы оплате в случае получения гражданами - пользователями коммунальных услуг указанных ресурсов напрямую от ресурсоснабжающей организации, минуя посредничество управляющей организации, объем подлежащего оплате ресурсоснабжающей организации коммунального ресурса подлежит определению в соответствии с разделом IV приложения N 2 к Правилам N 354.
Раздел IV Правил N 354 содержит алгоритм определения как платы за тепловую энергию, используемую для предоставления коммунальной услуги по отоплению (формула 18 приложения N 2 к Правилам N 354), так и платы за тепловую энергию, используемую на подогрев воды (формулы 20, 20.1, 20.2 приложения N 2 к Правилам N 354).
В соответствии с пунктом 22(1) раздела 4 приложения N 2 к Правилам N 354 размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, для i-го жилого помещения (квартиры) или нежилого помещения определяется по формуле 20.2.
Из формулы 20.2 Правил N 354 следует, что при самостоятельном производстве исполнителем коммунальной услуги по горячему водоснабжению потребители (граждане) вносят плату исполнителю (управляющей компании, товариществу) за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную на общедомовые нужды, исходя из двух составляющих: холодной воды (произведения объема воды на общедомовые нужды на тариф на холодную воду) и коммунального ресурса на подогрев воды.
В соответствии с названной формулой размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, для i-го жилого помещения (квартиры) или нежилого помещения определяется по формуле
*,
где:
* - объем горячей воды, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме, приходящийся на i-е жилое или нежилое помещение, определяется:
при наличии коллективного (общедомового) прибора учета горячей воды - по формуле 12, предусмотренной настоящим приложением;
при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета горячей воды - исходя из норматива потребления коммунальной услуги по горячему водоснабжению на общедомовые нужды;
ТХВ - тариф на холодную воду, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации;
qvкр - удельный расход v-го коммунального ресурса на подогрев воды, утвержденный в соответствии с законодательством Российской Федерации уполномоченным органом норматив расхода v-го коммунального ресурса на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению или определенный по формуле 20.1 приложения 2 к Правилам N 354.
Tкр - тариф (цена) на v-й коммунальный ресурс, установленный (определенная) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из формулы 20.1 приложения 2 к Правилам N 354 следует, что величина qvкр вычисляется посредством этой формулы в случае наличия коллективного (общедомового) прибора учета v-го коммунального ресурса, использованного за расчетный период на производство тепловой энергии в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и подогреву воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, потребленной в жилых и нежилых помещениях и на общедомовые нужды многоквартирного дома. В отсутствие этого условия названная величина приравнивается к утвержденному в соответствии с законодательством Российской Федерации уполномоченным органом нормативу расхода v-го коммунального ресурса на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Особенности применения данных формул в отношении способа приготовления горячей воды сформулированы в определении Верховного Суда Российской Федерации от 29.07.2019 N 309-ЭС19-2341.
Расчеты тепловой энергии, использованной на нужды горячего водоснабжения на общедомовые нужды, выполнены истцом исходя из нормативов потребления согласно постановлению Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам от 29.09.2016 N 120 "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по холодному (горячему) водоснабжению в жилых помещениях, коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, по холодному водоснабжению при использовании земельного участка и надворных построек на территории Республики Башкортостан, определенных расчетным методом" и постановления Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам от 29.09.2016 N 121 "Об утверждении нормативов расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению на территории Республики Башкортостан, определенных расчетным методом".
Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, установив факт поставки в спорный период тепловой энергии на объекты, находящиеся в управлении общества "УК Молодежное" в отсутствие доказательств оплаты задолженности ответчиком суды удовлетворили исковые требования общества "Баш РТС" в заявленном в иске размере.
Возражая относительно предъявленных требований, общество "УК "Молодежная" указывает, что расчет платы за тепловую энергию на СОИ для нужд ГВС истец производит, используя норматив для домов с центральным теплоснабжением на горячую воду, без учета того обстоятельства, что обслуживаемые ответчиком дома не подключены к централизованным системам горячего водоснабжения, оборудованы индивидуальными тепловыми пунктами.
Учитывая вышеизложенные формулы, которые содержатся в главе IV приложения 2 к Правилам N 354, в которой установлен порядок определения платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению при отсутствии централизованного горячего водоснабжения, суды правильно указали, что размер обязательств общества "УК Молодежное" по оплате тепловой энергии, затраченной на приготовление горячей воды, ограничен нормативом расхода соответствующего коммунального ресурса на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
При этом независимо от системы теплоснабжения (горячего водоснабжения) (открытая или закрытая), а также от периода времени года (отопительный или неотопительный) количество тепловой энергии, использованной на подогрев воды, определяется по установленным в предусмотренном законодательством порядке нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения.
Отсутствие в договоре формул, определяющих порядок расчета поставленного ресурса для домов с ИТП, не имеет правового значения, ввиду применения к спорным правоотношениям Правил N 354 и формул, содержащихся в них.
Вопреки позиции общества "УК "Молодежная", изложенной в суде кассационной инстанции, о том, что истцом предъявлено требование о взыскании стоимости ресурса сверх объема, зафиксированного ОДПУ, ответчик не представил в материалы дела надлежащих доказательств в обоснование данных обстоятельств (статья 9, 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), о чем указано судом апелляционной инстанции.
Ссылка ответчика на рассмотрение арбитражным судом в рамках дела N А07-8882/2020 того же требования общества "Баш РТС" за период июль-сентябрь 2019 года, февраль 2020 года, что и рассматривается в настоящем деле, правомерно отклонена судом апелляционной инстанции, поскольку судом в рамках указанного дела приняты уточнения исковых требований в части взыскания объема коммунального ресурса на СОИ, спорный период исключен истцом, оснований для применения пункта 1 части 1 статьи 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд округа не установил.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций в данной части соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и действующему законодательству, в данной части судебные акты суда отмене не подлежат.
Доводы общества "УК "Молодежная" относительно неправомерности предъявления по многоквартирным домам стоимости нормативной подпитки системы отопления заслуживают внимания.
Поскольку общество "УК "Молодежная" приобретало ресурсы не с целью перепродажи, а для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирных домах, к спорным правоотношениям подлежат применению положения Правила N 354, а также Правила N 124.
В соответствии с пунктом 29 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306, нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме по каждому виду коммунальных ресурсов включают нормативные технологические потери коммунальных ресурсов (технически неизбежные и обоснованные потери холодной и горячей воды, электрической энергии во внутридомовых инженерных коммуникациях и оборудовании многоквартирного дома), а также объем коммунальных ресурсов, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ и при использовании входящего в состав общего имущества оборудования, предназначенного для обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания граждан.
Опрессовку проводят после монтажа систем, замены участков трубопроводов, замены отдельных элементов арматуры и оборудования, после и перед отопительным сезоном (п. 8.1.2 СП 347.1325800.2017 "Свод правил. Внутренние системы отопления, горячего и холодного водоснабжения. Правила эксплуатации", утвержден и введен в действие Приказом Минстроя России от 05.12.2017 N 1617/пр).
Согласно пункту 19 Постановления Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения" испытания на прочность и плотность (гидравлические испытания) узлов ввода и систем отопления, промывка и регулировка систем отопления входит в состав работ, выполняемых в целях надлежащего содержания систем теплоснабжения (отопление, горячее водоснабжение) в многоквартирных домах.
Таким образом, стоимость промывки системы отопления перед отопительным сезоном входит в состав нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, установленных для граждан в МКД.
Между тем, расчет количества тепловой энергии и теплоносителя, затраченные на заполнение системы теплоснабжения перед отопительным сезоном, произведен обществом "Баш РТС" отдельно в соответствии с Порядком определения нормативов технологических потерь при передаче энергии, теплоносителя, утвержденным приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 30.12.2008 N 325 (далее - Порядок N 325).
При этом истцом указано, что расчет произведен в соответствии с пунктом 11.1.2 Порядка N 325, согласно которому рассчитываются нормативные технологические затраты тепловой энергии на заполнение новых участков трубопроводов и после плановых ремонтов.
Однако материалами дела данный факт в отношении спорных МКД не подтвержден и судами не установлен (статьи 9, 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В том случае, когда тепловая энергия поставляется в целях оказания коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, такие правоотношения регулируются жилищным законодательством (пункт 10 части 1 статьи 4 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат Жилищному кодексу Российской Федерации.
На основании пункта 13 Правил N 354 условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом названных Правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Согласно части 6.2 статьи 155, пункту 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая организация, которая получает плату за коммунальные услуги, осуществляет расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми такой управляющей организацией заключены договоры ресурсоснабжения, в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации. Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Учитывая изложенное, выводы судов об обоснованности требований общества "Баш РТС" в части взыскания стоимости нормативной подпитки системы отопления в октябре 2020 в отношении многоквартирных домов, обслуживаемых ответчиком, в размере 21 592 руб. 97 коп., а также суммы пени в размере 761 руб. 96 коп., являются необоснованными.
С учетом вышеизложенного суд кассационной инстанции полагает, что имеются основания для изменения принятых по настоящему делу решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции (часть 1 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях на нее, если иное не предусмотрено названным Кодексом.
Статьей 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определены полномочия суда кассационной инстанции. Согласно пункту 2 части 1 указанной статьи по результатам рассмотрения кассационной жалобы арбитражный суд кассационной инстанции вправе отменить или изменить обжалуемые судебные акты полностью или в части и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт.
Данное полномочие может быть реализовано судом кассационной инстанции в случае, когда фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены арбитражными судами первой и апелляционной инстанций на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, но этим судом неправильно применена норма права.
Поскольку суды первой и апелляционной инстанций установили фактические обстоятельства дела, однако неправильно применили нормы материального права, в связи с чем произвели неверный расчет взысканной задолженности, суд кассационной инстанции на основании пункта 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации полагает возможным принять новый судебный акт без передачи дела на новое рассмотрение, отказав в удовлетворении исковых требований в части стоимости нормативной подпитки системы отопления в октябре 2020 в отношении многоквартирных домов, обслуживаемых ответчиком, в размере 21 592 руб. 97 коп., а также суммы пени в размере 761 руб. 96 коп.
Согласно части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по иску, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
Руководствуясь статьями 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 20.04.2022 по делу N А07-11311/2021 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.07.2022 по тому же делу изменить в части, изложив резолютивную часть в следующей редакции:
"Исковые требования удовлетворить частично.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Молодежное" (ИНН: 0268045823, ОГРН: 1070268002540) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Башкирские распределительные тепловые сети" (ИНН: 0277072661, ОГРН: 1050204518396) сумму долга за горячее водоснабжение на общедомовые нужды за период с июня по август 2019 года, сентябрь 2019 года, февраль 2020 года, сентябрь 2020 года - январь 2021 года в сумме 226 238 руб. 97 коп., пени в размере 11 667 руб. 62 коп. за период с 16.01.2020 по 07.04.2021, 7 500 в возмещение расходов по уплате государственной пошлины по иску.
В остальной части иска отказать".
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Башкирские распределительные тепловые сети" в пользу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Молодежное" 6 000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной и кассационной жалоб.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.В. Сидорова |
Судьи |
А.А. Сафронова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"На основании пункта 13 Правил N 354 условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом названных Правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Согласно части 6.2 статьи 155, пункту 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая организация, которая получает плату за коммунальные услуги, осуществляет расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми такой управляющей организацией заключены договоры ресурсоснабжения, в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации. Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
...
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 20.04.2022 по делу N А07-11311/2021 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.07.2022 по тому же делу изменить в части, изложив резолютивную часть в следующей редакции:"
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 23 ноября 2022 г. N Ф09-6968/22 по делу N А07-11311/2021