Екатеринбург |
|
25 ноября 2022 г. |
Дело N А71-2084/2022 |
Арбитражный суд Уральского округа в составе судьи Гавриленко О. Л.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Промкабель" (далее - общество "Промкабель", ответчик) на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 21.04.2022 по делу N А71-2084/2022 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.07.2022 по указанному делу.
Жалоба рассматривается в порядке, предусмотренном статьей 288.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, без извещения сторон.
Общество с ограниченной ответственностью "Спецавтохозяйство" (далее - общество "САХ", истец, региональный оператор) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с иском к обществу "Промкабель" о взыскании задолженности за апрель, июнь, август-декабрь 2020 года, январь 2021 года по январь 2022 года в размере 123 104 руб. 87 коп., неустойки за период с 11.05.2020 по 10.02.2022 в размере 21 187 руб. 15 коп. с продолжением начисления по день фактической оплаты долга, а также 5 329 руб. 00 коп. в возмещение расходов по оплате государственной пошлины.
Решением от 21.04.2022 (судья Морозова Н.М.) по делу N А71-2084/2022, рассмотренному в порядке упрощенного производства, предусмотренного главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.07.2022 (судья Муталлиева И.О.) решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество "Промкабель" просит указанные судебные акты отменить и направить дело на новое рассмотрение, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела. Заявитель кассационной жалобы утверждает, что представленные в материалы дела документы не подтверждают факта оказания спорных услуг истцом, поскольку договор подтверждает факт гражданских правоотношений между сторонами, а акты оказанных услуг подписаны ответчиком с возражениями "не согласны с суммой и объемами".
Законность обжалуемых судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке, установленном статьями 286 и 288.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 288.2. названного Кодекса вступившие в законную силу решения арбитражного суда первой инстанции и постановления арбитражного суда апелляционной инстанции, принятые по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, могут быть обжалованы в порядке кассационного производства по правилам, предусмотренным главой 35, с учетом особенностей, установленных названной статьей.
В соответствии с частью 3 статьи 288.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для пересмотра в порядке кассационного производства указанных в части 1 названной статьи решений и постановлений являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Как следует из материалов дела и установлено судами при рассмотрении спора, между обществом "САХ" (региональный оператор) и обществом "Промкабель" (потребитель) заключен договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) N ТКО0005012 от 28.05.2019.
В соответствии с пунктом 1 договора региональный оператор обязуется принимать ТКО в объеме и в месте, которые определены в договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а исполнитель обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Согласно пункту 5 договора под расчетным периодом понимается один календарный месяц. Оплата услуг по договору осуществляется по цене, определенной в пределах норматива и утвержденного в установленном порядке нормативно-правовым актом исполнительного органа власти субъекта единого тарифа на услугу регионального оператора в размере 4 765 руб. 96 коп. за 1 тонну, кроме того НДС в размере 953 руб. 19 коп.
Размер ежемесячной оплаты по договору составляет 12 877 руб. 48 коп., кроме того НДС в размере 2 575 руб. 05 коп. (абзац 5 пункта 5 договора).
Согласно пункту 6 договора потребитель оплачивает оказанные услуги путем перечисления денежных средств на расчетный счет регионального оператора в случае определения объема оказанных услуг исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах (площадках) накопления ТКО, согласно приложению N 1 к договору:
- 70% ежемесячной стоимости услуг, указанной в пункте 5 договора, в срок до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга по обращению с ТКО;
- окончательный расчет за фактически оказанные услуги в расчетном периоде - в срок до 25-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга по обращению с ТКО, на основании выставленных региональным оператором акта оказанных услуг и счета-фактуры или УПД, с учетом ранее уплаченной суммы, независимо от подписания акта оказанных услуг или УПД потребителем.
В период времени апрель, июнь, август - декабрь 2020 года, январь 2021 года - январь 2022 года региональный оператор оказал потребителю услуги по обращению с ТКО на сумму 123 104 руб. 87 коп., которая последним не оплачена.
Региональным оператором в адрес потребителя направлена претензия от 21.11.2021 N 53105, которая оставлена потребителем без удовлетворения.
В нарушение условий договора потребитель обязательство по оплате оказанных услуг в полном объеме не исполнил, что послужило основанием для обращения региональным оператором в суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу о доказанности факта оказания истцом спорных услуг и наличия на стороне ответчика неисполненных обязательств по их оплате, обеспеченных неустойкой, в связи с чем удовлетворил заявленные требования.
Суд апелляционной инстанции выводы суда первой инстанции поддержал, оставил решение суда без изменения.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их изменения или отмены.
Пунктом 1 статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлено, что по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Заказчик в соответствии с пунктом 1 статьи 781 ГК РФ обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления определены Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) и Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156).
Из пункта 1 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ следует, что региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что правом вывоза ТКО на территории Удмуртской Республики в силу закона обладает только региональный оператор в лице общества "САХ", из чего следует, что никакие другие лица, ни ответчик самостоятельно в спорный период вывоз ТКО осуществлять не могли.
По договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора (пункт 2 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации, и может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.
Форма типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами утверждена Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156).
В соответствии с пунктом 8 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации", обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 1 января 2019 года.
Заключение конкретного договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором происходит по заявке (инициативе) собственника твердых коммунальных отходов (пункты 8(4) - 8(16) Правил N 1156), и если таковая не направлена, то договор считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (пункт 8(17) Правил N 1156).
Судами обеих инстанций установлено и из материалов дела следует, что между истцом и ответчиком заключен договор N ТКО0005012 от 28.05.2019 на оказание услуг по обращению с ТКО.
В соответствии с пунктом 5 договора оплата услуг по договору осуществляется по цене, определенной в пределах норматива и утвержденного в установленном порядке нормативно-правовым актом исполнительного органа власти субъекта единого тарифа на услугу регионального оператора в размере 4765 руб. 96 коп. за 1 тонну, кроме того НДС в размере 953 руб. 19 коп.
Ежемесячная стоимость услуг составляет 12 877 руб. 48 коп., кроме того НДС 20% в размере 2 575 руб. 50 коп.
Согласно приложению N 1 к договору региональный оператор осуществляет вывоз ТКО с объекта потребителя по адресу Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. Салютовская, 41. Из примечания следует, что расчет исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО производится в следующем порядке: (объем 1 контейнера) x (количество контейнеров) x (периодичность вывоза в неделю) x (52 недели) / (12 месяцев) x (среднюю плотность ТКО) = масса ТКО (тонн в месяц).
Сторонами согласовано в приложении N 1 к договору накопление ТКО в 3 контейнера объемом 0,75 куб. м, периодичность вывоза - 3 раза в неделю, объем вывоза ТКО в месяц 2,70197 т, стоимость вывоза ТКО в месяц 15 452 руб. 98 коп.
Договор и приложение N 1 к нему подписаны обеими сторонами, документы имеют оттиски печати организаций.
Факт оказания истцом услуги по обращению с ТКО по договору в спорный период времени на общую сумму 123 104 руб. 87 коп. подтверждается договором N ТКО0005012 от 28.05.2019, актами, расчетом задолженности.
В нарушение статей 9 и 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, доказательств ненадлежащего оказания услуг региональным оператором или оказание услуг в ином объеме ответчиком в материалы дела не представлено.
Кроме того, как верно отмечено судом апелляционной инстанции, порядок фиксации нарушений по договору предусмотрен разделом 6 договора, согласно которому в случае нарушения региональным оператором обязательств по договору потребитель с участием представителя регионального оператора составляет акт о нарушении, содержащий сведения о нарушении соответствующих пунктов договора.
Представленные справки о прохождении документа к актам от 30.04.2020, 30.06.2020, 31.10.2020 с отметкой о несогласии с ценой и объемом не соответствуют требованиям изложенным разделом 6 договора.
Также, в нарушение пункта 16 договора надлежащим образом оформленные заборные ведомости за спорный период обществом "Промкабель" не представлены.
Доводы относительно неверного расчета задолженности, судами нижестоящих инстанций рассмотрены и правомерно отклонены.
Правилами N 505 установлен порядок коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов с использованием средств измерения, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, или расчетным способом в целях осуществления расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
На основании пункта 5 Правил N 505 коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется:
а) расчетным путем исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема; количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов;
б) исходя из массы твердых коммунальных отходов, определенной с использованием средств измерения.
Пунктом 6 Правил N 505 установлено, что в целях осуществления расчетов с собственниками ТКО коммерческий учет ТКО осуществляется в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Правил.
Согласно пункту 6 договора потребитель оплачивает оказанные услуги путем перечисления денежных средств на расчетный счет регионального оператора в случае определения объема оказанных услуг исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах (площадках) накопления ТКО, согласно приложению N 1 к договору:
- 70% ежемесячной стоимости услуг, указанной в п. 5 договора, в срок до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга по обращению с ТКО;
- окончательный расчет за фактически оказанные услуги в расчетном периоде - в срок до 25-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга по обращению с ТКО, на основании выставленных региональным оператором акта оказанных услуг и счета-фактуры или УПД, с учетом ранее уплаченной суммы, независимо от подписания акта оказанных услуг или УПД потребителем.
На основании пунктов 1, 4 статьи 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422).
Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения (пункт 1 статьи 422 ГК РФ).
Вместе с тем, ответчиком не представлено доказательств выполнения предусмотренных договором требований для изменения его условий (ст. 65 АПК РФ).
Судами первой и апелляционной инстанций обоснованно учтено, что выбор способа учета ТКО согласован региональным оператором с собственником ТКО и не подлежит самостоятельному изменению вопреки условиям ранее заключенного договора.
При этом согласно условиям договора предусмотрена возможность зачета излишне уплаченной суммы в счет платежа за следующий расчетный период в случае, если объем фактически оказанных услуг по обращению с ТКО в расчетном периоде будет меньше объема, за который произведена оплата.
Следовательно, потребитель не лишен права обратиться к региональному оператору для перерасчета объема и стоимости фактически оказанных услуг, представив при этом надлежащем образом оформленные заборные ведомости.
В нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обществом "Промкабель" не представлено надлежащих доказательств, опровергающих факт оказания истцом соответствующих услуг по вывозу ТКО, образовавшихся в период ведения хозяйственной деятельности ответчика.
Ответчиком также не представлено доказательств составления и направления региональному оператору актов о нарушении последним обязательств по договору. Сведения о том, что обществом "Промкабель" было вынуждено обратиться за оказанием услуг по вывозу ТКО к иному лицу в связи с неоказанием соответствующих услуг региональным оператором в материалы дела не представлены.
Доказательства о неосуществлении деятельности в апреле 2020 года в соответствии с Указами Президента РФ от 25.03.2020 N 206, от 02.04.2020 N 239, от 28.04.2020 N 294 потребителем не представлено, равно как и доказательства направления в адрес регионального оператора писем о том, что работа приостановлена ввиду действующих ограничений в связи с распространением новой коронавирусной инфекции.
На основании вышеизложенного, факт оказания истцом услуги по обращению с ТКО в спорный период подтвержден имеющимися в деле доказательствами.
Относительно размера неустойки, судами первой и апелляционной инстанции установлено следующее.
Пунктом 18 договора в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения потребителем обязательств по оплате настоящего договора региональный оператор вправе потребовать от потребителя уплаты неустойки в размере 1/130 ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, установленной на день предъявления соответствующего требования, от суммы задолженности за каждый день просрочки
Руководствуясь положениями статей 329, 330, 333 ГК РФ, установив, что материалами дела подтверждено несвоевременное исполнение ответчиком обязательств по оплате спорных услуг, суды пришли к правильному выводу о том, что требование о взыскании неустойки подлежит удовлетворению.
При этом судом апелляционной инстанции обоснованно указано на следующее.
На основании пункта 7 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.12.2020 N 44 "О некоторых вопросах применения положений статьи 9.1 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" в период действия моратория проценты за пользование чужими денежными средствами (статья 395 ГК РФ), неустойка (статья 330 ГК РФ), пени за просрочку уплаты налога или сбора (статья 75 Налогового кодекса Российской Федерации), а также иные финансовые санкции не начисляются на требования, возникшие до введения моратория, к лицу, подпадающему под его действие (подпункт 2 пункта 3 статьи 9.1, абзац десятый пункта 1 статьи 63 Закона о банкротстве).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2022 N 497 "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами" с 01.04.2022 на территории Российской Федерации сроком на 6 месяцев введен мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами, в отношении юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей.
Таким образом, в период действия указанного моратория установленная неустойка по день фактической уплаты долга не подлежит начислению.
В связи с чем, апелляционным судом, верно, отмечено, что указанные обстоятельства с учетом того, что решение суда было вынесено до установления указанного моратория, подлежат учету при расчете суммы неустойки в процессе исполнения судебного акта.
Суд кассационной инстанции полагает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судами установлены, все доказательства исследованы и оценены в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Оснований для переоценки доказательств и сделанных на их основании выводов у суда кассационной инстанции не имеется (статья 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 288, 288.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 21.04.2022 по делу N А71-2084/2022 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.07.2022 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Промкабель" - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу со дня его принятия, обжалованию в соответствии с частью 3 статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не подлежит.
Судья |
О.Л. Гавриленко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"На основании пункта 7 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.12.2020 N 44 "О некоторых вопросах применения положений статьи 9.1 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" в период действия моратория проценты за пользование чужими денежными средствами (статья 395 ГК РФ), неустойка (статья 330 ГК РФ), пени за просрочку уплаты налога или сбора (статья 75 Налогового кодекса Российской Федерации), а также иные финансовые санкции не начисляются на требования, возникшие до введения моратория, к лицу, подпадающему под его действие (подпункт 2 пункта 3 статьи 9.1, абзац десятый пункта 1 статьи 63 Закона о банкротстве).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2022 N 497 "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами" с 01.04.2022 на территории Российской Федерации сроком на 6 месяцев введен мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами, в отношении юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 25 ноября 2022 г. N Ф09-7521/22 по делу N А71-2084/2022