Екатеринбург |
|
28 ноября 2022 г. |
Дело N А71-4584/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 ноября 2022 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 ноября 2022 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Гавриленко О. Л.,
судей Жаворонкова Д. В., Сухановой Н. Н.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Жилищно-ремонтное предприятие - Мастер" (далее - общество "УК "ЖРП-Мастер", управляющая компания) на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 15.10.2021 по делу N А71-4584/2021 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2022 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Общество "УК "ЖРП - Мастер" обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконным и отмене предписания Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Ижевска (далее - Управление, административный орган) от 10.02.2021 N 24-06-02.
Решением суда от 15.10.2021 (судья Мосина Л.Ф.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2022 (судьи Трефилова Е.М., Васильева Е.В., Муравьев Е.Ю.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество "УК "ЖРП-Мастер" просит указанные судебные акты отменить и направить дело на новое рассмотрение, ссылаясь на нарушение норм материального права и на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела. Заявитель кассационной жалобы выражает несогласие с выводами судов о том, что расчет по фактическим показателям нужно проводить с августа 2017 года, проигнорировав часть 1 статьи 46 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ). Кассатор утверждает, что проверка проведена с нарушением требований Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N294-ФЗ), а, именно, без учета ограничения по проверяемому периоду, установленного пунктом 2 статьи 9 Закона N 294-ФЗ. Кроме того, управляющая компания указывает, что судами нижестоящих инстанций не принято во внимание то обстоятельство, что ею произведен перерасчет платы за коммунальную услугу "электроэнергия", а также, что у Стерховой Л.П. отсутствовали полномочия на обращение в муниципальный орган в интересах всех собственников помещений многоквартирного дома и возврат денежных средств.
Управлением представлен отзыв по доводам кассационной жалобы, в соответствии с которым, считает оспариваемые судебные акты законными и обоснованными, а доводы кассационной жалобы несостоятельными.
Как следует из материалов дела, на основании поступившего в Управление обращения от 12.02.2020 N 1197-С и во исполнение предписания Главного управления по государственному надзору Удмуртской Республики от 16.10.2020 N 03/4-07-121, на основании приказа от 13.01.2021 N 24/06-02 в отношении общества "УК "ЖРП-Мастер" проведена внеплановая документарная проверка соблюдения порядка расчета размера платы за электроэнергию на общедомовые нужды для потребителей многоквартирного дома N 35 по Заречному шоссе г. Ижевска за период с августа 2017 г. по декабрь 2020 г.
В ходе проведения проверки установлены нарушения части 9.2 статьи 156, статьи 157 ЖК РФ, подпункта ж(1) пункта 31, пункта 44 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Правила N 354), выявлено нарушение порядка определения размера платы за коммунальный ресурс "электроснабжение", потребляемый при содержании общего имущества в многоквартирном доме, расположенном по адресу: Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. Заречное шоссе, д. 35, в период с августа 2017 года по июль 2020 года.
По результатам проверки Управлением составлен акт от 10.02.2021 N 24/06-02 и обществу "УК "ЖРП-Мастер" выдано предписание от 10.02.2021 N 24-06-02, согласно которому в срок до 15.04.2021 предписано: привести порядок определения размера платы за коммунальный ресурс "электроэнергия", потребляемый при содержании общего имущества в период с августа 2017 г. по декабрь 2020 г. в многоквартирном доме в соответствие с установленными требованиями - снизить размер платы всему многоквартирному дому.
Копии акта проверки и предписания от 10.02.2021 N 24-06-02 направлены заказным почтовым отправлением с сопроводительным письмом от 11.02.2021 N 1154/01-26 на юридический адрес управляющей компании, указанный в выписке из ЕГРЮЛ: 426052, г. Ижевск, ул. Заречное шоссе, д. 39 и полученное ею 15.02.2021.
Полагая, что указанное предписание является незаконным и нарушает права и законные интересы, общество "УК "ЖРП-Мастер" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды пришли к выводу о том, что отсутствует совокупность условий необходимых для признания незаконным предписания Управления.
В силу части 1 статьи 198, статей 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительным ненормативного правового акта, решения органа, осуществляющего публичные полномочия, должностных лиц, необходимо установить наличие двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушение указанным ненормативным правовым актом, решением прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Согласно положениям пункта 16 статьи 12, части 1.1 статьи 20, части 1, 3 статьи 192, части 2 статьи 196 ЖК РФ, пункта 3 части 2 статьи 1 Закона Удмуртской Республики от 30.06.2014 N 40-РЗ "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Удмуртской Республики по государственному жилищному надзору и лицензионному контролю и внесении изменения в статью 35 Закона Удмуртской Республики "Об установлении административной ответственности за отдельные виды правонарушений", пунктов 2.1.1, 2.13 решения Городской Думы города Ижевска от 30.10.2007 N 314 "Об учреждении отраслевого органа - структурного подразделения Администрации города Ижевска - Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Ижевска", в совокупности с положениями статьи 17 Закона N 294-ФЗ, суды первой и апелляционной инстанций правильно установили, что оспариваемое предписание вынесено уполномоченным государственным органом и в пределах предоставленных ему полномочий.
Доводы общества "УК "ЖРП - Мастер" о проведении проверки без учета ограничения по проверяемому периоду, установленного пунктом 2 статьи 9 Закона N 294-ФЗ, правомерно отклонены судами нижестоящих инстанций, в виду того, что в отношении управляющей компании проводилась внеплановая проверка, следовательно, норма части 2 статьи 9 Закона N 294-ФЗ в данном случае не подлежит применению.
Согласно статьям 153, 154 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.
В соответствии с частью 7 статьи 156 ЖК РФ размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 Жилищного кодекса Российской Федерации. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном жилом доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
Указанный размер платы устанавливается одинаковым для всех собственников помещений.
Часть 9.2 статьи 156 ЖК РФ в соответствии с Федеральным законом от 29.07.2017 N 258-ФЗ "О внесении изменений в статьи 154 и 156 Жилищного кодекса Российской Федерации и статью 12 Федерального закона "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", вступившим в силу с 10.08.2017, изложена в следующей редакции: "Размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется при наличии коллективного (общедомового) прибора учета исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, который утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Исключения составляют случай оснащения многоквартирного дома автоматизированной информационно-измерительной системой учета потребления коммунальных ресурсов и коммунальных услуг, при котором размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется исходя из показаний этой системы учета при условии обеспечения этой системой учета возможности одномоментного снятия показаний, а также случай принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения об определении размера расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме:
1) исходя из среднемесячного объема потребления коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
2) исходя из объема потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации".
До 10.08.2017 часть 9.2 статьи 156 ЖК РФ действовала в редакции Федерального закона от 03.07.2016 N 267-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации" и устанавливала, что размер расходов граждан в составе платы за содержание жилого помещения на оплату холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, определяется исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
На основании вышеизложенного, часть 9.2 статьи 156 ЖК РФ в редакции, действовавшей до 10.08.2017, устанавливала порядок определения размера расходов граждан в составе платы за содержание жилого помещения на оплату электроэнергии для содержания общего имущества исходя из нормативов потребления коммунальных ресурсов, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, и не предусматривала возможности определения размера таких расходов исходя из объема потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета.
Начиная с августа 2017 года определение размера расходов граждан в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме возможно исходя из объема потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, но только в случае принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме соответствующего решения, наличие которого установлено требованиями Жилищного кодекса Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме).
Подпунктом "л" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме установлено, что содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в том числе приобретение холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в таком доме при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность такого потребления, отведения (за исключением случаев, когда стоимость таких коммунальных ресурсов в многоквартирном доме включается в состав платы за коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с пунктом 40 Правил предоставления коммунальных услуг.
Расходы за содержание жилого помещения, в соответствии с пунктом 29 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, определяются в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, включая в том числе оплату расходов на содержание внутридомовых инженерных систем электро, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (за исключением случаев, когда стоимость таких коммунальных ресурсов в многоквартирном доме включается в состав платы за коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с пунктом 40 Правил предоставления коммунальных услуг), обоснованные расходы на истребование задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, на снятие показаний приборов учета, содержание информационных систем, обеспечивающих сбор, обработку и хранение данных о платежах за жилые помещения и коммунальные услуги, выставление платежных документов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.
С 1 января 2017 в указанные расходы также включаются расходы на оплату холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг (за исключением случаев, когда стоимость таких коммунальных ресурсов в многоквартирном доме включается в состав платы за коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с пунктом 40 Правил N 354 предоставления коммунальных услуг).
Исполнитель, на основании подпункта "ж(1)" пункта 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Правил N 354, обязан осуществлять определение размера платы за коммунальную услугу по отоплению исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, установленных в соответствии с подпунктом е(2) пункта 32 настоящих Правил, использовать показания коллективных (общедомовых) приборов учета холодной воды, горячей воды и электрической энергии, установленных в соответствии с указанным подпунктом, при определении размера платы за коммунальную услугу, потребленную на общедомовые нужды в случаях, установленных настоящими Правилами.
Согласно пункту 40 Правил N 354 потребитель в многоквартирном доме вносит плату за коммунальные услуги (за исключением коммунальной услуги по отоплению), предоставленные потребителю в жилом и нежилом помещении в случаях, установленных настоящими Правилами, за исключением случая непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в этом доме, а также случаев, если способ управления в многоквартирном доме не выбран либо выбранный способ управления не реализован, при которых потребитель в многоквартирном доме в составе платы за коммунальные услуги (за исключением коммунальной услуги по отоплению) отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребленные при содержании общего имущества в многоквартирном доме (далее коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).
При этом в соответствии с пунктом 44 Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в случаях, установленных пунктом 40 настоящих Правил, в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к настоящим Правилам.
Объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, приходящийся на жилое (нежилое) помещение, определяется в соответствии с формулами 11 и 12 приложения N 2 к настоящим Правилам. В случае если указанный объем за расчетный период (расчетный месяц) составляет отрицательную величину, то указанная величина учитывается в следующем расчетном периоде (следующих расчетных периодах) при определении объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, приходящегося на жилое (нежилое) помещение.
При расчете платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды потребителю в нежилом помещении, используются цены (тарифы), установленные для категории потребителей, к которой относится такой потребитель.
В случае если общедомовой (коллективный) и все индивидуальные (квартирные) приборы учета имеют одинаковые функциональные возможности по определению объемов потребления коммунальной услуги дифференцированно по времени суток или по иным критериям, отражающим степень использования коммунальных ресурсов, то объемы коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, определяются раздельно по каждому времени суток или иному критерию и размер платы за каждый из таких объемов коммунальной услуги распределяется между потребителями в соответствии с абзацем первым настоящего пункта. В иных случаях объем коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, определяется и распределяется между потребителями в многоквартирном доме без учета дифференциации этого объема по времени суток или по иным критериям, отражающим степень использования коммунальных ресурсов, если иное не установлено договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
Размер расходов на оплату коммунального ресурса, используемого в целях содержания общего имущества, согласно разъяснениям, данным в пункте 2 письма Минстроя России от 30.12.2016 N 45099-АЧ/04 "Об отдельных вопросах, возникающих в связи с включением с 1 января 2017 года расходов на приобретение коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, в размер платы за содержание жилого помещения", определяется путем перерасчета стоимости коммунального ресурса, определенного соответственно площади помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме, на 1 квадратный метр площади жилых и нежилых помещений в каждом многоквартирном доме.
При определении стоимости коммунального ресурса по электроэнергии, используемого в целях содержания общего имущества площадь помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме, определяется в соответствии с технической документацией на многоквартирный дом и видом таких помещений, указанных в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 36 ЖК РФ:
1) помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы);
2) иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребителей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий.
Исходя из положений ЖК РФ, вне зависимости от решений собственников помещений в многоквартирном доме, при наличии в многоквартирном доме общедомовых (коллективных) приборов учета коммунальных ресурсов, размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме с 10 августа 2017 года в конечном итоге должен определятся исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета.
Правительством Российской Федерации до настоящего времени не определен порядок проведения перерасчета размера платы за коммунальные ресурсы, потребляемые в целях содержания общего имущества, между тем это не отменяет самого факта проведения перерасчета за период с 10.08.2017; организация, осуществляющая управление многоквартирным домом, вправе самостоятельно определить периодичность проведения перерасчета размера платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества многоквартирного дома исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что после вступления в законную силу с 10 августа 2017 года новой редакции части 9.2 статьи 156 ЖК РФ собственниками помещений в указанном многоквартирном доме принято решение, оформленное протоколом от 30.06.2018, с августа 2017 года (с учетом опечатки, допущенной при принятии решения по третьем вопросу вместо августа 2017 года указан августа 2018 года) установить следующий порядок определения размера расходов на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, и порядок их предъявления: при наличии коллективного (общедомового) прибора учета начисление платы производить ежемесячно исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного органами государственной власти субъектов Российской Федерации и тарифов, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации. По результатам работы коллективного (общедомового) прибора за 12 последовательных календарных месяцев, производить перерасчет размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета.
Поскольку такое решение собственниками помещений в многоквартирном доме принято (пункт N 3 протокола от 30.06.2018), начисление платы за коммунальные ресурсы на содержание общего имущества в многоквартирном доме в период с августа 2017 года по декабрь 2020 года должно производиться исходя из фактических объемов коммунальных ресурсов по показаниям коллективных (общедомовых) приборов учета (далее ОДПУ) при их наличии в многоквартирном доме.
Как установлено судами, указанный многоквартирный дом оборудован общедомовыми приборами учета электроэнергии. Так как дом имеет два ввода электроэнергии рубильники N 7 и N 10 РП-21, то на границе балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон установлено два прибора учета. Объем электроэнергии, потребленной домом, определяется как сумма двух приборов учета ЦЭ6803В заводской номер 009082058000483 и Марс 1.0 заводской номер 1803103768.
Счетчик, установленный на ввод N 1 (ЦЭ6803В заводской номер 009082058000483) учитывает электроэнергию, потребляемую в квартирах. Счетчик, установленный на ввод N 2 (Марс 1.0 заводской номер 1803103768) учитывает электроэнергию, от которой происходит питание освещения мест общего пользования (лестничные клетки, подвал, лифты), лифтов, домофонов, узла учета тепловой энергии.
Таким образом, как верно указали суды, общедомовой прибор учета электрической энергии для указанного многоквартирного дома это совокупность двух приборов учета электрической энергии, установленных на доме.
Согласно техническому паспорту здания (строения) N 35 по Заречному шоссе, площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме при расчете платы за электроснабжение, предоставленное на общедомовые нужды составляет 2190,70 кв. м, площадь жилых помещений составляет 9075,7 кв. м, нежилых 0 кв. м.
Согласно Постановлению Правительства Удмуртской Республики от 14.01.2013 N 17 "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению в УР" расчетный нормативный объем потребления электроэнергии, предоставленной для содержания общего имущества, для данного многоквартирного дома составляет:
1,59 кВт.ч./кв. м x 2190,7 кв. м = 3483,213 кВт.ч.
Расчетный нормативный объем потребления электроэнергии, предоставленной для содержания общего имущества составил:
- для квартиры N 132 по Заречному шоссе, 35 составляет:
3483,213 кВт.ч./9075,7 кв. м x 78 кв. м = 29,94 кВ.ч.;
для квартиры N 111 по Заречному шоссе, 35 составляет:
3483,213 кВт.ч./9075,7 м2 x 54,2 кв. м = 20,80 кВ.ч.
Таким образом, предъявленная сумма за коммунальный ресурс "электроэнергия" в целях содержания общего имущества является излишней, а именно, по квартире N 132 сумма 2503 руб. 01 коп., по квартире N 111 сумма 1739 руб. 17 коп.
Доказательств, свидетельствующих об обратном со стороны общества "УК ЖРП-Мастер", в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не представлено.
Рассмотрев доводы общества "УК ЖРП-Мастер" об отсутствии у Стерховой Л.П. полномочия на обращение в муниципальный орган в интересах всех собственников помещений многоквартирного дома и возврат денежных средств, суды отметили, что Стерхова Л.П. избрана председателем общего собрания многоквартирного дома, данное обстоятельство подтверждается протоколом общего собрания собственников многоквартирного дома от 30.06.2018 вопрос N 1, следовательно, Стерхова Л.П. имеет право на представление интересов всех собственников данного многоквартирного дома.
Относительно размера расходов на оплату коммунального ресурса, используемого в целях содержания общего имущества указывалось ранее в мотивировочной части постановления.
На основании вышеизложенного, суды пришли к верному выводу о том, что Управлением обоснованно проведена внеплановая документарная проверка в отношении всего многоквартирного дома.
Доводы заявителя о произведенном им в декабре 2020 г. перерасчете размера платы за период с августа 2018 г. по июль 2020 г. судами оценены и обоснованно указано, что представленный обществом расчет размера корректировки подлежит оценке контролирующим органом при проверке исполнения предписания.
Вместе с тем суд округа приходит к выводу о незаконности предписания от 10.02.2021 N 24/06-02 в части требования о перерасчете за коммунальный ресурс "электроэнергия" за период за пределами трехлетнего срока исковой давности.
В соответствии с положениями статьи 20 Жилищного кодекса государственный жилищный надзор и муниципальный жилищный контроль осуществляются в целях обеспечения соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных жилищным законодательством (пункты 1 и 4). В этих целях к полномочиям органов государственного жилищного надзора и муниципального жилищного контроля отнесена выдача предписаний об устранении выявленных нарушений обязательных требований (пункт 8).
Возложение на юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан обязанностей по устранению выявленных нарушений может затрагивать гражданские права и обязанности указанных лиц в их отношениях с третьими лицами, в частности отношения между управляющей организацией (товариществом собственников жилья) и потребителями коммунальных услуг. В такого рода случаях выдача предписания об устранении нарушений выступает также мерой защиты имущественных прав собственников помещений многоквартирных домов в гражданских правоотношениях. В связи с этим при реализации полномочий по выдаче предписаний органами государственного надзора (контроля), муниципального контроля должны учитываться положения Гражданского кодекса и иных нормативных правовых актов, определяющие допустимые пределы вмешательства в сферу гражданского оборота (пункт 1 статьи 1, пункт 1 статьи 8 и пункт 2 статьи 11 Гражданского кодекса).
В соответствии со статьей 195 Гражданского кодекса исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
Установление срока исковой давности обусловлено необходимостью обеспечить стабильность гражданского оборота, имея в виду, что никто не может быть поставлен под угрозу возможного обременения на неопределенный срок, а должник вправе знать, как долго он будет отвечать перед кредитором (определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 04.08.2022 N 306-ЭС22-8161).
По смыслу приведенных положений истечение срока исковой давности предоставляет должнику защиту от принудительного исполнения имеющегося к нему требования кредитора.
Объем предоставленных должникам гарантий защиты, не может ставиться в зависимость исключительно от того, административный или судебный механизм понуждения к исполнению обязательства избран кредитором. В связи с этим установленный законом общий запрет на совершение односторонних действий, направленных на осуществление права, срок исковой давности для защиты которого истек, исключает и возможность административного понуждения должника к исполнению обязательства, в том числе путем возложения обязанности произвести перерасчет (зачет), либо возврат соответствующих сумм денежных средств.
Это означает, что посредством выдачи предписания органа государственного надзора (контроля), муниципального контроля на хозяйствующий субъект не может быть возложена обязанность произвести имущественное предоставление за пределами срока исковой давности.
Иной подход, предполагающий возможность возложения на хозяйствующий субъект обязанности произвести перерасчет полученной за услуги платы за любой период деятельности такого субъекта, нарушал бы стабильность гражданского оборота.
Оспариваемое предписание содержит требование относительно определения размера платы за коммунальный ресурс "электроэнергия" и его снижения за период с августа 2017 года по декабрь 2020 года, в связи с чем является незаконным в части требования, касающегося периода до 10.02.2018.
Указанный правовой подход нашел свое отражение в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 19.05.2021 N 308-ЭС21-5986, от 25.08.2022 N 309-ЭС22-8243, N 309-ЭС22-8246, от 09.11.2022 N 301-ЭС22-12577.
С учетом изложенного, суд кассационной инстанции полагает необходимым признать недействительным предписание Управления от 10.02.2021 N 24-06-02 в части обязания общества "УК "ЖРП - Мастер" привести порядок определения размера за коммунальный ресурс "электроэнергия", потребляемый при содержании общего имущества в период с августа 2017 по 10 февраля 2018.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 15.10.2021 по делу N А71-4584/2021 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2022 по тому же отменить в части, изложить резолютивную часть в следующей редакции.
Признать недействительным предписание Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Ижевска от 10.02.2021 N 24-06-02 в части обязания общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Жилищно-ремонтное предприятие - Мастер" привести порядок определения размера платы за коммунальный ресурс "электроэнергия", потребляемый при содержании общего имущества в период с августа 2017 по 10 февраля 2018 в многоквартирном доме в соответствии с установленными требованиями - снизить размер платы всему многоквартирному дому.
В остальной части судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Жилищно-ремонтное предприятие - Мастер" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Л. Гавриленко |
Судьи |
Д.В. Жаворонков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Установление срока исковой давности обусловлено необходимостью обеспечить стабильность гражданского оборота, имея в виду, что никто не может быть поставлен под угрозу возможного обременения на неопределенный срок, а должник вправе знать, как долго он будет отвечать перед кредитором (определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 04.08.2022 N 306-ЭС22-8161).
По смыслу приведенных положений истечение срока исковой давности предоставляет должнику защиту от принудительного исполнения имеющегося к нему требования кредитора.
...
Оспариваемое предписание содержит требование относительно определения размера платы за коммунальный ресурс "электроэнергия" и его снижения за период с августа 2017 года по декабрь 2020 года, в связи с чем является незаконным в части требования, касающегося периода до 10.02.2018.
Указанный правовой подход нашел свое отражение в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 19.05.2021 N 308-ЭС21-5986, от 25.08.2022 N 309-ЭС22-8243, N 309-ЭС22-8246, от 09.11.2022 N 301-ЭС22-12577."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 28 ноября 2022 г. N Ф09-2630/22 по делу N А71-4584/2021