г. Пермь |
|
03 марта 2022 г. |
Дело N А71-4584/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 февраля 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 03 марта 2022 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Трефиловой Е.М.,
судей Васильевой Е.В., Муравьевой Е.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Тиуновой Н.П.,
при участии в судебном заседании:
от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Жилищно-ремонтное предприятие - Мастер": Чугина С.А., паспорт, доверенность от 10.01.2022;
от заинтересованного лица - Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Ижевска: представитель не явился,
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещенные надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заявителя, общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Жилищно-ремонтное предприятие - Мастер",
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 15 октября 2021 года по делу N А71-4584/2021
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Жилищно-ремонтное предприятие - Мастер" ОГРН 1041800760825, ИНН 1832040350)
к Управлению жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Ижевска (ОГРН 1071840007909, ИНН 1833046562),
о признании незаконным предписания,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Жилищно-ремонтное предприятие - Мастер" (далее - ООО "УК "ЖРП-Мастер", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконным и отмене предписания Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Ижевска (далее - заинтересованное лицо, управление) от 10.02.2021 N 24-06-02.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 15.10.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, заявитель обратился в апелляционный суд с жалобой, просит решение суда отменить, оспариваемое предписание признать незаконным.
В апелляционной жалобе приведены следующие доводы: проверка проведена с грубым нарушением требований Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", а, именно, без учета ограничения по проверяемому периоду, установленного п. 2 ст. 9 Закона N 294-ФЗ; вопреки ошибочным выводам суда, обществом предоставлен "Расчет размера корректировки электрической энергии в целях СОИ по МКД по ул. Заречное шоссе, 35" на сумму 113 032,87 руб. и квитанции, свидетельствующие о произведенном перерасчете за период с августа 2018 года по июль 2020 года, которое было проведено в декабре 2020 года.
Участвовавший в судебном заседании представитель заявителя выразил несогласие с решением суда, доводы апелляционной жалобы поддержал.
Управление отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Заинтересованное лицо о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции извещено надлежащим образом, представителя для участия в заседании суда не направило, что в силу части 3 статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судом из материалов дела, на основании поступившего в управление обращения от 12.02.2020 N 1197-С и во исполнение предписания Главного управления по государственному надзору Удмуртской Республики от 16.10.2020 N 03/4-07-121, на основании приказа от 13.01.2021 N 24/06-02 в отношении ООО "УК "ЖРП-Мастер" проведена внеплановая документарная проверка соблюдения порядка расчета размера платы за электроэнергию на общедомовые нужды для потребителей многоквартирного дома N 35 по Заречному шоссе г. Ижевска за период с августа 2017 г. по декабрь 2020 г.
В ходе проведения проверки установлены нарушения части 9.2 статьи 156, статьи 157 ЖК РФ, подпункта ж(1) пункта 31, пункта 44 Правил N 354, выявлено нарушение порядка определения размера платы за коммунальный ресурс "электроснабжение", потребляемый при содержании общего имущества в многоквартирном доме, расположенном по адресу: Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. Заречное шоссе, д. 35, в период с августа 2017 года по июль 2020 года.
По результатам проверки управлением составлен акт от 10.02.2021 N 24/06-02 и ООО "УК "ЖРП-Мастер" выдано предписание от 10.02.2021 N 24-06-02, согласно которому в срок до 15.04.2021 предписано: привести порядок определения размера платы за коммунальный ресурс "электроэнергия", потребляемый при содержании общего имущества в период с августа 2017 г. по декабрь 2020 г. в многоквартирном доме в соответствие с установленными требованиями - снизить размер платы всему многоквартирному дому.
Копии акта проверки и предписания от 10.02.2021 N 24-06-02 направлены заказным почтовым отправлением с сопроводительным письмом от 11.02.2021 N 1154/01-26 на юридический адрес ООО "УК "ЖРП-Мастер", указанный в выписке из ЕГРЮЛ: 426052, г.Ижевск, ул. Заречное шоссе, д. 39 и полученное обществом 15.02.2021.
Полагая, что указанное предписание является незаконным и нарушает права и законные интересы общества, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
Суд первой инстанции не усмотрел оснований для признания предписания недействительным и отказал заявителю в удовлетворении требований.
Изучив материалы дела, исследовав представленные доказательства, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции оснований для отмены решения суда не установил.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
Суд первой инстанции, рассматривая дело, не установил предусмотренной указанными нормами совокупности оснований для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным.
При этом суд обоснованно руководствовался следующим.
Исходя из норм пункта 16 статьи 12, части 1.1 статьи 20, части 1, 3 статьи 192, части 2 статьи 196 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 3 части 2 статьи 1 Закона Удмуртской Республики от 30.06.2014 N 40-РЗ "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Удмуртской Республики по государственному жилищному надзору и лицензионному контролю и внесении изменения в статью 35 Закона Удмуртской Республики "Об установлении административной ответственности за отдельные виды правонарушений", пунктов 2.1.1, 2.13 решения Городской Думы города Ижевска от 30.10.2007 N 314 "Об учреждении отраслевого органа - структурного подразделения Администрации города Ижевска - Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Ижевска", в совокупности с положениями статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", суд первой инстанции правильно установил, что оспариваемое предписание вынесено уполномоченным государственным органом и в пределах предоставленных ему полномочий.
Доводы жалобы о проведении проверки без учета ограничения по проверяемому периоду, установленного пунктом 2 статьи 9 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", отклоняются. Поскольку в отношении общества проводилась внеплановая проверка, норма части 2 статьи 9 Федерального закона N 294-ФЗ в данном случае применению не подлежит.
В соответствии со статьями 153, 154 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.
Согласно статье 156 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства (пункт 1).
Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 настоящего Кодекса, за исключением размера расходов, который определяется в соответствии с частью 9.2 настоящей статьи. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год (часть 7).
Указанный размер платы устанавливается одинаковым для всех собственников помещений.
Федеральным законом от 29.07.2017 N 258-ФЗ "О внесении изменений в статьи 154 и 156 Жилищного кодекса Российской Федерации и статью 12 Федерального закона "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", вступившим в силу с 10.08.2017, часть 9.2 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации изложена в следующей редакции: "Размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется при наличии коллективного (общедомового) прибора учета исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, который утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Исключения составляют случай оснащения многоквартирного дома автоматизированной информационно-измерительной системой учета потребления коммунальных ресурсов и коммунальных услуг, при котором размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется исходя из показаний этой системы учета при условии обеспечения этой системой учета возможности одномоментного снятия показаний, а также случай принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения об определении размера расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме:
1) исходя из среднемесячного объема потребления коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
2) исходя из объема потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации".
До 10.08.2017 часть 9.2 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации действовала в редакции Федерального закона от 03.07.2016 N 267-ФЗ и устанавливала, что размер расходов граждан в составе платы за содержание жилого помещения на оплату холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, определяется исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
Таким образом, часть 9.2 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей до 10.08.2017, устанавливала порядок определения размера расходов граждан в составе платы за содержание жилого помещения на оплату электроэнергии для содержания общего имущества исходя из нормативов потребления коммунальных ресурсов, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, и не предусматривала возможности определения размера таких расходов исходя из объема потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета.
Начиная с августа 2017 года определение размера расходов граждан в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме возможно исходя из объема потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, но только в случае принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме соответствующего решения, наличие которого установлено требованиями Жилищного кодекса Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме).
В соответствии с положениями подпункт "л" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в том числе приобретение холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в таком доме при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность такого потребления, отведения (за исключением случаев, когда стоимость таких коммунальных ресурсов в многоквартирном доме включается в состав платы за коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с пунктом 40 Правил предоставления коммунальных услуг.
Согласно пункту 29 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме расходы за содержание жилого помещения определяются в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, включая в том числе оплату расходов на содержание внутридомовых инженерных систем электро, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (за исключением случаев, когда стоимость таких коммунальных ресурсов в многоквартирном доме включается в состав платы за коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с пунктом 40 Правил предоставления коммунальных услуг), обоснованные расходы на истребование задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, на снятие показаний приборов учета, содержание информационных систем, обеспечивающих сбор, обработку и хранение данных о платежах за жилые помещения и коммунальные услуги, выставление платежных документов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг (абзац 1).
С 1 января 2017 в указанные расходы также включаются расходы на оплату холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг (за исключением случаев, когда стоимость таких коммунальных ресурсов в многоквартирном доме включается в состав платы за коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с пунктом 40 Правил предоставления коммунальных услуг) (абзац 2).
В силу подпункта "ж(1)" пункта 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее Правила N 354) исполнитель обязан осуществлять определение размера платы за коммунальную услугу по отоплению исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, установленных в соответствии с подпунктом е(2) пункта 32 настоящих Правил, использовать показания коллективных (общедомовых) приборов учета холодной воды, горячей воды и электрической энергии, установленных в соответствии с указанным подпунктом, при определении размера платы за коммунальную услугу, потребленную на общедомовые нужды в случаях, установленных настоящими Правилами.
В соответствии с пунктом 40 Правил N 354 потребитель в многоквартирном доме вносит плату за коммунальные услуги (за исключением коммунальной услуги по отоплению), предоставленные потребителю в жилом и нежилом помещении в случаях, установленных настоящими Правилами, за исключением случая непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в этом доме, а также случаев, если способ управления в многоквартирном доме не выбран либо выбранный способ управления не реализован, при которых потребитель в многоквартирном доме в составе платы за коммунальные услуги (за исключением коммунальной услуги по отоплению) отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребленные при содержании общего имущества в многоквартирном доме (далее коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).
Согласно пункту 44 Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в случаях, установленных пунктом 40 настоящих Правил, в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к настоящим Правилам.
При этом объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, приходящийся на жилое (нежилое) помещение, определяется в соответствии с формулами 11 и 12 приложения N 2 к настоящим Правилам. В случае если указанный объем за расчетный период (расчетный месяц) составляет отрицательную величину, то указанная величина учитывается в следующем расчетном периоде (следующих расчетных периодах) при определении объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, приходящегося на жилое (нежилое) помещение.
При расчете платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды потребителю в нежилом помещении, используются цены (тарифы), установленные для категории потребителей, к которой относится такой потребитель.
В случае если общедомовый (коллективный) и все индивидуальные (квартирные) приборы учета имеют одинаковые функциональные возможности по определению объемов потребления коммунальной услуги дифференцированно по времени суток или по иным критериям, отражающим степень использования коммунальных ресурсов, то объемы коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, определяются раздельно по каждому времени суток или иному критерию и размер платы за каждый из таких объемов коммунальной услуги распределяется между потребителями в соответствии с абзацем первым настоящего пункта. В иных случаях объем коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, определяется и распределяется между потребителями в многоквартирном доме без учета дифференциации этого объема по времени суток или по иным критериям, отражающим степень использования коммунальных ресурсов, если иное не установлено договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 2 письма Минстроя России от 30.12.2016 N 45099-АЧ/04 "Об отдельных вопросах, возникающих в связи с включением с 1 января 2017 года расходов на приобретение коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, в размер платы за содержание жилого помещения" размер расходов на оплату коммунального ресурса, используемого в целях содержания общего имущества, определяется путем перерасчета стоимости коммунального ресурса, определенного соответственно площади помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме, на 1 квадратный метр площади жилых и нежилых помещений в каждом многоквартирном доме.
При определении стоимости коммунального ресурса по электроэнергии, используемого в целях содержания общего имущества площадь помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме, определяется в соответствии с технической документацией на многоквартирный дом и видом таких помещений, указанных в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 36 ЖК РФ: 1) помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы); 2) иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребителей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий.
Согласно положениям Жилищного кодекса Российской Федерации, вне зависимости от решений собственников помещений в многоквартирном доме, при наличии в многоквартирном доме общедомовых (коллективных) приборов учета коммунальных ресурсов, размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме с 10 августа 2017 года в конечном итоге должен определятся исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета. Поскольку порядок расчета размера платы за коммунальные ресурсы, потребляемые в целях содержания общего имущества, Правительством Российской Федерации до настоящего времени не утвержден, организация, осуществляющая управление многоквартирным домом, вправе самостоятельно определить периодичность проведения перерасчета размера платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества многоквартирного дома исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета.
Но поскольку Правительством Российской Федерации до настоящего времени не определен порядок проведения перерасчета размера платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества, для управляющих организаций отсутствуют определенные сроки проведения такого перерасчета. Однако, указанное не отменяет самого факта проведения перерасчета за период с 10 августа 2017 года.
Как установлено судом и подтверждено материалами дела, после вступления в законную силу с 10 августа 2017 года новой редакции части 9.2 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации собственниками помещений в указанном многоквартирном доме принято решение, оформленное протоколом от 30.06.2018, с августа 217 года (с учетом опечатки, допущенной при принятии решения по третьем вопросу вместо августа 2017 года указан августа 2018 года) установить следующий порядок определения размера расходов на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, и порядок их предъявления: при наличии коллективного (общедомового) прибора учета начисление платы производить ежемесячно исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного органами государственной власти субъектов РФ и тарифов, установленным органами государственной власти субъектов РФ. По результатам работы коллективного (общедомового) прибора за 12 последовательных календарных месяцев, производить перерасчет размера таким расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета.
Поскольку такое решение собственниками помещений в МКД принято (пункт N 3 протокола от 30.06.2018), начисление платы за коммунальные ресурсы на содержание общего имущества в многоквартирном доме в период с августа 2017 года по декабрь 2020 года должно производиться исходя из фактических объемов коммунальных ресурсов по показаниям коллективных (общедомовых) приборов учета (далее ОДПУ) при их наличии в многоквартирном доме.
Из представленных в материалы дела доказательств, следует, что указанный многоквартирный дом оборудован общедомовыми приборами учета электроэнергии. Так как дом имеет два ввода электроэнергии рубильники N 7 и N 10 РП-21, то на границе балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон установлено два прибора учета. Объем электроэнергии, потребленной домом, определяется как сумма двух приборов учета ЦЭ6803В заводской номер 009082058000483 и Марс 1.0 заводской номер 1803103768.
Счетчик, установленный на ввод N 1 (ЦЭ6803В заводской номер 009082058000483) учитывает электроэнергию, потребляемую в квартирах. Счетчик, установленный на ввод N 2 (Марс 1.0 заводской номер 1803103768) учитывает электроэнергию, от которой происходит питание освещения мест общего пользования (лестничные клетки, подвал, лифты), лифтов, домофонов, узла учета тепловой энергии.
Таким образом, общедомовой прибор учета электрической энергии для указанного многоквартирного дома это совокупность двух приборов учета электрической энергии, установленных на доме.
Согласно техническому паспорту здания (строения) N 35 по Заречному шоссе, площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме при расчете платы за электроснабжение, предоставленное на общедомовые нужды составляет 2190,70 кв.м, площадь жилых помещений составляет 9075,7 кв.м, нежилых 0 кв.м.
В соответствии с постановлением Правительства Удмуртской Республики от 14.01.2013 N 17 "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению в УР" расчетный нормативный объем потребления электроэнергии, предоставленной для содержания общего имущества, для данного многоквартирного дома составляет: 1,59 кВт.ч./кв.м х 2190,7кв.м = 3483,213 кВт.ч.
Следовательно, расчетный нормативный объем потребления электроэнергии, предоставленной для содержания общего имущества:
- для квартиры N 132 по Заречному шоссе, 35 составляет: 3483,213 кВт.ч./9075,7 кв.м х 78 кв.м = 29,94 кВ.ч.;
для квартиры N 111 по Заречному шоссе, 35 составляет: 3483,213 кВт.ч./9075,7 м2 х 54,2 кв.м = 20,80 кВ.ч.
Таким образом, излишне предъявленная сумма за коммунальный ресурс "электроэнергия" в целях содержания общего имущества по квартире N 132 составила 2503,01 руб.; по квартире N 111 составила 1739,17 руб.
Доказательств, свидетельствующих о проведении перерасчета платы за коммунальную услугу "электроэнергия" в период с августа 2017 года по декабрь 2020 года в соответствии с вышеуказанными положениями Жилищного кодекса Российской Федерации, Правилами N 491 и Правилами N 354, заявителем в материалы дела не представлено.
Доводы заявителя о произведенном им в декабре 2020 г. перерасчете размера платы за период с августа 2018 г. по июль 2020 г. судом апелляционной инстанции отклоняются, о незаконности оспариваемого предписания не свидетельствуют, поскольку нарушение порядка определения размера платы за коммунальный ресурс "электроэнергия" было допущено за период с августа 2017 года по декабрь 2020; при этом представленный обществом расчет размера корректировки подлежит оценки контролирующим органом при проверке исполнение предписания.
При установленных обстоятельствах у управления имелись фактические и правовые основания для вынесения оспариваемого предписания, требования которого направлены на устранение допущенных обществом нарушений при определении размера платы за электрическую энергию, потребляемую при использовании и содержании общества имущества многоквартирного дома.
Отклоняя доводы заявителя о необоснованности требования перерасчета размера платы всему многоквартирному дому, суд первой инстанции правильно исходил из следующего.
Согласно протоколу общего собрания собственников многоквартирного дома от 30.06.2018, Стерхова Л.П. избрана председателем общего собрания многоквартирного дома, (вопрос N 1). Таким образом, Стерхова Л.П. представляет интересы всех собственников данного многоквартирного дома.
В жалобе Стерховой Л.П. содержится требование о возврате излишне начисленной суммы по всем собственникам многоквартирного дома.
Кроме того, размер расходов на оплату коммунального ресурса, используемого в целях содержания общего имущества, определяется путем перерасчета стоимости коммунального ресурса, определенного соответственно площади помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме, на 1 квадратный метр площади жилых и нежилых помещений в каждом многоквартирном доме.
При определении стоимости коммунального ресурса по электроэнергии, используемого в целях содержания общего имущества площадь помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме, определяется в соответствии с технической документацией на многоквартирный дом и видом таких помещений, указанных в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 36 ЖК РФ: 1) помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы); 2) иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребителей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий.
Согласно статье 156 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства (пункт 1).
Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 настоящего Кодекса, за исключением размера расходов, который определяется в соответствии с частью 9.2 настоящей статьи. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год (часть 7).
Указанный размер платы устанавливается одинаковым для всех собственников помещений.
Таким образом, управлением обоснованно проведена внеплановая документарная проверка в отношении всего многоквартирного дома. Поскольку в ходе проверки было установлено нарушение порядка определения размера платы за коммунальный ресурс "электроэнергия", содержащееся в предписании требование привести порядок определения размера такой платы всему многоквартирному дому, является законным, соответствующим положениям статьи 20 ЖК РФ и статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ.
На основании изложенного, с учетом установленных обстоятельств, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, коллегия суда апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции, что оспариваемое предписание соответствует закону и не нарушает прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Поскольку совокупность оснований, предусмотренных ч. 1 ст. 198, ч. 2 ст. 201 АПК РФ для признания предписания недействительным не установлена, требования заявителя правомерно оставлены судом без удовлетворения.
Коллегия апелляционного суда считает, что судом первой инстанции при рассмотрении дела правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, на основе полного и всестороннего исследования доказательств, выводы, изложенные в обжалуемом судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Доводы апелляционной жалобы выводы суда не опровергают, по существу сводятся к несогласию с оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и установленных судом обстоятельств, оснований для переоценки которых суд апелляционной инстанции не усматривает.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда не имеется.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ судебные расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы. Излишне уплаченная при подаче жалобы государственная пошлина подлежит возврату из федерального бюджета на основании ст. 104 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 15 октября 2021 года по делу N А71-4584/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Жилищно-ремонтное предприятие - Мастер" (ОГРН 1041800760825, ИНН 1832040350) из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1 500 (Одна тысяча пятьсот) рублей, излишне уплаченную по чеку-ордеру от 21.09.2021, операция 126 (плательщик - Чугина Светлана Анатольевна).
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий |
Е.М. Трефилова |
Судьи |
Е.В. Васильева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-4584/2021
Ответчик: ООО "Управляющая компания "Жилищно-ремонтное предприятие - Мастер", Управление жилищно-коммунального хозяйства Администрации г. Ижевска