Екатеринбург |
|
30 ноября 2022 г. |
Дело N А50-31629/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 ноября 2022 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 ноября 2022 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Жаворонкова Д.В.,
судей Сухановой Н.Н., Кравцовой Е.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства экономического развития и инвестиций Пермского края на решение Арбитражного суда Пермского края от 23.05.2022 по делу N А50-31629/2021 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.08.2022 по тому же делу по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Метаросс" к Министерству экономического развития и инвестиций Пермского края о признании незаконным решения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа в судебное заседание не прибыли.
Общество с ограниченной ответственностью "Метаросс" (далее - заявитель, ООО "Метаросс", общество) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением к Министерству экономического развития и инвестиций Пермского края (далее - заинтересованное лицо, Министерство) о признании недействительным решения, оформленного приказом от 22.11.2021 N 18-02-06-114, в части отказа обществу в предоставлении субсидии (с учетом уточнений, принятых судом в порядке статьи 49 АПК РФ).
Решением суда первой инстанции от 23.05.2022 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.08.2022 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Министерство просит решение и постановление судов отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать. В обоснование кассационной жалобы заявитель указывает на то, что согласно нормативным правовым актам в сфере бюджетных правоотношений, заявка на выдачу субсидии прошитая и пронумерованная рассматривается как единый документ, одна заявка. Комиссия по отбору субъектов малого и среднего предпринимательства на возмещение части затрат, связанных с осуществлением экспортной деятельности (далее - Комиссия) при принятии решения по заявке ООО "Метаросс" рассматривала ее как единый документ.
Настаивает, несмотря на то, что в состав заявки входило несколько внешнеторговых договоров, несоответствие хотя бы одного из них, означает несоответствие всей заявки требованиям Порядка, так как Порядком не предусмотрено частичное рассмотрение заявки.
В представленном отзыве общество указывает на законность и обоснованность судебных актов.
В силу ч. 1 ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено названным Кодексом.
Изучив доводы заявителя жалобы, суд кассационной инстанции не усматривает основания для отмены решения и постановления судов.
Как следует из материалов дела, 29.10.2021 заявителем в Министерство экономического развития и инвестиций Пермского края подана заявка на предоставление субсидии с прилагаемыми документами.
01.11.2021 заявка и документы заявителя были переданы для рассмотрения в созданную Министерством комиссию по отбору субъектов малого и среднего предпринимательства.
15.11.2021 комиссией принято решение рекомендовать Министерству отклонить заявку ООО "Метаросс" в связи с несоблюдением условий предоставления субсидии, установленных пунктами 2.12.2.1.4 Порядка предоставления субсидий из бюджета Пермского края на возмещение части затрат субъектам малого и среднего предпринимательства, связанных с осуществлением экспортной деятельности", утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 20 мая 2020 г. N 345-п.
На основании решения комиссии Министерством вынесен приказ от 22.11.2021 N 18-02-06-114, которым заявителю было отказано в предоставлении субсидии.
Не согласившись с решением Министерства, общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что материалами дела подтверждается факт соблюдения обществом по контракту от 25.05.2021 N 00917 и договору поставки от 08.07.2020 N 29/06-01 условий предоставления субсидии, установленных пунктами 2.1.2 - 2.1.4 Порядка.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда.
В силу части 1 статьи 198, статей 200, 201 АПК РФ для признания недействительным ненормативного правового акта, решения органа, осуществляющего публичные полномочия, должностных лиц, необходимо установить наличие двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушение указанным ненормативным правовым актом, решением прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо (статья 65, часть 5 статьи 200 АПК РФ).
В соответствии со статьей 69 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) предоставление бюджетных средств осуществляется в форме предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг.
Согласно пункту 1 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов), выполнением работ, оказанием услуг.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам, должны определять условия, порядок предоставления субсидий и порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Постановлением Правительства Пермского края от 20.05.2020 N 345-п утверждены Порядок предоставления субсидии из бюджета Пермского края на возмещение части затрат субъектам малого и среднего предпринимательства, связанных с осуществлением экспортной деятельности, в 2021 году".
Согласно пункту 1.3. Порядка субсидия предоставляется в целях возмещения части затрат на транспортировку товаров за рубеж автомобильным, железнодорожным, воздушным, водным транспортом, посредством почтовых отправлений, а также собственными силами Заявителя (далее - транспортировка товара).
В соответствии с разделом I Порядка, субсидия предоставляется Заявителям, соответствующим требованиям, установленным частью 1.5 Порядка (заявитель относится к категории субъектов малого и среднего предпринимательства, зарегистрирован и осуществляет деятельность на территории Пермского края, у него отсутствует просроченная задолженность и др.)
Разделом II Порядка предусмотрены условия предоставления субсидии, согласно которым, субсидия предоставляется: при соответствии Заявителя требованиям, установленным пунктами 1.5.1 - 1.5.12 Порядка; при условии, что коды Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза товаров, партии которых транспортировались за рубеж, не входят в перечень кодов сырьевых товаров при наличии обязанности Заявителя по транспортировке товара в соответствии с условиями внешнеторгового договора; при осуществлении транспортировки товара покупателю в период с 02 ноября года, предшествующего текущему финансовому году, по 31 августа текущего финансового года автомобильным, железнодорожным, водным, воздушным транспортом, посредством почтовых отправлений или собственными силами Заявителя, а также несколькими видами транспорта в соответствии с условиями внешнеторгового договора; при наличии заключенного между Министерством и Заявителем соглашения о предоставлении (перечислении) субсидии.
Пунктом 3.2 Порядка закреплено, что для участия в отборе и получения субсидии Заявители представляют в Министерство заявку на предоставление субсидии.
Заявки и документы направляются Министерством для рассмотрения в комиссию по отбору субъектов малого и среднего предпринимательства созданную Министерством.
Перечень документов, представляемых с заявкой, определен приложением 3 Порядка и включает в себя, в том числе: расчет размера субсидии, копии внешнеторговых договоров на поставку товаров за рубеж, копии документов, подтверждающих затраты Заявителя по транспортировке товаров за рубеж, договоры, счета, накладные, акты, платежные документы - копии платежного поручения и иные документы.
В соответствии с пунктом 3.7, комиссия по отбору в течение 10 рабочих дней со дня получения заявки и документов проверяет их на предмет соответствия требованиям настоящего Порядка и принимает решение о соответствии Заявителя условиям предоставления субсидии либо об отклонении заявки.
Основаниями для отклонения заявки являются: несоответствие Заявителя требованиям, установленным пунктами 1.5.1 - 1.5.12 Порядка; непредставление (представление не в полном объеме) документов, указанных в пункте 3.2 настоящего Порядка, за исключением документов, которые в соответствии с настоящим Порядком запрашиваются Министерством в порядке межведомственного информационного взаимодействия; несоблюдение условий предоставления субсидии, установленных пунктами 2.1.2 - 2.1.4 настоящего Порядка; несоответствие представленных Заявителем заявки и документов требованиям к заявке и документам, установленным в объявлении о проведении отбора, пунктах 3.2, 3.3 настоящего Порядка; недостоверность представленной Заявителем информации, в том числе информации о местонахождении и адресе юридического лица; подача Заявителем заявки после даты окончания приема заявок, указанной в объявлении о проведении отбора.
Согласно пункту 3.10.1, 3.10.3 Порядка, Министерство в течение 15 рабочих дней со дня окончания срока приема заявок, указанного в объявлении о проведении отбора рассчитывает размер субсидии в порядке очередности поступления заявок согласно регистрационному номеру заявки в журнале регистрации заявок по каждому Заявителю и принимает в отношении каждого Заявителя, подавшего документы, оформленные приказами решения о предоставлении субсидии или об отказе в предоставлении субсидии.
Исполнительным органом государственной власти, до которого в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации как до получателя бюджетных средств доведены в установленном порядке лимиты бюджетных обязательств на предоставление субсидии на соответствующий финансовый год, является Министерству экономического развития и инвестиций Пермского края.
Из материалов дела установлено, что основанием для отказа в предоставлении обществу субсидии явился вывод Министерства о том, что по условиям контракта международной купли-продажи от 24.06.2021, у продавца (заявителя) отсутствовала обязанность по экспорту товара за рубеж: транспортировка товара осуществлялась и оплачивалась покупателем товара, а не продавцом.
С учетом вышеуказанных положений законодательства, в связи с отсутствием у заявителя соответствующей обязанности и расходов на транспортировку товара за рубеж по вышеупомянутому контракту, у него не возникло права на получение субсидии, выделяемой именно в целях возмещения затрат на транспортировку товаров за рубеж (часть 1.3. Порядка).
Вместе с тем, как установлено судами и не оспорено Министерством, заявитель в составе заявки ООО "Метаросс" представил три внешнеторговых договора: контракт от 25.05.2021 N 00917, договор поставки от 08.07.2020 N 29/06-01, контракт от 24.06.2021. Министерством в письменном отзыве указано, что состав представленных с заявкой документов, соответствовал перечню, содержащемуся в приложении 3 к Порядку, таким образом, на дату подачи заявки, заявитель соответствовал всем требованиям, установленным для получателя субсидии.
Как установлено судами, контракт от 25.05.2021 N 00917 и договор поставки от 08.07.2020 N 29/06-01 содержат условие о транспортировке товара за рубеж, заявителем понесены соответствующие расходы.
Между тем, Министерство, вопреки положениям Порядка предоставления субсидии, располагая информацией о соответствии заявителя всем критериям, предъявляемым к получателем субсидии, имея возможность в рамках рассмотрения заявки исследовать и оценить все фактические обстоятельства, связанные с реализацией заявителем права на получение субсидии и определить размер субсидии, необоснованно отказало заявителю в ее получении.
Принимая во внимание, что все осуществленные между сторонами договора расчеты ясны и прозрачны, представленные для получения субсидии документы содержат реквизиты, позволяющие точно определить обязательство заявителя о несении затрат по транспортировке товаров за рубеж по контракту от 25.05.2021 N 00917 и договору поставки от 08.07.2020 N 29/06-01, в указанном случае с учетом целей и задач предоставления рассматриваемой субсидии суды пришли к обоснованному выводу о незаконности оспариваемого отказа в предоставлении субсидии.
Доводы Министерства о том, что Комиссией были выявлены также иные нарушения Порядка (пунктов 5, 7 перечня документов по пункту 7 Перечня) были предметом рассмотрения в суде апелляционной инстанции и им дана надлежащая правовая оценка.
Рассматривая вопрос о способе восстановления нарушенного права ООО "Метаросс", суд, исходя из обстоятельств настоящего дела и предмета материального требования в качестве надлежащего способа восстановления нарушенного права заявителя признал необходимым обязать Министерство устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Метаросс" с учетом выводов, изложенных в судебных актах по настоящему делу.
Оценив представленные сторонами доказательства с учетом требований статьи 71 АПК РФ, суды пришли к правильному выводу о несоответствии оспариваемого решения Министерства, оформленного приказом от 22.11.2021 N 18-02-06-114, в части отказа ООО "Метаросс" в предоставлении субсидии в целях возмещения части затрат на транспортировку товаров за рубеж по контракту от 25.05.2021 N 00917 и договору поставки от 08.07.2020 N 29/06-01.
Нарушений и неправильного применения норм материального и процессуального права, являющихся основаниями для отмены обжалуемых судебных актов (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного и исходя из конкретных фактических обстоятельств дела, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пермского края от 23.05.2022 по делу N А50-31629/2021 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.08.2022 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства экономического развития и инвестиций Пермского края - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Д.В. Жаворонков |
Судьи |
Н.Н. Суханова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 2 части 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам, должны определять условия, порядок предоставления субсидий и порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 30 ноября 2022 г. N Ф09-8388/22 по делу N А50-31629/2021
Хронология рассмотрения дела:
23.05.2023 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-8388/2022
14.02.2023 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-8473/2022
30.11.2022 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-8388/2022
17.08.2022 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-8473/2022
23.05.2022 Решение Арбитражного суда Пермского края N А50-31629/2021