Екатеринбург |
|
30 ноября 2022 г. |
Дело N А60-62374/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 ноября 2022 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 ноября 2022 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Гавриленко О. Л.,
судей Кравцовой Е. А., Сухановой Н. Н.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Союз запчасти" (далее - общество "Союз запчасти", ответчик по первоначальному иску) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 14.04.2022 по делу N А60-62374/2021 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.07.2022 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
Екатеринбургского муниципального унитарного предприятия "Специализированная автобаза" (далее - предприятие, региональный оператор, истец по первоначальному иску) - Харинцева К.А. (доверенность от 30.06.2022);
общества "Союз запчасти" - Налимова Е.А. (доверенность от 26.01.2022).
Предприятие обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с иском к обществу "Союз запчасти" о взыскании задолженности за оказанные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) за период с 01.01.2019 по 23.06.2021 в размере 60 059 руб. 47 коп., неустойки за период с 23.02.2021 по 11.11.2021 в размере 9 226 руб. 39 коп. с продолжением начисления по день фактической оплаты долга, а также 2 771 руб. 00 коп. в возмещение расходов по оплате государственной пошлины, 254 руб. 00 коп. и 76 руб. 28 коп. почтовых расходов, 30 000 руб. 00 коп. расходов по оплате услуг представителя.
В порядке ст. 132 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд принял к рассмотрению встречное исковое заявление общества "Союз запчасти" к региональному оператору о признании расчета и стоимости услуг по обращению с ТКО, произведенные региональным оператором, за период с 01.01.2019 по 31.10.2020 в размере 63 248 руб. 46 коп. недействительными. Также заявлено требование обязать предприятие в течение 10 дней с даты вступления решения суда в законную силу произвести перерасчет стоимости оказанных услуг за период с 01.01.2019 по 31.10.2019, исходя из объема фактически оказанных услуг по обращению с ТКО.
Решением суда от 14.04.2022 (судья Килина Л.М.) первоначальные исковые требования удовлетворены. С общества "Союз запчасти" в пользу регионального оператора взысканы денежные средства в размере 60 059 руб. 47 коп. долг, 9 226 руб. 39 коп. пени за период с 23.02.2021 по 11.11.2021 с продолжением начисления пени, начиная с 12.11.2021 по день фактической оплаты долга исходя из размера неустойки равного 1/130, 330 руб. 28 коп. почтовые расходы, 7000 руб. 00 коп. расходы на оплату услуг представителя, а также 2771 руб. 00 коп. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины; в удовлетворении остальной части заявления о взыскании судебных расходов отказано. В удовлетворении встречного искового заявления отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.07.2022 (судьи Муталлиева И.О., Балдин Р.А., Григорьева Н.П.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество "Союз запчасти" просит указанные судебные акты отменить и направить дело на новое рассмотрение, ссылаясь на нарушение норм материального права и на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела. Кассатор указывает, что судами нижестоящих инстанций не дана оценка доказательствам, представленным им в материалы дела и свидетельствующим о непредставлении региональным оператором услуг по обращению с ТКО в период с 01.01.2019 по 31.10.2019, а также не учтено, что общество "Союз запчасти" 23.12.2021 обращалось к предприятию с претензионным требованием о произведении перерасчета. Общество "Союз запчасти" утверждает, что региональным оператором в материалы дела не представлены акты оказанных услуг за период 2019-2020 годов, платежные документы датированы 11.01.2021, региональным оператором только в январе 2021 года направлены два экземпляра публичного договора N 338261 от 01.01.2019, в котором указано, что региональный оператор обязуется принимать ТКО в объеме и в месте, которые определены в договоре, однако место и объем ТКО определен не был, предприятием в бухгалтерской отчетности не учтены доходы организации, при этом представленные предприятием в материалы дела документы, не подтверждают факт использования контейнерной площадки, расположенной по адресу: Свердловская область, г. Арамиль, ул. Космонавтов. Д. 15/1. Кассатор не согласен с выводом судов о том, что само по себе отсутствие договора как единого подписанного сторонами документа не препятствует региональному оператору оказывать услуги в соответствии с типовым договором, а также, что исключительно операторы или привлеченные им на основании пункта 23 Правил обращения с ТКО операторы вправе оказывать услуги по транспортированию (вывозу) ТКО в отношении потребителя. Общество "Союз запчасти" обращает внимание суда округа на тот факт, что оно арендует помещение на земельном участке, принадлежащим на праве собственности Чудинову Сергею Анатольевич, имеющему металлическое ограждение и отдельно стоящий на нем мусорный контейнер, который используется и обслуживается предприятием, в связи с чем, ответчиком по первоначальному иску не использовался мусорный контейнер, расположенной по адресу: Свердловская область, г. Арамиль, ул. Космонавтов. Д. 15/1. По мнению заявителя кассационной жалобы, судом первой инстанции необоснованно отклонено ходатайство о привлечении к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Администрации Арамильского городского округа, поскольку факт наличия собственной контейнерной площадки, включения в реестр мест (площадок) накопления ТКО и неиспользование контейнерной площадки, расположенной по адресу: Свердловская область, г. Арамиль, ул. Космонавтов. Д. 15/1, подтверждается ответом Администрации Арамильского городского округа от 05.10.2020 N 135-01-25/5119. Кассатор утверждает, что договор N 338261 от 01.01.2019 подписан им с замечаниями, при этом оформление протокола разногласий является правом стороны, получившей оферту, а не обязанностью. Кроме указанного, заявитель кассационной жалобы полагает, что судами обеих инстанций оставлены без внимания доводы о неисполнении региональным оператором обязательств по передаче в орган местного самоуправления сведений о количестве планируемых к размещению контейнеров и бункеров в отношении общества "Союз запчасти", что свидетельствует о фактическом непредставлении услуг по вывозу ТКО.
Региональным оператором представлен отзыв по доводам кассационной жалобы, в соответствии с которым, считает оспариваемые судебные акты законными и обоснованными, а доводы кассационной жалобы несостоятельными.
Как следует из материалов дела, предприятие (региональный оператор) является на основании Соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами с Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области (далее - МинЖКХ СО) от 12.01.2018 региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами в зоне деятельности АПО-3 Свердловской области (перечень муниципальных образований, входящих в АПО-3 Свердловской области, представлен на стр. 162 в табл. 36 Территориальной схемы в сфере обращения с отходами производства и потребления на территории Свердловской области, утв. приказом МинЖКХ СО от 31.03.2020 N 185).
Предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами было опубликовано на официальном сайте регионального оператора от 07.12.2018 года.
Между региональным оператором и обществом "Союз Запчасти" (потребитель) заключен договор N 338261 от 01.01.2019 на оказание услуг по обращению с ТКО (далее - договор) на условиях типового договора.
В период с 01.01.2019 по 23.06.2021 региональным оператором оказаны услуги по обращению с ТКО, которые оплачены ответчиком по первоначальному иску не были, задолженность составляет 60 059 руб. 47 коп.
Согласно пункту 6.2 договора в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения потребителем обязательств по оплате настоящего контракта региональный оператор вправе потребовать от потребителя уплаты неустойки в размере 1/130 ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, установленной на день предъявления соответствующего требования, от суммы задолженности за каждый день просрочки.
В связи с отсутствием оплаты по договору региональным оператором начислена неустойка на сумму задолженности. 22.11.2021 в адрес общества "Союз запчасти" направлена претензия об оплате задолженности и неустойки с приложением акта сверки N 106260 от 08.09.2021.
В нарушение условий договора ответчик по первоначальному иску обязательство по оплате оказанных услуг не исполнил, что послужило основанием для обращения регионального оператора в суд с настоящим заявлением.
Обращаясь в арбитражный суд со встречным иском, общество "Союз запчасти" указывало, что 21.01.2021 региональным оператором был направлен в адрес потребителя договор, согласно приложению N 1 к которому указан объем накопления ТКО, полученный исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО.
Ответчик по первоначальному иску указывает, что фактически предприятие приступило к оказанию услуг по договору с декабря 2020 года, что подтверждается заявлением исх. N 22 от 28.06.2021.
В адрес общества "Союз запчасти" 11.01.2021 поступили счет на оплату услуг по вывозу ТКО N 124, 126, акты сдачи-приемки оказанных услуг N 00000000136, 00000000137, счета-фактуры N 1183218, 1183228.
Не согласившись с указанными документами, ответчик по первоначальному иску 15.01.2021 направил в адрес регионального оператора обращение о произведении перерасчета стоимости оказанных услуг, указывая, что фактический вывоз ТКО в период с 01.01.2019 по 31.10.2020 предприятием не осуществлялся. 21.01.2021 аналогичное обращение направлено повторно, с указанием на вывоз ТКО собственником здания индивидуальным предпринимателем Чудиновым С.А. в адрес Муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства "Сысертское".
Ответчиком по первоначальному иску 12.02.2021 получен отказ регионального оператора в произведении перерасчета.
Общество "Союз запчасти" считает, что расчет платы за услуги по обращению с ТКО в период с 01.01.2019 по 31.10.2019 должен быть списан, поскольку фактически услуги оказаны не были.
На основании изложенного общество "Союз запчасти" обратилось в арбитражный суд с требованием произвести перерасчет за период с 01.01.2019 по 31.10.2019 исходя из фактически вывезенного объема ТКО.
Суд первой инстанции, удовлетворяя первоначальный иск, и, отказывая в удовлетворении встречного иска, пришел к выводу о доказанности факта оказания истцом спорных услуг и наличия на стороне ответчика неисполненных обязательств по их оплате, также судом учтено, что обществом "Союз запчасти" не представлено доказательств своевременного направления заявления о применении учета объема и (или) массы ТКО расчетным путем исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО.
Суд апелляционной инстанции выводы суда первой инстанции поддержал.
Проверив законность принятых по делу судебных актов, суд округа не находит оснований для их отмены.
В соответствии с пунктом 1 статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
На основании пункта 1 статьи 781 ГК РФ заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
Статьей 309 ГК РФ предусмотрено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается (ст. 310 ГК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 781 ГК РФ заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
В силу пункта 1 статьи 24.6, пункта 2, 4 статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), пункта 6 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации") (далее - Закон N 458-ФЗ), если в субъекте Российской Федерации заключено соглашение с региональным оператором по обращению с ТКО и утвержден единый тариф на его услуги, оказывать услуги по обращению с ТКО по общему правилу может только он, следовательно, у собственника отходов возникает обязанность оплачивать услуги по обращению с ТКО региональному оператору.
В силу положений статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ все собственники ТКО заключают договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся их места сбора, оплачивают услуги региональному оператору по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора. Такой договор является публичным для регионального оператора.
Согласно пункту 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации.
Частью 6 статьи 23 Закон N 458-ФЗ договоры, заключенные собственниками ТКО на сбор и вывоз ТКО, действуют до заключения договора с региональным оператором по обращению с ТКО.
Обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с ТКО и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с ТКО на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 01.01.2019 (часть 8 статьи 23 Закона N 458-ФЗ).
Положениями Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156), установлено, что потребитель - это собственник ТКО или уполномоченное им лицо, заключившее или обязанное заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с ТКО.
На основании положений Закона N 89-ФЗ региональный оператор обязан заключить договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО с момента начала осуществления своей деятельности на основании пункта 1 статьи 24.7 указанного Закона.
На основании пунктов 8(4) - 8(5) Правил N 1156 договор может быть заключен как на основании заявки потребителя, которая может быть подана, начиная со дня утверждения единого тарифа на услугу регионального оператора, так и на основании предложения регионального оператора.
Согласно пункту 8(17) Правил N 1156 региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО всеми доступными способами, в том числе, путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в средствах массовой информации.
Потребитель, в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО, направляет региональному оператору заявку потребителя и документы, в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) Правил N 1156. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8(8) - 8(16) Правил N 1156.
До дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора (пунктом 8.18 Правил N 1156).
В случае незаключения или отказа в заключении договора оказания услуг по обращению с ТКО, региональный оператор руководствуется действующим законодательством и оказывает услуги в соответствии с типовым договором.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что общество "Союз Запчасти" является собственником ТКО, которые были образованы на объекте образования ТКО, находящегося в границах зоны деятельности предприятия как регионального оператора.
Поскольку предприятие имеет заключенное с МинЖКХ СО соглашение от 12.01.2018, а Постановлением региональной энергетической комиссии Свердловской области от 05.12.2018 N 200-ПК был установлен единый тариф на услугу истца по первоначальному иску как регионального оператора по обращению с ТКО, который действует с 01.01.2019, то оно осуществляет свою деятельность по обращению с ТКО как региональный оператор и оказывает услуги (и вправе требовать оплаты оказанных услуг) вне зависимости от наличия заключенного письменного договора с каждым собственником. При этом предприятие является единственным региональным оператором в регионе, что предполагает под собой фактическое оказание услуг расположенным в данном регионе предприятиям (ст. 24.6 Закона N 89-ФЗ), в том числе и ответчику по первоначальному иску.
Соответственно ТКО ответчика по первоначальному иску, в отсутствие доказательств его транспортировки, хранения и последующей передачи для переработки, утилизации, иным лицам, в любом случае осуществляет предприятие.
Учитывая вышеизложенное, суды первой и апелляционной инстанций пришли к верному выводу о том, что обязанность по внесению платы за услугу по обращению с ТКО возникла у общества "Союз запчасти" с 01.01.2019.
Как указывалось ранее, между сторонами действует типовой договор, в соответствии с условиями которого, способ расчета объема ТКО осуществляется исходя из норматива накопления ТКО, выраженного в количественных показателях, утвержденного Постановлением региональной энергетической комиссии Свердловской области.
Согласно приложению N 1 к договору объект ответчика по первоначальному иску расположен по адресу Сысертский р-н, г. Арамиль, ул. Космонавтов, д. 17, объем принимаемых ТКО, определенный исходя из нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема, составляет 4,76 куб. м.
В опровержение доводов общества "Союз запчасти", факт оказания ему услуг подтверждается выставлением счетов-фактур, направлением актов оказанных услуг, заверенными отчетами о вывезенных контейнерах (отчет о прохождения каждой точки), представленными в материалы дела. При этом отчеты о вывезенных контейнерах составлены по данным спутниковой системы ГЛОНАСС. В отчете указано: наименование объекта, информация о транспортном средстве, время и дата прохождения маршрута.
Доводы ответчика по первоначальному иску о том, что услуги в период с 01.01.2019 по 31.10.2019 предприятием оказаны не были, поскольку общество "Союз запчасти" осуществлял накопление ТКО в контейнер, расположенный на земельном участке по адресу Свердловская область, г. Арамиль, ул. Космонавтов, д. 17, откуда вывоз ТКО осуществлялся собственником земельного участка индивидуальным предпринимателем Чудиновым С.А., правомерно отклонены судом апелляционной инстанции виду следующего.
В силу части 2 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
В соответствии с пунктом 6 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ юридические лица, в результате деятельности которых образуются твердые коммунальные отходы, вправе отказаться от заключения договора с региональным оператором в случае наличия в их собственности или на ином законном основании объекта размещения отходов, расположенного в границах земельного участка, на территории которого образуются такие твердые коммунальные отходы, или на смежном земельном участке по отношению к земельному участку, на территории которого образуются такие твердые коммунальные отходы.
Согласно абзацу 9 статьи 1 Закона N 89-ФЗ под объектом размещения отходов является специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов.
На основании указанных выше положений, обязанность по заключению договора с региональным оператором отсутствует у собственника твердых коммунальных отходов только в случаях, если у него имеется в собственности или на ином законном основании объект размещения отходов, расположенный в границах земельного участка, на территории которого образуются такие отходы, или на смежном земельном участке по отношению к земельному участку, на территории которого образуются такие отходы.
Пунктом 9 Правил N 1156 установлено, что потребители осуществляют складирование твердых коммунальных отходов в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, определенных договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии со схемой обращения с отходами.
В случае если в схеме обращения с отходами отсутствует информация о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, региональный оператор направляет информацию о выявленных местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, утвердивший схему обращения с отходами, для включения в нее сведений о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов.
Региональный оператор по обращению с ТКО вывозит их из мест (площадок) накопления, определенных органом местного самоуправления.
Согласно представленным в материалы дела доказательствам, судами нижестоящих инстанций установлено, что на момент заключения договора объект ответчика по первоначальному иску не располагал оборудованной контейнерной площадкой, включенной в схему обращения с отходами.
При этом общество "Союз запчасти" утверждает, что контейнерная площадка по адресу: г. Арамиль, ул. Космонавтов, 17 включена в реестр мест накопления ТКО только 30.09.2020.
Поскольку на основании положений Закона N 89-ФЗ собственники твердых коммунальных отходов лишены возможности распоряжаться твердыми коммунальными отходами по своему усмотрению, последние в силу общего правила должны их утилизировать не иначе как посредством услуг, оказываемых региональным оператором.
Отсутствие контейнерной площадки или контейнера для сбора и накопления ТКО не исключает пользование потребителем услугой регионального оператора с учетом получения потребителем коммунальной услуги по обращению с ТКО посредством использования любой контейнерной площадки, включенной в территориальную схему обращения с отходами.
При этом согласно пункту 9.2 договора в случае изменения наименования, местонахождения или банковских реквизитов, а также изменения иных данных, непосредственно влияющих на исполнение договора, сторона обязана уведомить об этом другую сторону в письменной форме в течение 10 (десяти) рабочих дней со дня таких изменений любыми доступными способами, позволяющими подтвердить получение такого уведомления адресатом. В противном случае, ответственность за неисполнение стороной своих обязанностей, вызванная не уведомлением или несвоевременным уведомлением, ложится на сторону, допустившую не уведомление в установленный срок.
Пунктом 3.3 договора установлено, что потребитель обязан предоставлять региональному оператору актуальные, достоверные и документально подтвержденные сведения, используемые при расчете размера платы за услугу по обращению с ТКО.
Согласно пункту 4.3 договора применение в отношении сторон учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов расчетным путем исходя из количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов осуществляется на основании соответствующего письменного заявления потребителя, поданного в адрес регионального оператора.
По итогам рассмотрения заявления потребителя региональный оператор принимает одно из следующих решений:
а) о применении в отношениях сторон учета объема и (или) массы ТКО расчетным путем исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах (площадках) накопления ТКО, с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором региональный оператор получил соответствующее заявление потребителя, если иной срок не установлен по соглашению сторон;
б) об отказе в применении в отношениях сторон учета объема и (или) массы ТКО расчетным путем исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах (площадках) накопления ТКО.
В соответствии с пунктом 9.1 договора все изменения, которые вносятся в договор, считаются действительными, если они оформлены в письменном виде, подписаны уполномоченными на то лицами и заверены печатями обеих сторон (при их наличии).
Как установлено судами и следует из материалов дела, обследование контейнерной площадки специалистами регионального оператора произведено в ноябре 2020 года, соответствующие изменения внесены в договор после 24.11.2020, а с 01.12.2020 учет ТКО осуществляется исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, следовательно, за спорный период с 01.01.2019 по 01.12.2020 способ учета ТКО - норматив накопления ТКО.
На основании пункта 1 статьи 24.10 Закона N 89-ФЗ определение объема и (или) массы твердых коммунальных отходов осуществляется в целях расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами в соответствии с правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными Правительством Российской Федерации.
При этом Правила учета ТКО утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 (далее - Правила N 505).
В силу пункта 6 Правил N 505 в целях осуществления расчетов с собственниками ТКО коммерческий учет ТКО осуществляется в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 настоящих Правил.
Подпунктом "а" пункта 5 Правил N 505 установлено, что коммерческий учет ТКО осуществляется расчетным путем исходя из: нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема; количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО.
В силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Поскольку в суд первой или апелляционной инстанции общество "Союз запчасти" доказательства своевременного уведомления регионального оператора об изменении вида коммерческого учета ТКО не представил, а количество и объем контейнеров, предназначенных для накопления ТКО, в спорный период сторонами не согласованы, то в указанный период объем оказанных услуг правомерно определен региональным оператором исходя из нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема.
При этом как верно отмечено судом апелляционной инстанции, с учетом обязанности потребителя складировать ТКО в контейнеры на контейнерных площадках согласно территориальной схемы, истец по первоначальному иску оказывал обществу "Союз запчасти" услуги по обращению с ТКО вне зависимости от места складирования ТКО, так как ТКО вывозятся региональным оператором со всех контейнерных площадок общего доступа.
Относительно довода ответчика по первоначальному иску о необоснованном отказе в удовлетворении ходатайства о привлечении в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Администрации Арамильского городского округа, суд округа отмечает следующее.
Так, в соответствии с частью 1 статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, могут вступить в дело на стороне истца или ответчика до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в первой инстанции арбитражного суда, если этот судебный акт может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон. Они могут быть привлечены к участию в деле также по ходатайству стороны или по инициативе суда.
Таким образом, привлечение к участию в деле третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, является правом, а не обязанностью суда, и осуществление подобных процессуальных действий допускается только в случае, если судебный акт, которым заканчивается рассмотрение дела в первой инстанции арбитражного суда, может повлиять на права или обязанности указанного лица по отношению к одной из сторон.
В данном случае решением суда права Администрации Арамильского городского округа не установлены, обжалуемым судебным актом непосредственно не затрагиваются ее права и обязанности.
Иные доводы кассационной жалобы являлись предметом рассмотрения судов обеих инстанций, получили надлежащую мотивированную оценку и направлены на переоценку фактических обстоятельств, имеющихся в деле доказательств и сделанных на их основании выводов судов, что согласно статье 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами в полном объеме на основе доказательств, оцененных в соответствии с правилами, определенными статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводов, подтверждающих существенные нарушения норм материального и процессуального права, которые могли повлиять на исход дела и являются достаточным основанием для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке, в жалобе не приведено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 14.04.2022 по делу N А60-62374/2021 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.07.2022 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Союз запчасти"- без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Л. Гавриленко |
Судьи |
Е.А. Кравцова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"На основании пункта 1 статьи 24.10 Закона N 89-ФЗ определение объема и (или) массы твердых коммунальных отходов осуществляется в целях расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами в соответствии с правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными Правительством Российской Федерации.
При этом Правила учета ТКО утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 (далее - Правила N 505).
В силу пункта 6 Правил N 505 в целях осуществления расчетов с собственниками ТКО коммерческий учет ТКО осуществляется в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 настоящих Правил.
Подпунктом "а" пункта 5 Правил N 505 установлено, что коммерческий учет ТКО осуществляется расчетным путем исходя из: нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема; количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 30 ноября 2022 г. N Ф09-7268/22 по делу N А60-62374/2021
Хронология рассмотрения дела:
14.02.2023 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-7268/2022
30.11.2022 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-7268/2022
28.11.2022 Определение Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-7268/2022
19.07.2022 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-6798/2022
14.04.2022 Решение Арбитражного суда Свердловской области N А60-62374/2021