Екатеринбург |
|
01 декабря 2022 г. |
Дело N А60-7835/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 ноября 2022 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 декабря 2022 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Тороповой М.В.,
судей Татариновой И.А., Беляевой Н.Г.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Садоводческого некоммерческого товарищества N 3 (далее - товарищество, заявитель) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 06.05.2022 по делу N А60-7835/2022 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.08.2022 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области - Токманцева Е.К. (доверенность от 09.12.2019 N 08-22/1282).
Товарищество обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области (далее - управление, регистрирующий орган, заинтересованное лицо) с требованием о признании незаконным и отмене решения заинтересованного лица, выраженное в уведомлении от 10.01.2022 N КУВД-001/2021-10921281/11.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 06.05.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.08.2022 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе товарищество просит указанные судебные акты отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права. Заявитель жалобы считает, что суды необоснованно отклонили доводы заявителя о необходимости применения норм гражданского, земельного и налогового законодательства при рассмотрении дела, поскольку спорный земельный участок не является имуществом общего пользования, следовательно, положения Федерального закона от 29.07.2017 N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 217-ФЗ) к спорной сделке не применимы. Заявитель жалобы указывает на то, что оспариваемые судебные акты возлагают незаконную обязанность на всех членов товарищества заключить договор купли-продажи садового земельного участка, находящегося в частной собственность, в общую долевую собственность членов товарищества, оплатить соответствующую госпошлину, при этом члены садоводческого товарищества к участию в деле не привлекались. Товарищество настаивает на том, что положения Закона N 217-ФЗ в данном случае не применимы. Заявитель жалобы полагает, что госпошлина за государственную регистрацию прав составляет не 22 000 руб., а 350 руб.
В отзыве на кассационную жалобу управление просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
При рассмотрении спора судами установлено, что между товариществом (покупатель) в лице председателя Тряпушникова Сергея Петровича и Зайцевой Тамарой Валентиновной, действующей от имени Скобёлкина Артема Александровича, (продавец) заключен договор купли-продажи от 28.09.2021, по условиям которого продавец обязался передать в собственность покупателя земельный участок площадью 838 кв. м, кадастровый номер: 66:19:1901013:153, категория земель: земля сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: коллективное садоводство, расположенный по адресу: Россия, Свердловская область, Пригородный район, Коллективный сад N 3 Трест -88, участок N 150а.
Оплата была произведена 28.09.2021 года по расходному кассовому ордеру.
Управление направило товарищество уведомление о приостановлении государственной регистрации прав от 08.10.2021 N КУВД-001/2021-40921281/3, согласно которому процедура государственной регистрации перехода права собственности от Скобёлкина Артёма Александровича к товарищества вышеуказанного земельного участка была приостановлена на основании того, что в договоре не указано о приобретении земельного участка в общую долевую собственность, к договору не приложено решение общего собрания о приобретении имущества общего пользования в общую долевую собственность, госпошлина для приобретения в собственность юридического лица недвижимого имущества составляет 22 000 руб.
Товарищество до 10.01.2022 направило дополнительные документы: сопроводительное письмо, копию выписки из решения общего собрания от 20.06.2021, копию письма Министерства финансов Российской Федерации от 15.01.2019 N 03-05- 06-03/1 ПО.
Управлением 10.01.2022 вынесено решение об отказе государственной регистрации прав на основании статьи 27 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) в связи с истечением 10.01.2022 срока приостановления, указанного в направленном уведомлении от 08.10.2021 N КУВД-001 /2021-40921281/1 о приостановлении государственной регистрации прав в отношении объекта недвижимости с КН 66:19:1901013:153, и не устранением приведенных в данном уведомлении причин, препятствующих осуществлению государственной регистрации прав.
Кроме того, за государственную регистрацию прав, ограничений (обременении) прав на недвижимое имущество государственная пошлина уплачивается в следующих размерах: для юридического лица - 22 000 руб. (статья 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации). Заявителем представлено платежное поручение на сумму 350 руб.
Полагая, что отказ в государственной регистрации права собственности незаконный, товарищество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявления товарищества, суды первой и апелляционной инстанции обоснованно исходили из следующего.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Исходя из части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, для признания незаконными действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие оспариваемых действий (бездействия) закону и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 12 статьи 29 Закона N 218-ФЗ отказ в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав могут быть обжалованы заинтересованным лицом в суд.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Исходя из положений указанной статьи и учитывая разъяснения Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации, данных в Постановлении от 01.07.1996 N 6/8, основанием для принятия решения суда о признании незаконным ненормативного правового акта, решения органа местного самоуправления, действий (бездействия) должностных лиц является одновременное несоответствие этого ненормативного правового акта либо решения, действий (бездействия) закону или иному правовому акту, а также нарушение оспариваемым ненормативным правовым актом, решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
В соответствии со статьей 131 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьей 1 Закона N 218-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости (пункт 4). Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права (пункт 5).
Согласно части 2 статьи 1 Закона N 218-ФЗ - Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.
Регистрации прав государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (часть 3 статьи 1 Закона N 218-ФЗ).
Основания для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав установлены в части 2 статьи 14 Закона N 218-ФЗ.
Документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны быть приложены к заявлению (пункт 2 часть 4 статьи 18 Закона N 218-ФЗ).
В силу части 1 статьи 21 Закона N 218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости, содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено названным федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 30.09.2021 представителем товарищества Тряпушниковым С. П. и представителем Скобелкина А.А. - Зайцевой Т. В. в управление подано заявление на переход права и на государственную регистрацию права собственности в отношении земельного участка с кадастровым номером 66:19:1901013:153, расположенного по адресу: Свердловская область, р-н Пригородный. СНТ N 3 Трест-88. участок N 150А.
В соответствии со сведениями из Единого государственного реестра недвижимости право собственности Скобелкина А. А. на земельный участок с кадастровым номером 66:19:1901013:153, зарегистрировано 08.12.2014 на основании договора купли-продажи земельного участка от 26.11.2014.
Согласно статье 123.12. Гражданского кодекса Российской Федерации товариществом собственников недвижимости признается добровольное объединение собственников недвижимого имущества (помещений в здании, в том числе в многоквартирном доме, или в нескольких зданиях, жилых домов, садовых домов, садовых или огородных земельных участков и т.п.), созданное ими для совместного владения, пользования и в установленных законом пределах распоряжения имуществом (вещами), в силу закона находящимся в их общей собственности или в общем пользовании, а также для достижения иных целей, предусмотренных законами
Товарищество собственников недвижимости является собственником своего имущества (часть 1 статьи 123.13 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Имущество общего пользования в садоводческом или огородническом некоммерческом товариществе принадлежит на праве общей долевой собственности лицам, являющимся собственниками земельных участков, расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, если иное не предусмотрено законом, (часть 2.1 статьи 123.13 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Положениями пункта 1 статьи 25 Закона N 217-ФЗ также предусмотрено, что имущество общего пользования, расположенное в границах территории садоводства или огородничества, являющееся недвижимым имуществом, созданное (создаваемое), приобретенное после дня вступления в силу настоящего Федерального закона, принадлежит на праве общей долевой собственности лицам, являющимся собственниками земельных участков, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, пропорционально площади этих участков.
В силу пункта 5 статьи 3 Закона N 217-ФЗ к имуществу общего пользования относятся расположенные в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд земельные участки общего назначения, использование которых может осуществляться исключительно для удовлетворения потребностей граждан, ведущих садоводство и огородничество (проход, проезд, снабжение тепловой и электрической энергией, водой, газом, водоотведение, охрана, сбор твердых коммунальных отходов и иные потребности).
Земельные участки общего назначения - земельные участки, являющиеся имуществом общего пользования, предусмотренные утвержденной документацией по планировке территории и предназначенные для общего использования правообладателями земельных участков, расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, и (или) предназначенные для размещения другого имущества общего пользования (пункт 6 статьи 3 Закона N 217-ФЗ).
На основании положений указанных норм суды пришли к правильному выводу, что в случае приобретения земельного участка, расположенного в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, с целью использования его в качестве земельного участка общего назначения, такой земельный участок приобретается в общую долевую собственность лиц, являющихся собственниками земельных участков, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, пропорционально площади этих участков.
Как установлено судами и следует из материалов дела, в представленном на государственную регистрацию договоре указано, что участок передается в собственность товариществу, а не в общую долевую собственность лиц, являющихся собственниками земельных участков, расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд.
При этом из представленной на государственную регистрацию выписки из протокола N 1 общего собрания товарищества от 20.06.2021 следует, что членами садового товарищества принято решение о приобретении данного земельного участка в общее пользование членов товарищества.
В силу пункта 5 части 1 статьи 17 Закона N 217-ФЗ к исключительной компетенции общего собрания членов товарищества относится принятие решения о создании (строительстве, реконструкции) или приобретении имущества общего пользования, в том числе земельных участков общего назначения, и о порядке его использования.
Решения общего собрания членов товарищества о приобретении имущества общего пользования в общую долевую собственность лиц, являющихся собственниками земельных участков, расположенных на территории товарищества, пропорционально площади этих участков (подпункт 5 части 1 статьи 17 Закона N 217-ФЗ) к договору не приложено. Представленный протокол N 1 общего собрания товарищества от 20.06.2021 такого решения о приобретении имущества в общую долевую собственность указанных лиц не содержит, кроме того признан судом не соответствующим пункту 25 статьи 17 Закона N 217-ФЗ.
Регистрирующим органом также принято во внимание, что на государственную регистрацию представлен договор, предметом которого является земельный участок для ведения гражданами садоводства и огородничества, принадлежащий на праве собственности физическому лицу. Из содержания представленного договора усматривается, что товарищество приобретает данный участок в индивидуальную собственность юридического лица.
Согласно пунктам 1, 4 статьи 3 Закона N 217-ФЗ садовый земельный участок - это земельный участок, предназначенный для отдыха граждан и (или) выращивания гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур с правом размещения садовых домов, жилых домов, хозяйственных построек и гаражей; огородный земельный участок - земельный участок, предназначенный для отдыха граждан и (или) выращивания гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур с правом размещения хозяйственных построек, не являющихся объектами недвижимости, предназначенных для хранения инвентаря и урожая сельскохозяйственных культур.
Цели создания и деятельности товарищества определены в статье 7 Закона N 217-ФЗ, и из ее положений следует, что товарищество может быть создано и вправе осуществлять свою деятельность для совместного владения, пользования и в установленных федеральным законом пределах распоряжения гражданами имуществом общего пользования, находящимся в их общей долевой собственности или в общем пользовании, а также для следующих целей: создание благоприятных условий для ведения гражданами садоводства и огородничества (обеспечение тепловой и электрической энергией, водой, газом, водоотведения, обращения с твердыми коммунальными отходами, благоустройства и охраны территории садоводства или огородничества, обеспечение пожарной безопасности территории садоводства или огородничества и иные условия); содействие гражданам в освоении земельных участков в границах территории садоводства или огородничества; содействие членам товарищества во взаимодействии между собой и с третьими лицами, в том числе с органами государственной власти и органами местного самоуправления, а также защита их прав и законных интересов.
Таким образом, приобретение в индивидуальную собственность товарищества земельных участков, расположенных в границах территории садоводства или огородничества и не отнесенных к земельным участкам общего назначения (то есть являющихся садовыми или огородными земельными участками по смыслу статьи 3 Закона N 217-ФЗ) противоречит целевому назначению таких земельных участков и определенным законом целям создания и деятельности товарищества.
С учетом изложенного суды пришли к правомерному выводу о законности оспариваемого решения регистрирующего органа об отказе в государственной регистрации перехода права собственности на земельный участок к заявителю.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, основаны на неправильном толковании приведенных норм права применительно к установленным обстоятельствам, без учета особенностей правового режима земельных участков и имущества общего пользования, расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества, установленного Закона N 217-ФЗ.
Действительно, положения части 3 статьи 24 Закона N 217-ФЗ (в настоящее время норма аналогичного содержания закреплена в пункте 10 статьи 25 Закона N 217-ФЗ) предусматривают, что имущество общего пользования, расположенное в границах территории садоводства или огородничества, может также принадлежать товариществу на праве собственности и ином праве, предусмотренном гражданским законодательством.
Между тем, данная норма касается имущества общего пользования, приобретенного товариществом до вступления в силу Закона N 217-ФЗ.
В соответствии с решением общего собрания членов товарищества недвижимое имущество общего пользования, расположенное в границах территории садоводства или огородничества, принадлежащее товариществу на праве собственности, может быть передано безвозмездно в общую долевую собственность лиц, являющихся собственниками земельных участков, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, пропорционально площади этих участков при условии принятия такого решения общим собранием членов товарищества в соответствии с требованиями статьи 17 настоящего Федерального закона (пункт 3 статьи 25 Закона N 217-ФЗ).
В силу пункта 1 статьи 25 Закона N 217-ФЗ имущество общего пользования, расположенное в границах территории садоводства или огородничества, являющееся недвижимым имуществом, созданное (создаваемое), приобретенное после дня вступления в силу настоящего Федерального закона, принадлежит на праве общей долевой собственности лицам, являющимся собственниками земельных участков, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, пропорционально площади этих участков.
Таким образом, суды обоснованно указали, что приобретение земельного участка, расположенного в границах территории садоводства или огородничества, с целью использования его в качестве земельного участка общего назначения, возможно только в общую долевую собственность лиц, являющихся собственниками земельных участков, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, пропорционально площади этих участков.
Что касается довода заявителя о неправомерности требования управления уплатить пошлину за государственную регистрацию прав на земельный участок в размере 22 000 руб., а не 350 руб., то он правомерно был отклонен судами с учетом того, что заявитель обратился за государственной регистрацией права собственности юридического лица, а не общей долевой собственности лиц, являющихся собственниками земельных участков, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, пропорционально площади этих участков.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанций на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств, а выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального права, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено, решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 06.05.2022 по делу N А60-7835/2022 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.08.2022 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Садоводческого некоммерческого товарищества N 3 - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.В. Торопова |
Судьи |
И.А. Татаринова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с решением общего собрания членов товарищества недвижимое имущество общего пользования, расположенное в границах территории садоводства или огородничества, принадлежащее товариществу на праве собственности, может быть передано безвозмездно в общую долевую собственность лиц, являющихся собственниками земельных участков, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, пропорционально площади этих участков при условии принятия такого решения общим собранием членов товарищества в соответствии с требованиями статьи 17 настоящего Федерального закона (пункт 3 статьи 25 Закона N 217-ФЗ).
В силу пункта 1 статьи 25 Закона N 217-ФЗ имущество общего пользования, расположенное в границах территории садоводства или огородничества, являющееся недвижимым имуществом, созданное (создаваемое), приобретенное после дня вступления в силу настоящего Федерального закона, принадлежит на праве общей долевой собственности лицам, являющимся собственниками земельных участков, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, пропорционально площади этих участков."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 1 декабря 2022 г. N Ф09-7698/22 по делу N А60-7835/2022