Екатеринбург |
|
01 декабря 2022 г. |
Дело N А60-8567/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 декабря 2022 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 декабря 2022 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Кравцовой Е.А.,
судей Сухановой Н.Н., Жаворонкова Д.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Прокуратуры Октябрьского района города Екатеринбурга (далее - прокуратура, заинтересованное лицо) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 26.05.2022 по делу N А60-8567/2022 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.08.2022 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
прокуратуры - Антонова А.А. (доверенность от 20.12.2021);
общества с ограниченной ответственностью "Оборонснабсбыт-Управление недвижимостью" (далее - общество "Оборонснабсбыт - Управление недвижимостью", общество, заявитель) - Егоров Е.И. (доверенность от 01.07.2022) и Осетров А.Н. (доверенность от 01.04.2022).
Общество "Оборонснабсбыт-Управление недвижимостью" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным представления прокуратуры от 20.01.2022 N 02-29-2022.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 26.05.2022 заявленные требования удовлетворены, представление прокуратуры от 20.01.2022 N 02-29-2022 признано недействительным. Суд обязал прокуратуру устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества. В порядке распределения судебных расходов с прокуратуры за счет казны Российской Федерации в пользу общества взыскано 3000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.08.2022 решение суда изменено, резолютивная часть решения изложена в следующей редакции: "1. Заявленные требования удовлетворить. 2. Признать недействительным представление прокуратуры от 20.01.2022 N 02-29-2022. Обязать прокуратуру устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества "Оборонснабсбыт-Управление недвижимостью". 3. В порядке распределения судебных расходов взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу общества "Оборонснабсбыт - Управление недвижимостью" 3000 руб. возмещение расходов по уплате государственной пошлины.".
В кассационной жалобе прокуратура просит состоявшиеся судебные акты отменить, ссылаясь на нарушение норм материального права и на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
По мнению прокуратуры, общество "Оборонснабсбыт - Управление недвижимостью" предоставляет другим предпринимателям имущество под торговые места для осуществления розничной торговли на основе свободно определяемых непосредственно при заключении договоров розничной купли-продажи цен; обществом осуществляется сдача в аренду нежилых помещений, однако разрешения органа местного самоуправления на право организации розничного рынка на данной территории заявитель не имеет.
В отзыве на кассационную жалобу общество "Оборонснабсбыт-Управление недвижимостью" просит оставить постановление апелляционного суда без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Поскольку решение суда первой инстанции изменено постановлением апелляционного суда, его законность не проверяется.
Проверив законность постановления суда апелляционной инстанции в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы заявителя жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для его отмены.
Как установлено судами, в связи с поступившей от Управления Федеральной налоговой службы по Свердловской области (далее - налоговый орган) информации от 17.11.2021 N 12-13/38638@ о возможном нарушении обществом "Оборонснабсбыт-Управление недвижимостью" требований законодательства о розничных рынках при организации объекта торговли "Торговый комплекс "Докер" по адресу: г. Екатеринбург, ул. Бахчиванджи, д. 2 "Б", прокуратурой проведена проверка.
Так, по информации налогового органа общество "Оборонснабсбыт-Управление недвижимостью" фактически выполняет функции компании, управляющей рынком, в нарушение части 3 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2006 N 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" (далее - Закон о розничных рынках) осуществляет деятельность в отсутствие разрешения на право организации розничного рынка.
Согласно представленному налоговым органом акту контрольной закупки от 21.01.2022 в результате проверки павильона Д1/26 "Торгового комплекса "Докер", в котором осуществляет деятельность индивидуальный предприниматель Галиев И.Р. (далее - предприниматель Галиев И.Р.) установлен факт осуществления наличных денежных расчетов без применения контрольно-кассовой техники при фактическом нахождении ее в павильоне, товар продается по свободной цене, ценники на товар отсутствуют, что также следует из пояснений предпринимателя Галиева И.Р. (протокол опроса от 21.01.2022).
Кроме того, из уведомления администрации г. Екатеринбурга от 28-06.2007 N 29.5- 14/4 следует, что другим юридическим лицом - обществом с ограниченной ответственностью "РК Оборонснабсбыт" (в настоящее время - общество с ограниченной ответственностью "Торговый комплекс "Докер") в 2007 году было получено разрешение главы Екатеринбурга на право организации розничного рынка (специализированного строительного).
Указанные обстоятельства послужили основанием для внесения в адрес общества "Оборонснабсбыт-Управление недвижимостью" представления от 20.01.2022 N 02-29-2022 об устранении нарушений федерального законодательства о розничных рынках.
Полагая, что указанное представление не соответствует закону и нарушает права и законные интересы, общество "Оборонснабсбыт - Управление недвижимостью" обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Руководствуясь положениями статей 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Законом о розничных рынках, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о незаконности оспариваемого представления прокуратуры, признав его нарушающим права и законные интересы общества "Оборонснабсбыт - Управление недвижимостью".
В соответствии с частью 2 статьи 3 Закона о розничных рынках розничный рынок - это имущественный комплекс, предназначенный для осуществления деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на основе свободно определяемых непосредственно при заключении договоров розничной купли-продажи и договоров бытового подряда цен и имеющий в своем составе торговые места.
В силу части 3 статьи 4 Закона о розничных рынках розничный рынок может быть организован юридическим лицом, которое зарегистрировано в установленном законодательством Российской Федерации порядке и которому принадлежат объект или объекты недвижимости, расположенные на территории, в пределах которой предполагается организация рынка, на основании разрешения, выданного в установленном Правительством Российской Федерации порядке органом местного самоуправления, определенным законом субъекта Российской Федерации.
Согласно положениям статей 3, 15 Закона о розничных рынках право предоставлять торговые места на розничном рынке специально оборудованное и отведенное торговое место принадлежит управляющей компании, то есть юридическим лицам, которым принадлежит рынок, состоящим на учете в налоговом органе по месту нахождения рынка и имеющим разрешение на право организации рынка, полученное в установленном законом порядке.
В соответствии со статьей 5 Закона о розничных рынках разрешение на право организации рынка выдается на основании заявления, поданного юридическим лицом в соответствующий орган местного самоуправления муниципального образования; юридическое лицо, получившее разрешение, признается управляющей рынком компанией (часть 4 статьи 8 Закона о розничных рынках).
Как следует из положений указанного Закона, в целях организации деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на рынке управляющей рынком компанией разрабатывается и утверждается схема размещения торговых мест, а также обеспечивается их предоставление в порядке, установленном пунктом 1 частью 1 статьи 14 настоящего закона.
Управляющей рынком компанией разрабатывается и по согласованию с органами, уполномоченными на осуществление контроля и надзора за обеспечением пожарной безопасности и охраной общественного порядка, утверждается паспорт безопасности, подтверждающий соответствие рынка установленным законодательством Российской Федерации требованиям безопасности (пункт 3 части 1 статьи 14 Закона о розничных рынках).
Исходя из смысла вышеуказанных норм права, в силу положений статей 3, 4, 12 - 15, 18 - 20 Закона о розничных рынках обязательным элементом розничного рынка является не только наличие земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости, но и специально оборудованных и отведенных под торговое место площадей, помещений административного - хозяйственного назначения, мест общего пользования, автомобильной парковки, туалета, объекта общепита и т.п., а также наличия факта деятельности по организации рынка.
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что собственниками земельных участков, расположенных по адресу:
г. Екатеринбург, ул. Бахчиванджи, 2б, являются общество "РК "Оборонснабсбыт", Белышева Л.Э., Усанов В.Ю. (свидетельства о государственной регистрации права N N 66АД 583995, 66АД 583824, 66АЕ 679685, 66АЕ 565176, 66АЖ 650966).
Согласно материалам дела между обществом "Оборонснабсбыт - Управление недвижимостью" (агент) и вышеуказанными собственниками земельных участков (обществом "РК "Оборонснабсбыт", Белышевой,Л.Э., Усановым В.Ю.) (принципалы) заключены соответствующие агентские договоры, предметом которых является совершение агентом за вознаграждение по поручению принципала юридических и иных действий, связанных с заключением, исполнением, изменением, и расторжением договоров аренды имущества принципала - земельного участка, расположенного по адресу: г. Екатеринбург, ул. Бахчиванджи, 26, от своего имени, но за счет принципала.
Согласно пункту 2.1 вышеуказанных договоров агент обязуется в соответствии с поручением принципала осуществлять поиск потенциальных арендаторов - юридических и физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность.
По мнению прокуратуры, заключение договоров аренды помещений N 1046 (н/р) от 09.12.2021, N 1047 (н/р) от 05.12.2021 между обществом "Оборонснабсбыт-Управление недвижимостью", действующим на основании агентского договора от 01.08.2012 N 09, и индивидуальным предпринимателем Шарафиевой А.С., а также договора аренды от 27.08.2019 N 224 (н/р), заключенного между обществом "Оборонснабсбыт-Управление недвижимостью", действующим на основании агентского договора от 01.10.2014 N 11, и индивидуальным предпринимателем Галиевым И.Р. указывает на организацию розничного рынка.
Вместе с тем данные обстоятельства правомерно не приняты судом первой и апелляционной инстанций в качестве доказательств организации обществом "Оборонснабсбыт-Управление недвижимостью" розничного рынка, поскольку, исследовав и оценив материалы дела, суды установили, что у общества отсутствует имущественный комплекс, необходимый для осуществления деятельности по продаже товаров с предоставлением специально оборудованных мест, то есть для организации розничного рынка.
Представленными в материалы дела доказательствами документально не подтверждено, что общество "Оборонснабсбыт-Управление недвижимостью" посредством сдачи в аренду торговых мест осуществляет функцию организатора розничного рынка.
Кроме того, доказательств того, что общество "Оборонснабсбыт - Управление недвижимостью" обладает разрешением, выданным в установленном Правительством Российской Федерации порядке органом местного самоуправления, определенным законом субъекта Российской Федерации, на право организации рынка, материалы дела не содержат.
Ссылка прокуратуры на то, что обществом "РК Оборонснабсбыт" (общество "Торговый комплекс "Докер") в 2007 году было получено разрешение главы Екатеринбурга на право организации розничного рынка, правомерно отклонена с учетом того, что решением администрации г. Екатеринбурга было прекращено действие разрешения общества "РК Оборонснабсбыт" на право организации розничного рынка с 17.07.2008.
Судами также принято во внимание, что План организации розничных рынков на территории Свердловской области, утвержденный постановлением Правительства Свердловской области от 02.03.2016 N 136-ПП, не содержит сведений об организации (размещении) розничного рынка любого типа на территории, расположенной по адресу г. Екатеринбург, ул. Бахчиванджи, 2б.
Суды, оценив материалы дела в соответствии с правилами статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пришли к обоснованному выводу о том, что представленные прокурором доказательства с достоверностью не свидетельствуют об осуществлении заявителем предпринимательской деятельности по организации розничного рынка в смысле, придаваемом данному понятию Законом о розничных рынках.
Оснований не согласиться с выводами судов не имеется, суды исходили из оценки совокупности представленных доказательств и установленных фактических обстоятельств.
Доводы прокуратуры, изложенные в кассационной жалобе, не свидетельствуют о нарушении норм права и сводятся лишь к несогласию с произведенной судами оценкой установленных обстоятельств и представленных доказательств, что само по себе не является основанием для отмены постановления суда апелляционной инстанции (статья 286 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены постановления суда апелляционной инстанции (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом округа не установлено.
С учетом изложенного постановление суда апелляционной инстанции подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.08.2022 по делу N А60-8567/2022 Арбитражного суда Свердловской области оставить без изменения, кассационную жалобу Прокуратуры Октябрьского района города Екатеринбурга - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.А. Кравцова |
Судьи |
Н.Н. Суханова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии со статьей 5 Закона о розничных рынках разрешение на право организации рынка выдается на основании заявления, поданного юридическим лицом в соответствующий орган местного самоуправления муниципального образования; юридическое лицо, получившее разрешение, признается управляющей рынком компанией (часть 4 статьи 8 Закона о розничных рынках).
...
Управляющей рынком компанией разрабатывается и по согласованию с органами, уполномоченными на осуществление контроля и надзора за обеспечением пожарной безопасности и охраной общественного порядка, утверждается паспорт безопасности, подтверждающий соответствие рынка установленным законодательством Российской Федерации требованиям безопасности (пункт 3 части 1 статьи 14 Закона о розничных рынках).
Исходя из смысла вышеуказанных норм права, в силу положений статей 3, 4, 12 - 15, 18 - 20 Закона о розничных рынках обязательным элементом розничного рынка является не только наличие земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости, но и специально оборудованных и отведенных под торговое место площадей, помещений административного - хозяйственного назначения, мест общего пользования, автомобильной парковки, туалета, объекта общепита и т.п., а также наличия факта деятельности по организации рынка."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 1 декабря 2022 г. N Ф09-8092/22 по делу N А60-8567/2022