Екатеринбург |
|
02 декабря 2022 г. |
Дело N А76-21980/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 ноября 2022 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 декабря 2022 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Сидоровой А.В.,
судей Сафроновой А.А., Перемышлева И.В.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда Челябинской области от 19.05.2022 по делу N А76-21980/2021 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.08.2022 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации - Марченко Н.Н. (доверенность от 17.05.2022 N 1223).
Муниципальное унитарное предприятие "Производственное объединение водоснабжения и водоотведения" (ОГРН: 1027403883418, ИНН: 7421000440; далее - истец, предприятие "ПОВВ") обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с исковым заявлением к федеральному государственному бюджетному учреждению "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН: 1027700430889, ИНН: 7729314745; далее - ответчик, учреждение "ЦЖКУ" Минобороны России, учреждение) о взыскании 5 544 088 руб. 81 коп. задолженности за период с 01.03.2019 по 08.08.2019 (с учетом принятых судом уточнений в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Определением Арбитражного суда Челябинской области от 27.10.2021 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Строительные ресурсы" (далее - третье лицо, общество "Строительные ресурсы").
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 19.05.2022, оставленным без изменения постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.08.2022, исковые требования предприятия "ПОВВ" удовлетворены, суд взыскал с ответчика в пользу истца 5 544 088 руб. 81 коп. задолженности.
Учреждение "ЦЖКУ" Минобороны России обратилось в Арбитражный суд Уральского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить обжалуемые решение суда и апелляционное постановление, принять по делу новый судебный акт.
Заявитель жалобы не согласен с выводами судов о доказанности факта безучетного пользования централизованной системы водоснабжения. Ответчик указывает, что в соответствии с данными, зафиксированными актом от 10.01.2019 N 15051, пломба на приборе учета присутствует, факт повреждения приборов учета данным актом на момент проведения обследования не устанавливался и не зафиксирован. Изменение показаний прибора учета на обводной линии зафиксировано, это является доказательством того, что задвижка не открывалась, а вода проходила по обводной линии диаметром 25 мм через прибор учета, а не по основному водоводу диаметром 100 мм. Таким образом, факт незаконного водопотребления не зафиксирован и не установлен.
Предприятие "ПОВВ" представило письменный мотивированный отзыв на кассационную жалобу, в котором просит отказать в ее удовлетворении, ссылаясь на необоснованность доводов учреждения. По мнению истца, обжалуемые судебные акты являются законными и отмене не подлежат.
Законность обжалуемых судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке, установленном статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе.
Как следует из материалов дела и установлено судами при рассмотрении спора, между истцом (предприятие) и ответчиком (заказчик) заключен (с учетом протокола разногласий, протокола согласования разногласий) государственный контракт холодного водоснабжения и водоотведения от 21.12.2018 N 15051 (далее - контракт) с приложениями.
В соответствии с пунктом 1.1 контракта предприятие, осуществляющее холодное водоснабжение и водоотведение, обязуется подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть из централизованных систем холодного водоснабжения холодную (питьевую) воду (далее - холодную воду). Абонент обязуется оплачивать холодную воду установленного качества в объеме, определенном настоящим контрактом.
Предприятие обязуется осуществлять прием сточных вод абонента от канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать режим водоотведения, нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, требования к составу и свойствам сточных вод, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованных систем водоотведения, оплачивать водоотведение н принятую холодную воду в сроки, порядке и размере, которые предусмотрены настоящим контрактом, соблюдать в соответствии с настоящим контрактом режим потребления холодной воды, а также обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных канализационных сетей и исправность используемых им приборов учета.
В силу пунктов 1.2, 1.3 контракта граница раздела балансовой принадлежности (эксплуатационной ответственности) по водопроводным и канализационным сетям сторон устанавливается по границе балансовой принадлежности сетей водоснабжения и водоотведения предприятия. Местом исполнения обязательств по контракту является граница балансовой принадлежности (эксплуатационной ответственности) сетей водоснабжения и водоотведения предприятия.
Согласно пункту 2.2. контракта перечень объекта(ов), по которым предприятие осуществляет абоненту подачу холодной воды и прием сточных вод от него, сведения о режиме подачи холодной воды (гарантированного объема подачи воды (в том числе на нужды пожаротушения), гарантированного уровня давления холодной воды в системе водоснабжения в месте присоединения) приведены в приложении N 2 в соответствии с условиями подключения (технологического присоединения) к централизованной системе холодного водоснабжения.
Сведения о режиме приема сточных вод приведены в приложении N 3.
В соответствии с пунктом 5.1 контракта для учета объемов поданной абоненту холодной воды и объема принятых сточных вод стороны используют приборы учета, за исключением случаев предусмотренных пунктами 5.7 - 5.12 настоящего контракта.
В силу пункта 5.7 контракта коммерческий учет воды осуществляется расчетным способом при отсутствии прибора учета, в том числе в случае самовольного присоединения и (или) пользования централизованными системами водоснабжения.
Из материалов дела следует, что по акту от 01.11.2017 N 15051 приняты к учету приборы учета воды, опломбирована обводная линия пломбой N 8866 предприятия "ПОВВ", N 7174752 предприятия "ПОВВ", что сторонами не оспаривается.
В ходе проведенной проверки представителями истца установлен факт самовольного пользования централизованной системой водоснабжения, а именно: на обводной линии был поврежден опломбировочный материал. По результатам проверки составлен акт от 10.01.2019 N 15051 о безучетном потреблении водоснабжения, водоотведения в реконструированном здании ПТОР через водовод Ду = 100 мм.
Указанный акт подписан представителем ответчика без замечаний.
На основании данного акта предприятием "ПОВВ" произведен расчет платы за пользование холодным водоснабжением и водоотведением по пропускной способности обводной линии за период с 01.03.2019 по 08.08.2019, ответчику к оплате выставлены счета от 17.04.2019 N 1050, от 09.08.2019 N 1149, от 09.08.2019 N 1150, от 09.08.2019 N 1151, от 09.08.2019 N 1152, от 09.08.2019 N 1153.
Истец в порядке судебного урегулирования спора направил ответчику претензию с требованием об оплате задолженности, которая ответчиком оставлена без удовлетворения.
В отсутствие добровольного исполнения ответчиком изложенных в претензии требований истец обратился в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Удовлетворяя исковые требования, суды двух инстанций исходили из доказанности факта самовольного пользования ответчиком централизованными системами водоснабжения.
Проверив в соответствии с положениями статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов кассационной жалобы законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Согласно пункту 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть водой правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
В статье 544 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Пункт 1 статьи 543 Гражданского кодекса Российской Федерации возлагает на абонента обязанности по обеспечению надлежащего технического состояния и безопасности эксплуатируемых энергетических сетей, приборов и оборудования, соблюдению установленного режима потребления энергии, а также немедленного уведомления энергоснабжающей организации об авариях, пожарах, неисправностях приборов учета энергии и об иных нарушениях, возникающих при пользовании энергией.
Отношения сторон регулируются Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении" N 416-ФЗ от 07.12.2011 (далее - Закон о водоснабжении), а также Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Постановлением Правительства от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644), Правилами организации коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.2013 N 776 (далее - Правила N 776).
В соответствии с пунктом 3 Правил N 776 коммерческий учет воды, сточных вод осуществляется путем измерения количества воды и сточных вод приборами учета (средствами измерения) воды, сточных вод в узлах учета или расчетным способом в случаях, предусмотренных Законом о водоснабжении.
В силу положений пункта 1 части 10 статьи 20 Закона о водоснабжении осуществление коммерческого учета расчетным способом допускается при отсутствии прибора учета, в том числе в случае самовольного присоединения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения (ХВС) и (или) водоотведения.
Под самовольным пользованием централизованной системой ХВС и (или) водоотведения понимается пользование централизованной системой ХВС и (или) централизованной системой водоотведения либо при отсутствии договора ХВС, договора водоотведения или единого договора ХВС и водоотведения, либо при нарушении сохранности контрольных пломб на задвижках, пожарных гидрантах или обводных линиях, находящихся в границах эксплуатационной ответственности абонента (при отсутствии на них прибора учета), либо при врезке абонента в водопроводную сеть до установленного прибора учета (абзац одиннадцатый пункта 2 Правил N 644).
В силу пункта 35 Правил N 644 абонент обязан обеспечивать эксплуатацию водопроводных и канализационных сетей, принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании, и (или) находящихся в границах его эксплуатационной ответственности, в соответствии с требованиями нормативно-технических документов; обеспечивать сохранность знаков поверки и пломб на средствах измерений (приборах учета), узлах учета, задвижке обводной линии, пожарных гидрантах, задвижках и других устройствах, находящихся в границах эксплуатационной ответственности абонента; обеспечивать учет получаемой холодной воды и отведенных сточных вод, если иное не предусмотрено договором ХВС, договором водоотведения или единым договором ХВС и водоотведения; незамедлительно сообщать организации водопроводно-канализационного хозяйства обо всех повреждениях или неисправностях на водопроводных и канализационных сетях, сооружениях и устройствах, приборах учета, о нарушении работы централизованных систем ХВС и (или) водоотведения.
Пункт 14 Правил N 776 определяет, что коммерческий учет воды осуществляется расчетным способом в следующих случаях, в том числе в случае самовольного присоединения и (или) пользования централизованными системами водоснабжения; в случае неисправности прибора учета.
При расчетном способе коммерческого учета воды применяется, в том числе метод учета пропускной способности устройств и сооружений, используемых для присоединения к централизованным системам водоснабжения (пункт 15 Правил N 776).
В соответствии с подпунктом "а" пункта 16 Правил N 776 в случае самовольного присоединения и (или) пользования централизованными системами водоснабжения коммерческий учет воды осуществляется с применением метода пропускной способности устройств и сооружений, используемых для присоединения к централизованным системам водоснабжения, при их круглосуточном действии полным сечением в точке подключения к централизованной системе водоснабжения и при скорости движения воды 1,2 метра в секунду. Такой способ расчета применяется за период времени, в течение которого осуществлялось самовольное присоединение и (или) пользование, но не более чем за 3 года. При этом период времени, в течение которого осуществлялось самовольное присоединение и (или) пользование централизованными системами водоснабжения, определяется со дня предыдущей контрольной проверки технического состояния объектов централизованной системы водоснабжения в месте, где позже был выявлен факт самовольного присоединения и (или) пользования централизованными системами водоснабжения, до дня устранения самовольного присоединения (прекращения самовольного пользования).
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства в совокупности и взаимосвязи, в том числе государственный контракт холодного водоснабжения и водоотведения, акты от 01.11.2017 N 15051, от 10.01.2019 N 15051, установив факт повреждения опломбировочного материала на обводной линии, суды пришли к выводу о наличии оснований для применения расчетного способа определения объема потребленного абонентом ресурса.
Признав правильным расчет задолженности, произведенный расчетным способом по пропускной способности обводного трубопровода, суды обоснованно удовлетворили заявленные требования.
Доводы учреждения, выражающие несогласие с применением расчетного способа учета ресурса, подлежат отклонению судом округа.
Одним из принципов законодательства в сфере ресурсоснабжения является приоритет учетного способа подсчета ресурсов над расчетным, поэтому наличие введенного в установленном порядке в эксплуатацию сертифицированного и поверенного прибора учета ресурса предполагает необходимость исчисления количества потребленного ресурса по показаниям такого прибора учета.
Осуществление коммерческого учета расчетным способом допускается при отсутствии прибора учета, в том числе в случае самовольного присоединения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения (пункт 1 части 10 статьи 20 Закона о водоснабжении).
Определение количества переданного ресурса расчетными способами является исключением из общего правила, и законодательство предусматривает два принципиально различных вида таких способов.
Первый из них является способом подсчета ресурсов, переданных по сетям, которые в силу тех или иных допустимых законодательством причин не оборудованы приборами учета. Расчет производится по утвержденным нормативам, нагрузкам, как правило, превышающим возможное количество ресурса, потребленного при сходных обстоятельствах, рассчитанное приборным способом.
Указанное потребление само по себе не признается неправомерным, но потребитель стимулируется к установлению приборов учета, поскольку применение расчетных способов должно приводить к определению такого количественного значения энергетических ресурсов, которое явно выше количественного значения, определяемого при помощи приборов учета.
Второй расчетный способ является карательным, поскольку является реакцией на правонарушение, заключающееся в несанкционированном отборе ресурса из сети путем самовольного подключения к ней либо отборе ресурса помимо предназначенного для его исчисления прибора учета, и потому является не стимулом, а наказанием, устанавливающим обязанность по оплате количества ресурса, которое явно не потреблено фактически, но является максимально теоретически возможным для передачи, исходя из пропускной способности сети.
Подобные нормы приняты для всех видов ресурсоснабжения посредством присоединенной сети и фактически создают презумпцию потребления абонентом ресурса в количестве, соответствующем расчету, произведенному по нормативно закрепленной формуле.
Для отношений водоснабжения и водоотведения такая норма содержится в части 10 статьи 20 Закона о водоснабжении.
Сама формула карательного способа расчета предусмотрена пунктом 16 Правил N 776.
Согласно пункту 11 Обзора судебной практики по спорам об оплате неучтенного потребления воды, тепловой и электрической энергии, поставленной по присоединенной сети (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 22.12.2021), стоимость неучтенного потребления энергии может быть уменьшена судом при доказанности абонентом объема фактического потребления энергии и наличии оснований для снижения его ответственности за допущенные при бездоговорном или безучетном потреблении нарушения правил пользования энергией, при условии необходимости взыскания составляющей, являющейся мерой гражданско-правовой ответственности, чрезмерность которой может быть установлена судом.
Обнаружение повреждения опломбировочного материала на обводной линии, как в рассматриваемом случае, создает презумпцию безучетного водопотребления абонентом.
Однако это не означает, что такая презумпция не может быть опровергнута абонентом (ответчик) в ходе судебного разбирательства по иску о взыскании стоимости безучетно потребленного ресурса, если абонент докажет, что такого водопотребления не было и не могло быть полностью либо в определенной части.
Судебной практикой выработан подход, в соответствии с которым безучетное и бездоговорное потребление являются опровержимыми презумпциями, которые могут быть опровергнуты абонентом путем доказывания факта отсутствия потребления, в частности, невозможности потребления ресурса либо потребления его в ином объеме (определения Верховного Суда Российской Федерации от 16.06.2020 N 305-ЭС19-17348, от 30.06.2020 N 310-ЭС19-27004, N 301-ЭС19-23247, от 30.09.2020 N 310-ЭС20-9716 и от 24.11.2020 N 310-ЭС20-13165).
Между тем, презумпцию потребления ресурса в объеме, соответствующем расчету, произведенному по закрепленной подпунктом "а" пункта 16 Правил N 776 формуле, ответчик не опроверг.
Вопреки возражениям ответчика суды правомерно указали, что сохранение среднего объема водопотребления по данным прибора учета, установленного после врезки обводного трубопровода, в любом случае не является достаточным подтверждением отсутствия фактического водопотребления через обводной трубопровод, на задвижке которого повреждена установленная истцом пломба Сохранение средних показателей водопотребления по прибору учета в данном случае могло иметь место, как в связи с фактически закрытой задвижкой на обводном трубопроводе, так и в результате увеличения объема потребления данного ресурса системой водоснабжения объектов ответчика.
Доказательств нахождения объектов, к которым ведет обводной трубопровод, в состоянии реконструкции, исключающем необходимость водопотребления, ответчиком не представлено. Кроме того, даже отсутствие функционирующих объектов водопотребления учреждения в рассматриваемом случае не исключает потребление воды в виде потерь через обводной трубопровод при неопломбированной задвижке.
Довод учреждения "ЦЖКУ" Минобороны России о том, что на данном участке обводной линии находится (и находился в спорный период) исправный (опломбированный) прибор учета также исследован судом апелляционной инстанции и обоснованно признан им несостоятельным.
Для применения последствий неисполнения абонентом обязанности по сохранности пломб гарантирующим поставщиком и/или сетевой организацией должен быть доказан факт постановки этих пломб.
Судами установлено, что водомерный узел учета на объекте ответчика включает в себя основную линию и обводную линию. Для определения количества поданной абоненту воды на основной трубопровод установлен прибор учета воды заводской N 13600673, который опломбирован контрольной пломбой предприятия "ПОВВ". При этом, на обводной линии, используемой только в определенных случаях, задвижка в закрытом состоянии ранее опломбировалась контрольной пломбой истца N 8859, что подтверждается двухстороннем актом от 01.11.2017 и обстоятельствами, установленными за предыдущие периоды взыскания безучетного потребления по спорному акту в рамках дел N А76-15741/2019, А76-47079/2020.
С учетом изложенного, поскольку факт самовольного пользования централизованными системами водоснабжения подтвержден надлежащими доказательствами, и лицами, участвующими в деле не опровергнут, истцом правомерно применен метод, предусмотренный подпунктом "а" пункта 16 Правил N 776 при расчетном способе учета воды.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, судом кассационной инстанции отклоняются как основанные на ошибочном толковании положений действующего законодательства применительно к конкретным обстоятельствам рассматриваемого спора. Кроме того, указанные доводы являлись предметом рассмотрения суда апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка и сводятся, по сути, лишь к переоценке установленных по делу обстоятельств.
Как разъяснено в пункте 32 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции", при проверке соответствия выводов арбитражных судов первой и апелляционной инстанций о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (часть 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) необходимо исходить из того, что суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции (часть 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). С учетом того, что наличие или отсутствие обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения дела, устанавливается судом на основании доказательств по делу (часть 1 статьи 64 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), переоценка судом кассационной инстанции доказательств по делу, то есть иные по сравнению со сделанными судами первой и апелляционной инстанций выводы относительно того, какие обстоятельства по делу можно считать установленными исходя из иной оценки доказательств, в частности относимости, допустимости, достоверности каждого доказательства в отдельности, а также достаточности и взаимной связи доказательств в их совокупности (часть 2 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не допускается.
Суд кассационной инстанции полагает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судами установлены, все доказательства исследованы и оценены в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Оснований для переоценки доказательств и сделанных на их основании выводов у суда кассационной инстанции не имеется (статья 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 19.05.2022 по делу N А76-21980/2021 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.08.2022 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.В. Сидорова |
Судьи |
А.А. Сафронова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судами установлено, что водомерный узел учета на объекте ответчика включает в себя основную линию и обводную линию. Для определения количества поданной абоненту воды на основной трубопровод установлен прибор учета воды заводской N 13600673, который опломбирован контрольной пломбой предприятия "ПОВВ". При этом, на обводной линии, используемой только в определенных случаях, задвижка в закрытом состоянии ранее опломбировалась контрольной пломбой истца N 8859, что подтверждается двухстороннем актом от 01.11.2017 и обстоятельствами, установленными за предыдущие периоды взыскания безучетного потребления по спорному акту в рамках дел N А76-15741/2019, А76-47079/2020.
С учетом изложенного, поскольку факт самовольного пользования централизованными системами водоснабжения подтвержден надлежащими доказательствами, и лицами, участвующими в деле не опровергнут, истцом правомерно применен метод, предусмотренный подпунктом "а" пункта 16 Правил N 776 при расчетном способе учета воды."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 2 декабря 2022 г. N Ф09-8108/22 по делу N А76-21980/2021