Екатеринбург |
|
05 декабря 2022 г. |
Дело N А76-11159/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 декабря 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 декабря 2022 года.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Ивановой С.О.,
судей Черкезова Е.О., Вдовина Ю.В.
при ведении протокола помощником судьи Абабковой Е.А. рассмотрел в судебном заседании путем использования системы веб-конференции кассационную жалобу Челябинской таможни (далее - таможня, административный орган) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 22.06.2022 по делу N А76-11159/2022 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.08.2022 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании путем использования системы веб-конференции принял участие представитель Челябинской таможни - Уколкина Е.А. (доверенность от 10.01.2022, диплом).
В судебном заседании в Арбитражном суде Уральского округа принял участие представитель Уральской транспортной прокуратуры (далее - прокуратура) - Смольников Е.В. (доверенность от 19.09.2022, служебное удостоверение).
Прокуратура обратилась в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления таможни от 11.11.2021 N 10504000-2293/2021 о привлечении товарищества с ограниченной ответственностью "MK Broker" (далее - товарищество) к административной ответственности по части 3 статьи 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено товарищество.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 22.06.2022 и постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.08.2022 заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе административный орган просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на нарушение судами норм материального права и не соответствие выводов фактическим обстоятельствам дела.
Заявитель кассационной жалобы указывает на то, что товарищество является не только перевозчиком, но и таможенным представителем, который в силу пункта 1 статьи 404 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) обладает теми же правами, что и лицо, которое уполномочивает его представлять интересы во взаимоотношениях с таможенными органами.
Таможня полагает, что товарищество имело реальную возможность не только указать описание товара исходя из имеющихся в распоряжении юридического лица технических документов, выполненных на иностранном языке, но и запросить перевод технической документации на русский язык, фактически осмотреть товар до его таможенного декларирования, сопоставить техническое описание товара, установленное при осмотре товара, с описанием товара в технической документации производителя, переведенной на русский язык, а также использовать данные из действующих и применяемых на территории Российской Федерации технических норм и правил (ГОСТов), в том числе размещенных в общедоступных источниках информации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", но и, при наличии обоснованных сомнений в полноте и достоверности описания и технических характеристик товара, воспользоваться дополнительными правами, установленными подпунктами 1 - 4, 6 пункта 1 статьи 84 ТК ЕАЭС.
Кроме того, заявитель кассационной жалобы считает, что суды при толковании терминов, используемых в действующих нормативных актах Минстроя России, самостоятельно и безосновательно произвели сокращение используемых словосочетаний "автобетономешалки-миксеры" и "автобетоносмесители-миксеры" до термина "миксер", уравняв указанные фактически существующие термины с несуществующим.
Административный орган полагает, что ссылка на нормативные акты в целях толкования термина "миксер" в таможенных правоотношениях применительно к товарам, перемещаемым через таможенную границу, является необоснованной при наличии возможности правовой оценки применения термина при помощи действующих нормативных актов в области технического регулирования (государственных технических стандартов), раскрывающих содержание соответствующих терминов, применимых к указанному товару.
Таможня также считает, что решение таможенного органа Республики Казахстан, на которое сослался суд, не имеет преюдициальной силы.
В отзывах на кассационную жалобу прокуратура и товарищество просят обжалуемые судебные акты оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Проверив законность судебных актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в пределах доводов кассационной жалобы, суд кассационной инстанций пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 19.08.2021 на территорию зоны таможенного контроля, расположенную в зоне деятельности Челябинского таможенного поста Челябинской таможни для завершения таможенной процедуры таможенного транзита по книжке МДП ХТ85253474 прибыло транспортное средство - спецтехника марки HOWO, модель ZZ5407GJBS3267E, VIN N LZZ5BYSBXMN872708. Перевозчиком являлось товарищество с ограниченной ответственностью "Silk Road KazTrans logistics" (Республика Казахстан). Для завершения таможенной процедуры таможенного транзита на Челябинский таможенный пост предоставлены следующие документы: книжка МДП ХТ85253474, CMR 002079, инвойс от 12.08.2021 N КМ-21170/1.
В ходе проведения таможенного контроля (акт таможенного досмотра N 10504080/190821/100278) установлено, что на раме транспортного средства "HOWO" зафиксирована маркировка "LZZ5BYSB0MN872708"; транспортное средство состоит из кабины и автомобильного шасси, на котором смонтирована установка, предназначенная предположительно для изготовления и/или перевозки бетона. Согласно предоставленным товаросопроводительным документам при декларировании указанного товара с целью его помещения под таможенную процедуру таможенного транзита таможенному органу - таможенному посту "Hyp Жолы" (Республика Казахстан) предоставлены документы CMR 002079, инвойс от 12.08.2021 N КМ-21170/1, содержащие сведения о наименовании товара - "миксер".
Из CMR002079, инвойса от 12.08.2021 N КМ-21170/1, имеющихся в распоряжении товарищество, следует, что заявленный под таможенную процедуру таможенного транзита товар отнесен к коду ТН ВЭД ЕАЭС 870540.
Согласно пояснениям к товарной позиции 8705 ТН ВЭД ЕАЭС относятся автобетономешалки, состоящие из кабины и автомобильного шасси, на котором постоянно смонтирована бетономешалка, приспособленная как для изготовления, так и для перевозки бетона.
Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 29.08.2017 N 105 установлено, что бетоносмесительная машина с функцией самозагрузки, предназначенная для смешивания и перемешивания компонентов при изготовлении бетона и растворов, состоящая из емкости барабанного типа, оборудованной перемешивающими устройствами, и загрузочного ковша, установленных на полноприводном колесном шасси шарнирносочлененного типа, конструктивно не объединенная с указанным шасси и не образующая с ним единый механический агрегат, оснащенная двигателем, коробкой передач, рулевым управлением, системой тормозов, гидравлической системой, кабиной с оборудованием, обеспечивающим управление, в соответствии с Основными правилами интерпретации Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности 1 и 6 классифицируется в субпозиции 8705 40 000 единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза.
В соответствии с примечаниями к группе 85 ТН ВЭД ЕАЭС в товарную позицию 8509 включаются следующие виды электромеханических машин, обычно используемых в домашнем обиходе: полотеры, измельчители пищевых продуктов, миксеры и соковыжималки для фруктов или овощей, имеющие любую массу.
Полагая, что товарищество сообщило таможне недостоверные сведения о наименовании товара при помещении товара под таможенную процедуру таможенного транзита путем представления недействительных документов, в отношении товарищества 22.09.2021 административным органом составлен протокол об административном правонарушении N 10504000-2293/2021 по признакам нарушения, предусмотренного частью 3 статьи 16.1 КоАП РФ.
Постановлением от 11.11.2021 N 10504000-2293/2021 товарищество привлечено к административной ответственности по части 3 статьи 16.1 КоАП РФ в виде предупреждения.
Не согласившись с указанным постановлением, прокуратура в пределах своих полномочий, предоставленных Федеральным законом от 17.01.1992 N 22-02-1 "О прокуратуре в Российской Федерации", пунктом 3 части 1 статьи 25.11 КоАП РФ, частью 2 статьи 52 АПК РФ, пунктом 15 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2002 N 2 " О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" обратилась в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суды, сделав вывод об отсутствии в действиях товарищества состава вмененного правонарушения, признали оспоренное постановление незаконным.
Выводы судов соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам, материалам дела и действующему таможенному законодательству Российской Федерации на основании следующего.
Согласно части 3 статьи 16.1 КоАП РФ сообщение в таможенный орган недостоверных сведений о количестве грузовых мест, об их маркировке, о наименовании, весе брутто и (или) об объеме товаров при прибытии на таможенную территорию Таможенного союза, убытии с таможенной территории Таможенного союза либо помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита или на склад временного хранения путем представления недействительных документов либо использование для этих целей поддельного средства идентификации или подлинного средства идентификации, относящегося к другим товарам и (или) транспортным средствам влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.
В соответствии с примечанием к данной статье для целей применения настоящей главы под недействительными документами понимаются поддельные документы, документы, полученные незаконным путем, документы, содержащие недостоверные сведения, документы, относящиеся к другим товарам и (или) транспортным средствам, и иные документы, не имеющие юридической силы.
Субъектом данного правонарушения, является лицо, сообщившее таможенному органу сведения о товаре.
Объективную сторону правонарушения образует сообщение субъектом в таможенный орган недостоверных сведений о количестве грузовых мест, об их маркировке, о наименовании, весе брутто и (или) об объеме товаров при прибытии на таможенную территорию Таможенного союза, убытии с таможенной территории Таможенного союза либо помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита или на склад временного хранения путем представления недействительных документов либо использование для этих целей поддельного средства идентификации или подлинного средства идентификации, относящегося к другим товарам и (или) транспортным средствам.
На основании статьи 310 ТК ЕАЭС, товары, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному контролю в порядке, установленном таможенным законодательством таможенного союза и законодательством государств - членов таможенного союза.
В силу статьи 88 ТК ЕАЭС перевозчик обязан уведомить таможенный орган о прибытии товаров на таможенную территорию Союза путем представления документов и сведений, предусмотренных статьей 89 ТК ЕАЭС, в зависимости от вида транспорта, которым осуществляется перевозка товаров. От имени перевозчика документы могут быть представлены таможенным представителем либо иными лицами, действующими по поручению перевозчика, если это допускается в соответствии с законодательством государств - членов Евразийского экономического союза.
Статьей 89 ТК ЕАЭС предусмотрено, что при прибытии товаров на таможенную территорию ЕАЭС при международной перевозке автомобильным транспортом перевозчик представляет таможенному органу, в частности, сведения о наименовании, весе брутто товаров (в килограммах) и количестве грузовых мест.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 89 ТК ЕАЭС сведения о наименовании, весе брутто товаров (в килограммах) и количестве грузовых мест сообщаются путем представления таможенному органу международной товаротранспортной накладной и имеющихся у перевозчика коммерческих документов на перевозимые товары.
Положениями пункта 15 статьи 2 ТК ЕАЭС установлено, что под коммерческими документами понимаются документы, используемые при осуществлении внешнеторговой и иной деятельности, а также для подтверждения совершения сделок, связанных с перемещением товаров через таможенную границу Союза (счета-фактуры (инвойсы), спецификации, отгрузочные (упаковочные) листы и иные документы).
В соответствии с пунктами 1 и 4 статьи 104 ТК ЕАЭС, товары подлежат таможенному декларированию при их помещении под таможенную процедуру либо в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 258, пунктом 4 статьи 272 и пунктом 2 статьи 281 настоящего Кодекса. Таможенное декларирование осуществляется декларантом либо таможенным представителем, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Для целей таможенного декларирования, в зависимости от избранной формы, используется таможенная декларация в виде электронного документа или таможенная декларация в виде документа на бумажном носителе (часть 6 статьи 104 ТК ЕАЭС).
На основании подпунктов 4, 5 пункта 1 статьи 107 ТК ЕАЭС, в транзитной декларации подлежат указанию, в том числе, сведения о наименовании, количестве и стоимости товаров в соответствии с коммерческими, транспортными (перевозочными) документами, о коде товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности на уровне не менее первых 6 знаков.
Согласно пункту 14 Инструкции о порядке заполнения транзитной декларации, утвержденной Решением Комиссии таможенного союза от 18.06.2010 N 289, в графе 31 транзитной декларации "Грузовые места и наименование товаров" под номером 1 указывается общее наименование товара, а также дается его описание в соответствии с коммерческими, транспортными (перевозочными) документами, достаточное для его идентификации таможенным органом.). В первом подразделе графы 33 "Код товаров" указывается код товара в соответствии с Гармонизированной системой описания и кодирования товаров или в соответствии с единой ТН ВЭД Евразийского экономического союза на уровне не менее первых шести знаков. В графе 50 транзитной декларации указываются наименование и адрес декларанта, место и дата представления ТД, оригинальная подпись представителя декларанта.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов 1956 года (далее - Конвенция 1956 года) отправитель обязан до доставки груза присоединить к накладной или предоставить в распоряжение перевозчика необходимые документы и сообщить все требуемые сведения для выполнения таможенных и иных формальностей.
В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Конвенции 1956 года проверка правильности и полноты этих документов не относится к числу обязанностей перевозчика. Отправитель ответственен перед перевозчиком за всякий ущерб, который может быть причинен отсутствием, недостаточностью или неправильностью этих документов и сведений, за исключением случаев вины перевозчика.
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что из CMR и инвойса, имеющихся в распоряжении товарищества, следует, что заявленный под таможенную процедуру таможенного транзита товар отнесен к коду ТН ВЭД ЕАЭС 870540. К товарной позиции 8705 ТН ВЭД ЕАЭС относятся автобетономешалки, состоящие из кабины и автомобильного шасси, на котором постоянно смонтирована бетономешалка, приспособленная как для изготовления, так и для перевозки бетона.
При этом в CMR, инвойсе содержатся сведения о наименовании товара - "миксер (HOWO), ZZ5407GJBS3267E".
Между тем, как верно указано судами, в силу пункта 1 статьи 142 ТК ЕАЭС, к таможенной процедуре таможенного транзита (таможенная процедура без уплаты таможенных пошлин), к товаросопроводительным документам (CMR и инвойсу) и к транзитной декларации требования об изложении наименования товара в степени, необходимой для безусловной и однозначной идентификации и отнесению к одному коду ТН ВЭД, не применимы.
В соответствии с пунктом 2 Раздела II Порядка совершения таможенными органами таможенных операций, связанных с подачей, регистрацией транзитной декларации и завершением таможенной процедуры таможенного транзита, утвержденного решением Комиссии таможенного союза от 17.08.2010 N 438, таможенный орган отправления принимает в качестве транзитной декларации следующие документы: заполненные листы транзитной декларации; книжку МДП, заполненную в соответствии с положениями Таможенной Конвенции о международной перевозке грузов с применением книжки МДП 1975 года с прилагаемыми к ней транспортными (перевозочными) и коммерческими документами, а также иные.
Товар "Автобетономешалка Миксер HOWO модель ZZ5407GJBS3267E", помещен таможенным постом "Hyp Жолы" (Республика Казахстан) под таможенную процедуру таможенного транзита по книжке МДП XT85253474.
В графе 44 транзитной декларации указаны сведения о документах (CMR, инвойс), явившиеся источником данных для внесения в графу N 31 данной транзитной декларации сведений о наименовании товара.
В связи с этим судами верно указано, что поскольку названная транзитная декларация, незаконной либо не подлежащей применению не признана, то с даты регистрации такая транзитная декларация свидетельствует о фактах, имеющих юридическое значение.
Кроме того, судами отмечено, что наименование товара "Миксер ZZ5407GJBS3267E" отражено и во внешнеторговом контракте, заключенном между обществом "Силк Вэй" и XINJIANG KAIMEI INTERNATIONAL TRADE CO., LTD (договор поставки от 09.08.2021 N KM-21170), грузовой накладной на движение международных автодорожных перевозок и в сертификате о происхождении товаров.
Таким образом, суды сделали верный вывод о том, что отражение в товаросопроводительных документах в качестве наименования товара "миксер" не свидетельствует о том, что такой товар не относится к товару "автобетоносмеситель", такое указание нельзя признать представлением недостоверных сведений.
Судами учтены акт таможенного осмотра транспортных средств от 02.06.2021, оформленный на таможенном посту "Нур Жолы" и письмо Департамента государственных доходов по Алматинской области от 25.01.2022 N МКД-05-15.2-17/966, из которых следует, что какие-либо недостоверные сведения и недействительные документы при помещении товара под таможенную процедуру таможенного транзита не установлены, равно как и по результатам проведения таможенного контроля таможенными органами Республики Казахстан в отношении идентичных товаров, перемещенных на основании документов, содержащих аналогичные сведения о наименовании товара "миксер ZZ5407GJBS3267E", нарушения также не выявлены.
При этом, как верно отмечено судами, в силу статьи 357 ТК ЕАЭС результаты проведения таможенного контроля, оформленные в установленном порядке, признаются в государствах-членах Евразийского экономического союза и имеют равную юридическую силу на таможенной территории Союза.
Соответственно, у товарищества не было оснований сомневаться в правильности указанного в товаросопроводительных документах наименования груза.
При таких обстоятельствах, оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства в их взаимосвязи и совокупности, суды пришли к обоснованному выводу о недоказанности наличия в действиях товарищества состава вмененного административного правонарушения (как объективной, так и субъективной стороны), что в силу пункта 2 части 1 статьи 24.5, пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ является основанием для отмены оспоренного постановления о привлечении к административной ответственности. В связи с чем, правомерно удовлетворили заявленные прокуратурой требования.
Доводы заявителя кассационной жалобы аналогичны доводам, изложенным в апелляционной жалобе, являлись предметом рассмотрения судов обеих инстанций и направлены на переоценку фактических обстоятельств, имеющихся в деле доказательств и сделанных на их основании выводов судов, что согласно статье 286 АПК РФ не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 22.06.2022 по делу N А76-11159/2022 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.08.2022 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Челябинской таможни - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 АПК РФ.
Председательствующий |
С.О. Иванова |
Судьи |
Е.О. Черкезов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 2 Раздела II Порядка совершения таможенными органами таможенных операций, связанных с подачей, регистрацией транзитной декларации и завершением таможенной процедуры таможенного транзита, утвержденного решением Комиссии таможенного союза от 17.08.2010 N 438, таможенный орган отправления принимает в качестве транзитной декларации следующие документы: заполненные листы транзитной декларации; книжку МДП, заполненную в соответствии с положениями Таможенной Конвенции о международной перевозке грузов с применением книжки МДП 1975 года с прилагаемыми к ней транспортными (перевозочными) и коммерческими документами, а также иные.
...
Судами учтены акт таможенного осмотра транспортных средств от 02.06.2021, оформленный на таможенном посту "Нур Жолы" и письмо Департамента государственных доходов по Алматинской области от 25.01.2022 N МКД-05-15.2-17/966, из которых следует, что какие-либо недостоверные сведения и недействительные документы при помещении товара под таможенную процедуру таможенного транзита не установлены, равно как и по результатам проведения таможенного контроля таможенными органами Республики Казахстан в отношении идентичных товаров, перемещенных на основании документов, содержащих аналогичные сведения о наименовании товара "миксер ZZ5407GJBS3267E", нарушения также не выявлены.
При этом, как верно отмечено судами, в силу статьи 357 ТК ЕАЭС результаты проведения таможенного контроля, оформленные в установленном порядке, признаются в государствах-членах Евразийского экономического союза и имеют равную юридическую силу на таможенной территории Союза."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 5 декабря 2022 г. N Ф09-8585/22 по делу N А76-11159/2022