Екатеринбург |
|
05 декабря 2022 г. |
Дело N А50-2602/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 декабря 2022 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 декабря 2022 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Кравцовой Е.А.,
судей Сухановой Н.Н., Гавриленко О.Л.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Пермскому краю (далее - управление, заинтересованное лицо) на решение Арбитражного суда Пермского края от 06.06.2022 по делу N А50-2602/2022 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.09.2022 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Общество с ограниченной ответственностью "Новая городская инфраструктура Прикамья" (далее - общество "Новогор-Прикамье", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании недействительными пунктов 9, 10 предписания управления от 26.10.2021 N 17 (с учетом уточнений, принятых судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда Пермского края от 06.06.2022 заявленные требования удовлетворены, предписание управления от 26.10.2021 N 17 в части нарушений, отраженных в пунктах 9, 10, признано недействительным, на управление возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.09.2022 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе управление просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на нарушение норм материального права и на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
Заявитель жалобы настаивает на отсутствии у общества "Новогор-Прикамье" исчерпывающего перечня запасов, необходимых для срочного захоронения трупов; полагает, что созданное обществом "Новогор-Прикамье" подразделение не соответствует требованиям законодательства о гражданской обороне, поскольку не является специализированной ритуальной организацией.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы заявителя жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как установлено судами, в соответствии с ежегодным планом проведения плановых проверок на 2021 год на основании соответствующего распоряжения управлением проведена плановая выездная проверка деятельности общества "Новогор-Прикамье" по следующим адресам (местоположениям): г. Пермь, ул. Свиязева, 35, ул. Фрезировщиков, 50, ул. Коровоградская, 2; г. Березники, ул. Пятилетки, 13а, ул. Березниковская, 95, ул. Степана Разина, 30, ул. Водозаборная, 1.
По результатам проверки составлен акт от 26.10.2021, заявителю выдано предписание от 26.10.2021 N 17 об устранении нарушений установленных требований в области гражданской обороны, в котором указано, что обществом "Новогор-Прикамье" в нарушение пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" (далее - Закон о гражданской обороне), пункта 19 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 216.11.2007 N 804 (далее - Положение о гражданской обороне), пункта 16.12 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного приказом МЧС России от 14.11.2008 N 687 не подготовлены силы и средства гражданской обороны для обеспечения мероприятий по захоронению трупов специализированными ритуальными организациями (пункт 9 предписания); не созданы силы и средства гражданской обороны для обеспечения мероприятий по захоронению трупов специализированными ритуальными организациями (пункт 10 предписания).
Полагая, что названные пункты предписания не соответствуют требованиям действующего законодательства, нарушают права и законные интересы, общество "Новогор-Прикамье" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций руководствовались положениями статей 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Законом о гражданской обороне, Положением о гражданской обороне, исходили из того, что оспариваемое предписание выдано заинтересованным лицом в пределах предоставленных ему полномочий, вместе с тем, оценив представленные доказательства, пришли к выводу об отсутствии вменяемых обществу "Новогор-Прикамье" нарушений, изложенных в пунктах 9 и 10 оспариваемого ненормативного правового акта.
Оснований для иных выводов суд округа не усматривает.
Согласно статье 1 Закона о гражданской обороне гражданская оборона представляет собой систему мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
В силу пункта 1 статьи 9 Закона о гражданской обороне организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, осуществляют следующие мероприятия в области гражданской обороны. Они планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне; проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время; осуществляют подготовку своих работников в области гражданской обороны; создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
Постановлением Правительства Российской Федерации утверждено Положение о гражданской обороне.
Пунктом 19 Положения о гражданской обороне установлено, что основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной со срочным захоронением трупов в военное время, являются:
заблаговременное определение мест возможных захоронений; создание, подготовка и поддержание в готовности сил и средств гражданской обороны для обеспечения мероприятий по срочному захоронению трупов, в том числе на базе специализированных ритуальных организаций;
организация и проведение мероприятий по осуществлению опознания, учету и захоронения с соблюдением установленных законодательством правил;
организация санитарно-эпидемиологического надзора.
В соответствии с Законом о гражданской обороне приказом МЧС России от 14.11.2008 N 687 утверждено Положение об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях (далее - Положение N 687).
В соответствии с пунктом 16.12 Положения N 687 организации в целях решения задач в области гражданской обороны планируют и осуществляют, в том числе, мероприятия по срочному захоронению трупов в военное время, а именно, создание, подготовку и обеспечение готовности сил и средств гражданской обороны для обеспечения мероприятий по захоронению трупов специализированными ритуальными организациями.
Как указывалось ранее, обществу "Новогор-Прикамье" вменяются нарушения, выразившиеся в не подготовке сил и средств гражданской обороны для обеспечения мероприятий по захоронению трупов специализированными ритуальными организациями (пункт 9 предписания); отсутствия сил и средств гражданской обороны для обеспечения мероприятий по захоронению трупов специализированными ритуальными организациями (пункт 10 предписания).
Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды установили, что обществом "Новогор-Прикамье" создано звено по обеспечению мероприятий по захоронению трупов специализированными ритуальными организациями в составе трех человек (командир команды 1 человек - специалист цех N 20, слесарь-сантехник 2 человека - цех N 7), кроме того, предусмотрена техника для транспортировки трупов к местам захоронения, землеройная техника, предусмотрен запас реагентов для последующей дезинфекции.
С учетом изложенного суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии вменяемых заявителю пунктами 9 и 10 предписания нарушений.
Соответствующие доводы кассационной жалобы управления подлежат отклонению, поскольку направлены на опровержение отдельных доказательств, тогда как судами дана оценка всем доказательствам в их совокупности и взаимосвязи, как того требуют положения статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы управления о том, что мероприятия по срочному захоронению трупов могут быть проведены исключительно специализированной организацией по захоронению трупов, отклонены нижестоящими судами с учетом буквального толкования пункта 19 Положения о гражданской обороне, предусматривающего, что подготовка и поддержание в готовности сил и средств гражданской обороны для обеспечения мероприятий по срочному захоронению трупов, может осуществляться, в том числе на базе специализированных ритуальных организаций.
С учетом изложенного судами правомерно отмечено, что Положение о гражданской обороне не исключает, что силы и средства гражданской обороны могут быть созданы не только на базе специализированных ритуальных организаций.
Ссылка на ГОСТ Р 42.7.01-2021 "Гражданская оборона. Захоронение срочное трупов в военное и мирное время. Общие требования", утвержденный приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 13.09.2021 N 950-ст (введен в действие 01.02.2022), обоснованно отклонена, поскольку приводимые в обоснование доводов правовые нормы не действовали на момент проведения проверки и выдачи оспариваемого предписания.
С учетом изложенного суды обоснованно сочли, что совокупность вышеизложенных обстоятельств не позволяет признать 9 и 10 пункты предписания управления законными.
Такая позиция судов корреспондируется с выводами, содержащимися во вступившем в законную силу постановлением мирового судьи судебного участка N 5 Индустриального района г. Перми от 25.01.2022 по делу N 5-43/2022, которым установлено, что изложенные в пунктах 9, 10 оспариваемого в настоящем деле предписания требования, с учетом наличия в обществе "Новогор-Прикамье" приказа от 09.08.2019 N 298 "О создании нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне", являются излишне вмененными.
Несогласие управления с выводами судов не сопряжено с неправильным применением судами нормативных положений, неполнотой и необъективностью выяснения судами фактической стороны дела. Суды дали правильную (полную и объективную) оценку имеющимся в деле доказательствам, в их совокупности и взаимной связи, с учетом критериев относимости, допустимости, достоверности и достаточности средств доказывания (статья 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Основания для изменения либо отмены обжалуемых судебных актов отсутствуют (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пермского края от 06.06.2022 по делу N А50-2602/2022 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.09.2022 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Пермскому краю - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.А. Кравцова |
Судьи |
Н.Н. Суханова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с Законом о гражданской обороне приказом МЧС России от 14.11.2008 N 687 утверждено Положение об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях (далее - Положение N 687).
В соответствии с пунктом 16.12 Положения N 687 организации в целях решения задач в области гражданской обороны планируют и осуществляют, в том числе, мероприятия по срочному захоронению трупов в военное время, а именно, создание, подготовку и обеспечение готовности сил и средств гражданской обороны для обеспечения мероприятий по захоронению трупов специализированными ритуальными организациями.
...
Ссылка на ГОСТ Р 42.7.01-2021 "Гражданская оборона. Захоронение срочное трупов в военное и мирное время. Общие требования", утвержденный приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 13.09.2021 N 950-ст (введен в действие 01.02.2022), обоснованно отклонена, поскольку приводимые в обоснование доводов правовые нормы не действовали на момент проведения проверки и выдачи оспариваемого предписания."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 5 декабря 2022 г. N Ф09-8176/22 по делу N А50-2602/2022