Екатеринбург |
|
06 декабря 2022 г. |
Дело N А71-1497/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 декабря 2022 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 декабря 2022 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Вдовина Ю.В.,
судей Черкезова Е.О., Ивановой С.О.,
при ведении протокола помощником судьи Мингазовой Г.Р. рассмотрел в судебном заседании, с использованием средств видеоконференц-связи, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Спецавтохозяйство" на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 01.06.2022 по делу N А71-1497/2022 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.08.2022 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании, проведенном с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Удмуртской Республики приняли участие представители:
общества с ограниченной ответственностью "Спецавтохозяйство" - Переверзин А.С. (доверенность от 01.02.2022 N 19, диплом);
Байковой Татьяны Александровны - Байков Е.В. (доверенность от 24.05.2022 N 18АБ 1805620, диплом).
От Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Ижевска поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя. Ходатайство судом рассмотрено и удовлетворено в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Общество с ограниченной ответственностью "Спецавтохозяйство" (далее - общество "Спецавтохозяйство", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением к Управлению жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Ижевска (далее - управление) о признании незаконным предписания от 24.11.2021 N 3198/06-02.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Байкова Татьяна Александровна (далее - третье лицо, Байкова Т.А.).
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 01.06.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.08.2022 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на нарушение норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
Общество указывает, что действия потребителя, касающиеся уведомления об изменении количества проживающих в жилом помещении лиц и перерасчете платы за коммунальные услуги носят заявительный характер.
Заявитель полагает, что изменение количества граждан, проживающих в квартире, не является основанием для перерасчета уже внесенных платежей за прошлый период.
В отзыве на кассационную жалобу третье лицо просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу общества - без удовлетворения.
Управление в отзыве на кассационную жалобу просит отказать в удовлетворении требований общества, судебные акты оставить в силе.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
При рассмотрении спора судами установлено, что на основании приказа управления от 26.10.2021 N 3198/06-02 была проведена внеплановая документарная проверка в отношении общества "Спецавтохозяйство" на предмет соблюдения обязательных требований и (или) требований, установленных нормативными правовыми актами с целью проверки доводов по мотивированному представлению от 22.10.2021 N 5562-Б по обращению гражданки Байковой Т.А. в части соблюдения требований к определению размера платы за коммунальную услугу "обращение с ТКО" для потребителя, проживающего по адресу: г. Ижевск, ул. Гагарина, д. 3а, кв. 25.
В ходе проведения проверки установлено, что общество "Спецавтохозяйство" является региональным оператором по обращению с твердыми бытовыми отходами на территории Удмуртской Республики.
Исполнителем коммунальной услуги "обращение с ТКО" в отношении потребителя является общество "Спецавтохозяйство".
Из анализа представленных в ходе проведения проверки платежных документов по оплате коммунальной услуги "обращение с ТКО", управлением установлено, что обществом в нарушение статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 148(30) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 произведено незаконное начисление платы за коммунальную услугу "обращение с ТКО" потребителю в отношении жилого помещения, расположенного по адресу: Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. Гагарина, д. 3а, кв. 25 к. 1, за период с октября 2020 года по октябрь 2021 года, в размере 1574 руб. 16 коп., а именно исходя из 3 зарегистрированных лиц, вместо реально зарегистрированного одного человека (01.10.2020 сняты с регистрационного учета Байков В.А. и Байкова В.А.).
По результатам проверки управлением составлен акт от 24.11.2021 N 3198/06-02 и выдано предписание от 24.11.2021 N 3198/06-02, согласно которому обществу в срок до 24.01.2022 предписано привести порядок определение размера платы за коммунальную услугу "обращение с ТКО" в соответствие с установленными требованиями действующего законодательства Российской Федерации, снизить размер платы за коммунальную услугу "обращение с ТКО" в соответствии с установленными требованиями.
Полагая, что указанное предписание является незаконным и нарушает права и законные интересы общества, заявитель обратился в арбитражный суд с требованием о признании его недействительным.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу, что оспариваемое предписание является законным и обоснованным, и не нарушает права и законные интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности, правомерно возлагая на общество обязанность устранить допущенные нарушения требований закона.
Суд апелляционной инстанции с выводами, изложенными в решении, согласился, признал их законными и обоснованными.
Выводы судов являются правильными, соответствуют действующему законодательству, материалам дела.
В силу статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение с учетом правила, установленного частью 3 статьи 169 настоящего Кодекса.
Часть 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает, что плата за коммунальные услуги включает в себя плату за обращение с твердыми коммунальными отходами.
Пунктом 1 части 2 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривается, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов (в том числе платежных документов в электронной форме, размещенных в системе).
Собственники жилых домов оплачивают услуги и работы по их содержанию и ремонту, а также вносят плату за коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности (часть 9 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления определены Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ), согласно части 1 статьи 24.7 которого региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора.
Из абзаца 2 пункта 1 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156, следует, что к отношениям, возникающим между собственниками и (или) пользователями жилых помещений в многоквартирных домах и управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищно-строительными кооперативами, иными специализированными потребительскими кооперативами, между собственниками помещений, пользователями жилых помещений в многоквартирных домах, собственниками жилых домов и региональными операторами, между собственниками жилых домов и организациями (в том числе некоммерческими объединениями), которые от своего имени и в интересах собственника жилого дома заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с соответствующими региональными операторами, связанным с обеспечением предоставления указанным собственникам и пользователями коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, положения настоящих Правил применяются в части, не урегулированной жилищным законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила N 354).
Согласно подпункту "ж" пункта 4 Правил N 354 потребителю может быть предоставлена такая коммунальная услуга как обращение с твердыми коммунальными отходами, то есть транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов, образующихся в многоквартирных домах и жилых домах.
Предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами осуществляется в соответствии с разделом XV(1) настоящих Правил.
В соответствии с пунктом 148 (34) Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается в соответствии с настоящими Правилами исходя из числа постоянно проживающих и временно проживающих потребителей в жилом помещении.
Согласно пункту 148 (36) Правил N 354 при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.
В силу пункта 148 (27) Правил N 354 расчетный период для оплаты коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами устанавливается равным календарному месяцу.
С 1 января 2020 года для жителей Удмуртской Республики, проживающих в многоквартирных домах, размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, с учетом принятого тарифа и нормативов накопления твёрдых коммунальных отходов, составляет 98 руб. 39 коп. в месяц с человека.
Из материалов дела установлено, что в ходе проведения проверки управлением установлено, что обществом нарушен порядок расчета платы за коммунальную услугу "обращение с ТКО" по спорному жилому помещению по адресу: Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. Гагарина, д. 3а, кв. 25, за период с октября 2020 года по май 2021 года, ввиду неверного указания в платежных документах количества зарегистрированных проживающих.
Судами установлено, что в обращении Байкова Т.А. указывает, что в принадлежащем ей на праве собственности спорном жилом помещении, начиная с 01.10.2020 зарегистрирован один человек - Байкова Т.А., поскольку проживающие ранее Байков В.А. и Байкова В.А. сняты с регистрационного учета с 01.10.2020, между тем в счетах к оплате за период с 01.10.2020 по 30.04.2021 неверно учитывались трое проживающих (зарегистрированных).
Произведение расчета платы за коммунальную услугу "обращение с ТКО" без учета действительного количества проживающих в помещении потребителей является нарушением требований действующего законодательства в части определения порядка расчета размера платы за коммунальные услуги.
Доказательств, свидетельствующих о проведении обществом перерасчета платы за коммунальную услугу "обращение с ТКО" в период с октября 2020 года по май 2021 года в соответствии с вышеуказанными положениями Правил N 354 на дату вынесения оспариваемого предписания обществом в материалы дела не представлено.
На основании изложенного суды пришли к выводу, что фактически в спорном жилом помещении зарегистрирован и проживает один человек, в связи с чем оснований для начисления региональным оператором собственнику жилья платы за коммунальную услугу "обращение с ТКО" исходя из трех человек не имелось.
Кроме того доказательств, подтверждающих фактическое (временное или постоянное) проживание иных граждан в спорном жилом помещении, обществом в материалы дела не представлено, как и не представлено доказательств установления фактов производства ими твердых коммунальных отходов.
На основании изложенного суды пришли к обоснованному выводу, что в нарушение установленного порядка в платежных документах за период с октября 2020 года - май 2021 года обществом излишне начислена сумма за коммунальную услугу "обращение с ТКО" собственнику жилого помещения по адресу: г. Ижевск, ул. Гагарина, д. 3а, кв. 25 Байковой Т.А. в размере 1574 руб. 16 коп. (196 руб. 77 коп. * 8 месяцев (октябрь, ноябрь, декабрь 2020 года, январь, февраль, март, апрель, май 2021 года).
При установленных обстоятельствах выводы судов о законности обжалуемого предписания управления об обязании общества привести в порядок определение размера платы за коммунальную услугу "обращение с ТКО" в соответствие с установленными требованиями действующего законодательства и проведении перерасчета платы за указанную коммунальную услугу является правомерным.
Следовательно, судами обеих инстанций правомерно отказано в удовлетворении заявленных региональным оператором требований.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, судом округа отклоняются, поскольку указанные доводы являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанции, выводов судов не опровергают, о нарушении судами норм права не свидетельствуют и сводятся лишь к переоценке установленных по делу обстоятельств.
Суд кассационной инстанции полагает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судами установлены, все доказательства исследованы и оценены в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Оснований для переоценки доказательств и сделанных на их основании выводов у суда кассационной инстанции не имеется (статья 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нормы материального права применены судами правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 01.06.2022 по делу N А71-1497/2022 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.08.2022 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Спецавтохозяйство" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Ю.В. Вдовин |
Судьи |
Е.О. Черкезов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 148 (34) Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается в соответствии с настоящими Правилами исходя из числа постоянно проживающих и временно проживающих потребителей в жилом помещении.
Согласно пункту 148 (36) Правил N 354 при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.
В силу пункта 148 (27) Правил N 354 расчетный период для оплаты коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами устанавливается равным календарному месяцу.
...
Доказательств, свидетельствующих о проведении обществом перерасчета платы за коммунальную услугу "обращение с ТКО" в период с октября 2020 года по май 2021 года в соответствии с вышеуказанными положениями Правил N 354 на дату вынесения оспариваемого предписания обществом в материалы дела не представлено."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 6 декабря 2022 г. N Ф09-8171/22 по делу N А71-1497/2022
Хронология рассмотрения дела:
27.03.2023 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-8250/2022
06.12.2022 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-8171/2022
10.08.2022 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-8250/2022
01.06.2022 Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики N А71-1497/2022