Екатеринбург |
|
07 декабря 2022 г. |
Дело N А34-8135/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 декабря 2022 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 декабря 2022 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Столярова А. А.,
судей Татариновой И. А., Тороповой М. В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Чемортан И.В.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Универмаг" (далее - общество "Универмаг", общество) на решение Арбитражного суда Курганской области от 24.05.2022 по делу N А34-8135/2021 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.08.2022 по тому же делу.
Судебное заседание проводится с использованием системы веб-конференции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании посредством онлайн-заседания принял участие представитель общества "Универмаг" - Грязнов А.Н. (доверенность от 20.03.2020 N 2).
Общество "Универмаг" обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением о признании недействительным отказа Комитета по строительству и архитектуре Администрации города Шадринска (далее -Комитет) в согласовании цветового решения фасада здания "Универмага" по ул. Комсомольская 15, г. Шадринск от 26.02.2021 N 319/1 (с учетом уточнения требований, принятого судом первой инстанции в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
На основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в дело в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Администрация города Шадринска, Управление охраны объектов культурного наследия Правительства Курганской области.
Решением Арбитражного суда Курганской области от 24.05.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.08.2022 решение суда оставлено без изменения.
Не согласившись с указанными судебными актами, общество "Универмаг" обратилось в суд округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить и передать дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. По мнению заявителя, никаких запретов в избранной цветовой гамме фасада, установленных в нормативных актах, не существует, а администрация действует исключительно с превышением полномочий, в связи с чем оспариваемый отказ является незаконным. Отмечает, что цветовое решение со стороны общества "Универмаг" принято с учетом того, что золотистый цвет является также сдержанным пастельным, но в тоже время контрастным, снижающим величину глянца на поверхности. Применяемый золотистый цвет заимствован со зданий, имеющих сходное значение и визуальный объем. Здание заявителя расположено в зоне центрального историко-культурного заповедного района. Территория центрального историко-культурного заповедного района не является охранной зоной. В настоящий момент постановлением администрации г. Шадринска порядок согласования цветового решения фасадов не утвержден, требования к содержанию эскизного проекта и паспорта фасадов не установлены, сама форма паспорта фасадов не установлена. По мнению общества, заинтересованное лицо вышло за пределы своей компетенции по применению норм права. Отказ суда в цветовом решении основан исключительно на критерии не соответствия колористической палитре стиля, в котором здание построено, но такого критерия ни правила благоустройства от 26.10.2017 N 262, ни правила землепользования от 19.02.2019 N 406 не содержат, а введение дополнительных ограничений для общества, не предусмотренных нормативными актами, не основано на законе и нарушает права заявителя. Также кассатор ссылается на необоснованный отказ судов в принятии в качестве доказательств заключения специалиста от 28.11.2021 N 03/11и-21, представленное обществом, подтверждающее соответствие избранной обществом палитры фасада архитектурному стилю застройки отмечая, что Комитетом в свою очередь не представлено доказательств в обоснование оспариваемого отказа. Ссылается, что судами не дана оценка фактическим обстоятельствам дела. Кроме того, полагает, что судами необоснованно отказано в удовлетворении ходатайства о назначении судебной экспертизы. Отмечает, что отказ суда первой инстанции нарушает конституционные права общества, оспариваемое решение суда создает дополнительные обязанности для собственника, не предусмотренные федеральным законом.
В отзыве на кассационную жалобу Комитет просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Как следует из материалов дела и установлено судами, принадлежащее обществу "Универмаг" на праве собственности двухэтажное здание общей площадью 1580 кв.м., 1963 года постройки, расположено по адресу: Курганская область, г. Шадринск, ул. Комсомольская, 15, на земельном участке с кадастровым номером 45:26:070617:5, который граничит с земельным участком с кадастровым номером 45:26:070617:10, на котором находится объект культурного наследия регионального значения "Здание благородного собрания", 1880-е гг. (зарегистрированный приказом Министерства культуры России от 14 апреля 2015 года N 820).
Принадлежащее обществу "Универмаг" здание, не являющееся памятником истории и архитектуры, расположено в границах нормативно закрепленной в Правилах землепользования и застройки территории города Шадринска, утвержденных решением Шадринской городской Думы N 406 от 19.02.2019 (далее - Правила), и отраженной на Карте градостроительного зонирования территории Центрального историко-культурного заповедного района.
Директор общества "Универмаг" 16.12.2019 обратился к главе г. Шадринска с заявлением о согласовании эскиза фасада здания с применением алюминиевой композиционной плитки, однако в таком согласовании было отказано.
Как следует из ответа Комитета от 25.12.2019, в согласовании предложенного варианта отделки фасада здания отказано, так как предложено использовать композитный алюминиевый материал, что не соответствует Правилам благоустройства города Шадринска. В качестве оснований к отказу указано, что здание "Универмага" находится в Центральном историко-культурном заповедном районе, формирует уникальную историческую среду данного района и является ценным фоновым зданием для объектов культурного наследия. При этом режим использования объектов, находящихся в данном районе, включает следующие требования: оберегается историческая планировка, реализуются возможности восстановления утраченных элементов и параметров объектов, сохраняется историческая среда и ландшафт, учитываются интересы памятников, их естественного окружения и восприятия, оформление фасадов в соответствии с архитектурным решением фасадов прилегающих зданий, использование типичного строительного материала. Цветовое решение окраски фасада, должно быть согласовано с Комитетом дополнительно.
Общество "Универмаг" 25.01.2021 обратилось в Комитет с заявлением о согласовании цветового решения фасада здания. Цветовое исполнение подобрано заявителем следующим образом: 55% - белый цвет, 20% - бежевый, 26% - золотистый. Приложением является эскиз фасада в цвете на 5 листах.
На обращение о согласовании цветового решения фасада здания "Универмага", Комитетом направлен отказ, изложенный в письме от 26.02.2021 N 319/1, в соответствии с которым Комитет не согласовывает представленное цветовое решение фасада здания по следующим причинам: Здание универмага является традиционным примером советского классицизма. Уже при его строительстве были учтены традиции исторической застройки конца XVIII и начала XX века по отделке фасадов. Здание примыкает к объекту культурного наследия по ул. Ленина, 117. В продолжение улицы и на её противоположной стороне также находятся объекты культурного наследия истории и архитектуры города Шадринска. Таким образом, здание универмага формирует уникальную историческую среду данного района и является ценным фоновым зданием для объектов культурного наследия.
В соответствии с Правилами землепользования и застройки города Шадринска, утвержденными решением Шадринской городской Думы от 19.02.2019 N 406, здание находится в Центральном историко-культурном заповедном районе. При этом, режим использования объектов, находящихся в этом районе включает следующие требования: оберегается историческая планировка, реализуются возможности восстановления утраченных элементов и параметров объектов, сохраняется историческая среда и ландшафт, учитываются интересы памятников, их естественного окружения и восприятия, в частности, соответствие масштабов стоящих рядом сооружений и принципов размещения, оформление фасадов в соответствии с архитектурным решением фасадов прилегающих зданий, использование типичных строительных материалов.
В традиционной исторической застройке конца XVIII и начала XX века палитра архитектурных цветов регламентировалась специальными указами. Была узаконена палитра мягких (с большим количеством белого) пастельных тонов, рекомендовался преимущественно желтый цвет различных оттенков, иногда допускались светлые оттенки зеленого, серого или синего цвета, цоколь окрашивался в природные оттенки серого и коричневого цветов, колонны, карнизы, фризы, фронтоны, а также лепнина и декоративные элементы зданий в белый цвет. Этими цветами предписывалось окрашивать улицы и площади городов, что приводило к их колористическому единству.
Представленное для согласования цветовое решение фасада здания универмага не соответствует архитектурному стилю застройки исторической части города конца XVIII и начала XX века, для которого характерна сдержанность при отделке фасадов. В частности крайне не корректна окраска больших площадей здания в золотой цвет, в том числе пилястр, фриза, фронтонов и главной входной группы здания. Данное решение не совместимо с фоновым назначением здания универмага для объектов культурного наследия, имеющих основную ценность в Центральном историко-культурном заповедном районе города.
Также указано невозможным использование для отделки фасадов здания универмага алюминиевой композитной плиты, как материала, не отвечающего вышеизложенным требованиям. Фасады должны быть отделаны в соответствии с их первоначальным оригинальным решением с учетом восстановления декоративных элементов отделки фриза, фронтонов и главной входной группы. Цвет стен здания не обязательно должен точно повторять первоначальный, но непременно следует привести его в соответствие колористической палитре стиля, в котором здание построено.
Полагая, что оспариваемый отказ Комитета, не соответствует закону и нарушает права и интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, общество "Универмаг" обратилось в суд с рассматриваемыми требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из отсутствия совокупности условий для признания оспариваемого отказа Комитета незаконным.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в пределах доводов кассационной жалобы в порядке, предусмотренном статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции оснований для их отмены не усматривает.
В силу части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Защита гражданских прав осуществляется способами, предусмотренными статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации. При этом избираемый истцом способ защиты права должен соответствовать характеру и последствиям нарушения и обеспечивать восстановление нарушенных прав.
Заявитель обратился в суд с требованиями в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
По правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматриваются споры публично-правового характера, возникающие из административных, налоговых, финансовых и иных публичных правоотношений, в которых стороны находятся в отношениях власти и подчинения. При этом суд проверяет законность акта или действий органа, наделенного властными полномочиями.
В силу части 1 статьи 198, статей 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также разъяснений, содержащихся в пункте 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо установить наличие 2-х условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения указанными ненормативными правовыми актами, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Положениями части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрена обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В силу статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального, городского округа.
Также в силу статьи 16.2 Федерального закона N 131-ФЗ к вопросам местного значения внутригородского района относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности.
Органы местного самоуправления организуют и осуществляют муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных муниципальными правовыми актами, принятыми по вопросам местного значения, а в случаях, если соответствующие виды контроля отнесены федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления, также муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 45.1 Федерального закона N 131-ФЗ правила благоустройства территории муниципального образования утверждаются представительным органом соответствующего муниципального образования. Правила благоустройства территории муниципального образования могут регулировать вопросы, в том числе, содержания территорий общего пользования и порядка пользования такими территориями; внешнего вида фасадов и ограждающих конструкций зданий, строений, сооружений.
Решением Шадринской городской Думы от 26.10.2017 N 262 утверждены Правила благоустройства, организации уборки и обеспечения чистоты и порядка на территории муниципального образования - город Шадринск (далее - Правила благоустройства), которые были опубликованы 03.11.2017 в Шадринской городской газете "Ваша выгода" N 87/23, а также размещены на официальном сайте органов местного самоуправления муниципального образования - город Шадринск в сети "Интернет" (www.shadrinsk-citv.ru).
Статья 9 названных Правил содержит требования к внешнему виду и содержанию фасадов зданий, строений и сооружений.
В частности, правообладатели зданий, строений обязаны обеспечить надлежащее их содержание, в том числе по своевременному производству работ по ремонту и покраске зданий, сооружений, их фасадов. Внешний вид фасадов здания, строения, сооружения должен соответствовать согласованному в установленном порядке архитектурно-градостроительному облику объекта капитального строительства, информация о котором содержится в паспорте фасадов и (или) эскизном проекте. Цветовое решение окраски фасада, в том числе, окраски фасада первых и вторых этажей жилых зданий, занимаемых магазинами и иными организациями, должно быть согласовано с Комитетом строительства и архитектуры Администрации г. Шадринска.
Содержание фасадов зданий, строений и сооружений включает проведение поддерживающего ремонта и восстановление конструктивных элементов и отделки фасадов. При содержании фасадов зданий, строений и сооружений запрещается самовольное переоборудование или изменение внешнего вида фасада здания либо его элементов.
Не допускается повреждение (загрязнение) поверхности стен фасадов зданий и сооружений: подтеки, шелушение окраски, наличие трещин, отслоившейся штукатурки, облицовки, повреждение кирпичной кладки, отслоение защитного слоя железобетонных конструкций и т.п.
Контрольные функции в сфере реализации муниципальной политики по благоустройству территории и внешнего облика муниципального образования - город Шадринск возложены на Комитет строительства и архитектуры Администрации г. Шадринска.
Согласно Положению о Комитете строительства и архитектуры Администрации г. Шадринска (утверждено решением Шадринской городской Думы от 18.12.2014) основными задачами и функциями комитета является регулирование архитектурной и градостроительной деятельности на территории г. Шадринска; повышение качественного уровня архитектурных и градостроительных решений городских районов, зданий и сооружений; бережное сохранение и использование исторической застройки г. Шадринска и пригородного ландшафта; строительный контроль за строительством, реконструкцией и капитальным ремонтом объектов капитального строительства в пределах имеющихся полномочий в соответствии с действующим законодательством; осуществление контроля за исполнением предприятиями, учреждениями и другими организациями, независимо от форм собственности, нормативных правовых актов органов местного самоуправления по вопросам внешнего благоустройства, текущего и капитального ремонта жилищного фонда, дорог местного значения, инженерных сооружений и коммуникаций, содержания прилегающих территорий и зеленых насаждений.
Решением Шадринской городской Думы от 19.02.2019 N 406 утверждены Правила землепользования и застройки города Шадринска (далее - Правила землепользования), которые были опубликованы 27.02.2019 в Шадринской городской газете "Исеть" N2/14, а также размещены на официальном сайте органов местного самоуправления муниципального образования - город Шадринск в сети "Интернет" (www.shadrinsk-citv.ru).
Правилами землепользования установлены градостроительные регламенты по условиям охраны памятников истории и архитектуры. В состав Правил землепользования входит Карта градостроительного зонирования территории, на которой отображены зоны с особыми условиями использования территории, в том числе отражены границы центрального историко-культурного заповедного района.
Согласно Правилам землепользования использование земельных участков и иных объектов недвижимости, расположенных в пределах зон, обозначенных на карте градостроительного зонирования, определяется градостроительными регламентами и ограничениями, установленными в соответствии с проектом зон охраны памятников истории и архитектуры.
Для Центрального историко-культурного заповедного района режим использования территории принимается следующим: на территории зон охраны оберегается историческая планировка, резервируются возможности восстановления ее утраченных элементов и параметров, сохраняется историческая среда и ландшафт. В границах охранных зон объектов культурного наследия запрещается реконструкция с изменением внешнего вида, размеров, материалов стен.
Согласно Правилам землепользования принадлежащее здание ЗАО "Универмаг" находится в зоне Центрального историко-культурного заповедного района, где определены градостроительные регламенты. При оформлении фасада здания необходимо использовать типичный строительный материал, оформлять фасад в соответствии с архитектурным решением фасадов прилегающих зданий.
Как установлено судами, принадлежащее заявителю здание не является объектом культурного наследия, при этом расположено в границах зоны центрального историко-культурного заповедного района и имеет общую стену с объектом культурного наследия "Здание благородного собрания", включенного в Государственный реестр объектов национального и культурного достояния Курганской области.
Общество оспаривало в части Правила благоустройства, организации уборки и обеспечения чистоты и порядка на территории муниципального образования - город Шадринск, утвержденных решением Шадринской городской Думы от 26.10.2017 N 262, и Правила землепользования и застройки города Шадринска, утвержденные решением Шадринской городской Думы от 19.02.2019 N 406.
Решениями Курганского областного суда от 29.06.2020 (дело N 3а-106/2020, N 3а84/2020) в удовлетворении исковых требований было отказано.
Апелляционными определениями Второго апелляционного суда общей юрисдикции в удовлетворении апелляционных жалоб общества "Универмаг" об оспаривании Курганского областного суда о признании недействительными Правил благоустройства, организации уборки и обеспечения чистоты и порядка на территории муниципального образования - город Шадринск в части (дело N 66а-942/2020), Правил землепользования и застройки города Шадринска в части (дело N 66а-940/2020) отказано.
Также судами установлено, что решением Шадринского районного суда Курганской области от 03.06.2021 (дело N 2-17/2021) по требованию Комитета на общество "Универмаг" возложены обязанности произвести демонтаж подсистемы вентилируемого фасада и алюминиевых композитных кассет на здании по ул.Комсомольская, д.15 в г.Шадринске Курганской области, а также устранить повреждения штукатурного и окрасочного слоев фасада указанного здания и произвести покраску фасада в цвет, согласованный с Комитетом по строительству и архитектуры Администрации г. Шадринска, в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Апелляционным определением судебной коллегией по гражданским делам Курганской области решение Шадринского районного суда Курганской области от 03.06.2021 оставлено без изменения (дело N 33-2435/2021).
Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регулирует Федеральный закон от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее Закон N 73-ФЗ).
В соответствии со статьей 6 Закона N 73-ФЗ под государственной охраной объектов культурного наследия понимается система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в соответствии с указанным Федеральным законом в пределах их компетенции мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда. В целях сохранения объектов культурного наследия, обеспечения их сохранности в их исторической среде, предотвращения их разрушения или причинения им вреда, Законом N 73-ФЗ предусмотрены, в частности, следующие меры: 1) установление на территории, сопряженной с объектами культурного наследия, зон охраны объектов культурного наследия, соблюдение особых режимов использования земель и земельных участков, требований к градостроительным регламентам в границах зон охраны объектов культурного наследия (статья 34 Закона N 73-ФЗ); 2) применение специальных мер обеспечения сохранности объектов культурного наследия, определенных обязательным разделом об обеспечении сохранности объекта культурного наследия или проектом обеспечения сохранности объекта культурного наследия, предусмотренных статьей 36 Закона N 73-ФЗ.
Пунктом 4 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что к зонам с особыми условиями использования территорий отнесены, в том числе, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
В соответствии с частью 4 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации в составе правил землепользования и застройки на карте градостроительного зонирования в обязательном порядке отображаются, в том числе, границы зон с особыми условиями использования территорий, границы территорий объектов культурного наследия. Указанные границы могут отображаться на отдельных картах, которые являются приложением к правилам землепользования и застройки.
В соответствии с пунктом 22 Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержденного Постановление Правительства РФ от 12.09.2015 N 972 (далее - Положение о зонах охраны), соблюдение режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах зон охраны объектов культурного наследия является обязательным при осуществлении градостроительной, хозяйственной и иной деятельности. Отклонение от установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия режимов использования земель и градостроительных регламентов не допускается.
Как видно из материалов дела, Администрацией города Шадринска при разработке и утверждении Правил землепользования и застройки города Шадринска, утвержденных решением Шадринской городской Думы от 19.02.2019 N 406, учтен действующий правовой акт, утверждающий границы зон охраны объектов культурного наследия, расположенных на территории города Шадринска - Постановление Правительства Курганской области от 09.04.2003 N 81 "Об утверждении границ зон охраны объектов культурного наследия и включения объектов культурного наследия г. Шадринска в Государственный реестр объектов национального и культурного достояния Курганской области".
Таким образом, судами правильно установлено, что Правила землепользования и застройки города Шадринска содержат предусмотренные действующим законодательством требования в отношении зон охраны объектов культурного наследия, подлежащие безусловному выполнению всеми правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства.
В частности, в зоне Центрального историко-культурного заповедного района установлены требования по сохранению исторической планировки, резервированию возможности восстановления ее утраченных элементов и параметров, требование по сохранению исторической среды и ландшафта.
При этом установлено требование оформления фасадов в соответствии с архитектурным решением фасадов прилегающих зданий, использование типичного строительного материала.
В соответствии с Постановлением Правительства Курганской области от 09.04.2003 N 81 здание, расположенное по ул. Комсомольская, 15, является зданием, составляющим ценную историко-архитектурную среду. Здание находится в границах объединенной зоны охраны - центральном историкокультурном заповедном районе. При этом объектом культурного наследия указанное здание не является.
С учетом установленных требований к градостроительным регламентам в границах центрального историко-культурного заповедного района, в отношении указанного объекта капитального строительства действуют требования по его сохранению как ценного объекта историко-архитектурной среды с возможностью осуществления мер по регенерации, под которой, согласно подпункту "а" пункта 9 Положения о зонах охраны, подразумеваются специальные меры по восстановлению историко-градостроительной и (или) природной среды. Восстановление среды осуществляется, в том числе, путем оформления фасадов в соответствии с архитектурным решением фасадов прилегающих зданий, использования типичного строительного материала.
Центральный историко-культурный заповедный район выделен в Генеральном плане города Шадринска, утвержденного решением Шадринской городской Думы от 15.12.2009 N 1101.
В соответствии с Правилами землепользования и застройки города Шадринска, утвержденными решением Шадринской городской Думы от 19.02.2019 N 406, здание Универмага находится в Центральном историко-культурном районе (ранее в Центральном историко-культурном заповедном районе). При этом режим использования объектов, находящихся в этом районе включает следующие требования: оберегается историческая планировка, реализуются возможности восстановления утраченных элементов и параметров объектов, сохраняется историческая среда, учитываются интересы памятников, их естественного окружения и восприятия, в частности, соответствие масштабов стоящих рядом сооружений и принципов размещения, оформление фасадов в соответствии с архитектурным решением фасадов прилегающих зданий, использование типичных строительных материалов, характерных для застройки с конца XVIII и до начала XX века (в том числе являются и краски, в соответствии с классификатором строительных изделий и материалов).
Как указано выше, судами установлено, что принадлежащее заявителю здание не является объектом культурного наследия, при этом расположено в границах зоны центрального историко-культурного заповедного района и имеет общую стену с объектом культурного наследия "Здание благородного собрания" (детский сад) по ул. Ленина, 117, включенного в Государственный реестр объектов национального и культурного достояния Курганской области и с северной стороны к зданию "Россельхозбанка" (бывший ресторан "Исеть") по ул. Комсомольская, 15.
Здание занимает основной объем протяженности квартала и является формообразующим зданием, поскольку является так называемой вставкой между двух объектов. Такой прием создает комплексное восприятие и непрерывность исторической среды. При строительстве данного объекта была учтена высотность, материалы рядом стоящих зданий и их архитектура, таким образом, объект вписан в среду и создает комплексный аутентичный градостроительный ансамбли одной из центральных улиц города Шадринска.
Как следует из фотоматериалов, установлено судами и не оспаривается заявителем, фасад здания "Универмаг" и блокированный к нему объект культурного наследия окрашены в единый розовый цвет.
На представленном заявителем в Комитет для согласования цветового решения эскизе отделки фасада здания Универмага 26.01.2020 изображён стилизованный фасад, который не соответствует реально существующему, что можно увидеть при сравнении представленного эскиза и фотографии настоящего объекта. Искажены пропорции и размеры существующих деталей здания, в том числе ширина пилястр, поясков, отсутствует орнамент и т.д. Кроме того, цветовое решение фасада, согласно эскизу, достигается посредством облицовки фасада алюминиевыми композитными плитами, в возможности применения которых заявителю было отказано.
Содержащиеся в заявлении общества "Универмаг" предложения по цветовому решению, архитектурному стилю ремонтируемого фасада здания, расположенного по ул. Комсомольская, 15, противоречат требованиям в отношении зон охраны объектов культурного наследия, включенных в Правила землепользования и застройки города Шадринска. В частности, цветовые решения фасадов прилегающих зданий, являющихся объектами культурного наследия (ул. Ленина, 117, 119, ул. Октябрьская, 94), а также иных объектов культурного наследия, расположенных на территории города Шадринска, исторически основаны на применении естественных, природных оттенков светлых (пастельных) тонов (желтого, зеленого, синего, серого, белого, розового.) (фото т. 3).
Возможности применения конкретного цветового решения при проведении работ по сохранению объектов культурного наследия в порядке, установленном Законом N 73-ФЗ, изучаются в ходе историко-культурных исследований, предшествующих разработке и согласованию проектной документации.
Как обоснованно отмечено судами, поскольку здание Универмага является неразрывно связанным единым комплексом с прилегающими зданиями (с южной стороны - здание объекта культурного наследия - детского сада по ул. Ленина, 117 и северной стороны - здание "Россельхозбанка по ул. Комсомольская, 15), то рассматривать вопрос окраски фасада Универмага можно только с учётом оценки влияния золотого цвета на прилегающий к нему объект культурного наследия. Но в случае применения в окраске фасада золотого цвета, не типичного для застройки Центрального историко-культурного района Шадринска, здание Универмага, являясь крупным фоновым объектом, будет доминировать в данном районе, не являясь при этом объектом культурного наследия.
Согласно заключению Градостроительного совета от 20.02.2020 здание Универмага не является объектом культурного наследия, однако расположено в Центральном историко-культурном заповедном районе Шадринска, где градостроительные регламенты, действующие в этой зоне, предписывают сохранять историческую среду и ландшафт, учитывать интересы рядом стоящих памятников при оформлении фасадов, а также использовать традиционные материалы. Также в соответствии с Правилами благоустройства, цветовое решение окраски здания должно быть согласовано с Комитетом по строительству и архитектуре Администрации г.Шадринска, но ЗАО "Универмаг" такое согласование не получено. Рекомендовано согласовать с Комитетом работы по восстановлению целостности и прежней отделки фасада задания Универмага. По данному основанию Градостроительным советом отказано ЗАО "Универмаг" в согласовании представленного фасадного решения.
Фактов использования золотого цвета в отделке фасадов исторических зданий памятников на территории города Шадринска, материалами дела не установлено.
Представленное в материалы дела заявителем заключение специалиста N 03/11и-21 от 28.11.2021 общества с ограниченной ответственностью "Независимая экспертиза", в котором сделан вывод о соответствии архитектурному стилю застройки исторической части города Шадринска и отделке фасадов прилегающего к нему здания по ул. Ленина, 117, предполагаемого для использования в отделке фасада универмага по адресу: Курганская обл., г. Шадринск, ул. Комсомольская, 15, золотистого цвета Gold G9801 (каталог Алюминстрой) оценено судами критически.
Проанализировав данный документ, суды установили, что из заключения N 03/11и-21 от 28.11.2021 видно, что в ходе исследования специалистом применялись экспертные методы: визуальный осмотр (натурные наблюдения), визуально инструментальное исследование объекта, фотографирование исследуемых объектов, измерения, сравнения, изучение и анализ представленных и полученных при исследовании материалов. После проведения натурного исследования, анализа представленных для исследования материалов и изучения нормативных и справочных документов, специалистом были сопоставлены полученные результаты с данными, имеющимися в представленных для исследования документов.
Вместе с тем, как видно из представленных материалов дела, установлено судами и не оспаривается сторонами фасад здания "Универмаг" и блокированный к нему объект культурного наследия окрашены в единый розовый цвет. Здание Универмага является неразрывно связанным единым комплексом с прилегающими зданиями с южной стороны - здание объекта культурного наследия - детского сада по ул. Ленина 117, и северной стороны - здание "Россельхозбанка" по ул. Комсомольская 15.
Таким образом, суды верно установили, что рассматривать вопрос окраски фасада здания можно только с учетом оценки влияния золотого цвета на прилегающий к нему объекта культурного наследия.
При этом, как видно из материалов дела, в Центральном историко-культурном района Шадринска, не имеется объектов охраны культурного наследия отделанных золотом, и оформление фасадов которых является приоритетным по отношению к фоновым зданиям, расположенным в данном районе.
Судами при анализе экспертного заключения установлено, что указанные в заключении специалиста N 03/11и-21 от 28.11.2021 иные объекты не прилегают к зданию Универмага и были отделаны либо самостоятельно, либо до 2019 года внесения дополнения в Правила землепользования и застройки города Шадринска раздела Дополнительные градостроительные регламенты по условиям охраны объектов культурного наследия, утвержденные решением Шадринской городской Думы N 406 от 19.02.2019.
Кроме того, оценка соответствия предоставленного образца золотистого цвета фактическому цветовому оформлению фасадов фоновых зданий в данном районе, судами не принята во внимание, поскольку касается не всех зданий, расположенных в исторической зоне, а конкретного здания Универмага, блокированного с объектом охраны культурного наследия.
На этом основании суды правомерно пришли к выводу о том, что представленный заявителем в материалы дело реестр фотографий фасадов зданий, не относится к предмету спора.
Исследовав и оценив представленные доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принимая во внимание фактические обстоятельства спора, суды пришли к правильному выводу о том, что обществом "Универмаг" не обосновало необходимость применения 26 % золотистого цвета, идущего в противоречие с Правилами землепользования и застройки города Шадринска, а именно оформление фасадов в соответствии с архитектурным решением фасадов прилегающих зданий, использование типичных строительных материалов в городе Шадринске, признав оспариваемый отказ соответствующим закону и не установив нарушений прав и законных интересов общества.
По смыслу статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность оспоренного ненормативного правового акта исключает возможность удовлетворения заявленных требований о признании его недействительным.
При таких обстоятельствах в удовлетворении заявленных требований судами отказано правомерно.
Все доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, судом кассационной инстанции отклоняются по основаниям, указанным в мотивировочной части настоящего постановления. Указанные доводы являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка и сводятся, по сути, лишь к переоценке установленных по делу обстоятельств. При этом заявитель фактически ссылается не на незаконность обжалуемых судебных актов, а выражает несогласие с произведенной судом оценкой доказательств, просит еще раз пересмотреть данное дело по существу, переоценить имеющиеся в деле доказательства.
Суд кассационной инстанции полагает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судами установлены, все доказательства исследованы и оценены в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Оснований для переоценки доказательств и сделанных на их основании выводов у суда кассационной инстанции не имеется (статья 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом округа не установлено.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отмене не подлежат. Основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Курганской области от 24.05.2022 по делу N А34-8135/2021 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.08.2022 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Универмаг" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.А. Столяров |
Судьи |
И.А. Татаринова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"С учетом установленных требований к градостроительным регламентам в границах центрального историко-культурного заповедного района, в отношении указанного объекта капитального строительства действуют требования по его сохранению как ценного объекта историко-архитектурной среды с возможностью осуществления мер по регенерации, под которой, согласно подпункту "а" пункта 9 Положения о зонах охраны, подразумеваются специальные меры по восстановлению историко-градостроительной и (или) природной среды. Восстановление среды осуществляется, в том числе, путем оформления фасадов в соответствии с архитектурным решением фасадов прилегающих зданий, использования типичного строительного материала.
...
Возможности применения конкретного цветового решения при проведении работ по сохранению объектов культурного наследия в порядке, установленном Законом N 73-ФЗ, изучаются в ходе историко-культурных исследований, предшествующих разработке и согласованию проектной документации.
...
По смыслу статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность оспоренного ненормативного правового акта исключает возможность удовлетворения заявленных требований о признании его недействительным."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 7 декабря 2022 г. N Ф09-8791/22 по делу N А34-8135/2021