Екатеринбург |
|
09 декабря 2022 г. |
Дело N А07-19494/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 декабря 2022 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 декабря 2022 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Ященок Т.П.,
судей Вдовина Ю.В., Черкезова Е.О.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Калина" (далее - ООО "Калина", ответчик, заявитель) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 29.04.2022 по делу N А07-19494/2021 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.09.2022 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
ООО "Калина" заявлено ходатайство об участии в заседании посредством системы веб-конференции, которое судом кассационной инстанции удовлетворено. При открытии судом округа судебного заседания с использованием системы веб-конференции представитель указанного лица не подключился к каналу связи, что свидетельствует о его неявке. Установив, что средства связи суда воспроизводят видео- и аудиосигнал надлежащим образом, технические неполадки отсутствуют, представителю стороны обеспечена возможность дистанционного участия в процессе, которая не в полной мере реализована по причинам, находящимся в сфере его контроля, суд рассмотрел кассационную жалобу в отсутствие неявившегося представителя.
Общество с ограниченной ответственностью "Дюртюлимелиоводстрой" (далее - ООО "Дюртюлимелиоводстрой", истец, региональный оператор) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с иском к ООО "Калина" о взыскании 270 098 руб. 22 коп.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен индивидуальный предприниматель Вильданов Фларит Мунирович (далее - ИП Вильданов Ф.М.).
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 29.04.2022 исковые требования удовлетворены.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.09.2022 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ООО "Калина" просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
В обоснование доводов жалобы заявитель указывает на то, что в материалы дела не представлены надлежащие доказательства исполнения договора на оказание услуг по транспортировке твердых коммунальных отходов (далее также - ТКО) на территории Бирского района Республики Башкортостан от 01.01.2019, а именно маршрутные журналы, данные спутниковой системы, паспорта отходов, акты сдачи отходов на полигон, контрольные талоны к ним, журнал учета отходов. Считает, что без оформления указанных документов невозможно установить ни объем вывезенного мусора, ни факт его передачи на санкционированный полигон. Полагает, что отсутствие указанных выше документов прямо свидетельствует о нарушении ООО "Дюртюлимелиоводстрой" требований, предусмотренных пунктами 4.1.1, 4.1.6 договора на оказание услуг по обращению с ТКО. Считает, что акты сверки взаимных расчетов за период с 01.01.2019 по 16.04.2021, с 01.10.2019 по 25.10.2021 не подписаны ООО "Калина", соответственно, обозначенная в них сумма не может быть принята в качестве признанной ответчиком. Указывает, что акты приема-передачи отходов, составленные между обществом с ограниченной ответственностью "Бирсккоммунводстрой" (далее - ООО "Бирсккоммунводстрой"), в отсутствие подписанных между ООО "Калина" и ООО "Дюртюлимелиоводстрой" универсальных передаточных документов (УПД) не подтверждают вывоз ТКО. Настаивает в жалобе на осуществление ООО "Калина" раздельного сбора отходов, на вывоз с 2019 года ИП Вильдановым Ф.М. твердых бытовых отходов с объектов ООО "Калина" на основании заключенных между ними договоров. Указывает, что судом первой инстанции необоснованно не приобщено к делу и не рассмотрен отзыв третьего лица ИП Вильданова Ф.М. на исковое заявление истца, указав в своем решении на непредставление третьим лицом отзыва, что не соответствует действительности, ссылаясь на данные почты о доставке и получение его 30.03.2022 арбитражным судом.
Законность обжалуемых судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в пределах доводов кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, между региональным оператором ООО "Дюртюлимелиоводстрой" и ООО "Калина" заключен договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 01.01.2019 N 5Б-001-592РО-2019/ТКО (далее - договор), согласно пункту 1 которого региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в месте, определенные договором и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а потребитель обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного единого тарифа на услугу регионального оператора.
В соответствии с пунктом 7 данного договора потребитель обязуется оплачивать услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами. Названная обязанность содержится также в подпункте "и" пункта 17 договора, согласно которому потребитель обязан производить оплату по договору в порядке, размере и сроки, определенные договором. Сторонами 01.02.2020 заключено дополнительное соглашение к договору.
Полагая, что у ООО "Калина" по договору на оказание услуг по обращению ТКО за период с 01.01.2019 по март 2021 образовалась задолженность в сумме 270 098 руб. 22 коп., претензия ООО "Дюртюлимелиоводстрой" от 21.05.2022 оставлена ООО "Калина" без удовлетворения, ООО "Дюртюлимелиоводстрой" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Удовлетворяя исковые требования, суды исходил из доказанности факта оказания услуг по обращению с ТКО на заявленную сумму и наличия задолженности по оплате оказанных услуг.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их изменения или отмены.
Согласно пункту 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются (статьи 309, 310 ГК РФ).
Договор на оказание услуг по обращению с ТКО относится к числу публичных договоров, существенные условия которого определены Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), а также регулируются нормами для отдельных видов обязательств, содержащихся в главе 39 ГК РФ о возмездном оказании услуг.
В силу статьи 24.6 Закона N 89-ФЗ сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным для регионального оператора (статья 24.7 Закона N 89-ФЗ).
Как верно указали суды, обязанность истца, являющегося региональным оператором и осуществляющего деятельность по оказанию услуг по обращению с ТКО, заключить договор с ответчиком вытекает из положений законодательства и обусловлена характером осуществления им деятельности в области обращения ТКО; заключение договора на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, по общему правилу, является обязательным.
На основании пункта 6 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ юридические лица, индивидуальные предприниматели, в результате деятельности которых образуются ТКО, вправе отказаться от заключения договора с региональным оператором в случае наличия в их собственности или на ином законном основании объекта размещения отходов, расположенного в границах земельного участка, на территории которого образуются такие ТКО или на смежном земельном участке по отношению к земельному участку, на территории которого образуются такие ТКО.
Аналогичное положение следует из пункта 5 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N1156), согласно которому договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места (площадки) их накопления, в порядке, предусмотренном разделом I (1) Правил.
Потребителем согласно пункту 2 Правил N 1156 является собственник ТКО или уполномоченное им лицо, заключившее или обязанное заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с ТКО.
В соответствии с Законом N 89-ФЗ и пунктом 25 Правил N 1156 к существенным условиям договора относятся планируемый объем и (или) масса транспортируемых твердых коммунальных отходов, состав таких отходов; периодичность и время вывоза твердых коммунальных отходов; места приема и передачи твердых коммунальных отходов, маршрут в соответствии со схемой обращения с отходами; предельно допустимое значение уплотнения твердых коммунальных отходов; способ коммерческого учета количества твердых коммунальных отходов; сроки и порядок оплаты услуг по договору.
На основании пунктов 1, 2 статьи 24.10 Закона N 89-ФЗ определение объема и (или) массы твердых коммунальных отходов осуществляется в целях расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами в соответствии с правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В случаях, определенных Правительством Российской Федерации, объем и (или) масса твердых коммунальных отходов определяются исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов. Нормативы накопления твердых коммунальных отходов утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органом местного самоуправления поселения или городского округа (в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации).
В силу пункта 5 Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 (далее - Правила N 505) коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется расчетным путем исходя из: а) нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема; количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов; б) массы твердых коммунальных отходов, определенной с использованием средств измерения.
Исходя из подпункта "в" пункта 8 (1) Правил N 1156 региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, установленном настоящим разделом, в отношении твердых коммунальных отходов, образующихся в нежилых помещениях, с лицами, владеющими такими нежилыми помещениями на законных основаниях, или уполномоченными ими лицами.
Пунктом 8(4) Правил N 1156 установлено, что основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, согласно пункту 8(14) данных Правил, является заявка потребителя или его законного представителя в письменной форме на заключение такого договора, подписанная потребителем или лицом, действующим от имени потребителя на основании доверенности (далее - заявка потребителя), либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В пункте 8 (10) Правил N 1156 предусмотрено, что в случае если в заявке потребителя имеются все необходимые сведения и документы, предусмотренные соответственно пунктами 8 (6) и 8 (7) этих Правил, региональный оператор в течение 15 рабочих дней со дня получения заявки потребителя направляет ему 2 экземпляра подписанного со своей стороны проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами любым способом, позволяющим подтвердить его получение потребителем.
Согласно пункту 8 (11) Правил N 1156 потребитель в течение 15 рабочих дней со дня поступления 2 экземпляров проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан их подписать и направить 1 экземпляр договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональному оператору либо направить мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации.
В случае если по истечении 15 рабочих дней со дня поступления потребителю от регионального оператора проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами потребитель не представил подписанный экземпляр договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами либо мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8 (10) этих Правил (пункт 8 (12) Правил N 1156).
Из пункта 8 (15) Правил N 1156 следует, что в случае если разногласия по проекту договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами не урегулированы или региональный оператор не направит указанный проект договора с учетом урегулированных разногласий в срок, предусмотренный пунктом 8 (14) этих Правил, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8 (10) данных Правил.
На основании пункта 8(17) Правил N 1156 региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в средствах массовой информации. Региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно телекоммуникационной сети "Интернет" адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора.
Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) этих Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8(8) - 8(16) данных Правил.
В случае, если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) этих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
На основании пункта 8(18) Правил N 1156, до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Из пункта 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ, пункта 8(18) Правил N 1156 следует, что до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и Соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Материалами дела подтверждено заключение 01.01.2019 между ООО "Калина" и региональным оператором ООО "Дюртюлимелиоводстрой" договора на оказание услуг по обращению с ТКО, все условия которого согласованы сторонами без разногласий и возражений.
Доказательства ограничения в праве на подачу протокола разногласий ответчиком в материалы дела не представлено и судами не установлено.
В соответствии с пунктом 16 договора стороны определили производить учет объема и (или) массы ТКО в соответствии с Правилами N 505, согласно нормативу накопления.
Судами установлено, что пунктом 1 дополнительного соглашения от 01.02.2020 к договору сторонами внесены изменения в пункт 16 договора, установив производить учет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов с 01.04.2019 в соответствии с пунктом 8 Правил N 505, исходя из количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов, при условии осуществления потребителем раздельного накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Республики Башкортостан.
Судами установлено также, что в целях реализации полномочий регионального оператора, между ООО "Дюртюлимелиоводстрой" и обществом с ограниченной ответственностью "Экопром" (далее - ООО "Экопром") заключены договоры на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов на территории в зоне деятельности N 2 Республики Башкортостан. МеждуООО"Экопром" и ООО "Бирсккоммундорстрой" также заключены договоры на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов на территории Бирского района Республики Башкортостан.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, суды верно заключили о наличии у ООО "Дюртюлимелиоводстрой" статуса регионального оператора в спорный период, тарифного и договорного обеспечения его деятельности, а также факт оказания истцом ответчику услуг по договору на оказание услуг по обращению с ТКО, обоснованно сделав вывод о подтверждении материалами дела исполнение истцом обязательств перед ответчиком.
Доказательств обратного, а также того, что вывоз ТКО осуществлялся для ответчика иным лицом, ООО "Калина" в материалы дела, суду не представлено.
Ссылка ответчика на заключенные с ИП Вильдановым Ф.М. договоры от 15.01.2019 N КП-000326, от 09.01.2020 N КП-0087-2020, от 01.01.2019 N КП-0071/1-2021, правомерно отклонены судами, поскольку из данных договоров следует, что они заключены на сдачу бумаги, картона, полиэтилена, которые не относятся к ТКО. Кроме того доказательств того, что в результате деятельности ответчика не образуются иные отходы, судами не установлено.
Наличие претензий со стороны ответчика о не вывозе его ТКО в спорный период судами не установлено.
Судами учтено, что при определении стоимости оказанных услуг по обращению с ТКО применены тарифы на услуги регионального оператора - ООО "Дюртюлимелиоводстрой", утвержденные Государственным комитетом Республики Башкортостан по тарифам на 2019-2021 года.
При таких обстоятельствах, правильно применив указанные выше нормы права, оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 АПК РФ, представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, принимая во внимание, что потребитель лишен возможности распоряжаться ТКО по своему усмотрению, учитывая непредставление ответчиком допустимых доказательств в подтверждение того, что спорные услуги не оказывались, оказаны в меньшем объеме, либо оказаны третьим лицом или ответчиком самостоятельно осуществлен вывоз ТКО, а также в отсутствие доказательств оплаты принятых услуг в полном объеме, суды правомерно удовлетворили требование истца о взыскании задолженности в заявленном объеме.
Оснований для переоценки выводов судов, установленных ими фактических обстоятельств и имеющихся в деле доказательств, у суда кассационной инстанции не имеется.
Все доводы ООО "Калина", приведенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судов и им дана надлежащая правовая оценка, при этом иное толкование заявителем жалобы положений законодательства, а также иная оценка обстоятельств рассматриваемого дела не свидетельствуют о нарушении судами норм права, потому не опровергают правильность выводов судов первой и апелляционной инстанций, а направлены на переоценку положенных в их основу доказательств, в связи с чем не могут быть приняты во внимание судом кассационной инстанции (статья 286 АПК РФ).
Нормы материального права применены судами по отношению к установленным ими обстоятельствам правильно, выводы судов соответствуют имеющимся в деле доказательствам, исследованным в соответствии с требованиями, определенными статьями 65, 71 АПК РФ.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 29.04.2022 по делу N А07-19494/2021 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.09.2022 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Калина" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Т.П. Ященок |
Судьи |
Ю.В. Вдовин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Из пункта 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ, пункта 8(18) Правил N 1156 следует, что до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и Соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
...
Судами установлено, что пунктом 1 дополнительного соглашения от 01.02.2020 к договору сторонами внесены изменения в пункт 16 договора, установив производить учет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов с 01.04.2019 в соответствии с пунктом 8 Правил N 505, исходя из количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов, при условии осуществления потребителем раздельного накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Республики Башкортостан."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 9 декабря 2022 г. N Ф09-8938/22 по делу N А07-19494/2021