Екатеринбург |
|
09 декабря 2022 г. |
Дело N А71-18529/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 декабря 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 декабря 2022 года.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Ивановой С.О.,
судей Вдовина Ю.В., Ященок Т.П.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Лента" (далее - общество) на постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.08.2022 по делу N А71-18529/2021 Арбитражного суда Удмуртской Республики.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании в Арбитражном суде Уральского округа приняли участие представители:
общества - Миняев Н.В. (доверенность от 27.10.2021, диплом);
Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике (далее - управление) - Мальцева Н.С. (доверенность от 11.01.2022, диплом), Русских К.Д. (доверенность от 04.04.2022, диплом).
Общество обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением к управлению о признании недействительным решения от 30.09.2021 по делу N 018/10/13-263/2021 о нарушении антимонопольного законодательства.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 20.05.2022 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.08.2022 решение суда отменено; в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе общество просит постановление суда апелляционной инстанции отменить, ссылаясь на нарушение судом апелляционной инстанции норм материального права.
По мнению заявителя кассационной жалобы, Соглашение о принятии мер по снижению и поддержанию цен на сахар-песок белый российского производства (далее - Соглашение) не отвечает ни одному критерию нормативного правового акта и, следовательно, не может носить нормативного характера; при этом, полагает, что постановление Правительства Российской Федерации от 14.12.2020 N 2094 "О соглашениях между федеральными органами исполнительной власти и хозяйствующими субъектами о снижении и поддержании цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости" (далее - Постановление N 2094) не устанавливает порядок ценообразования.
В отзыве на кассационную жалобу управление просит оставить постановление суда апелляционной инстанции без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Проверив в соответствии со статьями 184, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судами, в соответствии с Постановлением N 2094 для снижения и поддержания цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, Министерству промышленности и торговли Российской Федерации совместно с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации поручено заключить соглашения с хозяйствующими субъектами - производителями и поставщиками продовольственных товаров и хозяйствующими субъектами, осуществляющими торговую деятельность по продаже продовольственных товаров посредством организации торговой сети.
Во исполнение данного постановления Министерством промышленности и торговли Российской Федерации, Министерством сельского хозяйства Российской Федерации заключено с хозяйствующими субъектами - производителями и поставщиками продовольственных товаров и хозяйствующими субъектами, осуществляющими торговую деятельность, Соглашение.
Согласно реестру, размещенному на официальном сайте Минпромторга Российской Федерации, общество присоединилось к данному Соглашению.
В соответствии с пунктом 2.1.2 Соглашения организации торговли обязуются установить розничные цены при реализации расфасованного товара в размере, не превышающем 46 руб. в перерасчете за 1 кг, включая НДС, и не увеличивать указанные цены в течение срока действия настоящего Соглашения.
Соглашение вступило в силу с 17.12.2020 и действовало до 01.04.2021. Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.03.2021 N 455 срок соглашения о стабилизации цен на сахарный песок продлен до 01.06.2021.
В рамках еженедельного мониторинга управлением установлено, что на 26.03.2021 розничная цена на сахарный песок белый ГОСТ 33222-2015, категория ТС-2, произведенный на территории Российской Федерации, обществом установлена в размере 49,49 руб. (обычная цена, без карты).
В связи с выявлением в действиях общества признаков нарушения пункта 3 части 1 статьи 13 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 381-ФЗ), выразившихся в неисполнении порядка ценообразования на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, управлением был издан приказ от 29.03.2021 N 26 о возбуждении дела N 018/01/13-263/2021 и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства.
Управлением установлено, что общество осуществляет розничную торговлю продовольственными товарами посредством организации торговой сети, следовательно, на указанное общество распространяются запреты, установленные статьей 13 Закона N 381-ФЗ. А соответственно, общество, являясь участником Соглашения, было обязано соблюдать его условия, направленные на обеспечение возможностей приобретения населением продовольственных товаров по стабильным ценам путем установления розничных цен на сахар-песок в размере, не превышающем 46 руб. за 1 кг, и не увеличения указанных цен в течение срока действия соглашения.
По результатам проведенного анализа материалов, полученных в ходе мониторинга, управлением 16.09.2021 принято решение N 018/01/13-263/2021, которым общество признано нарушившим пункт 3 части 1 статьи 13 Закона N 381-ФЗ, что выразилось в нарушении специального порядка ценообразования на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, утвержденного Постановлением N 2094.
Не согласившись с указанным решением, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявление, исходил из того, что федеральные акты и законы, предусматривающие государственное регулирование цен на продовольственные товары, торговых надбавок (наценок) к ценам на них, не приняты; Постановление N 2094 каких-либо ограничений или правил розничных цен не устанавливает; Соглашение является гражданско-правовой сделкой и не может считаться нормативным актом, в связи с чем, не соблюдение Соглашения влечет гражданско-правовые, а не публично-правовые последствия, и не образует нарушения требований Закона N381-ФЗ.
Отменяя решение суда первой инстанции, апелляционный суд пришел к выводу о наличии в действиях общества нарушений пункта 3 части 1 статьи 13 Закона N 381-ФЗ и отсутствии оснований для признания оспоренного решения управления недействительным.
Выводы суда апелляционной инстанции соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам, материалам дела и действующему законодательству Российской Федерации на основании следующего.
Из системного толкования части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) следует, что для признания недействительными ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту, и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Основы государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации определены Законом N 381-ФЗ, а обеспечение проведения государственной политики в области торговой деятельности является полномочием Правительства Российской Федерации в области государственного регулирования торговой деятельности, установленным частью 1 статьи 5 указанного закона.
Хозяйствующие субъекты, осуществляющие торговую деятельность, при организации торговой деятельности и ее осуществлении, за исключением установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами случаев, самостоятельно определяют порядок и условия осуществления торговой деятельности, в том числе: а) ассортимент продаваемых товаров; б) режим работы; в) приемы и способы, с помощью которых осуществляется продажа товаров (пункт 7 части 2 статьи 8 Закона N 381-ФЗ); цены на продаваемые товары (пункт 8 части 2 статьи 8 Закона N 381-ФЗ); а также иные порядок и условия осуществления торговой деятельности (пункт 11 части 2 статьи 8 Закона N 381-ФЗ).
Вместе с тем, согласно части 4 статьи 8 Закона N 381-ФЗ в случае, если федеральными законами предусмотрено государственное регулирование цен на отдельные виды товаров, торговых надбавок (наценок) к ценам на них (в том числе установление их предельных (максимального и (или) минимального) уровней органами государственной власти), цены на такие товары, торговые надбавки (наценки) к ценам на них устанавливаются в соответствии с указанными федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами данных органов государственной власти и (или) нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Кроме того, в соответствии с частью 5 статьи 8 Закона N 381-ФЗ в целях стабилизации розничных цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости на территории субъекта Российской Федерации или территориях субъектов Российской Федерации Правительство Российской Федерации вправе устанавливать на данные виды товаров предельно допустимые розничные цены на срок не более девяноста календарных дней.
Перечень отдельных видов социально значимых продовольственных товаров первой необходимости и порядок установления предельно допустимых розничных цен на них устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 6 статьи 8 Закона N 381-ФЗ).
В статье 13 Закона N 381-ФЗ установлены антимонопольные правила для хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, и хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки продовольственных товаров.
Так, в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 13 Закона N 381-ФЗ хозяйствующим субъектам, осуществляющим торговую деятельность по продаже продовольственных товаров посредством организации торговой сети, и хозяйствующим субъектам, осуществляющим поставки продовольственных товаров в торговые сети, запрещается нарушать установленный нормативными правовыми актами порядок ценообразования.
На основании части 2 статьи 16 Закона N 381-ФЗ установленные правила реализации антимонопольными органами своих полномочий применяются при выявлении нарушений (признаков нарушений), указанных в статьях 9, 13 - 15 данного Закона.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Федеральный закон N 135-ФЗ) Правительством Российской Федерации было принято Постановление N 2094, пунктом 1 которого установлено, что для снижения и поддержания цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, а именно на сахар-песок и масло подсолнечное (далее - продовольственные товары), Министерству промышленности и торговли Российской Федерации совместно с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации надлежит заключить соглашения с хозяйствующими субъектами - производителями и поставщиками продовольственных товаров и хозяйствующими субъектами, осуществляющими торговую деятельность по продаже продовольственных товаров посредством организации торговой сети (далее - хозяйствующие субъекты).
Согласно пункту 2 Постановления N 2094 соглашения признаются допустимыми в случае соблюдения следующих условий: предметом соглашений является реализация сахара-песка и масла подсолнечного; соглашения не ограничивают хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, в выборе хозяйствующих субъектов - производителей и поставщиков продовольственных товаров; соглашения не ограничивают хозяйствующих субъектов - производителей, переработчиков и поставщиков продовольственных товаров в выборе хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность; соглашения не затрагивают поставку иных продовольственных товаров.
В пункте 3 Постановления N 2094 указано, что Федеральной налоговой службе при проведении налогового контроля надлежит учитывать порядок ценообразования и обязательства хозяйствующих субъектов, предусмотренные соглашениями.
Пунктом 6 Постановления N 2094 предусмотрено Федеральной антимонопольной службе при проведении антимонопольного контроля исключить применение предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации мер ответственности к хозяйствующим субъектам в связи с выполнением ими обязательств, указанных в соглашениях.
С учетом анализа вышеприведенных правовых норм суд апелляционной инстанции пришел к верному выводу о том, что в данном случае Правительством Российской Федерации в целях снижения и поддержания цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, а именно на сахар-песок и масло подсолнечное, порядок ценообразования установлен посредством заключения с хозяйствующими субъектами соответствующих соглашений. Соответственно, хозяйствующий субъект, заключивший такое соглашение должен соблюдать предусмотренный соглашением порядок ценообразования.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции заключил, что нарушение хозяйствующими субъектами условий соглашения, заключенного во исполнение Постановления N 2094, является нарушением установленного данным нормативным правовым актом порядка ценообразования.
Оснований для переоценки данных выводов судом округа не установлено, поскольку иное понимание вышеуказанных правовых норм искажало бы правовой смысл, заложенный в постановлении N 2094.
При таких обстоятельствах, учитывая, что розничная цена на сахарный песок белый ГОСТ 33222-2015, категория ТС-2, произведенный на территории Российской Федерации, реализуемый обществом, присоединившимся к Соглашению, составила 49,49 руб. (обычная цена, без карты), суд апелляционной инстанции пришел к верному выводу о нарушении обществом порядка ценообразования и обязательств хозяйствующего субъекта, предусмотренных Соглашением.
Отклоняя доводы общества о том, в магазине была установлена цена товара в размере 45 рублей 99 копеек, которая применима по карте Лента, что соответствует Соглашению, суд апелляционной инстанции указал, что поскольку установленная соглашением розничная цена на данный товар первой необходимости является публичной, установлена для неопределенного круга потребителей, и не обусловлена наличием у потребителей карты постоянного покупателя или их участием в программах лояльности торговой сети, постольку предоставление возможности приобрести сахар по цене не выше 46 рублей только при наличии у потребителя карты лояльности не является соблюдением установленного соглашением порядка ценообразования.
Таким образом, оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства в их взаимосвязи и совокупности, суд апелляционной инстанции правомерно указал на отсутствие оснований для признания оспариваемого ненормативного акта управления недействительным.
Изложенные в кассационной жалобе доводы общества подлежат отклонению, поскольку основаны на ошибочном толковании норм материального права, по существу выражают несогласие с произведенной судом апелляционной инстанции оценкой установленных по делу обстоятельств, что не может быть положено в основу отмены принятого по делу обжалуемого судебного акта по результатам кассационного производства.
Нормы материального права применены судом апелляционной инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом кассационной инстанции не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемое постановление суда апелляционной инстанции подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.08.2022 по делу N А71-18529/2021 Арбитражного суда Удмуртской Республики оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Лента" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 АПК РФ.
Председательствующий |
С.О. Иванова |
Судьи |
Ю.В. Вдовин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В пункте 3 Постановления N 2094 указано, что Федеральной налоговой службе при проведении налогового контроля надлежит учитывать порядок ценообразования и обязательства хозяйствующих субъектов, предусмотренные соглашениями.
Пунктом 6 Постановления N 2094 предусмотрено Федеральной антимонопольной службе при проведении антимонопольного контроля исключить применение предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации мер ответственности к хозяйствующим субъектам в связи с выполнением ими обязательств, указанных в соглашениях.
...
Оснований для переоценки данных выводов судом округа не установлено, поскольку иное понимание вышеуказанных правовых норм искажало бы правовой смысл, заложенный в постановлении N 2094.
При таких обстоятельствах, учитывая, что розничная цена на сахарный песок белый ГОСТ 33222-2015, категория ТС-2, произведенный на территории Российской Федерации, реализуемый обществом, присоединившимся к Соглашению, составила 49,49 руб. (обычная цена, без карты), суд апелляционной инстанции пришел к верному выводу о нарушении обществом порядка ценообразования и обязательств хозяйствующего субъекта, предусмотренных Соглашением."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 9 декабря 2022 г. N Ф09-8759/22 по делу N А71-18529/2021