Екатеринбург |
|
13 декабря 2022 г. |
Дело N А07-17729/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 декабря 2022 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 декабря 2022 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Гавриленко О. Л.,
судей Кравцовой Е. А., Жаворонкова Д. В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Бикбулатова Ильдара Раисовича (далее - ИП Бикбулатов И.Р., предприниматель, ответчик) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 11.05.2022 по делу N А07-17729/2021 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.08.2022 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Общество с ограниченной ответственностью "Дюртюлимелиоводстрой" (далее - общество "Дюртюлимелиоводстрой", региональный оператор, истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с исковым заявлением к ИП Бикбулатову И.Р. о взыскании 233 636 руб. 68 коп. основного долга, 283 руб. 34 коп. почтовых расходов.
Решением суда от 11.05.2022 (судья Хомутова С.И.) исковые требования удовлетворены.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.08.2022 (судьи Тарасова С.В., Бабина О.Е., Баканов В.В.) решение суда изменено, исковые требования удовлетворены частично, с ИП Бикбулатова И.Р. в пользу общества "Дюртилимелиоводстрой" взыскано 230 052 руб. 17 коп. основного долга, 7 555 руб. в возмещение судебных расходов по уплате государственной пошлины, 278 руб. 95 коп. в возмещение почтовых расходов, в удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
В кассационной жалобе ИП Бикбулатов И.Р. просит указанные судебные акты отменить и направить дело на новое рассмотрение, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права. По мнению заявителя кассационной жалобы, региональным оператором неверно определена сумма задолженности, поскольку фактически объем принятых отходов составляет 7,5 куб.м. (10 контейнеров по 0,75 куб.м.), стоимость услуг на один куб.м. 600 руб. 12 коп., следовательно, стоимость оказанных услуг составляет 4500 руб. 90 коп. (7,5 куб.м. * 600 руб. 12 коп. = 4500 руб. 90 коп.). Кассатор обращает внимание суда округа на тот факт, что истцом не учтены ранее оплаченные по платежному поручению от 24.03.2020 N 211 сумма в размере 915 руб. 58 коп. и по платежному поручению от 14.12.2021 N 1984 сумма в размере 3584 руб. 51 коп. Заявитель кассационной жалобы утверждает, что истцом помимо десяти вывезенных контейнеров, в период с 15 августа 2020 года, транспортировка ТКО не осуществлялась, а также региональным оператором не доказан вывоз ТКО с территории ответчика, так как истцом не представлены выкопировки из маршрутных журналов, копии путевых листов, данные системы ГЛОНАСС.
Как следует из материалов дела, между ИП Бикбулатовым И.Р. (потребитель) и обществом "Дюртилимелиоводстрой" (региональный оператор) заключен договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) от 01.01.2019 N 6Б-000-962РО-2019/ТКО (далее - договор), в соответствии с условиями которого региональный оператор обязуется принимать ТКО в объеме и в месте, которые определены в настоящем договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а потребитель обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Объем ТКО, места накопления ТКО, в том числе крупногабаритных отходов, и периодичность вывоза ТКО, а также информация о размещении мест накопления ТКО и подъездных путей к ним (за исключением жилых домов) определяются согласно Приложению N 1 к договору (пункт 2 договора).
Дата начала оказания услуг по обращению с ТКО - 01.01.2019 (пункт 4 договора).
Согласно пункту 5 договора региональный оператор вправе оказывать услуги по обращению с ТКО, не согласованные в приложении N 1 к договору на основании письменной заявки потребителя с указанием мест расположения контейнеров, числа установленных контейнеров, видов, объемов, сроков сбора и вывоза ТКО, направляемой не позднее, чем за 48 часа до момента оказания услуг.
В соответствии с пунктом 6 договора под расчетным периодом по договору понимается один календарный месяц. Оплата услуг по договору осуществляется по цене, определенной единым тарифом, установленным Государственным комитетом по тарифам Республики Башкортостан на услугу регионального оператора. Информирование потребителя о тарифе на услугу регионального оператора осуществляется региональным оператором путем размещения информации на официальном сайте Регионального оператора http://dmsrb.ru/ в течение 15 дней с момента утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора. Стороны признают размещение информации в сети Интернет на сайте регионального оператора надлежащим уведомлением.
Непосредственный расчет ежемесячной платы по договору отражается в платежном документе (квитанция, счет на оплату - в печатном виде). Начисление платы производится потребителю с даты начала оказания услуг, указанной в пункте 4 договора.
Услуги, оказанные региональным оператором, согласно пункту 5, по заявкам потребителя, оплачиваются в рамках отчетного периода, согласно заявленному объему, на условиях раздела II договора (пункт 6 договора).
Согласно пункту 7 договора потребитель оплачивает услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Сроком оплаты считается день поступления денежных средств на расчетный счет регионального оператора (пункт 8 договора).
Потребитель обязуется принять оказанные региональным оператором услуги, подписать универсальный передаточный акт (далее - УПД) и вернуть один экземпляр УПД, либо направить мотивированный отказ от подписания УПД региональному оператору не позднее 3-х рабочих дней с даты получения УПД, При неполучении от потребителя до 20-го числа месяца, следующего за расчетным, подписанного УПД, либо мотивированного отказа от подписания актов выполненных услуг УПД считаются согласованными и подписанными, а услуги по обращению с отходами считаются оказанными в полном объеме и подлежащими оплате (пункт 9 договора).
Потребитель обязан производить оплату по настоящему договору в порядке, размере и сроки, которые определены настоящим договором (подпункт "и" пункта 14 договора).
Согласно исковому заявлению, истцом ответчику оказаны услуги по обращению с ТКО в полном объеме и надлежащего качества. Ответчик обязательства перед истцом по оплате услуг по обращению с ТКО не исполнил, в связи с чем задолженность составила 233 636 руб. 68 коп.
Истец 18.05.2021 направил в адрес ответчика претензию от 16.04.2021 с требованием погасить указанную задолженность за предоставленные услуги.
Ответчик претензию получил, задолженность не оплатил.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с рассматриваемым исковым заявлением.
Удовлетворяя исковые требования, суды руководствовались статьями 309, 310, 779, 781 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), положениями Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), Постановлением Правительства РФ от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов" (далее - Правила N 505) и исходили из доказанности факта оказания истцом услуг. При этом, суд апелляционной инстанции изменил решение суда первой инстанции, так как им не были учтены суммы уплаченные по платежному поручению от 24.03.2020 N 211 в размере 915 руб. 58 коп. и по платежному поручению от 14.12.2021 N 1984 в размере 3584 руб. 51 коп.
Проверив законность принятых по делу судебных актов, суд округа не находит оснований для их отмены.
В соответствии с пунктом 1 статьи 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Согласно пункту 1 статьи 781 ГК РФ заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
В статье 24.6 Закона N 89-ФЗ установлено, что сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
В силу положений статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ все собственники ТКО заключают договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся их места сбора, оплачивают услуги региональному оператору по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора. Такой договор является публичным для регионального оператора.
Положениями Постановления Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641" (далее - Правила N 1156), установлено, что потребитель - это собственник ТКО или уполномоченное им лицо, заключившее или обязанное заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с ТКО.
Договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Форма типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО, утверждена Правилами N 1156.
В силу пунктов 8(4) - 8(5) Правил N 1156, договор может быть заключен как на основании заявки потребителя, которая может быть подана, начиная со дня утверждения единого тарифа на услугу регионального оператора, так и на основании предложения регионального оператора.
В соответствии с пунктом 8(17) Правил N 1156 региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО всеми доступными способами, в том числе, путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в средствах массовой информации.
В соответствии с абзацами 3, 4 пункта 8(17) Правил N 1156, потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил.
Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8(8) - 8(16) настоящих Правил.
В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) Правил N 1156 в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Согласно Закону N 89-ФЗ, Правил N 1156 заключение договора на оказание услуг по обращению с ТКО является обязательным и собственники ТКО не вправе отказаться от заключения договора с региональным оператором.
В соответствии с пунктом 8(18) Правил N 1156 с ТКО до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Само по себе отсутствие договора как единого подписанного сторонами документа не препятствует региональному оператору оказывать услуги в соответствии с типовым договором, принимая во внимание, что потребитель лишен возможности распоряжаться ТКО по своему усмотрению. Данный вывод согласуется с правовой позицией, изложенной в абзаце 10 пункта 2 информационного письма от 05.05.1997 N 14 "Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров".
Судами нижестоящих инстанций установлено, что сторонами был заключен договор на оказание услуг по обращению с ТКО N 6Б-000- 962РО-2019/ТКО.
В период с 01.01.2019 г. 22.04.2021 г. региональный оператор оказывал услуги по приему ТКО от ответчика на общую сумму 233 636 руб. 68 коп., о чем также свидетельствуют выставленные УПД и счета на оплату.
Датой начала оказания услуг, в соответствии с пунктом 4 договора, является 01.01.2019 г.
На основании Закона N 89-ФЗ и Постановлений Правительства Российской Федерации и Республики Башкортостан, регулирующими деятельность по обращению с ТКО, региональные операторы вправе как самостоятельно оказывать полный комплекс услуг по обращению с ТКО, так и привлекать к этой деятельности других операторов по обращению с ТКО.
Из материалов дела следует, что между региональным оператором обществом "Дюртюлимелиоводстрой" и обществом с ограниченной ответственностью "Экопром" имелись заключенные договоры на осуществление деятельности по сбору и вывозу ТКО.
В подтверждение оказания услуг истцом к материалам дела приобщены выборочные данные мониторинга ГЛОНАС, маршрутные журналы, заказнаряды, путевые листы.
Ответчик, возражая против удовлетворения исковых требований, указал на то, что региональный оператор не вывозил ТКО с сентября 2020 года, а также что между ним и индивидуальным предпринимателем Муллагалиевой В.Р. заключен договор на вывоз отходов.
Пунктом 9 Правил N 1156 установлено, что потребители осуществляют складирование твердых коммунальных отходов в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, определенных договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии со схемой обращения с отходами.
В случае если в схеме обращения с отходами отсутствует информация о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, региональный оператор направляет информацию о выявленных местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, утвердивший схему обращения с отходами, для включения в нее сведений о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов.
Таким образом, само по себе невыполнение потребителем обязанности по складированию отходов на площадках накопления либо удаленность места (площадки) накопления отходов, в соответствии с действующим законодательством, не является основанием для освобождения потребителя от обязанности по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, предпринимателем не представлено доказательств, опровергающих факт оказания истцом соответствующих услуг по вывозу ТКО, образовавшихся в период ведения хозяйственной деятельности ответчика, доказательств составления ответчиком и направления региональному оператору актов о нарушении региональным оператором обязательств по договору, а также сведений о том, что потребитель был вынужден обратиться за оказанием услуг по вывозу ТКО к иному лицу в связи с неоказанием соответствующих услуг региональным оператором, в связи с чем, суды обеих инстанций пришли к верному выводу о том, что оснований для освобождения ИП Бикбулатова И.Р. от оплаты услуг по обращению ТКО в рассматриваемом случае отсутствуют.
Ссылка ответчика на договор на вывоз отходов, заключенный с индивидуальным предпринимателем Муллагалиевой В.Р., правомерно не принята судами во внимание, поскольку данный факт не освобождает ответчика от обязанности оплачивать оказанные услуги по вывозу ТКО и может служить лишь подтверждением о раздельном сборе ТКО для расчетов по факту вывоза ТКО, в рамках дополнительного соглашения о раздельном сборе.
Доводы предпринимателя о том, что обществом "Дюртюлимелиоводстрой" произведен неверный расчет задолженности, подлежат отклонению ввиду следующего.
Согласно пункту 16 договора учет объема и (или) массы ТКО производится в соответствии с Правилами N 505 согласно нормативам накопления.
Судами нижестоящих инстанций установлено, что выставленные согласно указанному договору УПД рассчитаны и предъявлены к оплате исходя из соглашения сторон производить учет объема и массы ТКО согласно нормативу накопления куб. м в год, оплата за вывоз которых ежемесячно выставляется ответчику, то есть его годовой норматив в размере 781,60 куб.м. разбивается на 12 месяцев и умножается на действующий в данный период тариф регионального оператора и выставляется помесячно, вне зависимости от объема оказанной услуги в данном календарном месяце.
Указанный норматив рассчитан по количеству м3 на основании Постановления Правительства Республики Башкортостан N 466 от 12.10 2017 "Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Республики Башкортостан", в приложении N 2 указана соответствующая информация.
Из материалов дела следует, что в июне 2019 ответчик обратился с заявлением о раздельном сборе ТКО, исходя из фактического объёма вывезенного ТКО и заключения дополнительного соглашения к договору, в связи с чем, в дальнейшем истцом расчет производился по заявкам ответчика и по фактическим объёмам ТКО по предоставляемым им сведениям о раздельном сборе.
Однако, в августе 2020 г. ответчиком сведения не предоставлены, поэтому ему было произведено начисление по нормативу накопления в соответствии с условиями договора в следующем размере: 65,133 куб.м.*600 руб. 12 коп. (тариф на июль-декабрь 2020 г.) =39087 руб. 62 коп. в мес.
Поскольку, доказательств направления предпринимателем соответствующих сведений за август 2020 года в материалы дела не представлено, суды, проверив представленный региональным оператором расчёт, признали его верными.
Кроме того, судом апелляционной инстанции при вынесении оспариваемого постановления учтено, что ИП Бикбулатов И.Р. платежными поручениями от 24.03.2020 N 211 на сумму 915 руб. 58 коп. и от 14.12.2021 N 1984 на сумму 3 584 руб. 51 коп. оплатил оказанные региональным оператором услуги, в связи с чем, решение суда изменено.
Иные доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, по существу, сводящиеся к утверждению о недоказанности факта и объема оказанных услуг по обращению с ТКО, не затрагивают вопросов правильности применения судами при рассмотрении спора норм права к установленным по делу фактическим обстоятельствам, а сводятся к несогласию с произведенной судами оценкой данных обстоятельств и имеющейся по делу доказательственной базы.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, не выявлено.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.08.2022 по делу N А07-17729/2021 Арбитражного суда Республики Башкортостан оставить без изменения, кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Бикбулатова Ильдара Раисовича - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Л. Гавриленко |
Судьи |
Е.А. Кравцова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 9 Правил N 1156 установлено, что потребители осуществляют складирование твердых коммунальных отходов в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, определенных договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии со схемой обращения с отходами.
...
В нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, предпринимателем не представлено доказательств, опровергающих факт оказания истцом соответствующих услуг по вывозу ТКО, образовавшихся в период ведения хозяйственной деятельности ответчика, доказательств составления ответчиком и направления региональному оператору актов о нарушении региональным оператором обязательств по договору, а также сведений о том, что потребитель был вынужден обратиться за оказанием услуг по вывозу ТКО к иному лицу в связи с неоказанием соответствующих услуг региональным оператором, в связи с чем, суды обеих инстанций пришли к верному выводу о том, что оснований для освобождения ИП Бикбулатова И.Р. от оплаты услуг по обращению ТКО в рассматриваемом случае отсутствуют."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 13 декабря 2022 г. N Ф09-8895/22 по делу N А07-17729/2021