Екатеринбург |
|
14 декабря 2022 г. |
Дело N А71-4094/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 декабря 2022 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 декабря 2022 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Черкезова Е. О.,
судей Вдовина Ю.В., Ященок Т.П.
при ведении протокола помощником судьи Седеговой Н.А., рассмотрел в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи Арбитражного суда Удмуртской Республики кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Спецавтохозяйство" (далее - общество "САХ") на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 01.07.2022 по делу N А71-4094/2022 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.09.2022 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
Для участия в судебном заседании Арбитражного суда Уральского округа с применением видеоконференц-связи в Арбитражный суд Удмуртской Республики прибыл представитель общества "САХ" - Переверзин А.С. (доверенность от 01.02.2022 N 19).
Белослудцев Александр Витальевич (далее - Белослудцев А.В.) обратился в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Удмуртской Республике (далее - Управление) о признании незаконным и отмене определения от 04.03.2022 N 116 об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество "САХ".
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 01.07.2022 заявленные требования удовлетворены. Определение Управления об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении от 04.03.2022 N 116 признано незаконным и отменено.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.09.2022 решение суда оставлено без изменений.
В кассационной жалобе общество "САХ" просит названные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.
Заявитель кассационной жалобы настаивает на том, что субъектом размещения информации о внесении платы за коммунальные услуги является организация, через которую осуществляется плата, а не организация, в пользу которой осуществляется платеж за жилищно - коммунальные услуги. Общество "САХ" полагает, что размещение платежного документа за январь 2022 г. в Государственной информационной системе жилищно - коммунального хозяйства (далее - ГИС ЖКХ) 11.02.2022 не образует состава административного правонарушения по части 1 статьи 14.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), поскольку не подтверждает факт оказания услуг обществом "САХ" не соответствующих требованиям нормативных правовых актов, не свидетельствует о невозможности заявителя произвести оплату оказанных услуг.
Кроме того, общество "САХ" считает, что ответственность за неразмещение информации в соответствии с действующим законодательством в ГИС ЖКХ или нарушение установленных порядка, способов и сроков размещения установлена частью 2 статьи 13.19.2 КоАП РФ, являющейся специальной по отношению к норме части 1 статьи 14.4, статье 14.8 КоАП РФ.
В отзыве на кассационную жалобу Белослудцев А.В. просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу общества "САХ" - без удовлетворения.
Проверив законность и обоснованность принятых по делу судебных актов, суд кассационной инстанции не нашел оснований для их отмены или изменения.
Как следует из материалов дела, в адрес Управления поступило обращение Белослудцева А.В. от 04.02.2022, содержащее, в том числе доводы о несвоевременном представлении электронного платежного документа на оплату коммунальных услуг собственнику жилого помещения в многоквартирном доме за январь 2022 г., что выразилось в непринятии обществом "САХ" мер по своевременному направлению электронного платежного документа в ГИС ЖКХ (фактическом размещении платежного документа в ГИС ЖКХ - 03.02.2021).
В ходе проверки содержащихся в обращении сведений Управлением установлено, что между исполнителем коммунальных услуг - обществом "САХ" (принципал) и открытым акционерным обществом "ЭнергосбыТ Плюс" (агент) 01.12.2018 заключен агентский договор N ЖКХ-19. По условиям названного договора агент оказывает обществу "САХ" услуги по начислению от имени принципала сумм оплаты за предоставленную принципалом коммунальную услугу, формированию и доставке платежных документов потребителям, сбору денежных средств с последующим их перечислением на счет указанной организации, а также ежемесячному предоставлению в сроки, установленные действующим законодательством, актуальных данных в ГИС ЖКХ: информацию о лицевых счетах, присвоенных собственникам и пользователям жилых (нежилых) помещений в многоквартирных домах, жилых домов (домовладений), информацию о внесении платы в собственные кассы агента, информацию об объемах и суммах начисленной коммунальной услуги.
В связи с этим Управлением сделан вывод о том, лицом, ответственным за представление собственнику жилого помещения электронных платежных документов через ГИС ЖКХ, содержащих достоверную и полную информацию, является общество "ЭнергосбыТ Плюс", и общество "САХ" в данном случае не может быть признано надлежащим субъектом для привлечения к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.4 КоАП РФ.
На основании изложенного Управление по результатам рассмотрения обращения сделало вывод об отсутствии оснований для привлечения общества "САХ" к административной ответственности по части 1 статьи 14.4 КоАП РФ. Вынесено определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении от 04.03.2022 N 116.
Полагая, что названное определение незаконно, Белослудцев А.В. обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суды, сделав вывод о том, что общество "САХ" является надлежащим субъектом правонарушения, усмотрев, основания для признания обжалуемого определения незаконным и его отмене, удовлетворили заявленные требования.
Выводы судов являются правильными, соответствуют действующему законодательству, материалам дела.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются, в том числе, сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.
В соответствии с частью 5 статьи 28.1 КоАП РФ в случае отказа в возбуждении дела об административном правонарушении при наличии материалов, сообщений, заявлений, указанных в пунктах 2 и 3 части 1 настоящей статьи, должностным лицом, рассмотревшим указанные материалы, сообщения, заявления, выносится мотивированное определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.
На основании правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 N 2315-О, связывая возможность возбуждения дела об административном правонарушении с наличием достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, КоАП РФ исключает возможность начала производства по делу об административном правонарушении, в частности, в случае отсутствия события и состава административного правонарушения (часть 1 статьи 24.5 Кодекса). Соответственно, принятие решения о возбуждении дела об административном правонарушении или об отказе в его возбуждении, требует проверки указанных в заявлении об административном правонарушении сведений и не предполагает, что такое решение принимается только по факту поступления заявления.
Частью 1 статьи 14.4 КоАП РФ установлена ответственность за продажу товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг ненадлежащего качества или с нарушением требований нормативных правовых актов, устанавливающих порядок (правила) выполнения работ либо оказания населению услуг.
Объектом данного правонарушения являются права потребителя на получение услуги соответствующей требованиям нормативных правовых актов, устанавливающих порядок (правила) оказания населению услуг.
Объективная сторона правонарушения состоит в действиях (бездействии) виновного лица по оказанию населению услуг, не соответствующих требованиям нормативных правовых актов, устанавливающих порядок (правила) оказания населению услуг.
В силу статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) граждане обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.
Согласно статье 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании: 1) платежных документов (в том числе платежных документов в электронной форме, размещенных в системе), представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива; 2) информации о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги, задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, размещенной в системе или в иных информационных системах, позволяющих внести плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Информацией о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги и задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг являются сведения о начислениях в системе, сведения, содержащиеся в представленном платежном документе по адресу электронной почты потребителя услуг или в полученном посредством информационных терминалов платежном документе (часть 2 статьи 155 ЖК РФ).
Из разъяснений, содержащихся в пункте 31 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2017 N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности" следует, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, в том числе платежных документов в электронной форме, размещенных в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (пункт 9 статьи 2, часть 2 статьи 155 ЖК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.01.1996 N 15-ФЗ "О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации", пункта 1 статьи 1 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон N 2300-1) изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.
На основании пункта 67 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представляемых потребителям исполнителем не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья или кооператива (при предоставлении коммунальных услуг товариществом или кооперативом) не установлен иной срок представления платежных документов.
В силу абзаца 3 пункта 1 статьи 1005 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по сделке, совершенной агентом с третьим лицом от имени и за счет принципала, права и обязанности возникают непосредственно у принципала.
Пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.2014 N 209-ФЗ "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Федеральный закон N 209-ФЗ) предусмотрено, что ГИС ЖКХ представляет собой единую федеральную централизованную информационную систему, функционирующую на основе программных, технических средств и информационных технологий, обеспечивающих сбор, обработку, хранение, предоставление, размещение и использование информации о жилищном фонде, стоимости и перечне услуг по управлению общим имуществом в многоквартирных домах, работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлении коммунальных услуг и поставках ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги, задолженности по указанной плате, об объектах коммунальной и инженерной инфраструктур, а также иной информации, связанной с жилищно-коммунальным хозяйством.
Согласно пункту 2 статьи 2 Федерального закона N 209-ФЗ под субъектами, размещающими информацию в системе (далее - поставщики информации), понимаются органы государственной власти, органы местного самоуправления, юридические лица, индивидуальные предприниматели, иные лица, которые обязаны в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации размещать информацию в системе.
В силу пунктов 1, 3 статьи 8 Федерального закона N 209-ФЗ поставщики информации размещают в ГИС ЖКХ информацию, предусмотренную настоящим Федеральным законом, в том числе с использованием имеющихся у них информационных систем, с соблюдением порядка, установленного в соответствии с пунктом 10 части 3 статьи 7 настоящего Федерального закона. Поставщики информации обеспечивают полноту, достоверность, актуальность информации и своевременность ее размещения в системе.
На основании части 19 статьи 7 Федерального закона N 209-ФЗ лица, осуществляющие поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, в многоквартирные дома, жилые дома, размещают в системе информацию, предусмотренную пунктами 1, 2, 6, 7, 11, 22, 24, 25, 27, 31, 33, 40 части 1 статьи 6 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 22 части 1 статьи 6 Федерального закона N 209-ФЗ в системе подлежит размещению информация о перечне, об объеме, о качестве и стоимости ресурсов, поставленных для предоставления коммунальных услуг в многоквартирные дома, жилые дома, а также коммунальных услуг, оказанных собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, с указанием использованного порядка расчета их стоимости, а также расчет такой стоимости и соответствующие договоры на поставки таких ресурсов и оказание таких услуг.
Нарушение требований настоящего Федерального закона влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 11 Федерального закона N 209-ФЗ).
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что обращение потребителя Белослудцева А.В., мотивировано тем, что совместный (единый) платежный документ за январь 2022 г. юридическими лицами - исполнителями коммунальных услуг, в том числе обществом "САХ" (по обращению с твердыми коммунальными отходами) был размещен в ГИС ЖКХ с привлечением общества "ЭнергосбыТ Плюс" 03.02.2022, то есть позднее установленного срока (01.02.2022). Управление по результатам рассмотрения обращения потребителя пришло к выводу о том, что общество "САХ" является ненадлежащим субъектом ответственности по части 1 статьи 14.4 КоАП РФ.
Однако общество "ЭнергосбыТ Плюс" в рассматриваемых правоотношениях не является ни управляющей организацией, ни ресурсоснабжающей организацией. Общество "ЭнергосбыТ Плюс" действует от имени и в интересах поставщика услуги на основании агентского договора, следовательно, обязанность по выставлению собственникам помещений многоквартирного дома платежных документов у общества "ЭнергосбыТ Плюс" возникает не в силу нормативных требований.
Судами верно отмечено, что действующий агентский договор, являясь по своей природе гражданско-правовым, не освобождает исполнителя соответствующей коммунальной услуги от обязанности обеспечить соблюдение требований Федерального закона N 209-ФЗ, поскольку невыполнение или ненадлежащее выполнение агентом своих договорных обязательств влечет гражданско-правовую ответственность и не освобождает общество "САХ", являющегося исполнителем коммунальной услуги, от административной ответственности за нарушение установленных правил.
В связи с этим судами сделан правильный вывод о том, что лицом, ответственным за размещение спорных по настоящему делу сведений в ГИС ЖКХ является именно поставщик соответствующих коммунальных услуг (общество "САХ"), а не лицо, которому поручило размещение таких сведений по агентскому договору от своего имени.
При таких обстоятельствах, оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) представленные в материалы дела доказательства в их взаимосвязи и совокупности, суды пришли к обоснованному выводу о том, что у Управления имелись правовые основания для возбуждения в отношении общества "САХ" дела об административном правонарушении по части 1 статьи 14.4 КоАП РФ.
Таким образом, суды правомерно удовлетворили заявленные Белослудцевым А.В. требования.
Поскольку доводы, изложенные в кассационной жалобе, не содержат ссылок, которые не были бы проверены и не учтены судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение, влияли на обоснованность и законность судебных актов, либо опровергали выводы судов, то признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, в связи с этим не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 01.07.2022 по делу N А71-4094/2022 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.09.2022 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Спецавтохозяйство" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.О. Черкезов |
Судьи |
Ю.В. Вдовин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судами верно отмечено, что действующий агентский договор, являясь по своей природе гражданско-правовым, не освобождает исполнителя соответствующей коммунальной услуги от обязанности обеспечить соблюдение требований Федерального закона N 209-ФЗ, поскольку невыполнение или ненадлежащее выполнение агентом своих договорных обязательств влечет гражданско-правовую ответственность и не освобождает общество "САХ", являющегося исполнителем коммунальной услуги, от административной ответственности за нарушение установленных правил.
В связи с этим судами сделан правильный вывод о том, что лицом, ответственным за размещение спорных по настоящему делу сведений в ГИС ЖКХ является именно поставщик соответствующих коммунальных услуг (общество "САХ"), а не лицо, которому поручило размещение таких сведений по агентскому договору от своего имени.
При таких обстоятельствах, оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) представленные в материалы дела доказательства в их взаимосвязи и совокупности, суды пришли к обоснованному выводу о том, что у Управления имелись правовые основания для возбуждения в отношении общества "САХ" дела об административном правонарушении по части 1 статьи 14.4 КоАП РФ."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 14 декабря 2022 г. N Ф09-8944/22 по делу N А71-4094/2022
Хронология рассмотрения дела:
16.06.2023 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-9878/2022
14.12.2022 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-8944/2022
07.09.2022 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-9878/2022
01.07.2022 Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики N А71-4094/2022