Екатеринбург |
|
14 декабря 2022 г. |
Дело N А50-5004/2022 |
Арбитражный суд Уральского округа в составе судьи Кравцовой Е.А. рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Государственного учреждения - Пермского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - учреждение, фонд, истец) на мотивированное решение Арбитражного суда Пермского края от 09.06.2022, принятое в порядке упрощенного производства, по делу N А50-5004/2022 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.09.2022 по указанному делу.
Жалоба рассматривается в порядке, предусмотренном статьей 288.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, без извещения сторон.
Фонд обратился в Арбитражный суд Пермского края к обществу с ограниченной ответственностью "Золушка" (далее - общество "Золушка", ответчик) с исковым заявлением о взыскании излишне выплаченного пособия в сумме 1197 руб. 02 коп.
Дело рассмотрено судом на основании главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 09.06.2022, оставленным без изменения постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.09.2022, в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе фонд просит решение суда первой и постановление суда апелляционной инстанций отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований, ссылаясь на нарушение норм материального права и на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
По мнению подателя жалобы, предоставление обществом "Золушка" недостоверных сведений, необходимых для назначения и выплаты пособия по временной нетрудоспособности за период с 12.05.2020 по с 20 по 30 апреля 2020 года Бояринцевой Т.В. привело к излишне понесенным расходам заявителя.
Законность обжалуемых судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке, установленном статьями 286 и 288.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 288.2. названного Кодекса вступившие в законную силу решения арбитражного суда первой инстанции и постановления арбитражного суда апелляционной инстанции, принятые по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, могут быть обжалованы в порядке кассационного производства по правилам, предусмотренным главой 35, с учетом особенностей, установленных названной статьей.
В соответствии с частью 3 статьи 288.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для пересмотра в порядке кассационного производства указанных в части 1 названной статьи решений и постановлений являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Как следует из материалов дела и установлено судами при рассмотрении спора, на основании Временных правил оформления листков нетрудоспособности, назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности в случае карантина застрахованным лицам в возрасте 65 лет и старше, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.04.2020 N 402 (далее - Временные правила N 402) общество "Золушка" направило в фонд в электронном виде реестр сведений от 23.04.2020 для назначения и выплаты пособия по временной нетрудоспособности застрахованному лицу Бояринцевой Т.В. В графе 42 реестра содержалась информация о районном коэффициенте - 1,50.
На основании указанных сведений фондом произведен расчет и выплачено пособие по временной нетрудоспособности за период с 20.04.2020 по 30.04.2020 в размере 6 671 руб. 50 коп. исходя из районного коэффициента 1,5.
В последующем фондом выявлено неверное указание страхователем подлежащего применению при расчете пособия по временной нетрудоспособности районного коэффициента (1,50 вместо 1,15).
В результате перерасчета пособия по временной нетрудоспособности фондом установлена его переплата в сумме 1197 руб. 02 коп.
По факту выявления указанного обстоятельства и на основании выводов о переплате средств внебюджетного фонда по вине ответчика в адрес страхователя направлено претензионное письмо о возмещении ущерба, неисполнение которого обусловило обращение фонда в суд с рассматриваемым исковым заявлением.
Отказывая в удовлетворении требований, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о недоказанности истцом причинно-следственной связи между действиями (бездействием) ответчика и причиненным вредом в виде излишне выплаченных сумм пособия по временной нетрудоспособности.
Оснований для иных выводов суд округа также не усматривает.
В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Ответственность, предусмотренная вышеназванными нормами, наступает при совокупности условий, включающей наличие вреда, противоправность поведения причинителя вреда и его вину, доказанность размера причиненного вреда, а также причинно-следственную связь между противоправными действиями и наступившими неблагоприятными последствиями.
Предметом спора явилась переплата пособия по временной нетрудоспособности.
Лица, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в соответствии с указанным Законом, являются застрахованными лицами (часть 2 статьи 2 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ)).
В случае утраты застрахованным лицом трудоспособности вследствие заболевания или травмы указанное лицо в силу подпункта 1 пункта 1 статьи 5 Закона N 255-ФЗ имеет право на получение пособия по временной нетрудоспособности.
Пособие по временной нетрудоспособности выплачивается застрахованным лицам при наступлении случаев, указанных в части 1 статьи 5 Закона N 255-ФЗ, в период работы по трудовому договору, осуществления служебной или иной деятельности, в течение которого они подлежат обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также в случаях, когда заболевание или травма наступили в течение 30 календарных дней со дня прекращения указанной работы или деятельности либо в период со дня заключения трудового договора до дня его аннулирования (часть 2 статьи 5 Закона N 255-ФЗ).
При этом основанием для выплаты страхового обеспечения являются документы, подтверждающие достоверность страхового события - листок нетрудоспособности.
В соответствии с пунктом 4 Временных правил N 402 страхователь с использованием своего личного кабинета, доступ к которому обеспечивается посредством единой системы идентификации и аутентификации, или иным доступным способом с соблюдением требований законодательства РФ в области персональных данных направляет в фонд перечень застрахованных лиц, состоящих с ним в трудовых отношениях и соблюдающих режим самоизоляции, для оформления листков нетрудоспособности, а также документы (сведения), необходимые для назначения и выплаты пособия по временной нетрудоспособности, в соответствии с Положением об особенностях назначения и выплаты в 2012 - 2020 годах застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.04.2011 N 294 (далее - Положение N 294).
Страхователь формирует и направляет в фонд перечни застрахованных лиц раздельно в отношении каждого из периодов временной нетрудоспособности, указанных в пункте 8 Временных правил N 402.
В соответствии с пунктом 8 Временных правил уполномоченная медицинская организация не позднее следующего рабочего дня после получения информации от фонда принимает решение о выдаче (формировании) электронных листков нетрудоспособности застрахованным лицам, данные о которых поступили в уполномоченную организацию в соответствии с пунктом 7 Временных правил, с кодом "03", в том числе, единовременно на 14 календарных дней с 06 по 19 апреля 2020 г.
Уполномоченная медицинская организация не позднее следующего рабочего дня после получения информации от Фонда принимает решение о выдаче (формировании) электронных листков нетрудоспособности застрахованным лицам, данные о которых поступили в уполномоченную медицинскую организацию в соответствии с пунктом 7 Временных правил N 402, с кодом "03". Назначение и выплата пособия по временной нетрудоспособности осуществляется территориальными органами Фонда по месту регистрации страхователя (пункты 8, 9 Временных правил N 402).
Пунктами 9 и 10 Положения N 294 установлено, что выплата пособия застрахованному лицу осуществляется территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации путем перечисления суммы пособия на банковский счет, указанный в заявлении, или через организацию федеральной почтовой связи, иную организацию по заявлению застрахованного лица (его уполномоченного представителя).
Согласно части 2 статьи 15.1 Закона N 255-ФЗ в случае, если представление недостоверных сведений повлекло за собой выплату излишних сумм пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, виновные лица возмещают страховщику причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством РФ.
Согласно пункту 16 Положения N 294 за непредставление (за несвоевременное представление) документов, недостоверность либо сокрытие сведений, влияющих на право получения застрахованным лицом соответствующего вида пособия или исчисление его размера, страхователь несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Расходы, излишне понесенные страховщиком в связи с сокрытием или недостоверностью представленных страхователем указанных сведений, подлежат возмещению страхователем в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, общество "Золушка" во исполнение своих обязательств перед застрахованным лицом направило в фонд сведения о Бояринцевой Т.В. для оформления листка нетрудоспособности, а также документы (сведения), необходимые для назначения и выплаты пособия по временной нетрудоспособности (реестр сведений N Е_5900030577_2020_04_23_01:1).
Пособие в размере 6671 руб. 50 коп. исчислено фондом, в том числе с учетом информации, отраженной в графе 42 указанных реестров, о районном коэффициенте - 1,50 (Тюменская область - Ямало-Ненецкий национальный округ к северу от Полярного круга, Мурманская область и пр.).
Проверив содержащуюся в реестрах сведений информацию, фонд произвел перерасчет подлежащего выплате застрахованному лицу пособия по временной нетрудоспособности исходя из районного коэффициента, установленного на территории Пермского края - 1,15, в связи с чем по расчету истца фондом по представленным страхователем сведениям излишне назначено и выплачено пособие по временной нетрудоспособности Бояринцевой Т.В. за период с 20.04.2020 по 30.04.2020 в размере 1 197руб.02 коп.
В силу пунктов 3, 5, 6 12 части 2 статьи 4.2 Закона N 255-ФЗ страховщик обязан: - вести в установленном порядке учет средств обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством; - осуществлять контроль за соблюдением страхователями законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством при назначении, исчислении и выплате страхового обеспечения застрахованным лицам; - осуществлять в случаях, установленных законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, выплату страхового обеспечения застрахованным лицам; - выполнять иные требования, установленные законодательством Российской Федерации.
Согласно правовым позициям, отраженным в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 12.07.2006 N 267-О, определениях Верховного Суда Российской Федерации от 30.09.2019 N 305-ЭС19-9969, от 28.02.2020 N 309-ЭС19-21200, нормативно предусмотренные полномочия контролирующего органа, носят публично-правовой характер, что не позволяет контролирующему органу произвольно отказаться от необходимости истребования дополнительных сведений, объяснений и документов, имеющих значение для правильного установления относящихся к контролируемой сфере отношений обстоятельств, в частности обстоятельств, которые могли быть установлены при добросовестном исполнении своих обязанностей должностными лицами публичного органа и содействии налогоплательщика (страхователя) в их установлении.
Исходя из совокупности приведенных правовых норм и разъяснений вышестоящих судов, суды правомерно указали на то, что фонд как территориальный орган страховщика, наделенный публичными функциями, и обязанный исключать факты необоснованного расходования средств внебюджетного фонда, после получения от страхователя сведений в отношении застрахованного лица, обязан был провести анализ поступивших сведений и исключить излишнюю выплату пособия Бояринцевой Т.В. с учетом указанного в реестрах сведений районного коэффициента, размер которого явно не соответствует применяемому в местности осуществления страхователем деятельности (Пермский край).
При этом, как указали суды, из представленных фондом документов не следует, что основанием для произведенного страховщиком перерасчета послужили поступившие от страхователя новые документы, которые ранее не исследовались и не оценивались.
Учитывая, что неправомерное исчисление и выплата спорных сумм произведена фондом самостоятельно, суды не смотрели наличие вины и причинно-следственной связи между действиями (бездействием) ответчика и возникшими убытками в виде излишне выплаченных сумм пособия, в связи с чем пришли к обоснованному выводу об отсутствии оснований для привлечения общества "Золушка" к ответственности в виде возмещения убытков.
Суд кассационной инстанции считает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судом установлены, все доказательства исследованы и оценены.
Приведенные в кассационной жалобе доводы не свидетельствуют о неправильном применении судами норм материального права к конкретным обстоятельствам дела, не опровергают выводов судов и не подтверждают, что суды неполно и необъективно исследовали имеющиеся в деле доказательства.
Судом округа не установлено неправильного применения норм материального права, нарушений норм процессуального права, перечисленных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и являющихся безусловными основаниями для отмены принятых судебных актов.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 288, 288.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пермского края от 09.06.2022, принятое в порядке упрощенного производства, по делу N А50-5004/2022 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.09.2022 по указанному делу оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения - Пермского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу со дня его принятия, обжалованию в соответствии с частью 3 статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не подлежит.
Судья |
Е.А. Кравцова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пунктов 3, 5, 6 12 части 2 статьи 4.2 Закона N 255-ФЗ страховщик обязан: - вести в установленном порядке учет средств обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством; - осуществлять контроль за соблюдением страхователями законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством при назначении, исчислении и выплате страхового обеспечения застрахованным лицам; - осуществлять в случаях, установленных законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, выплату страхового обеспечения застрахованным лицам; - выполнять иные требования, установленные законодательством Российской Федерации.
Согласно правовым позициям, отраженным в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 12.07.2006 N 267-О, определениях Верховного Суда Российской Федерации от 30.09.2019 N 305-ЭС19-9969, от 28.02.2020 N 309-ЭС19-21200, нормативно предусмотренные полномочия контролирующего органа, носят публично-правовой характер, что не позволяет контролирующему органу произвольно отказаться от необходимости истребования дополнительных сведений, объяснений и документов, имеющих значение для правильного установления относящихся к контролируемой сфере отношений обстоятельств, в частности обстоятельств, которые могли быть установлены при добросовестном исполнении своих обязанностей должностными лицами публичного органа и содействии налогоплательщика (страхователя) в их установлении."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 14 декабря 2022 г. N Ф09-8674/22 по делу N А50-5004/2022