Екатеринбург |
|
15 декабря 2022 г. |
Дело N А50-1531/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 декабря 2022 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 декабря 2022 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Жаворонкова Д.В.,
судей Сухановой Н.Н., Гавриленко О.Л.
при ведении протокола помощником судьи Кармацкой О.Л. рассмотрел в судебном заседании с использованием систем веб-конференции и видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Удмуртской Республики кассационные жалобы Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края (далее - заинтересованное лицо, Минприроды Пермского края, Министерство, административный орган) и общества с ограниченной ответственностью "Пермьуралнеруд" (далее - заявитель, общество, ООО "Пермьуралнеруд") на решение Арбитражного суда Пермского края от 17.06.2022 по делу N А50-1531/2022 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.08.2022 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
ООО "Пермьуралнеруд" - Антонов О.В. (доверенность от 16.03.2022);
общества с ограниченной ответственностью "Георазведка" (далее - ООО "Георазведка") - Попов А.В. (доверенность от 14.04.2022).
От ООО "Пермьуралнеруд" в суд округа поступило заявление о возвращении кассационной жалобы Министерства, мотивированное недействительностью доверенности, так как и.о. министра Минприроды Пермского края не имеет права действовать от имени юридического лица без доверенности, не является единоличным исполнительным органом. Полномочия представителя на подачу кассационной жалобы окружным судом проверены, жалоба Министерства принята к рассмотрению, основания для удовлетворения заявления ООО "Пермьуралнеруд" отсутствуют.
Министерство 13.12.2022 обратилось в суд округа с ходатайством о рассмотрении его кассационной жалобы путем использования систем видео конференц-связи при содействии Арбитражного суда Пермского края.
Поскольку ходатайство подано несвоевременно, суд округа на основании части 5 статьи 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отказал в его удовлетворении.
ООО "Пермьуралнеруд" обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением (с учетом уточнения, принятого судом):
1) о признании незаконным отказа Министерства в предоставлении ООО "Пермьуралнеруд" в пользование участка недр местного значения Пограничный с целью геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений общераспространенных полезных ископаемых за счет средств пользователя недр, включенного в утвержденное и опубликованное 16.11.2021 Минприроды Пермского края дополнение к перечню участков недр местного значения по Пермскому краю;
2) о признании незаконными действий Министерства, выраженных в отказе в приеме заявки ООО "Пермьуралнеруд" на получение права пользования участком недр местного значения Пограничный с целью геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений общераспространенных полезных ископаемых за счет средств пользователя недр с указанием на то, что публикация 16.11.2021 на сайте Минприроды Пермского края дополнения от 16.11.2021 к перечню участков недр местного значения по Пермскому краю носит процедурный характер и не является основанием для приема заявок на геологическое изучение участка недр местного значения за счет средств пользователя недр в соответствии с положениями статьи 11 Закона Пермского края от 09.11.2012 N 114-ПК "О порядке предоставления в пользование участков недр местного значения на территории Пермского края" (далее - Закон N 114-ПК);
3) о признании незаконным бездействия Министерства, выраженного в непринятии решения о предоставлении ООО "Пермьуралнеруд" права пользования участком недр местного значения Пограничный с целью геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений общераспространенных полезных ископаемых за счет средств пользователя недр, включенного в утвержденное и опубликованное 16.11.2021 Минприроды Пермского края дополнение к перечню участков недр местного значения по Пермскому краю.
Определением от 26.04.2022 суд в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на основании ходатайства Министерства суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ООО "Георазведка".
Решением суда первой инстанции от 17.06.2022 заявленные требования удовлетворены частично. Суд признал незаконным отказ Минприроды Пермского края в принятии заявки, выраженной в письме Министерства от 23.12.2021 N 30-01-20.2-6724. На Министерство возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Пермьуралнеруд" путем рассмотрения заявки общества от 02.12.2021 в течение тридцати дней с даты вступления в законную силу решения суда по настоящему делу. В удовлетворении остальной части заявленных требований судом отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.08.2022 решение суда оставлено в силе.
В кассационной жалобе Министерство просит принятые судебные акты отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать, ссылаясь на то, что судами неправильно применены нормы процессуального и материального права. Считает, что публикация перечня участков недр местного значения по Пермскому краю в соответствии с Порядком подготовки, рассмотрения, согласования перечней участков недр местного значения, содержащих общераспространенные полезные ископаемые, или отказа в согласовании таких перечней, утвержденным Приказом Федерального агентства по недропользованию от 06.10.2020 N 428 (далее - Порядок N 428) непосредственно на сайте Министерства носит исключительно процедурный характер и не является основанием для приема заявок на получение права пользования недрами для геологического изучения участков недр местного значения.
Процедура включения в перечень предусмотрена для участков недр местного значения, содержащих общераспространенные полезные ископаемые, предоставляемых для всех видов пользования недрами, и не ограничивается предоставлением права пользования недрами для геологического изучения. Поясняет со ссылками на устоявшуюся с 2012 г. практику лицензирования, что после включения участка недр в перечень в соответствии с Порядком N 428 Министерством проводятся согласования с уполномоченными органами Пермского края, участвующими в процессе лицензирования (в том числе не предусмотренными Порядком N 428) на предмет наличия ограничений с целью установления или изменения границ участка недр местного значения; после согласования границ участка недр местного значения, планируемого для предоставления в пользование, приказом Министерства публикуется перечень участков недр местного значения, предоставляемых в пользование с целью геологического изучения; этим же приказом утверждается форма заявки, перечень документов и сведений, прилагаемых к заявке; приказ размещается на официальном сайте Минприроды Пермского края, в Бюллетене правовых актов Губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края (далее также - Бюллетень правовых актов). Соответствующий перечень, утвержденная форма заявки и перечень документов и сведений, прилагаемых к ней, опубликован Министерством 20.06.2022, в него, в том числе вошел спорный Пограничный участок и ООО "Пермьуралнеруд" наряду с иными желающими в течение 30 календарных дней с момента публикации вправе обратиться с заявкой на геологическое изучение.
В части 4 статьи 11 Закона N 114-ПК речь идет не о перечне участков недр местного значения по Пермскому краю, утверждаемом в соответствии с Порядком N 428, а о перечне конкретных участков недр, предлагаемых для предоставления в пользование на момент публикации, возможность предоставления которых согласована в полном объеме.
Министерство указывает на то, что случаи неверного толкования установленных требований появились в связи с вступлением в силу Порядка N 428 и во избежание дальнейшего противоречия Министерством разработан проект Закона Пермского края "О внесении изменений в Закон Пермского края "О порядке предоставления в пользование участков недр местного значения на территории Пермского края", уточняющий наименование публикуемого перечня, который получил положительное заключение Управления Минюста по Пермскому краю, прошел оценку регулирующего воздействия.
Минприроды Пермского края отмечает, что Порядком N 428 не предусмотрено согласование с ФБУ "Администрация "Камводпуть" и Камским бассейновым водным управлением Федерального агентства водных ресурсов, при этом такое согласование сложилось в практике лицензирования с момента принятия Закона N 114-ПК в 2012 г., задолго до выхода названного Порядка. Игнорирование ограничений, отраженных в письмах данных органов, представленных в дело, может привести к аварии на судоходной реке, катастрофе с пассажирскими судами, многочисленным человеческим жертвам; обрушение берегов в угловых точках 18-26, находящихся в водоохранной зоне, может привести к повреждению жилой застройки, затоплению территории. Также Минприроды Пермского края ссылается на отсутствие в размещенном на его сайте в соответствии с Порядком N 428 перечне сведений о целевом назначении предоставления участков недр.
ООО "Георазведка" в отзыве поддержало доводы министерства, изложенные в его кассационной жалобе.
ООО "Пермьуралнеруд" с кассационной жалобой административного орган не согласно по основаниям, изложенным в отзыве. Обжалуемые судебные акты в удовлетворенной части считает законными и обоснованными, просит оставить их без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
В свою очередь в кассационной жалобе ООО "Пермьуралнеруд", выражая несогласие с частичным отказом в удовлетворении его требований, считает, что судом не приняты исчерпывающие меры, направленные на восстановление нарушенных прав заявителя, что впоследствии могло оказать влияние на принятие 20.06.2022 Минприроды Пермского края Приказа N 30-01-02-761 с нарушением закона, которым изменяются границы участка недр Пограничный и возобновляется прием заявок на получение права пользования участком недр Пограничный, завершившийся в силу закона 16.12.2021 (30 дней с момента публикации дополнения к перечню участков недр местного значения).
В нарушение требований части 2 статьи 169, части 4 статьи 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в мотивировочной части решения суда не указаны мотивы в части установления порядка и срока исполнения решения суда. ООО "Георазведка" не подлежало привлечению к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования.
Министерство и ООО "Георазведка" с кассационной жалобой общества не согласны по основаниям, изложенным в отзывах.
В силу части 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено названным Кодексом.
Суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены решения и постановления судов исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, 16.12.2021 на сайте Минприроды Пермского края опубликовано утвержденное дополнение к перечню участков недр местного значения по Пермскому краю от 16.11.2021.
Пункт 7 дополнения к перечню от 16.11.2021 содержал указание на участок недр местного значения Пограничный (Осинский городской округ, Частинский и Еловский муниципальные округа, вид полезного ископаемого - гравийно-песчаная смесь) площадью 134 кв. м.
Из материалов дела усматривается, что Пограничный участок гравийно-песчаной смеси включен в перечень по заявке ООО "Георазведка" в соответствии с Порядком N 428; испрашиваемое целевое назначение работ на участке недр - геологическое изучение (поиски и оценка месторождения гравийно-песчаной смеси).
02.12.2021 ООО "Пермьуралнеруд" обратилось в Минприроды Пермского края с заявкой на получение права пользования участком недр местного значения Пограничный с целью геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений общераспространенных полезных ископаемых за счет средств пользователя недр.
Письмом от 23.12.2021 исх. N 30-01-20.2-6724 Минприроды Пермского края направило в адрес ООО "Пермьуралнеруд" ответ о том, что предоставление права пользования участком недр местного значения (УНМЗ) Пограничный для геологического изучения осуществляется после согласования такой возможности с уполномоченными органами; заявки принимаются в течение 30 дней с момента официального опубликования перечня УНМЗ, предоставляемых в пользование с целью геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений общераспространенных ископаемых, за счет средств пользователей недр, формы заявки и требований к документам и сведениям, прилагаемым к ней, на сайте Министерства и в Бюллетене правовых актов, считая с даты первой публикации.
Относительно публикации Перечня на сайте Министерства, послужившей основанием для обращения заявителя с заявкой, в данном письме содержится указание, что такая публикация носит процедурный характер и основанием для приема заявок на получение права пользования недрами для геологического изучения УНМЗ не является. Отдельно ООО "Пермьуралнеруд" разъяснено право подачи соответствующей заявки после публикации перечня в установленном порядке.
Расценив изложенное в письме Министерства от 23.12.2021 исх. N 30-01-20.2-6724 в ответ на заявку на получение права пользования недрами в качестве отказа в предоставлении в пользование испрашиваемого участка, включенного в утвержденное и опубликованное 16.11.2021 Минприроды Пермского края дополнение к перечню УНМЗ; полагая действия Министерства по отказу в приеме заявки ООО "Пермьуралнеруд" со ссылками на процедурный характер осуществленной 16.11.2021 на сайте Министерства публикации дополнения к перечню и бездействие по непринятию решения о предоставлении заявителю права пользования УНМЗ Пограничный, включенного в утвержденное и опубликованное 16.11.2021 дополнение к перечню УНМЗ по Пермскому краю, незаконными, а свои права и законные интересы в сфере экономической деятельности нарушенными, ООО "Пермьуралнеруд" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым с учетом уточнения требований заявлением.
Рассмотрев спор, суды установили наличие совокупности правовых оснований для частичного удовлетворения заявленных требований, признав незаконным отказ Министерства в принятии заявки ООО "Пермьуралнеруд", выраженный в письме от 23.12.2021 N 30-01-20.2-6724, с возложением на Министерство в порядке устранения нарушения и восстановления прав заявителя обязанности рассмотреть заявку от 02.12.2021 в течение 30 дней с даты вступления решения суда в законную силу.
Согласно статье 1.2 Закона РФ "О недрах" от 21.02.1992 N 2395-1 (далее - Закон РФ о недрах), недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 2.3 Закона РФ о недрах, к участкам недр местного значения относятся участки недр, содержащие общераспространенные полезные ископаемые, участки недр, используемые для геологического изучения и оценки пригодности участков недр для строительства и эксплуатации подземных сооружений местного и регионального значения, не связанных с добычей полезных ископаемых, за исключением подземных сооружений для захоронения радиоактивных отходов, отходов производства и потребления I - V классов опасности, хранилищ углеводородного сырья, и (или) используемые для строительства и эксплуатации подземных сооружений местного и регионального значения, не связанных с добычей полезных ископаемых, участки недр, содержащие подземные воды, которые используются для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения или технического водоснабжения и объем добычи которых составляет не более 500 кубических метров в сутки, а также для целей питьевого водоснабжения или технического водоснабжения садоводческих некоммерческих товариществ и (или) огороднических некоммерческих товариществ.
Подготовка и утверждение перечней участков недр местного значения в отношении указанных в пункте 1 части первой настоящей статьи участков недр местного значения осуществляются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальными органами.
Порядок подготовки, рассмотрения, согласования перечней участков недр местного значения или отказа в согласовании таких перечней, а также внесения в них изменений устанавливается федеральным органом управления государственным фондом недр.
На основании статьи 18 Закона РФ о недрах участки недр местного значения предоставляются в пользование для геологического изучения общераспространенных полезных ископаемых, разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых или для осуществления по совмещенной лицензии их геологического изучения, разведки и добычи, для геологического изучения в целях поисков и оценки подземных вод, используемых для целей питьевого водоснабжения или технического водоснабжения, для разведки и добычи подземных вод или для геологического изучения в целях поисков и оценки подземных вод и их добычи, для добычи подземных вод, используемых для целей питьевого водоснабжения или технического водоснабжения садоводческих некоммерческих товариществ и (или) огороднических некоммерческих товариществ, а также в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Одним из оснований предоставления права пользования участками недр является принятое в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации решение органа государственной власти субъекта Российской Федерации о предоставлении права пользования участком недр местного значения, включенным в перечень участков недр местного значения, утвержденный органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, для геологического изучения недр в целях поисков и оценки месторождений общераспространенных полезных ископаемых (пункт 7 статьи 10.1 Закона РФ о недрах).
Правовые основы регулирования отношений, возникающих в процессе предоставления в пользование участков недр местного значения на территории Пермского края, установлены Законом N 114-ПК.
В силу подпункта 1 части 1 статьи 4 Закона N 114-ПК участки недр местного значения могут быть предоставлены, в том числе для геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений общераспространенных полезных ископаемых.
В соответствии с частью 1 статьи 11 данного закона предоставление в пользование участков недр местного значения с целью геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений общераспространенных полезных ископаемых, осуществляется в отношении участков недр местного значения, включенных в утвержденные уполномоченным органом перечни участков недр местного значения, - для участков недр местного значения, геологическое изучение которых осуществляется за счет средств пользователей недр.
Порядок подготовки, рассмотрения, согласования перечней участков недр местного значения, содержащих общераспространенные полезные ископаемые, или отказа в согласовании таких перечней утвержден Приказом Роснедр от 06.10.2020 N 428.
Согласно пункту 2 Порядка N 428 в перечень участков недр местного значения включаются участки недр на основании заявок субъектов предпринимательской деятельности, а также обращений органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.
В силу пункта 9 Порядка N 428 в случае, если заявка (обращение) на включение участка недр в перечень участков недр местного значения соответствует требованиям пункта 5, подпунктов 1 - 3 пункта 6 Порядка, орган государственной власти субъекта Российской Федерации в срок, не превышающий 15 рабочих дней со дня регистрации заявки (обращения), направляет запросы, содержащие информацию о местоположении и границах участка недр (карту-схему участка недр с приложением географических координат угловых точек), находящегося в нераспределенном фонде и предлагаемого к включению в проект перечня участков недр местного значения, на рассмотрение в органы государственной власти, приведенные в указанном пункте, которые рассматривают поступившую информацию об участке недр, предлагаемом к включению в перечень участков недр местного значения, в течение 30 рабочих дней со дня ее поступления.
В дальнейшем происходит рассмотрение заявки с учетом поступившей от органов государственной власти информации и принятие решения о включении (отказе во включении) участка недр в перечень участков недр местного значения или дополнение к ранее утвержденному перечню участков недр местного значения (пункт 11 Порядка N 428); формирование проекта перечня участков недр местного значения или дополнения к ранее утвержденному перечню УНМЗ (пункты 12, 13, 14 Порядка); направление проекта перечня либо дополнения к ранее утвержденному перечню в территориальный орган Федерального агентства по недропользованию (пункт 14 Порядка), который по результатам рассмотрения проекта перечня (дополнений к нему) направляет в соответствующий орган государственной власти субъекта Российской Федерации письмо о согласовании или об отказе в согласовании проекта перечня УНМЗ или дополнения к ранее утвержденному перечню (пункт 15 Порядка).
В соответствии с пунктоа 17 Порядка N 428 орган государственной власти субъекта Российской Федерации утверждает согласованный территориальным органом Федерального агентства по недропользованию проект перечня участков недр местного значения или дополнение к ранее утвержденному перечню участков недр местного значения в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня его получения.
Утвержденный органом государственной власти субъекта Российской Федерации перечень участков недр местного значения или дополнение к ранее утвержденному перечню участков недр местного значения подлежит опубликованию на официальном сайте органа государственной власти субъекта Российской Федерации и на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов в срок, не превышающий 5 рабочих дней со дня его утверждения.
В части 4 статьи 11 Закона N 114-ПК закреплено, что заявка на получение права пользования участком недр местного значения для целей геологического изучения участков недр местного значения за счет средств пользователя недр на участке недр местного значения подается не позднее 30 дней с момента официального опубликования перечня участков недр местного значения, считая с даты первой публикации. Заявка рассматривается уполномоченным органом, о результатах рассмотрения заявитель извещается в письменной форме в течение 30 дней со дня окончания приема заявок.
Согласно части 6 статьи 11 рассматриваемого закона отказ в приеме заявки может последовать в случаях, если заявка подана с нарушением установленных требований, в том числе если ее содержание не соответствует части 2, части 2.1 статьи 11 данного закона заявитель умышленно представил о себе недостоверные сведения, заявитель не представил и не может представить доказательств того, что обладает или будет обладать квалифицированными специалистами, необходимыми финансовыми, техническими и технологическими средствами для эффективного и безопасного проведения работ, если в случае предоставления права пользования участком недр местного значения данному заявителю не будут соблюдены антимонопольные требования.
Уполномоченный орган в течение 30 дней со дня принятия решения о предоставлении права пользования участком недр местного значения оформляет, регистрирует в порядке, установленном уполномоченным органом, и выдает лицензию заявителю (часть 7 статьи 11 Закона).
Согласно части 8 статьи 11 Закона N 114-ПК в случае поступления двух или более заявок на геологическое изучение одного и того же участка недр местного значения уполномоченным органом принимается решение о проведении аукциона на получение права пользования недрами с целью геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых по данному участку недр местного значения.
Представленным в материалы дела протоколом осмотра доказательств от 21.12.2021, произведенного нотариусом Салаховой Э.М., подтверждается и сторонами не оспаривается, что 16.12.2021 на официальном сайте Министерства были опубликованы дополнения к перечню участков недр местного значения от 16.11.2021. Спорный участок недр включен в указанный перечень.
Установив факт публикации дополнения к перечню участков недр местного значения, заявитель, реализуя правомочия, предусмотренные частью 4 статьи 11 Закона N 114-ПК, 02.12.2021 обратился в Министерство с заявкой на получение права пользования участком недр местного значения Пограничный с целью геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений общераспространенных полезных ископаемых за счет средств пользователя недр.
Как указывалось выше, Министерство отказало в приеме заявки ООО "Пермьуралнеруд" от 02.12.2021 на получение права пользования недрами (участок недр Пограничный), мотивировав свой отказ в письме от 23.12.2021 N 30-01-20.2-6724 тем, что публикация Перечня участков недр местного значения по Пермскому краю, утвержденного и размещенного на сайте Министерства 16.11.2021, носит процедурный характер и не является основанием для приема заявок на получение права пользования недрами для геологического изучения участков недр местного значения.
Как указывает Министерство, заявки на получение права пользования недрами могут быть поданы лишь после того, как в соответствии с устоявшейся с момента принятия Закона N 114-ПК в 2012 г. и до утверждения Порядка N 428, в период действия приказа Роснедр от 15.06.2012 N 687, не предусматривавшего публикации перечня УНМЗ, практикой лицензирования, Министерством будут проведены согласования с уполномоченными органами Пермского края, участвующими в процессе лицензирования на предмет наличия ограничений с целью установления или изменения границ участка недр местного значения, в том числе ФБУ "Администрация "Камводпуть", Камским бассейновым водным управлением; принятия приказа Министерства о геологическом изучении УНМЗ за счет пользователей недр, содержащего перечень УНМЗ, предоставляемых в пользование с целью геологического изучения в отношении конкретных участков недр, а также формы заявки и требования к документам и сведениям, прилагаемым к ней, и его публикации на сайте Министерства и в Бюллетене правовых актов.
Суд кассационной инстанции соглашается с выводами судов с учетом следующего.
До утверждения Порядка N 428, ранее существовал иной порядок формирования и включения участков недр местного значения в перечень согласно ранее действовавшему Приказу Роснедр от 15.06.2012 N 687, который не предусматривал процедуру публикации перечня УНМЗ.
В этой связи Министерством, толкующим положения части 4 статьи 11 Закона N 114-ПК об официальном опубликовании перечня участков недр местного значения, в отсутствии в Законе и иных нормативных актах раскрытия соответствующего понятия, источников официального опубликования, был выработан порядок действий, направленный на опубликование соответствующих сведений в порядке публикации правовых актов через издание приказа.
Однако в рассматриваемом случае, в связи с утверждением нового Порядка N 428, конкретизирующего источники официальной публикации утвержденного перечня участков недр местного значения или дополнения к ранее утвержденному перечню участков недр местного значения, которыми признаны официальный сайт органа государственной власти субъекта Российской Федерации и официальный сайт Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов, Министерство должно было руководствоваться положениями Порядка N 428.
Судами исследованы и обоснованно отклонены доводы Министерства о том, что публикация в порядке исполнения Приказа N 428 носит процедурный характер, предшествующий публикации в порядке исполнения статьи 11 Закона N 114-ПК, непосредственным образом конкретизирующей участки недр местного значения именно с целью геологического изучения.
Из буквального толкования положений п. 17 Порядка N 428 указанное не следует; основания для выводов о нераспространении данной нормы на УНМЗ для геологического изучения в целях поисков и оценки месторождений общераспространенных полезных ископаемых (п. 7 ст. 10.1 Закона РФ о недрах) апелляционным судом также не установлены.
Напротив, из положений Порядка N 428 усматривается, что процедура подготовки, рассмотрения, согласования, утверждения и опубликования перечней участков недр местного значения одинаковая вне зависимости от того, на каком из оснований, предусмотренных статьей 10.1 Закона РФ о недрах, участок недр местного значения будет предоставлен в пользование в будущем.
Законом не предусмотрена дополнительная публикация перечня участков недр местного значения, после которой следует подавать заявки на геологическое изучение участков недр, равно как и отсутствуют нормы, регламентирующие принятие Министерством приказа об опубликовании перечня, формы заявки и требований к документам и сведениям, прилагаемым к ней.
Требования к заявке и прилагаемым к ней документам непосредственным образом закреплены в части 2 статьи 11 Закона N 114-ПК.
Исчерпывающий перечень оснований для отказа в приеме заявки на получение права пользования недрами содержится в статье 14 Закона РФ о недрах и части 6 статьи 11 Закона N 114-ПК.
Отсутствие приказа компетентного государственного органа (в данном случае Минприроды Пермского края) об опубликовании перечня участков недр местного значения, несоответствие заявки утвержденной им форме и отсутствие утвержденного перечня прилагаемых к заявке документов не отнесены законом к основаниям для отказа в приеме заявки.
Тем самым, указывая на необходимость издания приказа, дополнительной публикации, Министерство не обосновывает свои аргументы правовыми нормами, делая лишь отсылку к сложившейся практике лицензирования, которая ничем не регламентирована.
Ссылки Министерства в жалобе на необходимость осуществления ряда дополнительных согласований после включения участка недр в перечень либо дополнение к нему, в том числе в целях выявления ограничений, установления или изменения границ участка недр местного значения также на каких-либо правовых положениях не основываются, обоснованы лишь сложившейся практикой, кроме того, противоречат правовым положениям Порядка N 428, в соответствии с которыми исчерпывающая информация о предлагаемом к включению в дополнение к перечню участке недр местного значения участке недр, оценка информации от органов государственной власти о возможных запретах и ограничениях, подлежит получению и проверке Минприроды Пермского края в установленном порядке до утверждения и опубликования дополнения к перечню, с учетом того, что п. 16 Порядка N 428 прямо предусматривает основания для отказа в согласовании проекта перечня участков недр местного значения или дополнения к ранее утвержденному перечню участков недр местного значения.
Дополнение к перечню УНМЗ, как усматривается из письма Департамента по недропользованию по Приволжскому федеральному округу от 06.05.2022 (представлено заявителем 01.06.2022 в электронном виде ходатайством о приобщении доказательств), было согласовано письмом Департамента от 11.11.2021.
Тем самым, утверждению и опубликованию дополнения к перечню участков недр местного значения по Пермскому краю предшествовала процедура согласования, регламентированная вышеприведенными положениями Порядка N 428, которую следует считать соблюденной.
С учетом изложенного, позиция Министерства, поддерживаемая ООО "Георазведка", о процедурном, информационном характере спорной публикации дополнений к перечню во исполнение требований Порядка N 428 признана безосновательной.
Ссылки Министерства на разработку проекта Закона Пермского края "О внесении изменений в Закон Пермского края "О порядке предоставления в пользование участков недр местного значения на территории Пермского края", уточняющего наименование публикуемого перечня, во избежание неверного толкования установленных требований в связи с вступлением в силу приказа Роснедр от 06.10.2020 N 428, также являлись предметом исследования судов и обоснованно отклонены с учетом того, что при подаче заявки и при рассмотрении Министерством вопроса о ее принятии/отклонении и заявитель, и государственный орган должны исходить из законодательства, действующего в момент совершения данных действий.
При совокупности вышеизложенного, отказ в приеме заявки общества, мотивированный исключительно тем, что дополнение к перечню, опубликованное на сайте Министерства 16.11.2021, не может быть признано опубликованием в смысле, придаваемом Законом N 114-ПК, не основан на нормах действующего на момент обращения ООО "Пермьуралнеруд" с заявкой законодательства о недрах, соответственно, правомерно признан незаконным судом, нарушающим права и законные интересы заявителя, как лица, единственно подавшего заявку в установленный законом 30-дневный срок после соответствующей публикации, и, как следствие, имеющего право претендовать на получение права пользования таким участком на условиях, предусмотренных Законом, в отсутствии иных ограничений и оснований для отклонения соответствующей заявки, которые, в силу того, что заявка по существу не рассматривалась, не устанавливались Министерством.
Таким образом, в рассматриваемом случае имеется предусмотренная статьями 198, 201 АПК РФ совокупность условий, необходимых для признания отказа Министерства в принятии заявки, изложенного в письме от 23.12.2021 N 30-01-20.2-6724, незаконным.
В отношении кассационной жалобы ООО "Пермьуралнеруд" окружной суд отмечает следующее.
При восстановлении нарушенных прав и законных интересов заявителя, суд, обязывая соответствующий орган совершить определенные действия, не должен подменять функции этого органа. При этом указанные действия не должны противоречить действующему законодательству РФ.
В соответствии с п. 3 ч. 4 ст. 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов государственных или муниципальных органов должно содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Суды не вправе подменять органы, осуществляющие публичные полномочия, по вопросам, отнесенным к их компетенции, в том числе путем указания на конкретные действия, которые необходимо совершить данным органам в целях устранения допущенных ими нарушений и восстановления прав заинтересованных лиц, ограничивать объем полномочий публичных органов и способы восстановления нарушенных прав и законных интересов, при этом возложенная на компетентный орган обязанность устранить допущенные нарушения прав заявителя предполагает совершение ответчиком всех необходимых и достаточных для этого действий и принятия действенных мер, входящих в компетенцию этого органа.
Таким образом, судом первой инстанции избран надлежащий способ восстановления нарушенных прав заявителя, соответствующий требованиям подпункта 3 части 4 статьи 201 АПК РФ.
Поскольку решение о предоставлении в пользование участка недр местного значения Пограничный с целью геологического изучения должно быть принято заинтересованным лицом по результатам рассмотрения соответствующего заявления и иных представленных документов в соответствии с требованиями законодательства о недрах, суд не может, подменяя Министерство, проверить представленную заявку на соответствие ее закону.
Также суд кассационной инстанции обращает внимание на то, что в процессе утверждения проекта дополнений к перечню выявлены ограничения в отношении спорного участка.
При этом вынесенным решением судом не предрешен результат рассмотрения заявки. На заинтересованное лицо в пределах его полномочий возложена обязанность рассмотреть заявку и принять мотивированное, соответствующее нормам действующего законодательства решение.
При таких обстоятельствах, с учетом нахождения вопроса по рассмотрению заявки общества и принятию решения о предоставлении участка недр в пользование в исключительной компетенции Министерства, отказ в удовлетворении оставшейся части требований заявителя следует признать обоснованным.
Процессуального нарушения в связи с привлечением судом по ходатайству Министерства в качестве третьего лица ООО "Георазведка" суд кассационной инстанции не усматривает.
С учетом того, что ООО "Георазведка" было инициировано включение спорного участка в дополнение к перечню УНМЗ, именно указанными обстоятельствами Министерство обосновывало свое ходатайство о привлечении третьего лица, суд в целях правильного и всестороннего рассмотрения дела по существу, недопущения возможного нарушения прав указанного лица, правомерно счел возможным привлечь ООО "Георазведка" к участию в деле.
Осведомленность заявителя относительно сложившейся в Министерстве практики лицензирования, не свидетельствует о противоправности поведения последнего по подаче заявки, основываясь на буквальном толковании норм действующего на момент обращения с заявкой законодательства, в полной мере позволяющего реализовать соответствующие правомочия после публикации дополнений к перечню УНМЗ.
Доводы кассационных жалоб, сводящиеся фактически к повторению утверждений, исследованных и правомерно отклоненных арбитражным судом апелляционной инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм материального и процессуального права.
Иные доводы жалобы не влияют на оценку законности и обоснованности судебных актов, поэтому отклоняются судом округа.
Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
С учетом изложенного и исходя из конкретных фактических обстоятельств дела, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены судебных актов и удовлетворения кассационных жалоб.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пермского края от 17.06.2022 по делу N А50-1531/2022 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.08.2022 по тому же делу оставить без изменения, кассационные жалобы Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края и общества с ограниченной ответственностью "Пермьуралнеруд" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Д.В. Жаворонков |
Судьи |
Н.Н. Суханова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Ссылки Министерства в жалобе на необходимость осуществления ряда дополнительных согласований после включения участка недр в перечень либо дополнение к нему, в том числе в целях выявления ограничений, установления или изменения границ участка недр местного значения также на каких-либо правовых положениях не основываются, обоснованы лишь сложившейся практикой, кроме того, противоречат правовым положениям Порядка N 428, в соответствии с которыми исчерпывающая информация о предлагаемом к включению в дополнение к перечню участке недр местного значения участке недр, оценка информации от органов государственной власти о возможных запретах и ограничениях, подлежит получению и проверке Минприроды Пермского края в установленном порядке до утверждения и опубликования дополнения к перечню, с учетом того, что п. 16 Порядка N 428 прямо предусматривает основания для отказа в согласовании проекта перечня участков недр местного значения или дополнения к ранее утвержденному перечню участков недр местного значения.
...
Ссылки Министерства на разработку проекта Закона Пермского края "О внесении изменений в Закон Пермского края "О порядке предоставления в пользование участков недр местного значения на территории Пермского края", уточняющего наименование публикуемого перечня, во избежание неверного толкования установленных требований в связи с вступлением в силу приказа Роснедр от 06.10.2020 N 428, также являлись предметом исследования судов и обоснованно отклонены с учетом того, что при подаче заявки и при рассмотрении Министерством вопроса о ее принятии/отклонении и заявитель, и государственный орган должны исходить из законодательства, действующего в момент совершения данных действий."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 15 декабря 2022 г. N Ф09-8643/22 по делу N А50-1531/2022
Хронология рассмотрения дела:
15.12.2022 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-8643/2022
20.09.2022 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-10144/2022
26.08.2022 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-10144/2022
17.06.2022 Решение Арбитражного суда Пермского края N А50-1531/2022