Екатеринбург |
|
19 декабря 2022 г. |
Дело N А71-4866/2022 |
Арбитражный суд Уральского округа в составе судьи Ященок Т.П., рассмотрел кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Бином" (далее - общество, ООО "Бином", заявитель) на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 20.06.2022 по делу N А71-4866/2022 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.09.2022 по указанному делу.
Кассационная жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), с учетом особенностей, установленных статьей 288.2 названного Кодекса, без проведения судебного заседания, без вызова лиц, участвующих в деле, после истечения установленного определением суда о принятии жалобы к производству срока для представления отзыва на неё.
ООО "Бином" обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Административной комиссии при Администрации Октябрьского района города Ижевска (далее - административная комиссия, административный орган) от 10.03.2022 N 18ОН002469 о привлечении к административной ответственности по статьи 5 Закона Удмуртской Республики от 13.10.2011 N 57-РЗ "Об установлении административной ответственности за отдельные виды правонарушений" (далее - Закон N 57-РЗ), в виде штрафа в размере 25 000 руб.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 20.06.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано. Постановление административной комиссии от 10.03.2022 N 18ОН002469 признано не подлежащим исполнению в части назначенного наказания в виде штрафа в сумме, превышающей 12 500 руб.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.09.2022 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество просит указанные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
Заявитель в жалобе настаивает на том, что привлечение его к административной ответственности является необоснованным, поскольку состав вмененного правонарушения отсутствует. В обоснование своей позиции общество утверждает о том, что территория его базы, на которой ООО "Бином" проводило погрузочно-разгрузочные работы, находится в зоне промышленно-коммерческой застройки, которая не относится к объектам, на которых должна соблюдаться тишина, что, соответственно, не влечет привлечение к ответственности по Закону N 57-РЗ.
Законность обжалуемых судебных актов проверена судом кассационной инстанции на основании статей 286, 288.2 АПК РФ.
Согласно части 1 статьи 288.2 названного Кодекса вступившие в законную силу решения арбитражного суда первой инстанции и постановления арбитражного суда апелляционной инстанции, принятые по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, могут быть обжалованы в порядке кассационного производства по правилам, предусмотренным главой 35, с учетом особенностей, установленных данной статьей.
В соответствии с частью 3 статьи 288.2 АПК РФ основаниями для пересмотра в порядке кассационного производства указанных в части 1 названной статьи решений и постановлений являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Как следует из материалов дела, поводом для составления 22.02.2022 в отношении общества протокола N 18РН002469 об административном правонарушении по статье 5 Закона N 57-ФЗ и вынесения 10.03.2022 постановления N 18ОН002469 о привлечении ООО "Бином" к административной ответственности, предусмотренной статьей 5 Закона N 57-ФЗ, в виде штрафа в размере 25 000 руб., послужил установленный административной комиссией на основании обращения гражданина, факт осуществления погрузочно-разгрузочных работ в период времени с 01 ч 00 мин. 11.01.2022 до 05 ч 00 мин. 11.01.2022 на базе "Бином Авто", расположенной по адресу: г. Ижевск, ул. Холмогорова, 11 "а", нарушая тишину и покой граждан в ночное время.
Полагая, что оспариваемое постановление является незаконным, общество обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Рассматривая спор, суд первой инстанции исходил из доказанности материалами дела наличия в действиях общества состава вменяемого правонарушения, вместе с тем, применил положения части 1 статьи 4.1.2 КоАП РФ, посчитав возможным признать постановление административной комиссии от 10.03.2022 N 18ОН002469 о привлечении общества к административной ответственности по статье 5 Закона N 57-РЗ не подлежащим исполнению в части размера штрафа, превышающего 12 500 руб.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции согласился.
Изучив доводы кассационной жалобы, проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции полагает, что оснований для их изменения или отмены не имеется.
Согласно части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Отношения, связанные с обеспечением тишины и покоя граждан на территории Удмуртской Республики, регулируются Законом Удмуртской Республики от 15.10.2019 N 54-РЗ "Об обеспечении тишины и покоя граждан на территории Удмуртской Республики" (далее - Закон 54-РЗ).
Согласно статьи 5 Закона N 57-РЗ совершение действий, предусмотренных Законом Удмуртской Республики, регулирующим отношения, связанные с обеспечением тишины и покоя граждан на территории Удмуртской Республики, повлекших нарушение тишины и покоя граждан, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей, на должностных лиц - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей, на юридических лиц - от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Объектами, на которых не допускается нарушение тишины и покоя граждан, являются: 1) объекты (территории) образовательных и медицинских организаций, санаторно-курортных, физкультурно-спортивных организаций и организаций социального обслуживания; 2) жилые и нежилые помещения многоквартирных домов, помещения общего пользования многоквартирных домов, общежития и гостиницы; 3) жилые зоны, придомовые территории многоквартирных домов и индивидуальных жилых домов, стоянки автомобильного транспорта, детские и спортивные площадки; 4) территории садоводческих или огороднических некоммерческих товариществ (часть 2 статьи 1 Закона N 54-РЗ).
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 2 Закона N 54-РЗ с 22 часов 00 минут до 8 часов 00 минут с понедельника по пятницу включительно и с 23 часов 00 минут до 9 часов 00 минут в субботу, воскресенье и в установленные в соответствии с федеральным законодательством нерабочие праздничные дни не допускается проведение земляных, строительных, разгрузочно-погрузочных и иных видов работ с применением механических средств и технических устройств, проведение переустройства, перепланировки, ремонтных работ в жилом помещении или ремонтных работ в нежилом помещении, не принадлежащем на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме, повлекшие нарушение тишины и покоя граждан.
Судами из материалов дела установлено, что в период времени с 01 ч 00 мин. 11.01.2022 до 05 ч 00 мин. 11.01.2022 на базе "Бином Авто", расположенной по адресу: г. Ижевск, ул. Холмогорова, 11 "а", которая находится в непосредственной близости от жилой застройки, ООО "Бином" осуществлялись погрузочно-разгрузочные работы, нарушая тишину и покой граждан в ночное время.
Доказательств, опровергающих установленные административным органом обстоятельства, заявителем в материалы дела, суду не представлено.
Правильно применив указанные выше нормы права, с учетом оценки фактических обстоятельств, доказательств, представленных в материалы дела в их совокупности, суды обоснованно посчитали доказанным наличие в действиях общества события административного правонарушения, предусмотренного статьей 5 Закона N 57-РЗ.
Руководствуясь статьями 1.5, 2.1 КоАП РФ суды установили, что при наличии возможности для соблюдения требований действующего законодательства, регулирующего отношения, связанные с обеспечением тишины и покоя граждан на территории Удмуртской Республики, обществом не предприняты все зависящие меры по их соблюдению.
Доказательств наличия объективных препятствий для надлежащего исполнения обществом возложенной на него обязанности, а также доказательств совершения обществом действий, направленных на надлежащее исполнение требования действующего законодательства, судами не установлено и материалы дела не содержат.
Правильно применив указанные выше нормы права, при установленных обстоятельствах, суды сделали обоснованный вывод о подтверждении материалами дела наличия в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 5 Закона N 57-РЗ.
С учетом изложенного, довод ООО "Бином" о недоказанности в его действиях состава вменяемого административного правонарушения, правомерно отклонен судом апелляционной инстанции как не подтвержденный какими-либо доказательствами и противоречащий имеющимся в материалах дела доказательствам, представленным административным органом.
Существенных нарушений процедуры производства по делу и привлечения общества к административной ответственности не установлено. Привлечение заявителя к административной ответственности осуществлено в пределах установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.
С учетом конкретных обстоятельств дела, характера и степени общественной опасности совершенного обществом правонарушения, оснований для признания его малозначительными и освобождения его от административной ответственности в соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ суды не усмотрели.
Правовых оснований для замены назначенного административного штрафа на предупреждение в порядке статей 3,4, 4.1.1 КоАП РФ судами не установлено, поскольку постановлением административной комиссии при Администрации Октябрьского района г. Ижевска от 25.11.2021 N 18ОН001761, общество уже было привлечено к административной ответственности по статье 5 Закона N 57-РЗ, с назначением наказания в виде предупреждения.
Оснований для переоценки данных выводов судов, у суда кассационной инстанции не имеется.
Судами установлено, что назначенное административным органом оспариваемым постановлением наказание в виде штрафа размере 25 000 руб. соответствует санкции, предусмотренной статьей 5 Закона N 57-РЗ.
Между тем, при рассмотрении вопроса об обоснованности назначения административного наказания, установив обстоятельства того, что ООО "Бином" является субъектом малого предпринимательства, отнесено к малому предприятию с 01.08.2016, по состоянию на момент совершения административного правонарушения включено в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, неисполнение обществом оспариваемого постановления, суд первой инстанции применил положения части 2 статьи 4.1.2 КоАП РФ, правомерно посчитав возможным признать постановление административной комиссии от 10.03.2022 N 18ОН002469 о привлечении общества к административной ответственности по статье 5 Закона N 57-РЗ не подлежащим исполнению в части размера штрафа, превышающего 12 500 руб.
В силу статьи 4.1.2 КоАП РФ, введенной Федеральным законом от 26.03.2022 N 70-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", действующей с 06.04.2022, в случае, если санкцией статьи (части статьи) раздела II данного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрено назначение административного наказания в виде административного штрафа лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, административный штраф социально ориентированным некоммерческим организациям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций - получателей поддержки, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, назначается в размере от половины минимального размера (минимальной величины) до половины максимального размера (максимальной величины) административного штрафа, предусмотренного санкцией соответствующей статьи (части статьи) для юридического лица, либо в размере половины размера административного штрафа, предусмотренного санкцией соответствующей статьи (части статьи) для юридического лица, если такая санкция предусматривает назначение административного штрафа в фиксированном размере (часть 2 статьи 4.1.2 КоАП РФ).
Из системного толкования части 2 статьи 1.7, пункта 2 статьи 31.7, статьи 31.8 КоАП РФ, а также разъяснений, содержащихся в пункте 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" и пунктов 1, 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 N 37 "О некоторых вопросах, возникающих при устранении ответственности за совершение публично-правового правонарушения", следует, что после принятия закона, исключающего административную ответственность за содеянное правонарушение, иным образом улучшающее положение лица, привлеченного к административной ответственности, неисполненное (полностью или в части) к моменту вступления в силу такого закона постановление о назначении административного наказания исполнению не подлежит.
При таких обстоятельствах суды правомерно признали постановление административной комиссии от 10.03.2022 N 18ОН002469 о привлечении общества к административной ответственности по статье 5 Закона N 57-РЗ не подлежащим исполнению в части размера штрафа, превышающего 12 500 руб.
Доводы общества, изложенные в кассационной жалобе, выводов судов не опровергают, основаны на ошибочном толковании заявителем норм материального права и, по сути, направлены на переоценку фактических обстоятельств дела, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции в силу статей 286, 287 АПК РФ.
Нормы материального права применены судами правильно. Нарушений норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов, судом кассационной инстанции при рассмотрении данной кассационной жалобы не установлено (пункт 3 статьи 288.2 АПК РФ).
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 288, 288.2 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 20.06.2022 по делу N А71-4866/2022 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.09.2022 по указанному делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Бином" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, обжалованию в соответствии с частью 3 статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не подлежит.
Судья |
Т.П. Ященок |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу статьи 4.1.2 КоАП РФ, введенной Федеральным законом от 26.03.2022 N 70-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", действующей с 06.04.2022, в случае, если санкцией статьи (части статьи) раздела II данного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрено назначение административного наказания в виде административного штрафа лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, административный штраф социально ориентированным некоммерческим организациям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций - получателей поддержки, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, назначается в размере от половины минимального размера (минимальной величины) до половины максимального размера (максимальной величины) административного штрафа, предусмотренного санкцией соответствующей статьи (части статьи) для юридического лица, либо в размере половины размера административного штрафа, предусмотренного санкцией соответствующей статьи (части статьи) для юридического лица, если такая санкция предусматривает назначение административного штрафа в фиксированном размере (часть 2 статьи 4.1.2 КоАП РФ).
Из системного толкования части 2 статьи 1.7, пункта 2 статьи 31.7, статьи 31.8 КоАП РФ, а также разъяснений, содержащихся в пункте 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" и пунктов 1, 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 N 37 "О некоторых вопросах, возникающих при устранении ответственности за совершение публично-правового правонарушения", следует, что после принятия закона, исключающего административную ответственность за содеянное правонарушение, иным образом улучшающее положение лица, привлеченного к административной ответственности, неисполненное (полностью или в части) к моменту вступления в силу такого закона постановление о назначении административного наказания исполнению не подлежит."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 19 декабря 2022 г. N Ф09-9037/22 по делу N А71-4866/2022