Екатеринбург |
|
20 декабря 2022 г. |
Дело N А60-2205/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 декабря 2022 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 декабря 2022 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Сирота Е. Г.,
судей Перемышлева И. В., Гайдука А. А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу товарищества собственников жилья "Зеленый БОР-2, дом 5" на решение Арбитражного суда Свердловской области от 09.06.2022 по делу N А60-2205/2022 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.10.2022 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Ходатайство об отложении судебного заседания, заявленное ТСЖ "Зеленый Бор-2, дом 5", отклоняется судом округа на основании статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Указанные заявителем обстоятельства не препятствуют рассмотрению доводов, приведенных в кассационной жалобе, и не создают препятствий для проверки законности обжалуемых судебных актов. По смыслу статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отложение судебного разбирательства, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 данной статьи, является правом, а не обязанностью арбитражного суда. Неявка в судебное заседание арбитражного суда кассационной инстанции лица, подавшего кассационную жалобу, и других лиц, участвующих в деле, в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие, если они были надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства.
Региональный Фонд содействия капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области заявило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя, которое судом удовлетворено в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Товарищество собственников жилья "Зеленый БОР-2, дом 5" (далее - ТСЖ "Зеленый БОР-2, дом 5", товарищество, истец) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к Региональному фонду капитального ремонта МКД (далее - Региональный Фонд, ответчик) с требованием об обязании ответчика перечислить денежные средства фонда капитального ремонта многоквартирного дома (МКД) по адресу: Свердловская область, город Полевской, микрорайон Зеленый Бор-2, дом 5, в сумме 2 780 973 руб. 99 коп. за период с 01.11.2014 по 05.05.2022 на специальный счет N 40705810616540000275 открытый в ПАО "Сбербанк" (с учетом уточнения, принятого судом первой инстанции в порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 09.06.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.10.2022 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ТСЖ "Зеленый БОР-2, дом 5" просит обжалуемые судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении в полном объеме заявленных требований. Заявитель кассационной жалобы обращает внимание на то, что, несмотря на надлежащее извещение Регионального Фонда об открытии специального счета, он превысил свои полномочия и не выполнил требования о переводе денежных средств на специальный счет в установленные законом сроки, аргументировав это тем, что протокол "оформлен с нарушениями". Кассатор указывает на принятие в июле 2021 года общим собранием собственников МКД решения о самостоятельном распоряжении собственниками денежными средствами по строке "капитальный ремонт", соответственно, неперечисление Региональным Фондом денежных средств на специальный счет ТСЖ "Зеленый Бор-2, дом 5" является незаконным.
В отзыве на кассационную жалобу Региональный Фонд просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке, предусмотренном статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции не нашел оснований для их отмены.
Как установлено судами и следует из материалов дела, в управлении ТСЖ "Зеленый Бор-2, дом 5" находится многоквартирный дом (МКД), расположенный по адресу: Свердловская область, г. Полевской, мкр. Зеленый Бор-2, дом 5.
В ноябре 2015 года в ТСЖ "Зеленый Бор-2, дом 5" было проведено общее собрание собственников. Главным вопросом повестки было принятие решения о создании специального счета для формирования фонда капитального ремонта многоквартирного дома. Решение о создании специального счета было принято. Протокол общего собрания был направлен в Сбербанк, специальный счет N 40705810616540000275 был открыт. Региональный Фонд был надлежащим образом извещен об открытии специального счета.
В июле 2021 года в ТСЖ "Зеленый Бор-2, дом 5" было проведено общее собрание собственников, на котором собственники подтвердили, что средствами по строке "капремонт" они будут распоряжаться самостоятельно. Протокол направлен в Государственную жилищную инспекцию, размещен в Государственной системе жилищно-коммунального хозяйства (далее - ГИС ЖКХ).
ТСЖ "Зеленый БОР-2, дом 5", ссылаясь на то, что Региональный Фонд не выполнил требования закона о переводе денег на специальный счет в установленное законом сроки, обратилось в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
Возражая против удовлетворения иска, ответчик указал на то, что специального счета у МКД не имеется, как и оснований для перечисления денежных средств.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции поддержал выводы суда первой инстанции.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Статьей 170 названного Кодекса предусмотрено, что взносы на капитальный ремонт, уплаченные собственниками помещений в многоквартирном доме, проценты, уплаченные собственниками таких помещений в связи с ненадлежащим исполнением ими обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, проценты, начисленные за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете, образуют фонд капитального ремонта.
В соответствии с частью 3 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта: 1) перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете; 2) перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора.
Исходя из выбранного способа формирования фонда капитального ремонта денежные средства собственников жилых помещений аккумулируются на счетах регионального оператора либо на специальном счете собственников помещений многоквартирного дома.
Частью 7 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в срок, установленный частями 5 и 5.1 данной статьи, не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован в установленный частями 5 и 5.1 указанной статьи срок, и в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 189 названного Кодекса, орган местного самоуправления принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого дома на счете регионального оператора.
На территории Свердловской области региональная программа капитального ремонта (в первоначальной редакции) утверждена Постановлением Правительства Свердловской области от 22.04.2014 N 306-ПП и опубликована 29.04.2014 на официальном интернет-портале правовой информации Свердловской области (http://www.pravo.gov66.ru).
Информацию о включении многоквартирного дома N 5 мкр. Зеленый Бор-2 в г. Полевской в региональную программу капитального ремонта в действующей редакции программы содержит пункт 8197 перечня домов по муниципальному образованию Полевской городской округ
Согласно части 2 статьи 175 Жилищного кодекса Российской Федерации владельцем специального счета может быть, в том числе товарищество собственников жилья, осуществляющее управление многоквартирным домом и созданное собственниками помещений в одном многоквартирном доме или нескольких многоквартирных домах, в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 136 настоящего Кодекса.
В силу части 3 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта:
1) перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете (далее - формирование фонда капитального ремонта на специальном счете);
2) перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора (далее - формирование фонда капитального ремонта на счете регионального оператора).
В силу части 4 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в качестве способа формирования фонда капитального ремонта выбрали формирование его на специальном счете, решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должны быть определены: размер ежемесячного взноса на капитальный ремонт, который не должен быть менее чем минимальный размер взноса на капитальный ремонт, установленный нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации; владелец специального счета; кредитная организация, в которой будет открыт специальный счет.
В силу пункта 3.1 статьи 175 Жилищного кодекса Российской Федерации решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете должно содержать также решение о выборе лица, уполномоченного на оказание услуг по представлению платежных документов, в том числе с использованием системы, на уплату взносов на капитальный ремонт на специальный счет, об определении порядка представления платежных документов и о размере расходов, связанных с представлением платежных документов, об определении условий оплаты этих услуг. При этом выбор уполномоченного лица, указанного в настоящем пункте, осуществляется по согласованию с ним.
Решение о прекращении формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора и формировании фонда капитального ремонта на специальном счете вступает в силу через один год после направления региональному оператору решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в соответствии с частью 4 настоящей статьи, если меньший срок не установлен законом субъекта Российской Федерации (часть 5 статьи 173 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Иными словами, право фонда распоряжаться имуществом, сложившимся из взносов собственников помещений, существенно ограничено законодателем, вследствие чего при наличии решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятого в порядке части 5 статьи 173 Жилищного кодекса Российской Федерации, не отвечающего критериям ничтожности и не оспоренного в судебном порядке, у фонда отсутствуют законные основания удерживать рассматриваемое имущество.
Сама по себе реализация собственниками помещений в многоквартирном доме права выбора способа формирования фонда капитального ремонта не может рассматриваться как нарушение прав и законных интересов Фонда.
Как усматривается из материалов дела, 03.12.2015 в Фонд поступили направленные товариществом копия протокола от 15.11.2015 N 3 внеочередного общего собрания товарищества собственников жилья "Зеленый Бор-2, дом 5", расположенного по адресу: г. Полевской, микрорайон Зеленый Бор-2, дом 5", проведенного в форме заочного голосования, с решением об изменении способа формирования фонда капитального ремонта дома и открытии специального счета, а также копия справки от 01.12.2015 об открытии счета в специализированном дополнительном офисе N 7003/0920 Свердловского отделения N 7003 ПАО "Сбербанк России".
На основании письма от 24.12.2015 исх. N 02-02/5636-15 Фонд вернул копию протокола, информировал председателя правления ТСЖ "Зеленый Бор-2, дом 5" о невозможности внесения сведений в реестр специальных счетов с указанием на то, что в соответствии с протоколом общего собрания собственников от 15.11.2015 N 3 владельцем специального счета определен Кокорин И.Ю., что не соответствует требованиям части 2 статьи 175 Жилищного кодекса Российской Федерации к лицу, уполномоченному на открытие специального счета и совершение операций с денежными средствами, находящимися на специальном счете. Кроме того, кредитная организация, в которой согласно решению собственников подлежал открытию счет (Уралтрансбанк), не соответствует требованиям части 2 статьи 176 Жилищного кодекса Российской Федерации (ПАО "Уралтрансбанк" отсутствует в списке кредитных организаций).
При рассмотрении заявленных требований судами установлено, что сведений об открытии специального счета в ПАО "Сбербанк" протокол собрания собственников не содержит, иных решений общего собрания собственников помещений в МКД по вопросам формирования фонда капитального ремонта в Фонд не поступало, в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ) не размещено, иных уведомлений об изменении способа формирования фонда капитального ремонта в отношении МКД в Фонд не поступало.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, учитывая, что несоответствия, на которые указывал Фонд в письме от 24.12.2015, не устранены, при отсутствии надлежащего решения об изменении способа формирования фонда капитального ремонта дома собственниками МКД, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу об отсутствии оснований для перечисления денежных средств на специальный счет фонда капитального ремонта многоквартирного дома.
Доводы заявителя кассационной жалобы являлись предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую правовую оценку и мотивированно были отклонены как недоказанные в порядке статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Принимая во внимание указанные выше конкретные обстоятельства по делу, суд кассационной инстанции пришел к выводу, что доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судами при рассмотрении дела и влияли на обоснованность и законность судебных актов, в связи с чем не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов.
Представленные в материалы дела доказательства исследованы судами первой и апелляционной инстанций в совокупности с учетом положений статей 67, 68, 71, 75 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Основания для переоценки доказательств и сделанных на их основании выводов у суда кассационной инстанции отсутствуют в соответствии с положениями статьи 286, части 2 статьи 287 названного Кодекса и правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума от 05.03.2013 N 13031/12.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 09.06.2022 по делу N А60-2205/2022 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.10.2022 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу товарищества собственников жилья "Зеленый БОР-2, дом 5" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.Г. Сирота |
Судьи |
И.В. Перемышлев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Решение о прекращении формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора и формировании фонда капитального ремонта на специальном счете вступает в силу через один год после направления региональному оператору решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в соответствии с частью 4 настоящей статьи, если меньший срок не установлен законом субъекта Российской Федерации (часть 5 статьи 173 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Иными словами, право фонда распоряжаться имуществом, сложившимся из взносов собственников помещений, существенно ограничено законодателем, вследствие чего при наличии решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятого в порядке части 5 статьи 173 Жилищного кодекса Российской Федерации, не отвечающего критериям ничтожности и не оспоренного в судебном порядке, у фонда отсутствуют законные основания удерживать рассматриваемое имущество.
...
На основании письма от 24.12.2015 исх. N 02-02/5636-15 Фонд вернул копию протокола, информировал председателя правления ТСЖ "Зеленый Бор-2, дом 5" о невозможности внесения сведений в реестр специальных счетов с указанием на то, что в соответствии с протоколом общего собрания собственников от 15.11.2015 N 3 владельцем специального счета определен Кокорин И.Ю., что не соответствует требованиям части 2 статьи 175 Жилищного кодекса Российской Федерации к лицу, уполномоченному на открытие специального счета и совершение операций с денежными средствами, находящимися на специальном счете. Кроме того, кредитная организация, в которой согласно решению собственников подлежал открытию счет (Уралтрансбанк), не соответствует требованиям части 2 статьи 176 Жилищного кодекса Российской Федерации (ПАО "Уралтрансбанк" отсутствует в списке кредитных организаций)."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 20 декабря 2022 г. N Ф09-8433/22 по делу N А60-2205/2022